Эскадренные миноносцы

 

Лидеры эсминцев типа «Аквила» — 4 ед.

17.jpg

 «Аквила» (Aquila)              Пат       11.3.1914/26.7.1916/8.2.1917  - искл. 1939

«Спарвьеро» (Sparviero)    Пат       29.1.1914/25.3.1917/15.7.1917 - искл. 1920

«Ниббио» (Nibbio)             Пат       15.7.1914/30.1.1918/15.5.1918 - искл. 1920

«Фалько» (Falco)               Пат       19.8.1916/16.8.1919/20.1.1920 - искл. 1939

 

1594/1733 т, 94,7x9,5x3,5 м. ПТ- 2, 5 ПК, 40 000 л.с.=34 уз. Эк. 146 чел. 3 — 152 мм/40, 4 — 76 мм/40, 2 пул., 4 ТА 450 мм.

 

Заказаны в 1913 г. Румынией, но рек­визированы после вступления Италии в войну. Были одними из самых мощных эс­минцев в мире. На испытаниях все превы­сили проектную скорость: «Аквила» пока­зал 36,4 уз., «Фалько» — 35,2 уз., «Ниб­био» — 37,4 уз., «Спарвьеро» — 38,04 уз. Первоначально предполагалось вооружить корабли 120-мм артиллерией, но нехватка легких крейсеров заставила установить на первые 3 корабля старые 152-мм пуш­ки. Правда, те оказались слишком тяже­лыми для эсминцев, и последний в серии, «Фалько», получил 120-мм/45 клб орудия (после войны аналогичным образом пере­вооружили и остальные). «Ниббио» и «Спарвьеро» 1.7.1920 были выкуплены Ру­мынией и получили названия «Марасешти» и «Марашти». В 1944 г. они вошли в состав Советского ВМФ как «Легкий» и «Ловкий», в следующем году возвращены Румынии и сданы на слом в середине 50-х гг. «Аквила» и «Фалько» в октябре 1937 г. (официально 6.1.1939) переданы ВМС франкистской Испании и переименованы в «Мелилья» и «Сеута». Оба проданы на слом в 1948 г.

 

Лидеры эсминцев типа «Мирабелло»— 3 ед.

18.jpg

 «Карло Мирабелло» (Carlo Mirabello)     Ане   21.11.1914/21.12.1915/24.8.1916 - погиб 21.5.1941

«Карло Альберто Раккия»

(Carlo Alberto Racchia)                            Ане   10.12.1914/2.6.1916/21.12.1916   - погиб 21.7.1920

«Аугусто Риботи» (Augusto Riboty)        Ане   27.2.1915/24.9.1916/5.5.1917       - искл. 1951

 

1784/1972 т, 103,75x9,7x3,6 м. ПТ - 2, 4 ПК, 46000 л.с.=35 уз., 182 т нефти. Эк. 169 чел. 8 — 102 мм/35 («Раккия» и «Риботи» 1 — 152 мм/40 и 7 - 102 мм/35), 2-76 мм/40 зен., 2 пул., 4 ТА 450 мм.

 

Самые большие лидеры итальянского флота. Нехватка легких крейсеров заста­вила установить на двух кораблях тяже­лые 152-мм орудия (в 1917 г. таким обра­зом перевооружили и «Мирабелло»), одна­ко опыт оказался неудачным: шестидюй­мовки имели малую скорострельность и к тому же вызывали сильное сотрясение кор­пуса. В 1919 г. их сняли. Все три корабля активно участвовали в боевых действиях. «Раккия» в 1920 г. в составе сил Антанты находился на Черном море и погиб от под­рыва на мине в районе Одессы. Остальные два неоднократно модернизировались и участвовали во 2-й мировой войне.

 

Лидеры эсминцев типа «Россарол» — 3 ед.

