Линейные корабли

 

К началу 1-й мировой войны в составе итальянского флота числилось 11 линкоров, в том числе 3 дредноута. Таким образом, по числу капитальных кораблей на Адриатике су­ществовал полный паритет, а по суммарной мощи флота Италия даже уступала своему ос­новному противнику — Австро-Венгрии. Это объясняет тот факт, что Италия не спешила вступать в войну. Лишь после достройки еще двух линкоров («Конте ди Кавур» и «Дуилио») королевство на Апеннинах присоединилось к Антанте. В 1916 году вошел в строй шестой дредноут — «Андреа Дориа», но вскоре их ос­талось пять: «Леонардо да Винчи» погиб.

Перед самым началом войны в Италии была утверждена программа строительства четырех могущественных сверхдредноутов — «Франческо Караччоло» (Francesco Caracciolo), «Кристофоро Коломбо» (Cristoforo Colom­bo), «Маркантонио Колонна» (Marcantonio Colonna) и «Франческо Моросини» (Francesco Morosini). Они должны были иметь полное водоизмещение 34 000 т, размерения 213x29,6x9,5 м, мощность 105 тыс. л.с., ско­рость 28 уз. и вооружение из 8 — 381 мм/40, 12 - 152 мм/45, 8 - 102 мм/45, 12 - 40 мм авт. и 8 ТА. «Караччоло» заложен на верфи в Кастелламаре 16.10.1914, остальные три в мар­те — июне следующего года. Но в марте 1916-го их постройку приостановили. После окон­чания войны работы возобновились, головной линкор даже спустили на воду, но в январе 1921 года все 4 корабля продали на слом.

 

Линкоры типа «Джулио Чезаре» — 5 ед.

01.jpg

 «Джулио Чезаре» (Giulio Cesare)                 Ане      24.6.1910/15.10.1911/14.5.1914 - погиб 29.10.1955

«Леонардо да Винчи» (Leonardo da Vinci)  Од        18.7.1910/14.10.1911/17.5.1914 - погиб 2.8.1916

«Конте ди Кавур» (Conte di Cavour)            Спец    10.8.1910/10.8.1911/1.4.1915     - погиб 15.2.1945

«Дуилио» (Duilio)                                          Каст     24.2.1912/24.4.1913/10.5.1915   - искл. 1956

«Андреа Дориа» (Andrea Doria)                   Спец    24.3.1912/30.3.1913/13.3.1916   - искл. 1956

 

23000/24 800 т, 176x28x8,4 м. ПТ -4, 20 ПК, 31 000л.с.=21,5 уз. 580/1450 т уг.+350/850 т нефти. Броня: пояс до 250 мм, башни 280 — 85 мм, барбеты до 240 мм, батарея 130 — 110 мм, па­лубы до 111 мм (суммарно), рубка 280 мм. Эк. 1230 чел. 13-305 мм/46, 18-120 мм/50 (на последних двух 16 — 152 мм/45), 13 - 76 мм/50, 6-76 мм/40, 3 ТА 450 мм.

 

Линкоры типа «Джулио Чезаре» пред­ставляли собой основную ударную силу итальянского флота, хотя их нельзя назвать слишком удачными. Бронирование кораб­лей к началу войны уже не отвечало со­временным требованиям, ПТЗ практичес­ки отсутствовала, и даже скорость хода — традиционный козырь итальянских кораб­лестроителей — уступала новейшим дред­ноутам других стран.

Корабли строились двумя сериями. Последние два отличались архитектурой (средняя башня располагалась палубой ниже) и артиллерией среднего калибра. Кроме того, они несли несколько увели­ченный запас топлива (606/1488 т угля и 314/886 т нефти). Головной «Чезаре» от­личался от остальных числом котлов (24 шт.). Торпедные аппараты в 1916 — 1917гг. были демонтированы.

Все линкоры в боевых действиях прак­тически не участвовали, во время редких выходов в море они осуществляли лишь дальнее прикрытие легких сил. Тем не ме­нее это не уберегло итальянский флот от потерь: «Леонардо да Винчи» погиб в Та­ранто от взрыва боезапаса (наиболее ве­роятной причиной считают диверсию). Ос­тальные корабли в 30-е годы прошли кар­динальное переоборудование и активно участвовали во второй мировой войне. «Джулио Чезаре» в 1949 г. передан по ре­парациям СССР, переименован в «Ново­российск» и позже погиб в Севастополе от подрыва на старой немецкой мине.

 

Линкор «Данте Алигьери» — 1 ед.

