9" пушки обр.1867 г.

 

Для вооружения башенных броненосных лодок в 1863 году Морское министерство заказало Круппу 24 9" пушки. Так как Крупп в то время не брался отливать сплошных стальных ору­дий такого калибра, приняли решение изготовить стальной ствол весом 7142 кг и надеть на его казенную часть чугунную оболочку весом 5307 кг.

В 1864 году было поставлено 22 9" гладкоствольные пушки Круппа. 9 башенных лодок (кроме «Единорога» и «Смерча») вооружались 9" гладкоствольными пушками. Остальные исполь­зовались для опытов, в том числе две оказались неудачно на­резаны на Ижорском заводе, и их рассверлили до калибра 10,75".

В марте 1865 года Крупп предложил переделать 9" глад­коствольные пушки, снять чугунную оболочку и заменить ее двумя рядами стальных колец. В конце 1868 года 19 орудий отправили на переделку к Круппу, в следующем году их воз­вратили в Россию.

На 22 9" скрепленные пушки нового чертежа для флота за­каз Круппу был выдан в июле 1868 года.

В 1870 году Морское ведомство имело 9" пушек Круппа (кроме пробных): переделанных из гладкоствольных— 19; но­вого чертежа — 22 (№ 43 — 64).

Первые находились на фрегате «Князь Пожарский», двухбашенных лодках «Русалка» и «Чародейка» и на одном мони­торе, а вторые — на башенных фрегатах.

В ноябре 1876 года Морское ведомство уступило Военно­му ведомству 12 явно негодных 9" пушек Круппа. Так, например, № 20 была снята с монитора «Стрелец» из-за появив­шихся трещин.

В начале 70-х годов по чертежам Круппа началось произ­водство 9" пушек обр. 1867 г. на ОСЗ. К 1879 году в Морском ведомстве насчитывалось 30 9" пушек Круппа и 11 9" пушек ОСЗ.

9" пушки обр. 1867 г. постепенно переделывались в орудия обр. 1877 г. К 1890 году на судах БФ было только 18 9" пушек обр. 1867 г., в запасе их не было совсем.

9" пушки обр. 1867 г. скреплялись двумя рядами колец (у переделанных пушек 16 колец, у новых 21). Замки клино­вые, цилиндропризматические. Длина орудия 4572/20 мм/клб (переделанные — 3962/17,3 мм/клб). Число нарезов 32, глуби­на нарезов 2,8 мм. Вес пушек с замком: переделанных— 12711 кг, Круппа новых — 15 070 кг, ОСЗ — 15 225 кг.

В б/к 9" пушки обр. 1867 г. входили снаряды со свинцо­вой оболочкой весом 122 — 124 кг и длиной 2 — 2,5 клб. Сна­ряды обыкновенного чугуна содержали 3,5 — 4,5 кг черного пороха, трубка ударная. Снаряды закаленного чугуна (бро­небойные) содержали 0,8 кг черного пороха, взрывателя не было.

9" стальные снаряды со свинцовой оболочкой прошли ис­пытания, но распространения не получили. То же касается и 9" снарядов с тремя медными поясками, испытанных в 80-х годах.

Картечь была принята 24 ноября 1876 года. Ее вес 79,44 кг, она содержала 72 пули диаметром 55,4 мм, вес пули 836 г. Заряды к 9" переделанным из гладкоствольных пуш­кам были весом 19,45 кг (47,5 фн) артиллерийского пороха. Vo = 386 м/с. Заряды к 9" пушкам нового чертежа Круппа и ОСЗ следующие: заряд 30,7 кг (75 фн) ПП пл.1,75 для снаря­дов со свинцовой оболочкой, V0 = 447 м/с, ими разрешалось стрелять только в военное время; с 70-х годов основным был заряд 21,Зкг (52 фн) ПП пл.1,69, VD = 409 м/с, дальность 3704 м при угле +8°40' и 6400 м при +19°.

