12"/30 пушка обр.1877 г.
В 1878 году ОСЗ заказали восемь 12"/30 пушек обр. 1877 г., из которых четыре предназначались для перевооружения башенных лодок «Русалка» и «Чародейка» (Впоследствии от перевооружения лодок отказались).
Первое 12"/30 орудие № 1045 изготовили в 1880 году. Пушка была скреплена тремя слоями колец. В 1882 году это орудие прошло испытания зарядами весом 112,6 кг и снарядами 331,7 кг.
Вслед за этим орудие № 1045 скрепили четвертым слоем колец, и канал заново отполировали, причем длину зарядной каморы увеличили на 31,7 мм. После переделки орудие было отправлено на Мануфактурную выставку 1882 года в Москву.
После выставки в 1883 году были возобновлены испытания пушки зарядами 110— 118,8 кг ПП и снарядами 331,7 кг. В результате испытаний в каморе появились трещины, и орудие возвратили на завод.
На 1889 год на судах БФ значилось 2 12"/30 пушки, на ЧФ — 12, одна все еще находилась на испытаниях на Охтинской морской батарее, выдержав 253 выстрела. Кроме того, ОСЗ заказали еще 7 таких орудий.
Всего на броненосцах установили 21 12"/30 орудие: «Екатерина II» — 6, «Синоп» — 6, «Александр II» — 2, «Николай I» — 2, «Гангут» — 1 и «Двенадцать Апостолов» — 4.
12"/30 орудие состояло из внутренней трубы, составного ствола (казенная часть и три дульные части), 71 скрепляющего кольца, в том числе и цапфенного, и клинового замка.
Ствол на протяжении 1/5 длины скреплялся пятью рядами колец, к дулу скрепление постепенно уменьшалось до одного ряда. Заканчивалось скрепление кольцами на расстоянии 3429 мм от дульного среза.
Толщина внутренней трубы в средней части орудия 41 мм.
Длина орудия 9144/30 мм/клб, длина канала 8217/26,9 мм/ клб, длина нарезной части 6230 мм. Нарезы переменной крутизны, крутизна у дула 45 клб. Число нарезов 70, глубина нарезов 1,78 мм. Вес замка 1441 кг. Отпирание и запирание замка производилось вручную. Вес орудия с замком 50 974 — 51 269 кг.
В состав б/к 12"/30 пушки входили снаряды обыкновенного чугуна и бронебойные закаленного чугуна, каждый весом 331,7 кг с двумя медными поясками длиной 2,8 клб. Скорость снаряда 570 м/с, дальность стрельбы 5093 м при угле +6°. Максимальная табличная дальность стрельбы была рассчитана до 9150 м. Боевой заряд— 121 — 123 кг бурого пороха (в зависимости от года выделки).
Кроме того, в составе б/к имелась картечь весом 390 — 394 кг, заряд к картечи 73,7 кг ПП пл. 1,75.
12"/30 барбетная установка для БР «Екатерина II» оснащалась скрывающимися лафетами, спроектированными Разсказовым. Технический проект установок в целом был выполнен фирмой «Easton and Anderson», которая изготовляла кормовую башню для «Екатерины II». Две носовые башни изготовил ОСЗ.
На батарейную палубу броненосца был положен стальной погон из восьми равных сегментов. Снаружи, у концов, каждый сегмент имел ребра, соединенные болтами. По погону катались 22 чугунных конических роульса, на них двигалась поворотная рама, состоящая из стального обода высотой 58 мм и железной плиты. К плите угольниками крепились 4 стальные станины, соединенные связями. Откатными частями скрывающихся лафетов являлись коленчатые рычаги. В верхней части коленчатые рычаги имели гнезда для цапф орудий. В средней части коленчатые рычаги были надеты на главный вал, который лежал в подцапфенниках станин и являлся центром вращения коленчатого вала. Нижние концы рычагов связаны с нижним валом. При выстреле орудие, лежа на коленчатых рычагах, «падало» вместе с ними на высоту около 1219 мм, при этом нижние концы рычагов с надетыми на нижний вал штоками компрессоров подавались вперед, а орудие ложилось рычагами на буфера из бельоилевских пружин. Каждый лафет имел 2 компрессорных цилиндра, служивших и для подъема орудия после заряжания. Для ВН использовались тяги, прикрепленные к цапфам бугеля, надетого на казенную часть орудия.
Вращение установки — от паровой машины или ручное. В первом случае усилие передавалось системой колес на зубчатый обод установки. Время поворота установки на 360° составляло первоначально 1 мин.
Прибойник телескопический, привод гидравлический или ручной. Подача снарядов гидравлическая или ручная.
В лучшие времена скорострельность на «Екатерине II» равнялась 1 выстрелу за 3 мин 50 с, а к началу русско-японской войны — 7 мин. Диаметр башенной установки 10 800 мм, высота барбета 2443 мм. Толщина брони барбета 305 мм, а вращающегося верхнего прикрытия 38 мм. Полный вес установки 116,51 т.
В целом надежность скрывающихся установок оставляла желать лучшего. Среди отказов наиболее распространенный — неполный подъем орудия. Установки были неуравновешены относительно оси вращения, и при повороте всех их на один борт возникал крен до 4°.
12"/30 барбетную установку БР «Синоп» заказали МЗ 16 июля 1887 года. Завод разработал проект самостоятельно. Установки сдали в июле —августе 1888 года, а в 1889 году их собрали на «Синопе». В отличие от «Екатерины И» высота оси цапф была постоянной.
ВН производилось гидравлическим цилиндром, подвешенным к стальной коробке. Штоки этих цилиндров соединялись с бугелями, надетыми на орудия. Угол ВН —5°...+15°.
