12"/30 пушка обр.1877 г.

 

В 1878 году ОСЗ заказали восемь 12"/30 пушек обр. 1877 г., из которых четыре предназначались для перевооружения ба­шенных лодок «Русалка» и «Чародейка» (Впоследствии от перевооружения лодок отказались).

Первое 12"/30 орудие № 1045 изготовили в 1880 году. Пуш­ка была скреплена тремя слоями колец. В 1882 году это ору­дие прошло испытания зарядами весом 112,6 кг и снарядами 331,7 кг.

Вслед за этим орудие № 1045 скрепили четвертым слоем колец, и канал заново отполировали, причем длину зарядной каморы увеличили на 31,7 мм. После переделки орудие было отправлено на Мануфактурную выставку 1882 года в Москву.

После выставки в 1883 году были возобновлены испыта­ния пушки зарядами 110— 118,8 кг ПП и снарядами 331,7 кг. В результате испытаний в каморе появились трещины, и орудие возвратили на завод.

На 1889 год на судах БФ значилось 2 12"/30 пушки, на ЧФ — 12, одна все еще находилась на испытаниях на Охтинской мор­ской батарее, выдержав 253 выстрела. Кроме того, ОСЗ зака­зали еще 7 таких орудий.

Всего на броненосцах установили 21 12"/30 орудие: «Ека­терина II» — 6, «Синоп» — 6, «Александр II» — 2, «Николай I» — 2, «Гангут» — 1 и «Двенадцать Апостолов» — 4.

12"/30 орудие состояло из внутренней трубы, составного ствола (казенная часть и три дульные части), 71 скрепляющего кольца, в том числе и цапфенного, и клинового замка.

Ствол на протяжении 1/5 длины скреплялся пятью рядами колец, к дулу скрепление постепенно уменьшалось до одного ряда. Заканчивалось скрепление кольцами на расстоянии 3429 мм от дульного среза.

Толщина внутренней трубы в средней части орудия 41 мм.

Длина орудия 9144/30 мм/клб, длина канала 8217/26,9 мм/ клб, длина нарезной части 6230 мм. Нарезы переменной крутиз­ны, крутизна у дула 45 клб. Число нарезов 70, глубина нарезов 1,78 мм. Вес замка 1441 кг. Отпирание и запирание замка про­изводилось вручную. Вес орудия с замком 50 974 — 51 269 кг.

В состав б/к 12"/30 пушки входили снаряды обыкновенно­го чугуна и бронебойные закаленного чугуна, каждый весом 331,7 кг с двумя медными поясками длиной 2,8 клб. Скорость снаряда 570 м/с, дальность стрельбы 5093 м при угле +6°. Максимальная табличная дальность стрельбы была рассчита­на до 9150 м. Боевой заряд— 121 — 123 кг бурого пороха (в зависимости от года выделки).

Кроме того, в составе б/к имелась картечь весом 390 — 394 кг, заряд к картечи 73,7 кг ПП пл. 1,75.

12"/30 барбетная установка для БР «Екатерина II» оснаща­лась скрывающимися лафетами, спроектированными Разсказовым. Технический проект установок в целом был выполнен фир­мой «Easton and Anderson», которая изготовляла кормовую баш­ню для «Екатерины II». Две носовые башни изготовил ОСЗ.

На батарейную палубу броненосца был положен стальной погон из восьми равных сегментов. Снаружи, у концов, каждый сегмент имел ребра, соединенные болтами. По погону катались 22 чугунных конических роульса, на них двигалась поворотная рама, состоящая из стального обода высотой 58 мм и железной плиты. К плите угольниками крепились 4 стальные станины, соединенные связями. Откатными частями скрывающихся ла­фетов являлись коленчатые рычаги. В верхней части коленча­тые рычаги имели гнезда для цапф орудий. В средней части коленчатые рычаги были надеты на главный вал, который ле­жал в подцапфенниках станин и являлся центром вращения ко­ленчатого вала. Нижние концы рычагов связаны с нижним ва­лом. При выстреле орудие, лежа на коленчатых рычагах, «пада­ло» вместе с ними на высоту около 1219 мм, при этом нижние концы рычагов с надетыми на нижний вал штоками компрессо­ров подавались вперед, а орудие ложилось рычагами на буфе­ра из бельоилевских пружин. Каждый лафет имел 2 компрес­сорных цилиндра, служивших и для подъема орудия после заряжания. Для ВН использовались тяги, прикрепленные к цапфам бугеля, надетого на казенную часть орудия.