Для КР «Пожарский» генерал-майор Пестич спроекти­ровал 9" железный бортовой станок поворотной системы. Подъемный механизм — двойной винт. Угол ВН —4°...+8,5°. Время подъема станка с -4° до +8° составляло 2 мин 15 с. Длина канала 2337 мм, ширина 1454 мм. Длина платформы 4267 мм, ширина 1530 мм. Угол наклона платформы 1,5°. Расстояние от палубы до нижнего косяка порта 762 мм. Величина порта в свету 984,6 мм. Вес станка 2602 кг. Вес платформы 2641 кг.

Впервые в русском флоте на мониторе «Смерч» примени­ли башни системы Кольза. Первоначально в каждой башне устанавливалось .по два 60-фн орудия № 1. В 1867 году «Смерч» получил две 8" крупповские пушки обр. 1867 г. В 1870 году — две 9" пушки обр. 1867 г., изготовленные ОСЗ. Станки с 9" пушками были так сопряжены с амбразурами, что макси­мальный угол возвышения вперед составлял 2,5°, что соот­ветствовало 1296 м (7 кбт), а перпендикулярно борту 1,5°, то есть 740 м (4 кбт).

Рассматривался вариант перевооружения «Смерча» четырь­мя 8"/35 пушками, но потом решено было оставить 9" пушки, а в 1887 году, чтобы увеличить угол возвышения орудий, станки подняли.

Диаметр башни (внешний) 6700 мм, толщина вертикаль­ной брони 114 мм.

На однобашенных мониторах ставили башни системы Эриксона. С 1865 года по 1867 — 1868 годы их вооружали 9" глад­коствольными пушками с чугунной оболочкой, а затем заме­нили 15" чугунными гладкоствольными орудиями (кроме мо­нитора «Единорог», перевооруженного 10,75" гладкоствольны­ми пушками). Позже приступили к перевооружению монито­ров 9" пушками обр.1867 г. Последние 15" пушки сняли в 1873 году.

Всей массой башня опиралась на опорное палубное коль­цо. Для поворота она поднималась на центральной опорной колонне диаметром 305 мм. Колонна опиралась на днищевой фундамент, после поворота башни вновь опускалась.

На мониторе «Колдун» с 1873 по 1876 год проводились опыты по подъему башни с помощью гидравлического подъ­емника, изготовленного по американским чертежам. Первые испытания оказались неудовлетворительными из-за конструк­ции самого подъемника. В 1875 году после ряда переделок испытания продолжили. Башню поднимали 24 раза, время подъема составляло от 3 до 7 мин, что также признали не--удовлетворительным. Опыты были прекращены.

Станки в башнях изготовлялись по американским чертежам. Компрессор струнный. Подъемный механизм для гладкостволь­ных пушек имел одиночный винт, проходивший через винград орудия и упиравшийся в «хвост» станка. При установке 9" перед­них орудий первоначально использовался двойной винт. Матка для винтов подъемного механизма крепилась к донной доске скобой. Позже двойной винт заменили зубчатой дугой, которая располагалась у правого орудия справа, а у левого слева.

Угол ВН (для 9" пушек однобашенных мониторов) —4°...+9°. Мертвый угол на корму 40°. Высота оси цапф над полом баш­ни 1283 мм. Длина отката максимальная 1905 мм. Вес станка 3767 кг. Внутренний диаметр башни 6380 мм. Высота башни 2743 мм. Мощность, необходимая для пово­рота башни, 15 л.с.

На двухбашенных лодках и башенных фрегатах устанавливались станки Пестича, первоначально спроектированные для 15" пушек. Подъемный механизм одинаков с однобашенным станком. С установкой 9" пушек был применен сначала двойной винт, а затем зубчатая дуга.

Угол ВН (для 9" пушек) -4°...+8,5°. Высота оси цапф над палубой 1625 мм. Длина отката максимальная (для 9" пушки) 2440 мм. Вес станка 3669 - 3767 кг.

Первый гидравлический компрессор в нашем флоте испы­тали в 1874 году на 9" башенном станке Пестича. Компрессор имел один цилиндр, соединенный с рамой, а шток его крепился к станку. При стрельбе 9" пушка обр. 1867 г. при заряде 16,4 кг ПП давала откат от 1067 до 1278 мм.