ГН производилось двумя гидравлическими прессами, их штоки действовали на цепи Галля, надетые на зубчатый обод, прикрепленный к центральной палубе.
Угол ГН: носовых установок— 194°; кормовой установки — 256°. Время поворота установки на 180° по проекту 1 мин.
Накат орудия производился двумя гидравлическими цилиндрами, расположенными под орудием на полу установки, штоки крепились к связной доске станка. Нормальная длина отката 952 мм. Роль тормоза отката и накатника выполняли два гидравлических цилиндра.
Характерным отличием установок «Синопа» от других барбетных установок черноморских броненосцев стало уменьшение их диаметра до 7010 мм, что снижало вес броневой защиты и делало установку более уравновешенной. Толщина брони барбета 305 мм, а вращающегося верхнего прикрытия 51 мм. Вес установки 116,51 т.
12"/30 барбетные установки БР «Двенадцать Апостолов» были заказаны МЗ 8 июня 1889 года. Их сдали в июне — октябре 1890 года и испытали стрельбой на корабле 21 сентября 1892 года.
Станок состоял из салазок, нижняя часть которых являлась цилиндром компрессора. Орудие лежало на станке цапфами и частью своего тела скреплялось со станком бугелями и откатывалось вместе с цилиндром компрессора.
Подъемный механизм гидравлический, цилиндр наполнялся водой, шток его крепился к качающейся платформе. Кроме того, предусматривался зубчатый ручной подъемный механизм. Поворотный механизм имел гидравлические полиспасты, но вместо цепи Галля использовался проволочный трос. Досылка снарядов осуществлялась гидравлическим прибойником со змеевидным штоком.
Угол ВН -5°...+15°, угол ГН для носовой и кормовой установок—310°. Скорость ГН — 2 град/с. Диаметр установки 6248 мм. Толщина верхнего броневого прикрытия 63 мм. Вес установки с прикрытием 160 т.
12"/30 одноорудийная барбетная установка БР «Гангут». Задание на ее проектирование было выдано 17 ноября 1887 года. Первоначально в барбете предполагалось установить два 9"/35 орудия, но позже решили заменить их одним 12"/30.
Заказ на изготовление рабочей документации (по проекту Канэ) и одного экземпляра установки получил Путиловский завод. Рабочая документация была утверждена МТК в мае 1891 года. Испытания установки стрельбой провели в сентябре 1894 года.
ВН осуществлялось двумя подъемными гидравлическими цилиндрами, укрепленными на вращающемся столе. Штоки этих цилиндров соединялись с качающимися брусьями платформы. Станок имел два цилиндра гидравлического компрессора и один накатник.
Угол ВН -5°...+15°, угол ГН — 250°. Скорость ГН - 3 град/с (по проекту). Диаметр установки 5334 мм. Вес установки без броневого прикрытия 95 т. Вес прикрытия усеченно-конической формы 36 т. Толщина броневого прикрытия 76 мм, верхней части — 32 мм.
12"/30 барбетную установку БР «Император Александр II» заказали МЗ 23 января 1888 года. Сдана на заводе 1 апреля 1889 года и испытана стрельбой на корабле 22 сентября следующего года.
Отделение вращающегося стола защищал барбет, поставленный на жилую палубу и возвышающийся над верхней палубой на 914 мм. На палубе лежал круглый погон, по которому катались 22 катка, на них располагался вращающийся стол.
На «Александре II» впервые в русском флоте применили станки с откатом по оси орудия. Одной из причин введения таких станков стал прогиб длинных орудий из-за несовпадения направления отката с осью орудия. Пушка была связана с салазками, составившими одно целое с цилиндром компрессора. Своими цапфами орудие лежало на особых подцапфенниках, связанных с салазками, и притягивалось к ним двумя бугелями. Компрессор имел только один цилиндр, расположенный под орудием. Специального накатника не было, накат совершал сам компрессор при соединении его с напорным трубопроводом.
Подъемный механизм состоял из цилиндра, связанного с неподвижной жесткой балкой в столе установки, и перемещающегося в нем поршня. С поршнем гидравлического подъемного механизма соединялся шток с шаровой головкой, которым подъемный механизм шарнирно сочленялся с качающейся рамой станка.
ГН производилось цепью, посредством гидравлических полиспастов. Угол ВН -2°...+15°, угол ГН — 220°. Длина отката максимальная 940 мм. Диаметр платформы 6857 мм. Вес установки без прикрытия 129,8 т. Вес верхнего прикрытия 23,2 т, толщина 51 мм.
Результаты испытаний установки на корабле в 1890 — 1891 годах: скорость ВН — 3 град/с, скорость ГН — 1,75 град/с, время между выстрелами 4 мин 14с.
Для БР «Император Николай I» в 1887 году разработали проект носовой двухорудийной 12"/35 барбетной установки и кормовой одноорудийной 12"/35 барбетной установки вместо двух кормовых орудий. Но в 1888 году В.К.Алексей Александрович приказал заменить 12"/35 на 12"/30 орудия в носовой установке, а от кормовой отказаться вообще.
В 1888 году МТК решил заменить барбетную установку для «Николая I» закрытой башенной, что вызвало перегрузку в 50 т.
Проекты подобной установки представили Путиловский и Металлический заводы. МТК забраковал проект Путиловского завода, а проект МЗ утвердили в декабре 1889 года. Станки установки были одинаковы со станками БР «Александр И».
Угол ВН -5°...+15°, угол ГН - 253°. Скорость ВН 0,6 град/с, скорость ГН 2 град/с. Длина отката максимальная 940 мм. Толщина вертикальной брони башни 254 — 305 мм. Толщина крыши 64 мм. Вес установки 135,4 т.