Вращение установки — от паровой машины или ручное. В первом случае усилие передавалось системой колес на зубчатый обод установки. Время поворота установки на 360° составляло первоначально 1 мин.

Прибойник телескопический, привод гидравлический или ручной. Подача снарядов гидравлическая или ручная.

В лучшие времена скорострельность на «Екатерине II» равнялась 1 выстрелу за 3 мин 50 с, а к началу русско-японской вой­ны — 7 мин. Диаметр башенной установки 10 800 мм, высота бар­бета 2443 мм. Толщина брони барбета 305 мм, а вращающегося верхнего прикрытия 38 мм. Полный вес установки 116,51 т.

В целом надежность скрывающихся установок оставляла желать лучшего. Среди отказов наиболее распространенный — неполный подъем орудия. Установки были неуравновешены относительно оси вращения, и при повороте всех их на один борт возникал крен до 4°.

12"/30 барбетную установку БР «Синоп» заказали МЗ 16 июля 1887 года. Завод разработал проект самостоятельно. Ус­тановки сдали в июле —августе 1888 года, а в 1889 году их собрали на «Синопе». В отличие от «Екатерины И» высота оси цапф была постоянной.

ВН производилось гидравлическим цилиндром, подвешенным к стальной коробке. Штоки этих цилиндров соединялись с бугелями, надетыми на орудия. Угол ВН —5°...+15°.

ГН производилось двумя гидравлическими прессами, их штоки действовали на цепи Галля, надетые на зубчатый обод, прикрепленный к центральной палубе.

Угол ГН: носовых установок— 194°; кормовой установки — 256°. Время поворота установки на 180° по проекту 1 мин.

Накат орудия производился двумя гидравлическими цилин­драми, расположенными под орудием на полу установки, што­ки крепились к связной доске станка. Нормальная длина отка­та 952 мм. Роль тормоза отката и накатника выполняли два гидравлических цилиндра.

Характерным отличием установок «Синопа» от других барбетных установок черноморских броненосцев стало уменьше­ние их диаметра до 7010 мм, что снижало вес броневой защи­ты и делало установку более уравновешенной. Толщина брони барбета 305 мм, а вращающегося верхнего прикрытия 51 мм. Вес установки 116,51 т.

12"/30 барбетные установки БР «Двенадцать Апостолов» были заказаны МЗ 8 июня 1889 года. Их сдали в июне — октябре 1890 года и испытали стрельбой на корабле 21 сентября 1892 года.

Станок состоял из салазок, нижняя часть которых являлась цилиндром компрессора. Орудие лежало на станке цапфами и частью своего тела скреплялось со станком бугелями и отка­тывалось вместе с цилиндром компрессора.

Подъемный механизм гидравлический, цилиндр наполнял­ся водой, шток его крепился к качающейся платформе. Кроме того, предусматривался зубчатый ручной подъемный механизм. Поворотный механизм имел гидравлические полиспасты, но вместо цепи Галля использовался проволочный трос. До­сылка снарядов осуществлялась гидравлическим прибойником со змеевидным штоком.

Угол ВН -5°...+15°, угол ГН для носовой и кормовой уста­новок—310°. Скорость ГН — 2 град/с. Диаметр установки 6248 мм. Толщина верхнего броневого прикрытия 63 мм. Вес установки с прикрытием 160 т.

