Мониторы и плавбатареи

 

Монитор «Фаз ди Бруно» — 1 ед.

64.jpg

 2854 т, 55,5x27x2,2 м. ПМ - 2, 2 ПК, 465 л.с.=3 уз. Броня: башня до 110 мм, барбет 60 мм, палуба 40 мм. Эк. 65 чел. 2 — 381 мм/40, 2-76 мм/40 зен.

 

Спроектирован контр-адмиралом Дж. Рота специально для поддержки сухопутных войск в районе Триеста. Строился в Вене­ции (1915/30.1.1916/23.7.1917). Представ­лял собой прямоугольный понтон с наклон­ной палубой. По периметру корпус вместо броневого пояса защищался слоем коф­фердамов, залитых бетоном (толщина 2,9 м). 381-мм орудия, изготовленные для не­достроенного дредноута «Кристофоро Ко­ломбо», имели угол возвышения 15° и сек­тор обстрела 60°. Паровые машины были сняты со старого миноносца (по некоторым данным, их фактическая мощность не превы­шала 100 л.с.). Зенитное вооружение к концу войны было усилено до 4 76-мм и 2 40-мм авт. По сравнению с английскими монитора­ми «Фаз ди Бруно» был значительно тихоход­нее, но зато имел меньшую осадку, что умень­шало риск подрыва на мине. В ноябре 1917 г. корабль попал в шторм и во избежание гибе­ли выбросился на берег в районе Анконы. Исключен из списков флота в 1924 г., однако дожил до 2-й мировой войны и в начале 40-х гг. использовался в качестве плавбатареи GM194 в системе обороны Генуи.

 

Монитор «Альфредо Капеллини» — 1 ед.

65.jpg

 1452 т, 36x18x2,4 м. ПМ - 1, 265 л.с.=3,5 уз. 2-381 мм/40.

 

Построен в Ливорно в 1915— 1916 гг. на базе корпуса плавучего крана. Орудия, предназначавшиеся для линкора «Франческо Моросини», имели угол возвышения 20° и сектор обстрела всего 30° в нос. Инфор­мация о броневой защите противоречива; по некоторым данным, корабль вообще не имел брони, из-за чего его следует считать не монитором, а плавбатареей. Обладал ничтожной мореходностью. Погиб 16.11.1917, опрокинувшись в шторм при переходе из Венеции в Анкону.

 

Плавбатареи типа «Монте Санто» — 2 ед.

 

«Монте Санто», «Монте Саботино».

 

570 т, 37,1x8,6x1,9 м. Диз. - 1, 350 л.с.=6 уз. Эк. 45 чел. 1 - 381 мм/40.

 

Переоборудованы в 1918 г. из австрийских барж, захваченных на реке Изонцо. Официально числились мониторами. Вооружены орудиями, предназначавшимися для линкоров типа «Караччоло». Списаны в 1924 г.

 

Плавбатареи типа «Монте Граппа» — 4 ед.

 

«Монте Граппа» (21.9.1918), «Монтелло» (31.12.1918), «Монте Новеньо» (31.5.1919), «Монте Ченьо» (10.12.1919).

 

575/633 т, 40x10x1,7 м. Диз. - 2, 700 л.с.=7 уз. Эк. 50 чел. 1-381 мм/40.

 

Единственные из плавбатарей, построенные по специальному заказу (верфь Кастелламаре ди Стабия), а не переоборудован­ные из трофейных судов. Официально числились мониторами. Во­шли в строй после окончания боевых действий. Списаны в 1924 г.

 

Плавбатареи типа «Монте Кукко» — 2 ед.

 

«Монте Кукко», «Водиче».

 

440 т,   33,7x8,7x1,4 м. Диз. — 1, 250 л.с.=6 уз. Эк. 30 чел. 1 —305 мм/40.

 

Переоборудованы в Венеции в 1916— 1917 гг. из австрийских барж, захваченных в Монфальконе в 1915 г. Официально числились мониторами. Вошли в строй осенью 1917 г., списаны в 1924-м.

 

Плавбатарея «Монфальконе» — 1 ед.

 

525 т, 24x14,1x2 м. Диз. - 2, 400 л.с.=6 уз. 1 - 305 мм/46.

 

Переоборудована в Венеции из одноименной австрийской бар­жи, захваченной на реке Изонцо. Вошла в строй итальянского флота 11.7.1917. 305-мм орудие имело угол возвышения 30°. Официаль­но числилась монитором. Списана в 1921 г.

 

Плавбатарея «Карсо» — 1 ед.

66.jpg

 360 т, 36x9,5x1,2 м. Диз. - 2, 300 л.с.=7 уз. Эк. 30 чел. 2-190 мм/45.

 

Переоборудована из трофейной австрийской баржи, вошла в строй 3.8.1917. Официально числилась монитором, хотя являлась типичной плавучей батареей. 190-мм орудия имели угол возвыше­ния 28°. Исключена из состава флота в 1924 г.

 

Плавбатарея «Пасубио» — 1 ед.

 

225 т, 20,5x7,6x1,7 м. Диз. - 1, 250 л.с.=7 уз. Эк.45 чел. 1-152 мм/50.

 

Переоборудована из австрийского плавучего маяка «Острица», захваченного в Монфальконе в 1915 г. Орудие имело угол возвы­шения 25°. Вошла в строй в 1918 г., списана в 1924-м.

 

Плавбатарея «Падуе» — 1 ед.

 

96 т, 28x4,8x0,9 м. Диз. - 2, 200 л.с.=8,5 уз. 1-152 мм/50.

 

Бывшая австрийская баржа, захваченная в Монфальконе в 1915 г. Вошла в строй в 1917 г. Погибла 7.11.1917 (по другой вер­сии — 16.12.1917) в результате навигационной аварии.