Легкие и бронепалубные крейсера

 

Легкие крейсера типа «Адмирал Шпаун» — 4 ед.

75.jpg

 «Адмирал Шпаун» (Admiral Spaun)     АП       30.5.1908/30.10.1909/15.11.1910 - сл.1920

«Сайда» (Saida)                                      КНТ     9.9.1911/26.10.1912/1.8.1914       - искл.1937

«Гельголанд» (Helgoland)                     ДанФ 28.10.1911/23.11.1912/29.8.1914   - искл.1937

«Новара» (Моуага)                                ДанФ 9.12.1912/15.2.1913/10.1.1915       - сл. 1941

 

3500/4000 т, 130,6x12,8x5,3 м. ПТ-4, 16 ПК, 25 130 л.с.=27 уз., 771 т уг. Броня: пояс 60 мм, палуба 20 мм, рубка 50 мм. Эк. 327 чел. 7—100 мм/50, 1 — 47 мм, 2 пул., 4 ТА 450 мм.

 

Приведены данные головного корабля; последние 3 отличались увеличенным водоизмещением («Новара» 3580/4417 т), усилен­ным вооружением (9 — 100 мм и 6 ТА) и типом энергетической установки  (ПТ — 2, 30 000 л.с.)- Экипаж насчитывал 340 чел., остальные параметры те же.

«Адмирал Шпаун» стал первым кораблем австро-венгерского флота, оснащенным паровыми турбинами (6 турбин системы Парсонса, работавших на 4 вала). На момент свое­го появления это был один из самых совершенных легких крейсеров в мире.

Все четыре единицы серии активно использовались в боевых действиях на Адриатике, уничтожили несколько не­приятельских транспортных судов. «Гельголанд» 29.12.1915 протаранил и потопил французскую ПЛ «Монж». 15.5.1917 участвовали в бою с британскими легкими крейсерами, при­чем «Новара» получила серьезные повреждения, а находив­шийся на ее борту командир отряда капитан 1 ранга Н.Хорти был тяжело ранен. В 1917 г. на крейсерах установили по одному 66-мм зенитному орудию, но предполагавшееся пе­ревооружение их 150-мм артиллерией так и не состоялось.

После войны «Сайда» и «Гельголанд» достались Италии (с 1920 г. соответственно «Венеция» и «Бриндизи»), «Нова­ра» — Франции («Тионвилль»), «Адмирал Шпаун»—Англии (сдан на слом в 1920 г.). Долгожителем оказалась бывшая «Новара»: исключенная из боевого состава французского флота в 1932 г., она служила в качестве плавказармы в Ту­лоне до 1941 г.

 

Бронепалубные крейсера типа «Зента» — 3 ед.

76.jpg

 «Зента» (Zenta)                АП   8.8.1896/18.8.1897/28.5.1899     - погиб 16.8.1914

«Асперн» (Aspern)          АП   4.10.1897/3.5.1899/29.5.1900     - сл. 1920

«Сигетвар» (Szigetvar)    АП   25.5.1899/29.10.1900/30.9.1901 - сл. 1920

 

2350/2543 т, 96,9x11,7x4,25 м. ПМ - 2, 4 ПК, 8160 л.с.=20,5 уз., 469 т уг. Броня: палуба 50 — 25 мм, казематы 35 мм, рубка 50 мм. Эк. 308 чел. 8 - 120 мм/40, 10-47 мм, 2 пул., 2 ТА 450 мм.

 

Удачные малые крейсера, специально предназначавшиеся для даль­них плаваний. У «Асперна» подводная часть корпуса была обшита медью, и он имел водоизмещение 2456/2625 т. На ходовых испытаниях «Зен­та» развила мощность 8584 л.с. и скорость 21,87 уз. Все 3 крейсера совершили походы на Дальний Восток, а «Асперн» в 1907 г. вместе с броненосным крейсером «Санкт-Георг» посетил США. К началу войны уже устарели, но использовались достаточно активно. «Зента» потоп­лена 16.8.1914 французскими линкорами вблизи порта Антивари (ныне югославский Бар). В 1917 г. на два оставшихся корабля установили по одному 66-мм зенитному орудию. В марте 1918 г. оба исключены из боевого состава и переоборудованы в плавказармы.

 

Бронепалубные крейсера типа «Кайзер Франц-Йозеф I» — 2 ед.

77.jpg

 «Кайзер Франц-Йозеф I» (Kaiser Franz Joseph I)     CTT   3.1.1888/18.5.1889/2.7.1890 - искл. 1917

«Кайзерин Элизабет» (Kaiserin Elisabeth)                АП     7.1888/25.9.1890/24.1.1892  - затоплен 2.11.1914

 

3967/4494 т, 103,7x14,75x5,7 м. ПМ-1.4ПК, 8450 л.с.=19 уз., 584/ 709 т уг. Броня: палуба 38 мм, барбеты 90 мм, рубка 50 мм. Эк. 367 чел. 2-150 мм/40, 6-150 мм/35, 14 - 47 мм, 4 ТА 400 мм.

 

Устаревшие крейсера, первоначально несли в двух барбетах по одному 240-мм орудию. В 1905 — 1906 гг. перевооружены и мо­дернизированы. «Кайзер Франц-Йозеф I» в 1914 г. участвовал в бомбардировке французских батарей на горе Ловчен, затем нахо­дился в Каттаро. В 1917 г. превращен в блокшив. В октябре 1919 г. затонул при буксировке в Которском заливе. «Кайзерин Элиза­бет» находилась в Циндао; во время осады крепости японцами из ее артиллерии была создана береговая батарея «Элизабет». Пе­ред капитуляцией корабль затопили.

 

Бронепалубные крейсера типа «Пантер» — 2 ед.

 

«Пантер» (Panther)      Арм   29.10.1884/13.6.1885/31.12.1885 - сл. 1920

«Леопард» (Leopard)   Арм   1.1885/10.9.1885/31.3.1886          - сл. 1920

 

1557 т норм., 73,2x10,4x4,3 м. ПМ - 2, 6 ПК, 6000 л.с.=18 уз. Броня: палуба 12 мм. Эк. 186 чел. 4 — 66 мм/45 («Пантер»), 10 — 47 мм («Леопард»).

 

Устаревшие «торпедные крейсера-тараны» английской пос­тройки. Первоначально несли по 2 120-мм орудия, но с 1909 — 1910 гг. сохранили лишь мелкую артиллерию и по сути являлись канонерками. «Леопард» служил брандвахтенным судном в Поле, «Пантер» — учебным кораблем в Каттаро.