Эсминцы и миноносцы

 

Эсминцы типа «Татра» —10 ед.

79.jpg

 1-я серия:

«Татра»       ДанПР    19.10.1911/4.11.1912/ 18.10.1913 - искл. 1923

«Балатон»   ДанПР    6.11.1911/16.11.1912/ 3.11.1913   - искл.1923

«Чепель»    ДанПР     9.1.1912/30.12.1912/ 29.12.1913   - погиб 25.3.1929

«Лика»        ДанПР     30.4.1912/15.3.1913/ 7.1914         - погиб 29.12.1915

«Триглав»  ДанПР     1.8.1912/22.12.1913/ 7.1914          - погиб 29.12.1915

«Орьен»     ДанПР     4.9.1912/26.8.1913/ 7.1914            - искл.   1937;

2-я серия:

«Триглав» (II) ДанПР  24.8.1916/ 24.2.1917/21.7.1917 - искл. 1937

«Лика» (II)      ДанПР  24.8.1916/8.5.1917/ 6.9.1917     - искл. 1939

«Дукла»          ДанПР  11.9.1916/18.7.1917/ 7.11.1917  - искл. 1935

«Ужок»           ДанПР  25.9.1916/16.9.1917/ 25.1.1918  - искл. 1939.

 

850/1000 т (1-я серия), 880/1045 т (2-я серия). 83,5x7,8x2,5 м. ПТ-2, 6 ПК, 20 600 л.с.=32,5 уз., 131 т уг.+нефть. Эк. 105 чел. 2—100 мм/50, 6 — 66 мм/45, 4 ТА 450 мм.

 

Лучшие эсминцы австрийского флота, единственные с паровыми турбинами и кот­лами с угольным и нефтяным отоплением. На испытаниях в основном превысили про­ектную скорость: «Триглав» — 22 967 л.с.=32,8 уз., «Лика» (II) - 21 300 л.с.=33,6 уз., «Ужок» — 22 500 л.с.=33,6 уз., «Дук­ла» — 20 650 л.с.=33,8 уз. Эсминцы 2-й серии имели корпус длиной 85,3 м.

Активно использовались в годы войны. «Чепель», «Татра» и «Лика» совместно с крейсером «Гельголанд» 24.5.1915 потопи­ли итальянский эсминец «Турбине»; «Че­пель» и «Балатон» 15.5.1917 пустили на дно итальянский эсминец «Бореа»; «Лика» 23.11.1915 уничтожила итальянскую вооруженную шхуну «Галлинара». «Лика» и «Триглав» погибли на минах вблизи албанского побережья; позже их названия присвоили кораблям 2-й серии. В 1920 г. «Дукла» досталась Франции (получила название «Мателот Леблан»), остальные — Италии. «Муджа» («Чепель») погиб во время тайфуна у бе­регов Китая. «Фасана» и «Ценсон» (соответствен­но «Татра» и «Балатон») исключены из состава флота уже в 1923 г. «Пола» (бывший «Орьен», с 1931 г. — «Ценсон»), «Градо» («Триглав» II), «Монфальконе» («Лика» II) и «Кортелаццо» («Ужок») слу­жили в итальянском флоте до конца 30-х гг.

 

Эсминцы типа «Хуссар» —13 ед.

80.jpg

 «Улан» (СТТ 8.4.1906), «Штрейтер» (СТТ 16.6.1906, погиб 16.4.1918), «Вильдфанг» (СТТ 29.8.1906, погиб 4.6.1917), «Шарфшютце» (СТТ 5.12.1906), «Ускоке» (СТТ 20.7.1907), «Хуссар» (АП 20.12.1910), «Турул» (ДанФ 9.8.1908), «Пандур» (ДанФ 25.10.1908), «Чикош» (ДанФ 24.1.1909), «Река» (ДанФ 28.4.1909), «Динара» (ДанФ 16.10.1909), «Велебит» (ДанФ 24.7.1909), «Варасдинер» (СТТ 1912).

 

390/414 т, 68,4x6,3x1,9м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 л.с.=28 уз., 90 т уг. Эк. 65 чел. 1 — 66 мм/45, 5-66 мм/30, 2 ТА 450 мм.

 

Головной эсминец серии «Хуссар» постро­ен в Англии фирмой «Ярроу» в 1905 г., но 3.12.1908 он разбился во время шторма. Его вооружение и часть оборудования были под­няты и позже установлены на одноименном корабле, заложенном 29.11.1909 в Поле. Пос­ледний эсминец серии — «Варасдинер» — стро­ился по заказу Китая как «Лун-Туань», но с началом войны вошел в состав австрийского фло­та. Он отличался несколько меньшими разме­рами (386/400 т, осадка 1,7 м) и при той же мощности развивал скорость 30 уз.

