11" пушка обр.1867 г.

 

В 1869 году Морское ведомство заказало Круппу четыре 11" пушки обр.1867 г. (№ 73, 74, 75 и 77). Они были доставле­ны в августе 1871 года; две — № 73 и 74 установили на поповке «Новгород». Кроме этих четырех пушек в 1877 году ГАУ пе­редало Морскому ведомству на время такую же пушку за № 4 для испытаний снарядов с медными поясками.

Первую пробную 11" пушку № 332 отлили на Обуховском заводе в начале 1872 года и отделали в 1873-м. Испытания про­шли в конце 1873 года в заводском туннеле, на специальном станке. Затем их установили на КЛ «Ёрш». Позже ОСЗ изгото­вил еще 8 пушек, которыми вооружили башенные фрегаты.

В 1881 году на ОСЗ направили снятую с фрегата «Адмирал Чичагов» пушку № 269 для переделки в орудие обр. 1877 г. В том же году АО МТК решило переделать и крупповские пушки № 75 и 77.

11" пушки Круппа были скреплены тремя рядами колец (все­го 23 кольца). Длина орудия 5588/20 мм/клб, длина скреплен­ной части 2642 мм, длина канала 4750/17 мм/клб, длина на­резной части 3480 мм. Число нарезов 70, глубина нарезов 3,429 мм. Вес цилиндропризматического клинового замка 1000 кг. Вес орудия с замком 25 979 кг. Орудия, изготовленные ОСЗ, отличались тем, что скреплялись кольцами до дула. Вес пушки ОСЗ с затвором 28 698 кг.

В б/к 11" пушки обр. 1867 г. входили снаряды со свинцовой оболочкой длиной 2,5 клб. Снаряды обыкновенного чугуна име­ли вес 222 кг, вес ВВ 7,45 кг черного пороха, снаряды зака­ленного чугуна имели вес 225,2 кг, вес ВВ 3,28 кг черного по­роха. Картечь была принята 24 ноября 1876 года; ее вес 98,28 кг. Число пуль 95. Диаметр пули 55,4 мм. Вес пули 0,836 кг. Заряд к картечи 18,02 кг ПП. Для пушек Круппа использовали заряды 36,4 - 37,5 кг ПП пл. 1,69 с V0 = 392 м/с и дальностью 3704 м при угле +9,5°, а для пушек ОСЗ заряд составлял 41 кг ПП пл.1,69с У0=404м/с.

На башенных фрегатах «Адмирал Грейг», «Адмирал Лаза­рев», «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов» после пере­вооружения установили 11" пушки обр.1867 г. (а затем 11" пуш­ки обр. 1877 г.) на станках системы Пестича, по одному в баш­не. «Адмирал Спиридов» был перевооружен к кампании 1874 года, «Чичагов» и «Грейг» в 1875 году, а «Лазарев» в 1876 — 1877 годах. 11" башенные станки для фрегатов изготавливали заводы Обуховский и Голубева.

В станках была реализована система «вращения у дула». Размеры амбразуры башни 1219x635 мм. Вращение у дула осуществлялось за счет изменения высоты цапф орудия. Цап­фы могли занимать три положения, расстояние между сред­ним и нижним положениями 330 мм. На «Спиридове» положе­ние цапф орудия меняли за 3,5 мин с помощью гидравличес­кого насоса, поэтому на «Петре Великом» приняли решение установить паровые помпы.

Система гидравлических устройств станка включала в себя, помимо цилиндра для подъема орудия, два передних цилинд­ра для отодвигания станка от борта и два задних —для придвигания станка. Передние и задние гидравлические цилинд­ры попарно, на каждой стороне, имели общий шток. Штоки соединялись со станком муфтами. Все цилиндры соединены между собой трубопроводами. Помпа ручная, располагалась в башне между рельсами.

Накат обычно производился самонакатыванием, а гидравли­ческие устройства использовали только при крене и в других случаях, когда самонакатывание невозможно. При стрельбе в передних и задних цилиндрах (для передвижения станка) воды быть не должно, и при откате штоки двигались вхолостую.

Компрессор струнный. Подъемный механизм имел две зуб­чатые дуги. Угол ВН при верхнем положении цапф -3°...+6°, при среднем 0°...+9°, при нижнем +6°. ..+13°. Высота оси цапф над рельсами 1333 мм. Максимальная длина отката 1829 мм. Уклон платформы 5°. Вес станка 6405 кг.

На 11" барбетной установке поповки «Новгород» на пово­ротной платформе располагались два станка Пестича, изго­товленные на ОСЗ и испытанные в начале 1873 года.

Подъемный механизм дуговой. Накат производился само­накатыванием за счет наклона платформы. Для смягчения удара при накате в передней части платформы имелся мощный буфер. Станок постоянно находился на четырех катках (то есть никаких эксцентриков не было). Компрессор струнный. Каж­дое орудие имело свой снарядный кран.

Угол ВН -4°...+15°. Угол ГН 360°, при этом платформы по­ворачивались независимо друг от друга на угол до 95°. Время поворота обеих платформ силами четырех номеров расчета на 360° — 4 мин. Уклон платформы (с клином) 6°. Внутренний диаметр барбета 8230 мм, высота барбета 2900 мм. Толщина брони барбета 229 мм.

Станки для КЛ «Ёрш» были спроектированы капитаном По­повым и представлены АО МТК в 1874 году. Проект приняли без замечаний. Станки Попова изготавливались на ОСЗ.

В октябре 1874 года на КЛ «Ёрш» провели испытания стан­ка стрельбой из 11" пушки обр. 1867 г. В целом они прошли успешно.

Пушка со станком на КЛ «Ёрш» располагались на особом подъемном столе, который опускался в колодец (в трюм). Стол перемещался поступательно вверх и вниз по направляющим, закрепленным на боковых стенках колодца, за счет вращения 4 вертикальных подъемных винтов с червячными колесами. Вращение подъемным винтом передавалось от вспомогатель­ной паровой машины через два вала с бесконечным винтом. Компрессор механический системы Скотта. Штыр для враще­ния платформы располагался в середине между брусьями плат­формы. Поворот платформы в стороны, а также придвигание и отодвигание станка производилось паровой машиной (паровым шпилем) с помощью талей.

Угол ВН -2°...+10°. Угол ГН 17°. Высота оси цапф 762 мм. Длина отката максимальная 2133 мм, нормальная 1422 мм. Длина станка 2235 мм, длина платформы 5486 мм. Уклон плат­формы 4,5°. Вес станка с орудием около 40 т.