02.jpg

 «Данте Алигьери» (Dante Alighieri)      Каст      6.6.1909/20.8.1910/15.1.1913 - искл. 1928

 

19552/21 600т, 168,1x26,6x8,8 м. ПТ-4, 23 ПК, 32 200 л.с.=22,8 уз. 700/2400 т уг.+300/600 т нефти. Броня: пояс до 250 мм, башни ГК 250 мм, башни СК 100 мм, палуба 50 — 38 мм, рубка 305 мм. Эк. 981 чел. 12-305 мм/46, 20-120 мм/50, 13-76 мм/40, 3 ТА 450 мм.

 

Первый итальянский дредноут и первый в мире (по времени закладки) корабль с трехорудийными башнями, правда, вступивший в строй чуть позже австрийского «Вирибуса Унитиса». Типичный представитель итальянской кораблестроительной школы: защита корабля была принесена в жертву вооружению и ско­рости. В целом по совокупности боевых качеств уступал современным ему линкорам других стран. В 1913 г. оснащен гидросамолетом, в 1915-м все 76-мм пушки заменены на 20 — 76 мм/50 (из них 4 зенитные). Активного участия в боевых действиях не принимал, хотя стал единственным итальянским дредноутом, кому довелось применить свою главную артиллерию (обстрел неприятельских позиций на албан­ском побережье в октябре 1918 г.).

 

Линкоры типа «Реджина Елена» — 4 ед.

03.jpg

 «Реджина Елена» (Regina Elena)                   Спец   27.3.1901/19.6.1904/11.9.1907    - искл. 1923

«Витторио Эмануэле» (Vittorio Emanuele)     Каст   18.9.1901/12.10.1904/1.8.1908    - искл. 1923

«Рома» (Roma)                                               Спец  20.9.1903/21.4.1907/17.12.1908  - искл. 1927

«Наполи» (Napoli)                                          Каст   21.10.1903/10.9.1905/1.9.1908   - искл. 1926

 

12 600/13 800 т, 144,6x22,4x8,5 м. ПМ -2, 28 ПК, 19 000 л.с.=21 уз. 1000/2200 т уг. Броня: пояс до 250 мм, башни ГК до 250 мм, башни СК 150 мм, батарея 80 мм, па­лубы до 100 мм (в сумме), рубка 250 мм. Эк. 700 - 740 чел. 2 - 305 мм/40, 12-203 мм/45, 16-76 мм/40, 2 ТА 450 мм.

 

Оригинальные корабли, выпадавшие из ряда преддредноутов других стран мира. Имели высокую скорость хода (на испытаниях развили от 20,8 до 22,15 уз.), слабый главный ка­либр при очень мощном среднем, в связи с чем являлись ско­рее броненосными крейсерами, нежели линкорами. На момент постройки итальянцы называли эти корабли сильнейшими в мире, однако из-за появления дредноутов они устарели еще быстрее, чем их современники в других флотах.

Корабли несколько отличались друг от друга. Так, «Напо­ли» имел 22 паровых котла, «Рома» — 18. Оба этих броненос­ца несли по 24 76-мм орудия. При почти одинаковом запасе угля дальность плавания 10-узловым ходом составляла от 9000 миль («Наполи» и «Рома») до 11 000 миль («Витторио Эману­эле»).

В годы войны все 4 корабля составляли 2-ю бригаду лин­коров 2-й эскадры. Активного участия в боевых действиях не принимали. В 20-е гг. списаны, только «Рома» служил до 1932 г. в качестве портового учебного судна.

 

Линкоры типа «Реджина Маргерита» — 2 ед.

04.jpg

 Реджина Маргарита» (Regina Margherita)    Спец   20.11.1898/30.5.1901/14.4.1904     - погиб 11.12.1916

«Бенедетто Брин» (Benedetto Brin)               Каст   30.1.1899/7.11.1901/1.9.1905         - погиб 27.9.1915

 

13 215/14 500 т, 138,6x23,8x8,9 м. ПМ - 2, 28 ПК, 20 000 л.с.=20 уз. 1000/2000 т уг. Броня: пояс 150 мм, башни до 200 мм, батарея до 150 мм, палуба до 80 мм, рубка 150 мм. Эк. 797 — 812 чел. 4-305 мм/40, 4-203 мм/40, 12-152 мм/40, 20-76 мм/40, 2-47 мм, 2-37 мм, 2 пул., 4 ТА 450 мм.

