Подводные лодки

 

Подводные лодки типа «Микка» — 6 ед.

35.jpg

 «Пьетро Микка», «Луиджи Гальвани», «Лоренцо Марчелло», «Торичелли», «Анджело Эмо», «Лаззаро Мочениго».

 

842/1244 т, 63,3x6,2x4,2 м. Диз. -2, 2 ЭД. 2600-2900/1300- 1800 л.с.=11/10,9 уз., 60 т нефти. Эк. 40 чел. 1 — 76 мм/40, 1 — 76 мм/ 30 зен., 6 ТА 450 мм.

 

Самые большие подводные лодки итальянского флота. Заказаны верфи в Специи в 1914 г., но вследствие затянувшегося строитель­ства спущены на воду только в 1917 — 1919 гг. и до окончания войны ни одна из субмарин не успела войти в строй. Ненадежные двигате­ли и плохая маневренность вызвали их капитальную модернизацию в 1923 г. В 1928— 1937 гг. все были исключены Из списков флота.

 

Подводные лодки типа «Прована» — 4 ед.

36.jpg

 «Андреа Прована», «Агостино Барбариго», «Джакомо Нами», «Себастьян Веньеро».

 

762/924 т,    67x5,9x3,8    м.  Диз.  - 2,   2  ЭД.   2600/1400 л.с.=16/ 9,8 уз. Эк. 40 чел. 2-76 мм/40, 6 ТА 450 мм.

 

Строились фирмой «Фиат-Сан-Джорджо» в Специи. Заложе­ны в октябре 1915 г., спущены на воду в 1917— 1918 гг., но всту­пили в строй после окончания боевых действий. Имели довольно прогрессивную конструкцию (в частности, аккумуляторные бата­реи впервые были расположены в четырех изолированных отсе­ках под главной палубой), отличались хорошей маневренностью, но глубина погружения ограничивалась величиной 50 м. «С.Веньеро» погибла 6.8.1925 в результате столкновения с пароходом, остальные списаны в 1928— 1935 гг.

 

Подводные лодки типа «Пачинотти» — 2 ед.

37.jpg

 «Пачинотти», «Гульельмотти».

 

710/869 т, 65x6x4,1 м. Диз. -2,2 ЭД. 1100/ 900 л.с.=14/10,2 уз. Эк. 39 чел. 2 — 76 мм/ 30, 5 ТА 450 мм.

 

Построены фирмой «Фиат-Сан-Джор­джо», спущены на воду в 1916 г. Единствен­ные из итальянских субмарин, имевшие 3 носовых ТА. В целом очень похожи на «Балилью». «Гульельмотти» погибла во время своего первого боевого похода — 10.3.1917 ее по ошибке потопил британский шлюп «Сайкламен». «Пачинотти» исключена из списков флота в 1921 г.

 

Подводная лодка «Балилья» — 1 ед.

38.jpg

 «Балилья» (4.8.1915 —погибла 14.7.1916)

 

728/875 т, 65x6x4,1 м. Диз. - 2, 2 ЭД. 1600/ 900 л.с.=14/9 уз. Эк. 38 чел. 2-76 мм/40, 4 ТА 450 мм.

 

Заказана в 1913 г. фирме «Фиат-Сан-Джорджо» Германией как U42. После вступ­ления в войну реквизирована Италией. Лод­ка оказалась весьма удачной, но прослужи­ла недолго: 14.7.1916 у о.Лисса ее потопи­ли австрийские миноносцы 65F и 66F.

 

Подводные лодки типа «N» — 6 ед.

39.jpg

 N1—N6

 

277/363 т, 45,8x4,2x3,1  м. Диз. - 2, 2 ЭД. 650/450 л.с.=12,5/7,6 уз. (N5, N6-750/450 л.с.=13,5/7,9 уз.), 9 - 10 т нефти. Эк. 23 чел. 1 - 76 мм зен., 2 ТА 450 мм.

 

Построены в 1917—1918 гг. фирмами «Ансальдо» и «Този». Представляли собой увеличенный и улучшенный «Наутилус». N5 и N6 имели повышенную мощность двигателей; они могли в надводном положении пройти 750 миль 12,5-узловым ходом и в подводном 17 миль 7,5-узловым ходом — вместо соответ­ственно 508 и 15 миль у остальных. Принять участие в боевых действиях лодки не успе­ли. В 1929 — 1935 гг. их сдали на слом.