19.jpg

 «Чезаре Россарол» (Cesare  Rossarol)          Ане      30.6.1913/15.8.1914/6.8.1915  - погиб 16.11.1918

«Джульельмо Пеле» (Guglielmo  Рере)        Ане       2.7.1913/17.9.1914/20.8.1915 - искл. 1938

«Алессандро Поэрио» (Alessandro Poerio)   Ане      25.6.1913/4.8.1914/25.5.1915  - искл. 1938

 

1028/1216 т, 85x8x3,1 м. ПТ - 2, 3 ПК, 20 000 л.с.=31,5 уз., 200 т нефти. Эк. 129 чел. 6-102 мм/35, 4 ТА 450 мм.

 

Первые представители класса лидеров, официально в итальянском флоте имено­вались «легкими разведчиками». Предпо­лагалось, что они будут нести по 8 ТА, но в ходе строительства торпедное вооружение уменьшили в пользу артиллерии. В 1918 г. 102-мм пушки заменены на новые с дли­ной ствола в 45 клб. В 1916 г. на «Дж. Пепе» установили две 76-мм зенитки, в следую­щем году их сняли и все три корабля во­оружили двумя 40-мм автоматами «Виккерс». «Россарол» погиб в северной Адри­атике от подрыва на мине, остальные два в июне 1938 г. переданы ВМС франкистов и служили в Испании под названиями «Теруэль» и «Уэска» до 1947 — 1949 гг.

 

Эсминцы типа «Сиртори» —12 ед.

20.jpg

 1-я серия: «Джузеппе Сиртори» (24.11.1916), «Джованни Ачерби» (14.2.1917), «Винченцо Джордано Орсини» (23.4.1917), «Франческо Стокко» (5.6.1917);

2-я серия: «Джузеппе Ла Маса» (6.9.1917), «Джачинто Карими» (7.11.1917), «Бенедетто Кайроли» (28.12.1917-погиб 10.4.1918), «Анжело Бассини» (28.3.1918), «Никола Фабрици» (8.7.1918), «Джакомо Медичи» (6.9.1918), «Джузеппе Ла Фарина» (12.3.1919), «Агостино Бертани» (6.6.1919).

 

790/850 т, 73,5x7,3x2,8 м. ПТ - 2, 4 ПК, 15 500 л.с.=30 уз. Эк. 78 -84 чел. 6 — 102 мм/35, 2 — 40 мм авт. (2-я серия: 4—102 мм/45, 2 — 76 мм/40 зен.), 2 пул., 4 ТА.

 

Строились фирмой «Одеро», последние корабли серии вошли в строй после окон­чания войны. Созданы на базе эсминца «Розолино Пило», отличались усиленным артиллерийским вооружением и двухтруб­ными торпедными аппаратами вместо однотрубных. На испытаниях показали ско­рость до 33,5 уз., дальность плавания эко­номическим 14-уз. ходом составила около 2 тыс. миль. «Б.Кайроли» погиб в Ионичес­ком море в результате столкновения с систершипом «Дж. Карини». Остальные в 1929 г. переклассифицированы в миноносцы, не­однократно перевооружались, участвовали во 2-й мировой войне. В 1941 — 1943 гг. 9 кораблей погибли, последние два — «Дж. Карини» и «Н.Фабрици» — сданы на слом в 1957-1958 гг.

 

Эсминцы типа «Пило» — 8 ед.

21.jpg

 «Розолино Пило» (24.3.1915), «Ипполито Ниево» (24.7.1915), «Джузеппе Чезаре Абба» (25.5.1915), «Антонио Мосто» (20.5.1915), «Франческо Нулло» (24.7.1915), «Пиладе Бронцетти» (26.10.1915), «Симоне Шиаффино» (11.9.1915), «Джузеппе Миссори» (20.12.1915).

 

770/850 т,   73x7,3x2,7 м.    ПТ-2, 4 ПК, 16 000 л.с.=30 уз., 150 т нефти. Эк. 70 — 78 чел. 4 — 76 мм/40, 2 — 76 мм/40 зен., 4 ТА 450 мм.

 

Строились на верфи «Одеро», «А.Мосто» и «Ф. Нулло» — фир­мой «Паттисон». Созданы на базе «Индомито», отличались соста­вом вооружения, увеличенным запасом топлива и более экономич­ными турбинами. В 1929 г. переклассифицированы в миноносцы, все (кроме списанного в 1938 г. «И. Ниево») участвовали во 2-й мировой войне. «Ф. Нулло», «С. Шиаффино», «П. Бронцетти» (пе­реименованный в «Джузеппе Децца») и «Дж. Миссори» погибли в 1940— 1945 гг., остальные 3 сданы на слом в 1954— 1958 гг.

