12"/40 пушка

 

Проектирование 12"/40 пушки было начато ОСЗ согласно журналу МТК от 18 октября 1891 года. В марте 1895-го прове­дены испытания стрельбой первой 12"/40 пушки, изготовлен­ной ОСЗ.

12"/40 пушка стала" орудием нового поколения. Это было первое 12" орудие, проектировавшееся под заряды бездым­ного пороха. Оно не имело цапф и было первым с поршневым затвором.

Скрепление орудия состояло из трех рядов цилиндров и колец. На скрепленный ствол надевался кожух, в который ввин­чивался казенник с резьбой для поршневого затвора. Длина ствола 12 192/40 мм/клб, нарезной части — 9611 мм, каморы — 1965,9 мм. Число нарезов 68. Глубина нарезов 1,78 мм. Кру­тизна нарезов смешанной системы: в начале на длине 0,5 клб парезы постоянной крутизны, затем — прогрессивной крутиз­ны и в конце на длине 4 клб — постоянной крутизны. Вес за­твора около 800 кг. Вес орудия с затвором по проекту (на ав­густ 1892 года) — 42 834 кг, в 1914— 1917 годах изготавлива­ли орудия весом 44 250 кг.

Сдача орудий велась ОСЗ с 1895 по 1906 год. С началом первой мировой войны ОСЗ и английским заводам были вы­даны новые заказы на 12"/40 пушки для замены расстрелян­ных орудий. В 1915—1916 годах ОСЗ сдал 20 пушек, и еще 4 планировалось в 1918 году.

12"/40 орудия установили на броненосцах «Три святителя» (4), «Сисой Великий» (4), типа «Севастополь» (3x4), «Ретвизан» (4), «Цесаревич» (4), типа «Бородино» (5x4), «Потемкин» (4), типа «Евстафий» (2x4), типа «Андрей Первозванный» (2x4) — всего 68.

На 25 ноября 1916 года имелось запасных 12"/40 орудий: в Кронштадте — 11, в Севастополе — 8, на Обуховском заводе — 11 (изготовленных в Англии).

В 30-х годах 6 12"/40 орудий установили на железнодо­рожных транспортерах ТМ-2-12, которые несли службу на Даль­нем Востоке.

12"/40 башенные установки для БР «Сисой Великий», «Пол­тава» и «Петропавловск» были заказаны МЗ 18 мая 1893 года. Еще две одноорудийные установки для БР «Севастополь» -20 ноября 1894 года Обуховскому заводу по чертежам МЗ. Ме­таллисты сдали все 6 башен с мая по сентябрь 1895 года. Ис­пытания стрельбой были проведены на «Сисое Великом» в ок­тябре 1896 года, на «Полтаве» в июне 1900 года и на «Севас­тополе» в сентябре 1900 года.

Все приводы установок гидравлические. Угол ВН -5°...+15°. Скорость ГН гидравлическим приводом 2,2 град/с. Время от­крывания гидравлического замка— 14 с. Фактическое время заряжания орудия на «Сисое Великом» в 1896 году 2 мин 22 с. Длина отката фактическая 864 — 965 мм. На «Сисое Великом» толщина вертикальной брони 305 мм и вес всей брони 358 т, на «Полтаве» соответственно 254 мм и 316 т.

12"/40 башенные установки для БР «Три святителя» зака­зали МЗ в мае 1892 года; испытаны стрельбой на корабле в декабре 1895 года. Это была последняя башенная установка с гидравлическим приводом на ЧФ, тем не менее и в ней име­лись интересные нововведения: впервые подача снарядов про­изводилась прямо из трюма без передачи на нижнюю палубу; впервые установки были уравновешены относительно оси вращения; компрессор станка, помещенный под орудием, не сообщался с гидравлическим трубопроводом, и накат орудия по­сле выстрела производился не силой напора из этого трубо­провода, а энергией, накапливаемой при откате в особом ак­кумуляторе, соединенном с воздушным резервуаром.

ВН гидравлическое и ручное, в обоих случаях осуществлялось посредством зубчатой дуги, прикопленной к станине при­цельной рамы и соединенной с бесконечным винтом, ГН гидравлическое и ручное. В поворотном механизме с гидравлическим приводом использовались тросы и полиспас­ты, а в ручном - цепь Галля.

Прибойники гидравлические, телескопические.

