Дунайская флотилия (К. und К. Donauflotille)

 

Мониторы типа «Сава» — 2 ед.

99.jpg

«Сава» (Sava)        СТТ+Лц 1914/31.5.1915/ 15.9.1915

«Босна» (Bosna)    СТТ+Лц 1914/1915/ 9.7.1915

 

580т, 62x10,3x1,3 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1750 л.с.=13,5 уз. Броня: борт 40 мм, палуба 25 мм, рубка 50 мм. Эк. 91 чел. 2—120 мм/45, 2 — 120 мм/10, 2 — 66 мм, 2 — 47 мм, 7 пул.

 

Наиболее мощные дунайские мониторы. «Босна» первоначально получила название в честь погибшего «Темеша», но после того как последний был поднят, ее переименовали (9.5.1917). После войны «Сава» передана Румынии (получила название «Буковина»), а «Бос­на» — Югославии («Вардар»). В 1944— 1951 гг. бывшая «Сава» входи­ла в состав советской Дунайской флотилии под именем «Измаил».

 

Мониторы типа «Эннс» — 2 ед.

100.jpg

«Эннс» (Enns)   СТТ+Лц 1912/9.1914/ 17.10.1914

«Инн» (Inn)         ДанБ      1913/25.2.1915/ 11.4.1915

 

540 т, 57,9x10,3x1,3 м. ПМ — 2, 2 ПК, 1500 л.с.=13 уз. Броня: как на типе «Сава». Эк. 95 чел. 2- 120 мм/45, 3- 120 мм/10, 2-66 мм зен., 6 пул.

 

Участвовали в боевых действиях на Дунае. «Инн» 22.9.1917 по­дорвался на мине в 14 км от г.Браилова и в считанные минуты затонул. 28.11.1917 поднят, ремонтировался в Будапеште, но до окончания войны в строй не вошел. В 1920 г. передан Румынии, назван «Бессарабией». «Эннс» стал югославской «Дравой». Быв­ший «Инн» в 1944—1951 гг. находился в составе советской Ду­найской флотилии под названием «Керчь».

 

Мониторы типа «Темеш» — 2 ед.

102.jpg

101.jpg

 «Темеш» (Temes)     ДанБ 1902/26.3.1904/10.11.1904

«Бодрог» (Bodrog)   ДанБ 1903/12.4.1904/10.11.1904

 

442 т, 57,7x9,5x1,2 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1400 л.с.= 13 уз. Броня: борт 40 мм, палуба 25 мм, рубка 75 мм. Эк. 86 — 89 чел. 2—120 мм/35, 1 — 120 мм/10, 2 — 37 мм, 1 пул.

 

Первоначально вместо 66-мм пушки несли по две 37-мм. Активно участвовали в боях против Сербии. «Темеш» 23.10. -1914 подорвался на русской мине на р.Саве у о. Грабовец (погиб 31 человек). 27.6.1916 монитор подняли, отремонтировали в Бу­дапеште и вновь ввели в строй 29.7.1917. Корпус корабля уд­линили на 2,6 м. Водоизмещение при этом возросло до 470 т, бронирование рубки было уменьшено до 40 мм. Новый состав вооружения: 2—120 мм/35, 2 — 90 мм/45 и 4 пул. В 1920 г. «Темеш» передали Румынии (получил название «Ардеал»), «Бодрог» — Югославии («Сава»). «Ардеал» в 1944—1951 гг. входил в состав советской Дунайской флотилии под названием «Бердянск».

 

Мониторы типа «Кёрёш» — 2 ед.

104.jpg

103.jpg

 «Кёрёш» (Кбгбз)             ДанБ 1880/1892/1892

«Шамош» (Szamos)       ДанБ 1891/25.8.1892/ 1893

 

448т, 54x9x1,2м. ПМ - 2, 2 ПК, 1200 л.с. = 10 уз. Броня: борт 50 мм, палуба 19 мм, рубка 75 мм («Шамош» — 50 мм). Эк. 84 чел. 2 — 120 мм/35, 2-66 мм, 2 пул.

 

Родоначальники целого семейства дунайских мониторов. Для своего времени очень удачные корабли, не имевшие аналогов в мире. В 1914— 1915гг. активно использовались в боевых действиях против Сербии. 23.4.1915 английские паровые катера с линкоров, доставленные на Саву, безуспешно атаковали «Кёрёш» (ошибоч­но сообщив о его потоплении). После окончания 1-й мировой вой­ны «Кёрёш» передан Югославии (переименован в «Мораву») , а «Шамош» превращен в понтон.

 

Мониторы типа «Лейта» — 2 ед.

105.jpg

106.jpg

 «Лейта» (Leitha), «Марош» (Maros)

 

315т,  50,6x8x1,1 м.  ПМ - 2,  2 ПК, 700 л.с.= 8 уз. Броня: борт 44 мм, палуба 25 мм, рубка 50 мм. Эк. 59 чел. 1 — 120 мм/35, 2 — 47 мм, 1 пул.

