8"/50 (203-мм) пушка

 

Орудие было разработано фирмой Виккерса и обознача­лось четырехзначным номером с буквой «а» на конце, типа 1201а — 1645а. Эти же пушки, изготовленные на ОСЗ, имели некоторые отличия и двузначный номер.

Ствол состоял из внутренней трубы, трех рядов скрепляю­щих цилиндров, кожуха и казенника. Нарезы постоянной крутиз­ны, глубина нарезов 1,52 мм. Затвор поршневой, двух типов — системы Виккерса (на всех пушках Виккерса и части ОСЗ) и сис­темы ОСЗ (на части пушек ОСЗ). Длина ствола 10 160/50 мм/ клб, длина нарезной части 8167 мм, длина хода нарезов 29,89 клб. Вес затвора 256,8 кг, вес ствола с затвором 14397 кг.

Отстрел первой изготовленной в Англии 8"/50 пушки был произведен в 1905 году. ОСЗ закончил сдачу орудий в 1911 году, но в 1914 году производство возобновили, и в годы вой­ны ОСЗ сдал 19 орудий.

8"/50 пушки установили на КР «Рюрик» (8 шт. в башнях), на ЛК «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» (по 14 ору­дий, из них 8 в башнях и 6 в казематах), на ЛК «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» (по 4 орудия в казематах). Кроме того, 8"/50 пушками перевооружались старые броненосцы «Синоп» и «Петр Великий» (по 4 щитовые установки). В 1915 году на КР «Россия» были установлены 6 8"/50 пушек вместо 4 8"/45.

С 1915 года 8"/50 пушки использовались в качестве бере­говых орудий в двухорудийных башнях и в одноорудийных щи­товых установках. В годы гражданской войны 8"/50 пушки размещали на ПБ (баржах) и железнодорожных установках.

В начале 20-х годов все 8"/50 пушки с кораблей сняли. На 22 июня 1941 года в береговой обороне имелось 36 таких ору­дий на стационарных и 2 на железнодорожных установках.

В начале 30-х годов свыше десятка 8"/50 пушек были перестволены в 180/60-мм. Первая из них (№ 1203а) использо­валась как опытная для подбора зарядов к 180/60-мм пушке Б-1К, а остальные — в береговых установках МО-8-180. В 1933 году начали работы по переделке пушки № 1203а в 190-мм полигональное орудие.

В боекомплект 8"/50 пушек входили снаряды: полуброне­бойный обр. 1907 г. весом 112,2 кг, длиной 3,9 клб, вес ВВ — 12,1 кг, взрыватель МРД или обр. 1913 г.; фугасный обр. 1907 г. весом 112,2 кг, длиной 3,97 клб, вес ВВ — 15,0 кг, взрыватель обр.1913 г.; полубронебойный обр.1913 г. весом 139,2 кг, дли­ной 4,75 клб, вес ВВ — 15,3 кг, взрыватель МРД или обр. 1913 г.; полубронебойный обр. 1915 г. весом 112,2 кг, длиной 3,9 клб, вес ВВ — 7,09 кг, взрыватель МРД или обр.1913 г.

В 1915— 1916 годах в состав боекомплекта ввели шрап­нель и ныряющий снаряд. Шрапнель— вес 116,8 кг, длина 3,86 клб, трубка 45-секундная или ТМ-10. Ныряющий снаряд дли­ной 5,0 клб имел чашкообразный наконечник. Заряжание ору­дий картузное, вес боевого заряда 39 — 40 кг марки 203/50 (для шрапнели — 37 кг).

Для снарядов обр. 1907 г. Vo= 807,7 м/с, дальность 14450 м при угле 20° и 17924м при угле°40°53'. Для снарядов обр. 1913 г. Vo= 792,5 м/с, дальность 18 290 м при угле + 19°50' и 24 692 м при 41°13'. Для снаряда обр.1915 г. Vo = 807,7 м/с, дальность 16 827 м при угле 19°43' и 21 034 м при 41°. Для шрапнели V0 = 746,8 м/с, дальность 14 083 м при 20°19' и 17 376 м при макси­мальной установке трубки.

8"/50 двухорудийные башенные установки для КР «Рюрик» были изготовлены в Англии на заводе Виккерса. Тормоз отка­та гидравлический, накатник пружинный. Длина отката нормаль­ная 483 мм, максимальная 533 мм. Вертикальное наведение производится одним э/д мощностью 2,5 л.с., горизонтальное — двумя э/д мощностью по 10 л.с. Угол ВН -5°...+25°, угол ГН ±135°, скорость ВН и ГН 2 град/с. Подъемный механизм имел одну зубчатую дугу.

Угол заряжания -5°...+5°. Открывание затвора и досылка снарядов ручная, скорострельность до 3 выстр./мин. Толщина вертикальной брони 178 мм, крыши 51 мм.

Испытания 8"/50 башен «Рюрика» начались 27 сентября 1908 года.

В декабре 1904 года МЗ приступил к проектированию 8"/ 50 двухорудийных башенных установок для ЛК типа «Андрей Первозванный». Принципиально установки мало отличались от башен «Рюрика». Угол ВН -5°...+25°. Подъемный механизм имел одну зубчатую дугу. ВН производилось с помощью двух э/д по 2 л.с., а ГН — одним мощностью 9,5 л.с. Скорости ВН и ГН — 3 град/с. Скорострельность до 3 выстр./мин. Толщина вер­тикальной брони 152 мм, крыши — 127 мм. Боекомплект носо­вых башен 219 выстрелов, кормовых— 195.

Башенные установки были испытаны на «Андрее Перво­званном» 24 октября 1910 года, а на «Павле I» — 6 октября 1911 года. В декабре начались работы по установке муфт Дженни для вертикального и горизонтального наведения. Нормальное функционирование удалось обеспечить лишь весной 1913 года.

В декабре 1906 года МЗ представил проект 8"/50 станков на центральном штыре для ЛК «Андрей Первозванный», «Па­вел I», «Иоанн Златоуст» и «Евстафий». Угол ВН -5°...+20°, угол ГН 120° или 360°. В отличие от башенных станков меха­низм ВН был винтовой. Тормоз отката гидравлический, вере­тенного типа. Накатник пружинный. Длина отката 560 мм. Вы­сота линии огня от палубы 1499 мм. Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов 2159 мм. Все действия на ус­тановке производились вручную.

Вес откатывающихся частей (с пушкой) 25 553 кг, вес башнеподобного щита 6159 кг. Вес всей установки 39 985 кг.