Корабли этого типа являлись последними в мире представителями многочисленного се­мейства английских «истребителей»,находив­шихся в составе флотов многих стран. К началу войны по концепции считались уже устарев­шими, но действовали довольно активно. «Виль­дфанг» погиб на мине, «Штрейтер» — в результа­те столкновения с пароходом «Петка». В 1920 г. оставшиеся эсминцы переданы Италии и Фран­ции, но все немедленно были сданы на слом, за исключением «Улана», который служил в составе ВМС Греции под названием «Смирни» до 1928 г.

 

Миноносцы «250-тонного» типа — 27 ед.

81.jpg

 1-я серия: 74Т — 81Т; 2-я серия: 82F — 97F; 3-я серия: 98М — 100М

 

262/320 т (1-я серия), 266 - 270/330 т (2-я и 3-я серии), 58,2x5,7x1,5 м (1-я серия), 58,5x5,8x1,5 м (2-я серия), 60,4x5,6x1,5 м (3-я серия), ПТ— 2, 2 ПК, 5000 л.с.=28 уз. (3-я се­рия 28,5 уз.), 17,5туг.+24тнефти. Эк. 41 чел. 2-66 мм/30, 1 пул., 4 ТА 450 мм.

 

Удачный проект мореходного миноносца для Адриатики. Строились в 1913 — 1916 гг. разными фирмами: 1-я серия — СТТ (буква «Т» в их наименовании означает «Триест»), 2-я серия — ДанФ («F» означает «Фиуме»), 3-я се­рия — КНТ («М» означает «Монфальконе») (Приказом от 21.5.1917 в обозначении всех миноносцев оставлены только номера).

Последние 3 корабля достраивались в Поле. Оснащались турбина­ми разных типов и отличались внешне: миноносцы 1-й серии были однотрубными, остальные —двухтрубными. В 1917 г. одну 66-мм пуш­ку на большинстве кораблей заменили зениткой того же калибра.

В годы 1 -и мировой войны ни один из миноносцев данного типа не погиб. В 1920 г. 74Т, 75Т, 80Т, 81Т, 82F, 83F и 84F были переданы Румынии (соответственно получили названия «Вифорул», «Вертежул», «Виджелия», «Сборул», «Налука», «Смеул» и «Фульгерул»). 85F, 86F, 88F, 89F, 90F и 91F достались Португалии (стали соответственно «Аве»,

«Садо», «Лиз», «Мондего», «Зезере» и «Кавадо»; последние два раз­бились 29.12.1921 у берегов Алжира по пути в Лиссабон). 92F, 94F, 95F, 98М, 99М и 100М вошли в состав ВМС Греции под названиями «Проусса», «Панормос», «Пергамос», «Кизикос», «Киос» и «Кидониай». 76Т, 77Т, 78Т, 79Т, 87F, 93F, 96F и 97F стали югославскими Т-1 -Т-8. Многие из этих кораблей участвовали во 2-й мировой войне. Наиболь­шими долгожителями оказались румынский «Смеул» и югославские «Коленица» (бывший Т-1, бывший 76Т) и «Цер» (бывший Т-5, он же бывший 87F), сданные на слом соответственно в 1960, 1959 и 1963 г.

 

Миноносцы «110-тонного» типа —12 ед.

82.jpg

 1-я серия: №1 — 6; 2-я серия: № 7 — 12.

 

115т (1-я серия),  131 т (2-я серия), 44,2x4,3x1,2 (1,5 м — 2-я серия) м. ПМ - 1, 2 ПК, 2500 л.с.=26 уз. Эк. 20 чел. 2-47 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Первые корабли австрийского флота с нефтяным отоплением кот­лов. Строились"в 1909 — 1910 гг. фирмами СТТ (1-я серия) и ДанФ (2-я серия). Первоначально имели обозначения ТвI — ТвХН. Интенсивно ис­пользовались в годы войны; на № 11 произошел бунт, 5.10.1917 он пе­ресек Адриатику и сдался итальянцам, где служил до 1925 г. под име­нем «Франческо Ризмондо». В 1920 г. все остальные были переданы Англии и Италии; № 3 и № 7 служили в итальянской таможне до 1925 — 1926 гг., остальные сразу же пошли на слом.

 

Миноносцы типа «Кайман» — 24 ед.

83.jpg

 50Е, 51Т — 63Т, 64F —73F

 

210 т норм., 56,9x5,4x1,4 м. ПМ - 1, 2 ПК, 3000 л.с.=26 уз., 36/47 т уг. Эк. 38 чел. 4 — 47 мм, 3 ТА 450 мм.