 

Построены в Будапеште, вошли в строй в 1871 — 1872 гг., ре­конструированы и перевооружены в 1893— 1894 гг. В 1915 г. вновь перевооружены: «Лейта» получила 1 — 120 мм/35, 1—66 мм/45, 1 — 66 мм/18, 3 пул. «Марош»— 1 — 120 мм/35, 3 — 66 мм/18, 3 пул. «Марош» в 1920 г. сдан на слом, «Лейта» превращена в понтон.

 

Бронекатера типа «Вельс» — 4 ед.

107.jpg

 

«Вельс» («I»), «Барш» («т»), «Компо» («п»), «Виза» («о»)

 

133 т, 44x6x1 м. ПТ-2, 2 ПК, 1200л.с.=15 уз. Броня: борт 8 мм, палуба 6 мм, рубка 10 мм. Эк. 40 чел. 4 — 66 мм/26, 4 пул.

 

Построены заводом ДанБ в 1915 — 1916 гг. под литерными обозначениями, сразу по вступлении в строй получили имена собствен­ные. Первые речные суда с паротурбинной ЭУ. На испытаниях развили скорость 18,5 уз. В 1918 г. на Черном море использовались как тральщики. После окончания войны «Вельс» и «Виза» стали венгерскими «Сегетом» и «Кечкеметом», остальные два остались в Ав­стрии под прежними названиями, но в 1927 — 1929 гг. проданы Венгрии («Компо» переиме­нован в «Дьер», «Барш» — в «Байя»).

 

Бронекатера типа «Штёр» — 2 + 1 ед.

 

«Штер» («р»), «Лахс» («д»), «г»

 

140т, 45,5x6x1 м. ПТ-2, 2 ПК, 1400л.с.=16 уз. Броня: борт 10 мм, палуба 6 мм. Эк. 42 чел. 2-75 мм/30, 6 пул.

 

Оригинальные речные патрульные корабли с паротурбинной ЭУ. Заложены на заводе ДанБ в 1916 — 1917 гг. под обозначениями «р», «д» и «г»; первые два вошли встрой в августе 1918 г., третий не достроен. По существу представляли собой увеличенный вариант катеров типа «Вельс» с новыми пушками, способными вести огонь по воздушным целям. После войны «Лахс» достал­ся Венгрии (назывался «Комаром», затем «Дебрецен»), «Штер» - Австрии, но в 1927 г. тоже продан Венгрии (получил название «Сорпон»).

 

Бронекатера типа «Мука» — 2 ед.

108.jpg

 «Фогаш» («i»), «Чука» («к»)

 

60 т, 36x4,6x0,9 м. ПМ-2, 2 ПК, 800 л.с.=12 уз. Броня: до 5 мм. Эк. 27 чел. 1 — 66 мм/30, 2 пул.

 

Построены в Будапеште в 1915— 1916гг., в 1916 г. получили имена собственные. Пос­ле окончания войны «Фогаш» сначала нахо­дился в Австрии, а в 1927 г. был продан Вен­грии и переименован в «Гедело». «Чука» в 1920 г. стала венгерским «Сефок», но в 1929-м ее поменяли на австрийский «Барш». В Авст­рии «Чука» получила название «Бираго».

 

Бронекатера типа «f» — 3 ед.

 

«f», «g», «h».

 

15т, 18,3x2,7x0,8 м. Бенз. - 3, 350 л.с.=22 уз. Броня до 5 мм. Эк. 7 чел. 2 пул.

 

Всего в 1907— 1910 гг. построено 4 еди­ницы («е» и «f» — фирмой Яр, «g» и «h»— ДанБ), но головной катер списан в 1913 г. Бро­некатер «g» затоплен экипажем у Панчовы 9.9.1914, два оставшихся активно участвовали в боевых действиях. В 1916 г. «f» и «h» пере­именованы соответственно в «Штер» и «Лахс», в 1917 г. — в РМ-1 и РМ-2. В том же году пере­везены на Адриатику и перевооружены (один пулемет заменен на 37-мм автоматическую пушку). Их дальнейшая судьба неизвестна.

 

Бронекатера типа «b» —3 ед.

 

«b», «c», «d».

 

39 т, 30x4,3x0,7 м. Бенз. - 2, 600 л.с.=14 уз. Броня до 5 мм. Эк. 12 чел. 2 пул.

 

Головной «Ь» построен фирмой ДанБ в 1906 г., отличался несколько меньшими раз­мерами (36,5 т, 28x4,4x0,7 м) и типом ЭУ (бенз. — 4, 400 л.с.). Остальные два постро­ены на верфи в г. Лустенау в 1909 г. 23.8.1915 «Ь» исключен из списков флоти­лии, 15.5.1915 «с» потоплен сербской ар­тиллерией у Белграда, 9.9.1914 «d» затоп­лен экипажем на р.Саве у Панчовы.

 

Вспомогательная канонерская лодка «Балатон» — 1 ед.

 

230т,   54x14,2x1,1 м. ПМ, 450 л.с.=10,2уз. Эк. 14 чел. 2 — 66 мм, 2 — 47 мм, 2 пул.

 

Бывший речной буксир, переоборудо­ван и введен в строй 23.2.1915. Наиболее мощный из мобилизованных пароходов, защищен противопульной броней. В 1916 г. переоборудован в минный заградитель (30 мин), 28.12.1917 разоружен.