 

Эсминец «Аудаче» (II) — 1 ед.

22.jpg

 «Аудаче» (Яр, 27.9.1916)

 

922/1170 т, 87,5x8,3x2,5 м. ПТ-2, 3 ПК, 22 000 л.с.=30 уз., 250 т нефти. Эк. 118 чел. 7—102 мм/35, 2 —40 мм авт., 2 пул., 4 ТА 450 мм.

 

Заказан Японией в 1912 г. в Англии как «Кавакадзе» (вместе с однотипным «Уракадзе»), но 3.7.1916 передан итальянцам. Снача­ла получил название «Интрепидо», 25.9.1916 переименован в «Аудаче». Для своего времени весьма передовой проект с чисто нефтяным отоплением котлов, дизелями для крейсерского хода (последние, правда, так и не были установлены) и спаренными торпедными аппаратами. На испытаниях эсминец развил скорость 34,5 уз.; дальность плавания 15-узловым ходом составила 2180 миль. В 1929 г. корабль переклассифицировали в миноносец, в 1943 г. попал в руки немцев. Погиб 1.11.1944 на Адриатике в бою с английскими эскортными эсминцами.

 

Эсминцы типа «Аудаче» (I) — 2 ед.

23.jpg

 «Аудаче» (4.5.1913 - погиб 30.8.1916), «Анимозо» (13.7.1913)

 

780/840 т, 75,5x7,5x2,6 м. ПТ-2, 4 ПК, 16 000 л.с.=30 уз., 100 т нефти. Эк. 70 - 79 чел. 1-120 мм/40, 4-76 мм/40, 2 ТА 450 мм.

 

Строились фирмой «Орландо». Проект разработан на базе «Индомито», но под швейцарские турбины «Эшер-Висс» вместо ли­цензионных системы Парсонса. В целом ЭУ оказалась неэкономич­ной, и дальность плавания 14-узловым ходом составила всего 950 миль. «Аудаче» погиб в Ионическом море в результате столкнове­ния с грузовым судном; позже его имя присвоили новому эсминцу, полученному из Англии. «Анимозо» 29.7.1921 сильно пострадал от взрыва котла, не восстанавливался и в 1923 г. был сдан на слом.

 

Эсминцы типа «Индомито» — 8 ед.

24.jpg

 «Индомито» (10.5.1912), «Интрепидо» (7.8.1912 -- погиб 4.12.1915), «Иррекуэто» (12.12.1912), «Импавидо» (22.3.1913), «Импетуоэо» (23.7.1913 — погиб 10.7.1916), «Инсидиозо» (30.9.1913), «Ардито» (20.10.1912), «Арденте» (15.12.1912).

 

 672/770 т, 73x7,3x2,4 м. ПТ-2, 4 ПК, 16000л.с.=30уз., 100/128 т нефти. Эк. 70-79 чел. 1-120 мм/40, 4-76 мм/40, 2 ТА 450 мм.

 

Первые итальянские полноценные эсминцы, оснащенные па­ровыми турбинами и котлами с чисто нефтяным отоплением. Стро­ились фирмой «Паттисон», последние два — «Орландо». На испы­таниях развили скорость в 33 — 35,5 уз., дальность плавания 14-узловым ходом составляла 1200 миль. В 1914—1915 гг. одно­трубные ТА заменены двухтрубными, я также оборудованы минны­ми рельсами. Активно использовались в боевых действиях на Ад­риатике.

«Интрепидо» погиб от подрыва на мине, выставленной немец­кой ПЛ UC14. «Импетуозо» торпедирован австрийской субмариной U17. Остальные в 1918 — 1919 гг. перевооружены, в 1929 г. пере­классифицированы в миноносцы, в 30-е гг. исключены из боевого состава. Во время 2-й мировой войны «Инсидиозо», превращен­ный в судно-мишень для ПЛ, вновь был восстановлен как миноно­сец немцами. 5.11.1944 его потопила американская авиация.