Угол ВН -5°...+15°, угол ГН 270°. Длина отката 815 мм. Вы­сота оси орудия над палубой 1829 мм. Вес установки 176 т.

12"/40 башенные установки для БР «Ретвизан» заказаны МЗ в июне 1898 года. Обе установки были собраны на заводе, затем разобраны и в 1900 году отправлены в США для монтажа на ко­рабле. В башнях «Ретвизана» впервые в отечественном флоте («Впервые» в какой-то мере условно, так как параллельно изготавли­вались башни для БР «Бородино» и т.д.) применили электрические приводы наведения, подачи снарядов и т.п. Ток во всех дореволюционных кораблях был постоянный. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Досылка снаряда производилась телескопическим прибойником и приводом от э/д. Замок орудия открывался только вручную.

Угол ВН -5°...+15°. Скорость ВН 2,5 град/с.

12"/40 башенные установки для БР типа «Бородино» про­ектировались с июня 1898 года и изготавливались двумя заво­дами. Башни для броненосцев «Бородино», «Орел» и «Слава» делал МЗ, а для «Императора Александра III» И «Князя Суво­рова» - Путиловский завод.

Приводы установок электрические. Тормоза отката гидрав­лические, накатники гидропневматические, Установки МЗ и Путиловского завода им9ли ряд конструктивных отличий, на-прим9р, в прибойник и т.п.

Угол ВН -5"...+15°, угол ГН ± 135°. Скорость ГН 3 град/с.

Толщина брони: вертикальной - 254 мм, крыши - 51 мм. Вес носовой установки 182 т, кормовой - 180 т (для башен Путиловского завода). На испытаниях на «Славе» скорость заряжа­ния составляла 1,5 мин.

12"/40 башенная установка БР «Князь Потемкин Таври­ческий» спроектирована и изготовлена "Обществом судостро­ительных, механических и литейных заводов» в г. Николаеве. Сборку башен на корабле провели в октябре — декабре 1904 года, а первую стрельбу - 29 апреля 1905 года.

Приводы башни электрические. Башню обслуживали 9 э/д Общей МОЩНОСТЬЮ 134 Л.С. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Длина отката максимальная 1067 мм. Механизм ВН секторный с электрическим приводом. Для обстрела укреплений Босфора угол ВН был сделан не­обычно большим —5°...+35°. Скорость ВН 2,7 град/с. Угол ГН ± 130°, скорость ГН 3 град/с. Скорострельность на приемных испытаниях башни — 1 выстрел за 4 мин. Толщина вертикаль­ной брони спереди 254 мм, сзади 127 мм (у кормовой баш­ни — 102 мм). Вес откатных частей с пушкой 51,87 т, вес ка­чающейся части 64,2 т. Полный вес носовой установки 63,64 т, кормовой — 57,4т.

12"/40 башенные установки БР типа «Андрей Первозван­ный» проектировались МЗ с июля 1903 года. Их принципиаль­ным отличием стала повышенная скорострель­ность, время заряжания было доведено до 30 с. Для этого, в частности, существенно передела­ли замок пушки.

Заказы на 12"/40 установки распределялись следующим образом: МЗ —для БР «Андрей Первозванный» и «Чесма», ОСЗ (При условии совместной работы с МЗ, по особому соглашению) —для БР «Евстафий» и «Иоанн Златоуст», Путиловскому заводу —для БР «Император Павел I». Все установки про­ектировались по чертежам МЗ. Позже заказ на перевооруже­ние «Чесмы» был отменен.

Все приводы в башнях электрические. В марте 1911 года на БР «Андрей Первозванный» и «Павел I» начали работы по установке муфт Дженни, окончательно их завершили весной 1913 года.

Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневмати­ческий.

Угол ВН -5°...+35°. Угол ГН носовой башни 270°( Для «Андрея Первозванного» и «Павла I»), кормо­вой - 300°( Для «Андрея Первозванного» и «Павла I») Скорость ВН 2,7 град/с(Для «Андрея Первозванного» и «Павла I»), скорость ГН 2,4 град/с(Для «Андрея Первозванного» и «Павла I»).

Бронирование: вертикальная броня спереди и с боков 203 мм, сзади 254 мм, крыша 63,5 мм (у «Евстафия» и «Иоанна Златоуста» вертикальная броня 254 мм кругом). Полный вес установки 221 719 кг(Для «Андрея Первозванного» и «Павла I»).