 

Подводные лодки типа «F» — 21 ед.

40.jpg

 F1—F21

 

262/319 т, 45,6x4,2x3,1 м. Диз. -2, 2 ЭД. 670/500 л.с. = 12,5/8,2 уз., 12т нефти. Эк. 26 чел. 1 - 76 мм/30, 2 ТА 450 мм.

 

Самая многочисленная серия подлодок итальянской постройки, Проект разработан фирмой «Фиат-Сан-Джорджо». Первые 3 субмарины построены в 1913 — 1914 гг. для Бразилии, позже 3 были поставлены Пор­тугалии и еще 3 —Испании. Лодки для итальянского флота были заказаны в 1915 г. трем фирмам («Фиат-Сан-Джорджо», «Орландо» и «Одеро»); в 1916 — 1918 гг. их спустили на воду. Имели хорошую манев­ренность, дальность плавания в надводном положении составила 1600 миль (8,5 уз.), в подводном — 80 миль (4 уз.). F8 затонула 14.2.1917 в результате аварии во время ис­пытаний, но была поднята и в сентябре того же года введена в строй. F14 погибла 6.8.1928 из-за столкновения с эсминцем «Дж.Миссори». Остальные списаны между 1919 и 1935 г.

 

Подводные лодки типа «Н» — 8 ед.

41.jpg

 Н1 —Н8

 

361/441 т,   45,8x4,7x3,8.   Диз.   -  2,   2 ЭД.   480/600 л.с. = 12,6/11 уз., 16 т нефти. Эк. 22 чел. 4 ТА 450 мм.

 

Знаменитые лодки фирмы «Голланд», строились в США и соби­рались в Канаде в 1916 — 1917 гг. Аналогичны русским ПЛ типа АГ. Один из самых удачных проектов своего времени. Глубина погруже­ния составляла 80 м, в то время как у лодок итальянской постройки она не превышала 50 м. Н5 потоплена 16.4. 1918 по ошибке в южной части Адриатического моря однотипной британской ПЛ Н1 (времен­но именовавшейся НВ1 — чтобы не путать «англичанок» с итальян­скими субмаринами). Остальные служили до 30 — 40-х гг., 5 единиц участвовали во 2-й мировой войне, причем Н6 и Н8 погибли соответ­ственно в 1943 и 1945 гг. Н1, Н2 и Н4 сданы на слом в 1947 г.

 

Подводный минный заградитель Х1 — 1 ед.

42.jpg

 171/184 т,  33,6x3,1x2,7 м. Диз. -1,   1 ЭД. 90/175 л.с. = 6/4,5 уз. Эк. 16 чел. 1 - 76 мм/30 зен., 12 мин.

 

Бывшая немецкая субмарина UC12 (номинально считавшаяся ав­стрийской U24), погибшая 16.3.1916 у Таранто в результате подрыва на собственной мине. Поднята и в марте 1917 г. после восстанови­тельного ремонта введена в строй как Х1. В 1919 г. сдана на слом.

 

Подводные минные заградители типа Х2 — 2 ед.

 

Х2, Х3

 

403/468 т,  42,6x5,5x3,1 м.  Диз. -2,   2 ЭД. 650/325 л.с. = 8,2/6,3 уз. Эк. 22 — 25 чел. 1 — 76 мм/30 зен., 2 ТА 450 мм, 18 мин.

 

Строились фирмой «Ансальдо», спущены на воду в 1917 г., всту­пили в строй после окончания боевых действий. Проект разрабо­тан на базе захваченной германской субмарины UC12. Мины хра­нились в 9 вертикальных шахтах, торпеды установлены в палубных аппаратах. Оказались тихоходными и отличались плохой манев­ренностью. Исключены из состава флота в 1940 г.

 

Подводные лодки типа «W» — 4 ед.

43.jpg

 W1—W4

 

331/449 т, 52,4x4,7x2,7 м (W1, W2); 321/479 т, 45,7x5,4x2,8 м (W3, W4). Диз. - 2, 2 ЭД. 710 - 760/480 л.с. = 13/8,5 уз. Эк. 18 чел. 1 -76 мм (только на W1 и W2), 2 ТА 450 мм.