 

Эсминцы типа «Солдати» —11 ед.

25.jpg

 «Берсальере» (2.10.1906), «Гранатьере» (27.10.1906), «Артиль­ере» (18.1.1907), «Ланчиере» (28.2.1907), «Кораццьере» (11.12.1909), «Карабиньере» (12.10.1909), «Гарибальдино» (12.2.1910-погиб 16.7.1918), «Альпино» (27.11.1909), «Фучильере» (21.8.1909), «Поитиере» (3.1.1910), «Аскаре» (6.12.1912).

 

395/415 т, 65,1x6,1x2,1 м. ПМ - 2, 3 ПК, 6000 л.с.=28,5 уз., 80 туг. или 65 т нефти. Эк. 55 чел. 3 — 76 мм/40, 3 ТА 450 мм.

 

Последняя серия преемников английских «истребителей», по существу являлись большими миноносцами. Все построены на верфи «Ансальдо». «Аскаро» был заказан Китаем как «Цзин-По», но уже на стапеле передан итальянским ВМС. Он имел паровые котлы со смешанным отоплением (один нефтяной и два угольных) и, соответственно, другой запас топлива (50 т угля + 34 т нефти). «Гарибальдино» погиб в результате столкновения с английским эсминцем «Синьет», остальные в 1921 г. переклассифицированы в миноносцы, а в 1923 — 1932 гг. сданы на слом.

 

Эсминцы типа «Нембо» — 6 ед.

26.jpg

 

«Нембо» (18.5.1901 - погиб 17.10.1916), «Турбине» (21.11.1901 - погиб 24.5.1915), «Ак­вилоне» (16.10.1902), «Бореа» (12.12.1902 - погиб 15.5.1917), «Зеффиро» (14.5.1904), «Эсперо» (9.7.1904).

 

325/380 т, 64x5,9x2,3 м. ПМ - 2, 3 ПК, 5200 л.с.=30 уз. Эк. 55 чел. 4 — 76 мм/40, 2 ТА 450 мм.

 

Построены фирмой «Паттисон» по ан­глийскому проекту. В 1908— 1912 гг. мо­дернизированы (котлы переведены с уголь­ного отопления на нефтяное) и стали трехтрубными. Тогда же перевооружены (до того несли по 5 57-мм пушек и 4 ТА); в ходе войны добавлены минные рельсы под 10 — 16 мин. «Нембо» торпедирован австрий­ской ПЛ U16 (последняя также погибла — вероятно, от взрыва глубинных бомб это­го же эсминца). «Турбине» и «Бореа» по­топлены австро-венгерскими эсминцами. Остальные исключены из состава флота в 1923- 1924 гг.

 

Эсминцы типа «Лампо» — 5 ед.

27.jpg

 «Лампо» (7.10.1899), «Дардо» (7.2.1900), «Страле» (19.5.1900), «Еуро» (27.8.1900), «Остро» (9.2.1901).

 

320/354 т,  62x6,5x2,6 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 л.с.=30 уз., 75 туг. Эк. 59 чел. 1 — 76 мм/40, 5 — 57 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Построены в Германии фирмой «Шихау». Всего в серии было 6 единиц, но «Фречча» разбился на камнях 12.10.1911 у побережья Ливии. «Страле» и «Остро» имели облегченное артиллерийское вооружение (6 — 57 мм). В ходе войны оснащены минными рель­сами. Сданы на слом в 1920 — 1924 гг.

 

Эсминец «Фульмине» — 1 ед.

28.jpg

 «Фульмине» (4.12.1898)

 

293/337 т,  62,2x6,4x2,3 м.   ПМ - 2, 4 ПК, 4800 л.с.=23 уз., 60 т уг. Эк.48 чел. 1 — 76 мм/40, 3 — 57 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Построен фирмой «Одеро». Первый эсминец («истребитель») итальянского флота. Оказался неудачным: проектная скорость в 26,5 уз. не была достигнута. В 1901 г. перевооружен (ранее нес 5 57-мм пушек и 3 ТА). В 1921 г. сдан на слом.