9" пушки обр.1867 г.
Для вооружения башенных броненосных лодок в 1863 году Морское министерство заказало Круппу 24 9" пушки. Так как Крупп в то время не брался отливать сплошных стальных орудий такого калибра, приняли решение изготовить стальной ствол весом 7142 кг и надеть на его казенную часть чугунную оболочку весом 5307 кг.
В 1864 году было поставлено 22 9" гладкоствольные пушки Круппа. 9 башенных лодок (кроме «Единорога» и «Смерча») вооружались 9" гладкоствольными пушками. Остальные использовались для опытов, в том числе две оказались неудачно нарезаны на Ижорском заводе, и их рассверлили до калибра 10,75".
В марте 1865 года Крупп предложил переделать 9" гладкоствольные пушки, снять чугунную оболочку и заменить ее двумя рядами стальных колец. В конце 1868 года 19 орудий отправили на переделку к Круппу, в следующем году их возвратили в Россию.
На 22 9" скрепленные пушки нового чертежа для флота заказ Круппу был выдан в июле 1868 года.
В 1870 году Морское ведомство имело 9" пушек Круппа (кроме пробных): переделанных из гладкоствольных— 19; нового чертежа — 22 (№ 43 — 64).
Первые находились на фрегате «Князь Пожарский», двухбашенных лодках «Русалка» и «Чародейка» и на одном мониторе, а вторые — на башенных фрегатах.
В ноябре 1876 года Морское ведомство уступило Военному ведомству 12 явно негодных 9" пушек Круппа. Так, например, № 20 была снята с монитора «Стрелец» из-за появившихся трещин.
В начале 70-х годов по чертежам Круппа началось производство 9" пушек обр. 1867 г. на ОСЗ. К 1879 году в Морском ведомстве насчитывалось 30 9" пушек Круппа и 11 9" пушек ОСЗ.
9" пушки обр. 1867 г. постепенно переделывались в орудия обр. 1877 г. К 1890 году на судах БФ было только 18 9" пушек обр. 1867 г., в запасе их не было совсем.
9" пушки обр. 1867 г. скреплялись двумя рядами колец (у переделанных пушек 16 колец, у новых 21). Замки клиновые, цилиндропризматические. Длина орудия 4572/20 мм/клб (переделанные — 3962/17,3 мм/клб). Число нарезов 32, глубина нарезов 2,8 мм. Вес пушек с замком: переделанных— 12711 кг, Круппа новых — 15 070 кг, ОСЗ — 15 225 кг.
В б/к 9" пушки обр. 1867 г. входили снаряды со свинцовой оболочкой весом 122 — 124 кг и длиной 2 — 2,5 клб. Снаряды обыкновенного чугуна содержали 3,5 — 4,5 кг черного пороха, трубка ударная. Снаряды закаленного чугуна (бронебойные) содержали 0,8 кг черного пороха, взрывателя не было.
9" стальные снаряды со свинцовой оболочкой прошли испытания, но распространения не получили. То же касается и 9" снарядов с тремя медными поясками, испытанных в 80-х годах.
Картечь была принята 24 ноября 1876 года. Ее вес 79,44 кг, она содержала 72 пули диаметром 55,4 мм, вес пули 836 г. Заряды к 9" переделанным из гладкоствольных пушкам были весом 19,45 кг (47,5 фн) артиллерийского пороха. Vo = 386 м/с. Заряды к 9" пушкам нового чертежа Круппа и ОСЗ следующие: заряд 30,7 кг (75 фн) ПП пл.1,75 для снарядов со свинцовой оболочкой, V0 = 447 м/с, ими разрешалось стрелять только в военное время; с 70-х годов основным был заряд 21,Зкг (52 фн) ПП пл.1,69, VD = 409 м/с, дальность 3704 м при угле +8°40' и 6400 м при +19°.