12"/30 одноорудийная барбетная установка БР «Гангут». Задание на ее проектирование было выдано 17 ноября 1887 года. Первоначально в барбете предполагалось установить два 9"/35 орудия, но позже решили заменить их одним 12"/30.

Заказ на изготовление рабочей документации (по проекту Канэ) и одного экземпляра установки получил Путиловский завод. Рабочая документация была утверждена МТК в мае 1891 года. Испытания установки стрельбой провели в сен­тябре 1894 года.

ВН осуществлялось двумя подъемными гидравлическими цилиндрами, укрепленными на вращающемся столе. Штоки этих цилиндров соединялись с качающимися брусьями плат­формы. Станок имел два цилиндра гидравлического компрес­сора и один накатник.

Угол ВН -5°...+15°, угол ГН — 250°. Скорость ГН - 3 град/с (по проекту). Диаметр установки 5334 мм. Вес установки без броневого прикрытия 95 т. Вес прикрытия усеченно-коничес­кой формы 36 т. Толщина броневого прикрытия 76 мм, верх­ней части — 32 мм.

12"/30 барбетную установку БР «Император Александр II» заказали МЗ 23 января 1888 года. Сдана на заводе 1 апреля 1889 года и испытана стрельбой на корабле 22 сентября сле­дующего года.

Отделение вращающегося стола защищал барбет, постав­ленный на жилую палубу и возвышающийся над верхней палубой на 914 мм. На палубе лежал круглый погон, по которому катались 22 катка, на них располагался вращающийся стол.

На «Александре II» впервые в русском флоте применили станки с откатом по оси орудия. Одной из причин введения таких станков стал прогиб длинных орудий из-за несовпаде­ния направления отката с осью орудия. Пушка была связана с салазками, составившими одно целое с цилиндром компрес­сора. Своими цапфами орудие лежало на особых подцапфенниках, связанных с салазками, и притягивалось к ним двумя бугелями. Компрессор имел только один цилиндр, располо­женный под орудием. Специального накатника не было, на­кат совершал сам компрессор при соединении его с напор­ным трубопроводом.

Подъемный механизм состоял из цилиндра, связанного с неподвижной жесткой балкой в столе установки, и перемеща­ющегося в нем поршня. С поршнем гидравлического подъем­ного механизма соединялся шток с шаровой головкой, кото­рым подъемный механизм шарнирно сочленялся с качающей­ся рамой станка.

ГН производилось цепью, посредством гидравлических по­лиспастов. Угол ВН -2°...+15°, угол ГН — 220°. Длина отката максимальная 940 мм. Диаметр платформы 6857 мм. Вес ус­тановки без прикрытия 129,8 т. Вес верхнего прикрытия 23,2 т, толщина 51 мм.

Результаты испытаний установки на корабле в 1890 — 1891 годах: скорость ВН — 3 град/с, скорость ГН — 1,75 град/с, время между выстрелами 4 мин 14с.

Для БР «Император Николай I» в 1887 году разработали проект носовой двухорудийной 12"/35 барбетной установки и кормовой одноорудийной 12"/35 барбетной установки вместо двух кормовых орудий. Но в 1888 году В.К.Алексей Алексан­дрович приказал заменить 12"/35 на 12"/30 орудия в носовой установке, а от кормовой отказаться вообще.

В 1888 году МТК решил заменить барбетную установку для «Николая I» закрытой башенной, что вызвало перегрузку в 50 т.

Проекты подобной установки представили Путиловский и Металлический заводы. МТК забраковал проект Путиловского завода, а проект МЗ утвердили в декабре 1889 года. Станки установки были одина­ковы со станками БР «Александр И».

Угол ВН -5°...+15°, угол ГН - 253°. Ско­рость ВН 0,6 град/с, скорость ГН 2 град/с. Длина отката мак­симальная 940 мм. Толщина вертикальной брони башни 254 — 305 мм. Толщина крыши 64 мм. Вес установки 135,4 т.