Легкие и бронепалубные крейсера
Легкие крейсера типа «Адмирал Шпаун» — 4 ед.
«Адмирал Шпаун» (Admiral Spaun) АП 30.5.1908/30.10.1909/15.11.1910 - сл.1920
«Сайда» (Saida) КНТ 9.9.1911/26.10.1912/1.8.1914 - искл.1937
«Гельголанд» (Helgoland) ДанФ 28.10.1911/23.11.1912/29.8.1914 - искл.1937
«Новара» (Моуага) ДанФ 9.12.1912/15.2.1913/10.1.1915 - сл. 1941
3500/4000 т, 130,6x12,8x5,3 м. ПТ-4, 16 ПК, 25 130 л.с.=27 уз., 771 т уг. Броня: пояс 60 мм, палуба 20 мм, рубка 50 мм. Эк. 327 чел. 7—100 мм/50, 1 — 47 мм, 2 пул., 4 ТА 450 мм.
Приведены данные головного корабля; последние 3 отличались увеличенным водоизмещением («Новара» 3580/4417 т), усиленным вооружением (9 — 100 мм и 6 ТА) и типом энергетической установки (ПТ — 2, 30 000 л.с.)- Экипаж насчитывал 340 чел., остальные параметры те же.
«Адмирал Шпаун» стал первым кораблем австро-венгерского флота, оснащенным паровыми турбинами (6 турбин системы Парсонса, работавших на 4 вала). На момент своего появления это был один из самых совершенных легких крейсеров в мире.
Все четыре единицы серии активно использовались в боевых действиях на Адриатике, уничтожили несколько неприятельских транспортных судов. «Гельголанд» 29.12.1915 протаранил и потопил французскую ПЛ «Монж». 15.5.1917 участвовали в бою с британскими легкими крейсерами, причем «Новара» получила серьезные повреждения, а находившийся на ее борту командир отряда капитан 1 ранга Н.Хорти был тяжело ранен. В 1917 г. на крейсерах установили по одному 66-мм зенитному орудию, но предполагавшееся перевооружение их 150-мм артиллерией так и не состоялось.
После войны «Сайда» и «Гельголанд» достались Италии (с 1920 г. соответственно «Венеция» и «Бриндизи»), «Новара» — Франции («Тионвилль»), «Адмирал Шпаун»—Англии (сдан на слом в 1920 г.). Долгожителем оказалась бывшая «Новара»: исключенная из боевого состава французского флота в 1932 г., она служила в качестве плавказармы в Тулоне до 1941 г.
Бронепалубные крейсера типа «Зента» — 3 ед.
«Зента» (Zenta) АП 8.8.1896/18.8.1897/28.5.1899 - погиб 16.8.1914
«Асперн» (Aspern) АП 4.10.1897/3.5.1899/29.5.1900 - сл. 1920
«Сигетвар» (Szigetvar) АП 25.5.1899/29.10.1900/30.9.1901 - сл. 1920
2350/2543 т, 96,9x11,7x4,25 м. ПМ - 2, 4 ПК, 8160 л.с.=20,5 уз., 469 т уг. Броня: палуба 50 — 25 мм, казематы 35 мм, рубка 50 мм. Эк. 308 чел. 8 - 120 мм/40, 10-47 мм, 2 пул., 2 ТА 450 мм.
Удачные малые крейсера, специально предназначавшиеся для дальних плаваний. У «Асперна» подводная часть корпуса была обшита медью, и он имел водоизмещение 2456/2625 т. На ходовых испытаниях «Зента» развила мощность 8584 л.с. и скорость 21,87 уз. Все 3 крейсера совершили походы на Дальний Восток, а «Асперн» в 1907 г. вместе с броненосным крейсером «Санкт-Георг» посетил США. К началу войны уже устарели, но использовались достаточно активно. «Зента» потоплена 16.8.1914 французскими линкорами вблизи порта Антивари (ныне югославский Бар). В 1917 г. на два оставшихся корабля установили по одному 66-мм зенитному орудию. В марте 1918 г. оба исключены из боевого состава и переоборудованы в плавказармы.
Бронепалубные крейсера типа «Кайзер Франц-Йозеф I» — 2 ед.
«Кайзер Франц-Йозеф I» (Kaiser Franz Joseph I) CTT 3.1.1888/18.5.1889/2.7.1890 - искл. 1917
«Кайзерин Элизабет» (Kaiserin Elisabeth) АП 7.1888/25.9.1890/24.1.1892 - затоплен 2.11.1914
3967/4494 т, 103,7x14,75x5,7 м. ПМ-1.4ПК, 8450 л.с.=19 уз., 584/ 709 т уг. Броня: палуба 38 мм, барбеты 90 мм, рубка 50 мм. Эк. 367 чел. 2-150 мм/40, 6-150 мм/35, 14 - 47 мм, 4 ТА 400 мм.
Устаревшие крейсера, первоначально несли в двух барбетах по одному 240-мм орудию. В 1905 — 1906 гг. перевооружены и модернизированы. «Кайзер Франц-Йозеф I» в 1914 г. участвовал в бомбардировке французских батарей на горе Ловчен, затем находился в Каттаро. В 1917 г. превращен в блокшив. В октябре 1919 г. затонул при буксировке в Которском заливе. «Кайзерин Элизабет» находилась в Циндао; во время осады крепости японцами из ее артиллерии была создана береговая батарея «Элизабет». Перед капитуляцией корабль затопили.
Бронепалубные крейсера типа «Пантер» — 2 ед.
«Пантер» (Panther) Арм 29.10.1884/13.6.1885/31.12.1885 - сл. 1920
«Леопард» (Leopard) Арм 1.1885/10.9.1885/31.3.1886 - сл. 1920
1557 т норм., 73,2x10,4x4,3 м. ПМ - 2, 6 ПК, 6000 л.с.=18 уз. Броня: палуба 12 мм. Эк. 186 чел. 4 — 66 мм/45 («Пантер»), 10 — 47 мм («Леопард»).
Устаревшие «торпедные крейсера-тараны» английской постройки. Первоначально несли по 2 120-мм орудия, но с 1909 — 1910 гг. сохранили лишь мелкую артиллерию и по сути являлись канонерками. «Леопард» служил брандвахтенным судном в Поле, «Пантер» — учебным кораблем в Каттаро.