Для КР «Пожарский» генерал-майор Пестич спроектировал 9" железный бортовой станок поворотной системы. Подъемный механизм — двойной винт. Угол ВН —4°...+8,5°. Время подъема станка с -4° до +8° составляло 2 мин 15 с. Длина канала 2337 мм, ширина 1454 мм. Длина платформы 4267 мм, ширина 1530 мм. Угол наклона платформы 1,5°. Расстояние от палубы до нижнего косяка порта 762 мм. Величина порта в свету 984,6 мм. Вес станка 2602 кг. Вес платформы 2641 кг.
Впервые в русском флоте на мониторе «Смерч» применили башни системы Кольза. Первоначально в каждой башне устанавливалось .по два 60-фн орудия № 1. В 1867 году «Смерч» получил две 8" крупповские пушки обр. 1867 г. В 1870 году — две 9" пушки обр. 1867 г., изготовленные ОСЗ. Станки с 9" пушками были так сопряжены с амбразурами, что максимальный угол возвышения вперед составлял 2,5°, что соответствовало 1296 м (7 кбт), а перпендикулярно борту 1,5°, то есть 740 м (4 кбт).
Рассматривался вариант перевооружения «Смерча» четырьмя 8"/35 пушками, но потом решено было оставить 9" пушки, а в 1887 году, чтобы увеличить угол возвышения орудий, станки подняли.
Диаметр башни (внешний) 6700 мм, толщина вертикальной брони 114 мм.
На однобашенных мониторах ставили башни системы Эриксона. С 1865 года по 1867 — 1868 годы их вооружали 9" гладкоствольными пушками с чугунной оболочкой, а затем заменили 15" чугунными гладкоствольными орудиями (кроме монитора «Единорог», перевооруженного 10,75" гладкоствольными пушками). Позже приступили к перевооружению мониторов 9" пушками обр.1867 г. Последние 15" пушки сняли в 1873 году.
Всей массой башня опиралась на опорное палубное кольцо. Для поворота она поднималась на центральной опорной колонне диаметром 305 мм. Колонна опиралась на днищевой фундамент, после поворота башни вновь опускалась.
На мониторе «Колдун» с 1873 по 1876 год проводились опыты по подъему башни с помощью гидравлического подъемника, изготовленного по американским чертежам. Первые испытания оказались неудовлетворительными из-за конструкции самого подъемника. В 1875 году после ряда переделок испытания продолжили. Башню поднимали 24 раза, время подъема составляло от 3 до 7 мин, что также признали не--удовлетворительным. Опыты были прекращены.
Станки в башнях изготовлялись по американским чертежам. Компрессор струнный. Подъемный механизм для гладкоствольных пушек имел одиночный винт, проходивший через винград орудия и упиравшийся в «хвост» станка. При установке 9" передних орудий первоначально использовался двойной винт. Матка для винтов подъемного механизма крепилась к донной доске скобой. Позже двойной винт заменили зубчатой дугой, которая располагалась у правого орудия справа, а у левого слева.
Угол ВН (для 9" пушек однобашенных мониторов) —4°...+9°. Мертвый угол на корму 40°. Высота оси цапф над полом башни 1283 мм. Длина отката максимальная 1905 мм. Вес станка 3767 кг. Внутренний диаметр башни 6380 мм. Высота башни 2743 мм. Мощность, необходимая для поворота башни, 15 л.с.
На двухбашенных лодках и башенных фрегатах устанавливались станки Пестича, первоначально спроектированные для 15" пушек. Подъемный механизм одинаков с однобашенным станком. С установкой 9" пушек был применен сначала двойной винт, а затем зубчатая дуга.
Угол ВН (для 9" пушек) -4°...+8,5°. Высота оси цапф над палубой 1625 мм. Длина отката максимальная (для 9" пушки) 2440 мм. Вес станка 3669 - 3767 кг.
Первый гидравлический компрессор в нашем флоте испытали в 1874 году на 9" башенном станке Пестича. Компрессор имел один цилиндр, соединенный с рамой, а шток его крепился к станку. При стрельбе 9" пушка обр. 1867 г. при заряде 16,4 кг ПП давала откат от 1067 до 1278 мм.