10"/45 пушка

 

В 1891 — 1892 годах Морское и Сухопутное ведомства ре­шили принять единую 10"/45 пушку. Иначе чем косностью мыш­ления адмиралов и генералов объяснить это нельзя. Адмира­лы приняли решение с опозданием на 5 лет скопировать анг­лийский броненосец «Центурион», генералы же, с одной сто­роны, мечтали о мощной дальнобойной береговой пушке, а с другой стороны, боялись современных станков с откатом по оси орудия и еще больше электрических приводов наведения орудия и подачи снарядов. Вдобавок первые вознамерились сэкономить на весе орудий и получили непрочные стволы. В результате баллистические данные морских пушек резко упа­ли. Вторые на весе ствола экономить не стали, и баллистика береговых орудий получилась лучше, чем у морских. Но зато 10" береговые орудия оказались на примитивных лафетах и имели очень низкую скорострельность.

Производство 10"/45 пушек велось на ОСЗ. К 1 мая 1901 года завод сдал Морскому ведомству 30 таких пушек.

Длина пушки составляла 11 430/45 мм/клб, длина канала 10983/43,2 мм/клб, длина нарезной части 9045 мм. Крутизна нарезов постоянная 30 клб (однако у части пушек была пере­менная, у дула 25 клб). Число нарезов 68, глубина нарезов 1,27 мм. Вес поршневого замка 400 кг. Вес орудия с замком колебался от 22,5 т (у «Пересвета» и «Ростислава») до 27,617 т (у «Победы»). В отличие от 10"/45 береговых пушек морские орудия не имели цапф.

В б/к пушек входили равновесные снаряды (225,2 кг) дли­ной 3,1 —4,0 клб, унифицированные с боеприпасами 10"/45 береговой пушки. Для боевых стрельб использовались только стальные снаряды. Снаряды обыкновенного чугуна при стрельбе боевыми зарядами часто раскалывались при вы­лете из дула. Поэтому их использовали только для практи­ческих стрельб. Для большинства пушек был принят заряд 65,6 кг бездымного пороха с V0 = 693 м/с и дальностью 16836м при +35°. Пушки «Победы» имели Vo = 777 м/с и дальность 20 486 м при +30°.

10"/45 башенные установки для броненосцев береговой обо­роны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адми­рал Апраксин» изготовили на Путиловском заводе. Компрессор станков гидравлический, а накатник гидропневматический. На «Ушакове» и «Сенявине» ВН осуществлялось посредством двух гидравлических цилиндров, наполненных водой, штоки которых прикреплялись к качающимся рамам. Был и резервный механизм с ручным приводом и зубчатой дугой. Угол ВН -5°-...+15°. ГН так­же имело гидравлический и ручной приводы. Угол ГН 270°. Тол­щина вертикальной брони 178 мм. На «Апраксине» впервые в русском флоте приводы ВН и ГН делались электрическими. Угол ВН —5°...+35°. Вес башни на «Апраксине» 244 т.

Испытания башен стрельбой : «Сенявин» — июль 1897 года; «Ушаков» — сентябрь 1897 года; «Апраксин» — июль-август 1899 года.

Проект 10"/45 башенных установок для БР «Пересвет» и «Ослябя» был представлен МЗ 8 января 1896 года. Первую из них изготовили в июне 1898 года. Стрельбы на «Пересвете» и «Ослябе» прошли в 1901 году.

Компрессор станка гидравлический, накатник гидропнев­матический. Цилиндры противооткатных устройств при откате оставались неподвижными. Приводы наведения электричес­кие. Подъемный механизм винтовой. Вращение башни произ­водилось цепями Галля. Действия с замком — от электропри­вода или вручную при угле +2°.

Угол ВН —5°...+35°. Угол ГН (носовой и кормовой башни) 270°. Вес станка без орудия 14 824 кг. Вес носовой башни (по ТУ) 420 т, кормовой 370 т. Башню обслуживали 10 э/д общей мощностью 84 л.с.

Для БР «Победа» башни изготавливались Путиловским за­водом по тем же техническим условиям и имели небольшие отличия от башен МЗ. В частности, подъемный механизм имел зубчатый сектор, а не винт, а поворот башни осуществлялся шестерней, связанной с зубчатым погоном.