 

Быстроходные броненосцы со слабым бронированием, близкие по типу к броне­носным крейсерам. Первоначально долж­ны были иметь вооружение из 2 — 305 мм и 12 — 203 мм, позже воплощенное на ко­раблях типа «Реджина Елена». К началу 1-й мировой войны устарели, но составляли 6-ю бригаду линкоров 2-й эскадры. Оба по­гибли: «Реджина Маргерита» подорвалась на минах, выставленных немецкой подлод­кой UC14, «Бенедетто Брин» взорвался в Бриндизи — предположительно вследствие диверсии (456 погибших, в том числе контр­-адмирал Э.Рубен де Сервен).

 

Линкоры типа «Эмануэле Филиберто» — 2 ед.

05.jpg

 «Эмануэле Филиберто» (Emanuele Filiberto)                  Каст   5.10.1893/29.9.1897/16.4.1902 - искл. 1920

«Аммиральо ди  Сан-Бон» (Ammiraglio di Saint Bon)     Вен     18.7.1893/29.4.1897/24.5.1901 - искл. 1920

 

9800/10 250 т, 111,8x21,1x7,5 м. ПМ - 2, 12 ПК, 14 000 л.с.=18 уз. 600/1000 туг.+120 т нефти. Броня: пояс и башни до 250 мм, батарея 150 мм, палуба до 80 мм, рубка 250 мм. Эк. 550 чел. 4 — 254 мм/40, 8-152 мм/40, 8-120 мм/40, 6-76 мм/40, 8-47 мм, 2 пул., 4 ТА 450 мм (на «Сан-Боне» вместо 76-мм и 47-мм пушек 8 — 57 мм/43 и 2-37 мм).

 

Броненосцы, близкие по типу к броненосным крейсерам, но имев­шие недостаточную скорость хода и мореходность. В 1914 -1915 гг. намечалось их исключение из состава флота, но начавшаяся война заставила сохранить корабли в строю. Являлись частью Морских сил Венеции, причем «Сан-Бон» с апреля 1916г. служил судном ПВО базы.

 

Старые броненосцы — 6 ед.

06.jpg

 Из броненосцев постройки 70 — 90-х гг. XIX века до 1 -и миро­вой войны дожили «Дандоло» (1878 г., модернизирован и пере­вооружен в 1895 - 1898 гг., 12 037 т, 15 уз., 4 - 254 мм/40, 7 - 152 мм/40, 5-120 мм/40, 2-76 мм, 16-57 мм, 2 пул. и 4 ТА 450 мм), «Италия», «Лепанто» (1880— 1883 гг., по 15 500 т, 17 уз., 4-431 мм/27, 6-152 мм, 2-76 мм, 4 ТА 380 мм), «Ре Умберто», «Сицилия» и «Сарденья» (1884 - 1895 гг., по 13 500/15 400т, 18 уз., 4-343 мм/30, 8-152 мм/40, 16-120 мм/40, 16-57 мм, 5 ТА 450 мм). «Дандоло» служил кораблем береговой обо­роны сначала в Бриндизи, затем в Валоне (ныне Влера, Албания). «Италия» также являлась кораблем береговой обороны в Таран­то, в апреле 1915 г. броненосец перевели в Бриндизи и пере­классифицировали в плавбатарею (оставлена только артиллерия ГК). В декабря 1917г. была переоборудо­вана в судно для перевозки зерна (!) с во­оружением из двух 120-мм пушек. «Лепанто» в 1902—1912 гг. числился учебным судном, затем использовался как блокшив; в марте 1915 г. сдан на слом. «Ре Умберто» с октября 1912г. служил плавбазой, в 1916 — 1917 гг. — плавучей батареей сна­чала в Бриндизи, затем в Валоне. В апре­ле—октябре 1918 г. переоборудован в специальный штурмовой корабль для ата­ки австрийской базы в Поле: его оснасти­ли резаками для прорыва боковых заграж­дений (вооружение из 8 76-мм пушек и не­скольких 240-мм минометов). «Ре Умберто» предполагалось использовать в качес­тве своеобразного тарана, за которым в бухту должны были ворваться 40 торпед­ных катеров, но окончание войны не поз­волило осуществить эту необычную операцию. В 1920 г. «Ре Умберто» пошел на слом. «Сарденья» до ноября 1917г. являлась флагманским кораблем Морских сил Вене­ции, затем была переведена в Таранто. В 1919— 1922 гг. старый броненосец стоял в Стамбуле в качестве стационера, позже про­дан на слом. «Сицилию» исключили из бое­вого состава флота в июле 1914 г., но она еще в течение почти десяти лет использова­лась в качестве вспомогательного судна.