 

Сначала имели названия («Кайман», «Анаконда», «Аллигатор», «Зеехунд», «Швальбе» и др.), но 19.11.1913 получили литерно-цифровые обозначения. Головной «Кайман» (50Е) построен в 1905 г. в Англии заводом «Ярроу», остальные строились в 1905— 1910 гг. фирмами СТТ и ДанФ (соответственно корабли с буквами «Т» и «F» в названиях).

Сами австрийцы оценивали проект «Каймана» как очень удач­ный. Миноносцы активно использовались в боевых действиях, не­однократно подрывались на минах, но все дожили до заключения перемирия. 54Т, 60Т, 61Т и 69F служили в югославском флоте под обозначениями Т-12, Т-9, Т-10 и Т-11 соответственно до 1927 — 1928 гг. Остальные были разобраны в Италии на металл в 1920 — 1922 гг.

 

Миноносцы типа «Кобра» — 4 ед.

 

№ 13 — 16

 

115/135 т, 46,6x4,6x2,3 м. ПМ- 1, 2 ПК,  1800 л.с.=24 уз. Эк. 21 чел. 2-47 мм, 3 ТА 450 мм (№ 14-2 ТА).

 

Построены в Англии фирмой «Ярроу» в 1898 — 1900 гг., модерни­зированы в Австро-Венгрии в 1912 — 1914 гг. Первоначально имели на­звания «Кобра», «Боа», «Питон» и «Кигьо». Являлись улучшенной вер­сией миноносца «Випер». В годы войны № 14 был приписан к морской авиации и служил спасательным судном. В 1920 г. все проданы на слом.

 

Миноносец «Випер» — 1 ед.

84.jpg

 № 17 (бывший «Випер»)

 

107/126 т,  44,9x4,5x2,4 м.   ПМ - 1, 2 ПК, 1800 л.с.=25 уз., 30 т уг. Эк. 21 чел. 2 — 47 мм, 3 ТА 450 мм.

 

Построен в Англии фирмой «Ярроу» в 1895— 1896 гг. На испы­таниях развил скорость 26,7 уз., но на высоких скоростях сильно страдал от вибрации. В годы 1-й мировой войны служил патруль­ным кораблем и тральщиком, в 1920 г. сдан на слом.

 

Миноносец «Наттер» — 1 ед.

85.jpg

 № 18 (бывший «Наттер»)

 

134/166 т,   47,3x5,3x2,8 м.   ПМ - 1, 2 ПК, 2300 л.с.=24 уз., 30 т уг. Эк. 21 чел. 2-47 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Построен в Германии фирмой «Шихау» в 1895— 1896 гг. Пер­воначально нес 3 ТА. Из-за сильной вибрации не мог ходить на больших скоростях. В годы 1-и мировой войны служил в отряде обороны Полы. Сдан на слом в 1920 г.

 

Миноносцы типа «Шихау» — 21 ед.

86.jpg

 № 19 — 27, 29 — 40.

 

78/90 т,  39,9x4,8x1,9 м. ПМ - 1, 2 ПК, 1000 л.с.=19 уз. Эк. 16 чел. 2-37 мм, 2 ТА 356 мм.

 

Строились в 1885 — 1891 гг. немецкой фирмой «Шихау» (7 единиц) и австро-вен­герскими СТТ и АП. Модернизированы в 1900 — 1910 гг. (заменены котлы, корабли стали двухтрубными). Первоначально име­ли названия («Шпербер», «Хабихт», «Эльстер» и др.). К началу 1-й мировой войны устарели. В 1911 г. № 28 исключен из со­става флота, в 1911 — 1913 гг. № 27, 29, 30, 33 — 38, 40 переоборудованы в траль­щики. В 1917 г. тральщиками становятся и все остальные, хотя ТА на некоторых сохра­няются. 23.8.1914 № 26 погиб от подрыва на мине. 3.3.1916 № 22 выброшен на берег вблизи Себенико, но спасен и позже восстановлен. После войны большинст­во миноносцев было сдано на слом, № 22, 24, 25, 29 и 32 служили в Италии таможен­ными судами, № 19, 21, 36 и 38 стали тральщиками ВМС Югославии. Все они были списаны в 1924— 1925 гг.

Кроме этих кораблей до первой миро­вой войны дожили старые миноносцы типа «Шихау» № 44, 45 и 48 (1890-1891 гг., 64/71 т). В 1912- 1914 гг. они были пере­даны в ведение сухопутной армии и служи­ли тендерами «Мамула», «Обостник» и «Арса».