 

Бывшие английские, построены в 1914 — 1916 гг. фирмой «Арм­стронг» и в августе 1916 г. куплены Италией. Считались неудачны­ми из-за плохой маневренности и ненадежности дизелей. Тем не менее активно действовали на Адриатике (особенно W3 и W4). W4 погибла в августе 1917 г. — предположительно в результате под­рыва на мине. Остальные списаны в 1919 г.

 

Подводные лодки типа «S» — 3 ед.

44.jpg

 S1 —S3

 

265/324 т,   45,1x4,4x3,2   м.   Диз. - 2,   2 ЭД.   650/400 л.с. = 13/8,5 уз. Эк. 18 чел. 1 — 76 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Бывшие английские, построены в 1914—1915 гг. фирмой «Скотт» по итальянскому проекту, разработанному на базе черте­жей ПЛ «Аргонаута». 25.10.1915 куплены Италией. В 1919 г. все сданы на слом.

 

Подводная лодка «Аргонаута» — 1 ед.

45.jpg

 255/306 т,  45,1x4,2x3  м.  Диз. -2,   2 ЭД.  600/400 л.с. = 13,5/8,8 уз. Эк. 24 чел. 2 ТА 450 мм.

 

Заказана Россией как «Святой Георгий» в 1912 г. Проект разрабо­тан на базе «Медузы». Спущена на воду на верфи «Фиат-Сан-Джорджо» в Специи 5.7.1914, однако после начала 1-й мировой войны Италия выкупила ее и в феврале 1915 г. ввела в строй под названием «Аргона­ута». (Позже для Российского флота была построена другая подлодка, также названная «Св. Георгий».) Субмарина имела двухкорпусную кон­струкцию, глубину погружения 40 м и в надводном положении могла пройти 1500 миль 9-узловым ходом. Во время войны «Аргонауту» дово­оружили 76-мм орудием. В 1928 г. исключена из списков флота.

 

Подводные лодки типа «Пуллино» — 2 ед.

46.jpg

 «Джачинто Пуллино», «Галилео Феррарис».

 

345/405 т, 42,2x4,1x3,7м. Диз. -2,2 ЭД. 1460/520 л.с.= 14/9 уз. Эк. 21 чел. 1 -57 мм, 1 — 37 мм, 6 ТА 450 мм.

 

Построены в Специи по проекту В.Каваллини, спущены на воду в 1913 г. Имели двухкорпусную конструкцию. Вооружение для своего времени было необычайно мощ­ным. ТА располагались парами: 2 в носу, 2 в корме и 2 наружных — на палубе. «Дж.Пуллино» 31.7. 1917 села на камни у о.Галиола, была захвачена австрийцами, но на следующий день затонула при буксировке в Полу. «Г.Феррарис» 28.11.1917 также ока­залась выброшенной на камни во время шторма (к счастью, у итальянского берега). Хотя ее спасли, но повреждения корпуса были столь серьезными, что подлодку не восстанавливали и в 1919'г. сдали на слом.

 

Подводные лодки типа «Наутилус» — 2 ед.

47.jpg

 «Наутилус», «Нереиде».

 

225/320 т,   40,9x4,3x2,8 м.   Диз.  -2,   2 ЭД. 600/320 л.с.= 13,2/8 уз. Эк. 19 чел. 2 ТА 450 мм.

 

Строились в Венеции по проекту К.Бернардиса, спущены на воду в 1913 г. Корпус субмарин по своим обводам напоминал ми­ноносец. «Нереиде» торпедирована на Адриатике 5.8.1915 австрий­ской ПЛ U5. «Наутилус» сдан на слом в 1919 г.

 

Подводные лодки типа «Медуза» — 8 ед.

48.jpg

 «Медуза», «Велелла», «Арго», «Физалия», «Сальпа», «Жантина», «Жалея», «Цея».

 

250/305 т, 45,1x4,2x3 м. Диз. - 2, 2 ЭД. 650/ 300 л.с.= 12/8 уз. Эк. 21 - 22 чел. 2 ТА 450 мм.

 

Строились по проекту Ч.Лауренти раз­ными фирмами в 1911 — 1913 гг. Первые итальянские ПЛ с дизельными двигателя­ми. Максимальная глубина погружения — 40 м. Обладали хорошей маневренностью. Ак­тивно использовались в ходе 1-й мировой войны. Две погибли на Адриатике: «Меду­за» 10.6.1915 торпедирована германской субмариной UB15 (условно считавшейся австрийской U11) и «Жалея» 17.8.1915 по­дорвалась на мине. «Цея» 26.11.1917 во время шторма выброшена на берег у Римини, но позже восстановлена и возвраще­на в строй. «Арго» в декабре 1917 г. нача­ли переоборудовать в штурмовую ПЛ про­рыва оборонительных сооружений Полы, но работы остались неоконченными. В 1918 г. все оставшиеся лодки продали на слом.

 

Подводная лодка «Атропо» — 1 ед.

49.jpg

 231/320 т,   44,5x4,4x2,7 м.   Диз.  -2,   2 ЭД. 700/200 л.с.= 14,7/8 уз. Эк. 14 чел. 2 ТА 450 мм.

 

Построена по заказу Италии немецкой фирмой «Германиа-верфт» в Киле, спущена на воду 22.3.1912. Корпус имел острые обводы (наподобие миноносца). Дальность плавания в надводном положении 15,5-узловой скоростью составляла 1300 миль, в под­водном 8-узловой скоростью — 40 миль. Глубина погружения — 50 м. Прибыла в Италию в 1913 г. В годы войны входила в состав 1-го дивизиона подводных лодок Морских сил Венеции, в Северной Адриатике потопила австрийский пароход «Албанией» (1122 брт.). Исключена из списков флота в 1919 г.

 

Подводная лодка «Фока» — 1 ед.

50.jpg

 185/280 т,  42,5x4,2x2,6 м.   Бенз. - 2, 2 ЭД. 600/160 л.с.= 13/6 уз. Эк. 17 чел. 2 ТА 450 мм.

 

Построена фирмой «Фиат-Сан-Джорджо», спущена на воду 8.9.1908. Первоначально была трехвальной, но после взрыва паров бензина 26.4.1909 реконструирована, средний гребной винт демонтирован. Принимала участие в боевых действиях на Адриатике. В 1918 г. сдана на слом.

 

Подводные лодки типа «Глауко» — 5 ед.

51.jpg

 «Глауко», «Сквало», «Нарвало», «Отария», «Трикеко».

 

160/240 т, 36,8x4,3x2,6 м. Бенз. - 2, 2 ЭД. 600/170 л.с. =13/6 уз. Эк. 15 чел. 2 ТА 450 мм.

 

Первые серийные подлодки итальянско­го флота. Построены верфью в Венеции по проекту Ч.Лауренти в 1905 — 1909 гг. Несколь­ко отличались друг от друга (в частности, го­ловная «Глауко» имела 3 ТА). В годы 1-й ми­ровой войны служили в системе обороны в Бриндизи и Венеции. «Глауко» списана в 1916 г., остальные —в 1918 г.

 

Подводная лодка «Дельфино» — 1 ед.

52.jpg

 102/113 т, 24,6x2,8x2,7 м. Бенз. -1,1 ЭД. 130/65 л.с. = 6,5 уз. Эк. 11 чел. 1 ТА 450 мм.

 

Экспериментальная подлодка, построенная в Специи в 1892 — 1896 гг. как чисто элек­трическая, капитально перестроена в 1902— 1904 гг. К началу 1-й мировой войны совер­шенно устарела, но входила в состав 4-го дивизиона ПЛ Морских сил Венеции. В 1918 г. сдана на слом.

 

Сверхмалые подводные лодки — 9 ед.

53.jpg

 1-я серия: А1 —А6; 2-я серия: В1 — В3.

 

31/37 т, 13,5x2,2x2,3 м (1-я серия), 40/46 т, 15,1x2,3x2,5 м. Бенз. -1,1 ЭД., 85/50 л.с. (2-я серия). 6,8/5 уз. Эк. 4 — 5 чел. 2 ТА 450 мм.

 

Построены по проекту Э.Феррати в 1915 — 1916 гг. Лодки 1-й серии были чисто электрическими, 2-й — бензино-электрическими. На первых торпеды размещались в на­ружных решетках ТА, на вторых — во внутрен­них трубчатых. Оказались малоэффективными и исключены из состава флота в 1918 — 1919 гг. В4 — В6 остались недостроенными.