Артиллерия

 

Главный калибр безус­ловно являлся козырем «карманных лин­коров». Получив счастливую возможность ввести более крупный калибр, чем на «ва­шингтонских» крейсерах, немецкие кон­структоры специально разработали новую 11-дюймовую пушку (хотя последние об­разцы времен первой мировой войны тоже имели очень хорошие баллистичес­кие данные). 28-см орудие SKC/28 с пол­ной длиной ствола 52,35 калибра (длина без затвора 49,1 калибра) имело ствол с 80 нарезами с прогрессивным шагом (от 1:50 до 1:35) и глубиной 3,3 мм. Его ис­тинный калибр по немецкой системе со­ставлял 283 мм.

Заряжание осуществлялось при фик­сированном угле возвышения, равном 2°. Максимальная техническая скорострель­ность достигала трех выстрелов в мину­ту, практическая — не более двух. Не­смотря на высокую начальную скорость (910 м/с), живучесть ствола была впол­не удовлетворительной — 340 выстрелов полным зарядом, то есть около 3 полных боезапасов. В соответствии с германски­ми тактическими установками в боеком­плект входили три типа снарядов: бро­небойный Pz.Gr.(Panzergranate) и два вида фугасных Spr.Gr. (Sprenggranate).

Все снаряды имели одинаковый вес — 300 кг. Бронебойный содержал 7,84 кг (2,6%) взрывчатого вещества (ВВ) и снабжался донным взрывателем Bdz.38. Таким же взрывателем оборудовался фугасный снаряд с замедлением, сна­ряженный 16,94 кг (5,65%) ВВ, который по общепринятой классификации являл­ся полубронебойным и мог с большим успехом использоваться для поражения жизненно важных частей легко брони­рованных целей. Другой, чисто фугас­ный снаряд содержал 23,3 кг взрывчат­ки (7,8%) и приводился в действие го­ловным взрывателем мгновенного дей­ствия Kz.27. Фугасные снаряды с боль­шей внутренней полостью были более длинными (119 см), чем более «плот­ный» бронебойный (105 см), хотя вслед­ствие единого веса и правильно подо­бранной формы они имели одинаковую баллистику.

Таким образом, артиллеристы распо­лагали широким выбором средств для обстрела противника, начиная от сильно бронированных целей и кончая совсем не защищенными торговыми судами. Сильная сторона принятой системы яв­лялась одновременно и ее слабостью, поскольку подобрать правильное соотно­шение между различными типами сна­рядов было непросто. Идя по пути на­именьшего сопротивления, специалисты флота включили в стандартный боезапас, составлявший от 315 до 360 снарядов на башню (105 — 120 на ствол), равное чис­ло боеприпасов каждого типа. Поэтому в ходе продолжительного сражения с ко­раблями противника наиболее предпоч­тительный тип снарядов быстро иссякал, и приходилось вести огонь не вполне подходящими к ситуации. (Такой случай произошел, по мнению немцев, в бою при Ла-Плате.) При выполнении специ­альных заданий структура боезапаса менялась, как это имело место в конце войны, когда уцелевшие «карманники» в основном вели огонь по берегу.

Для стрельбы всеми видами снаря­дов применялись одни и те же боевые заряды: главный, весом 71 кг, заключен­ный в латунную гильзу, и дополнитель­ный передний, весом 36 кг в мягком меш­ке-картузе. Подобное распределение зарядов для тяжелых орудий полностью оправдало себя в первую мировую вой­ну, и немцы не меняли его на протяжении трех десятков лет. В качестве мета­тельного средства использовался бездым­ный порох марки RPC 38, а снаряды сна­ряжались вначале толом, а затем, в годы войны — более мощным гексагеном.

Трехорудийная установка С28 также была специально разработана для новых «броненосцев». Она наводилась в вер­тикальной плоскости от—10° до +40° и имела горизонтальные углы наведения по 145° на борт. Механизмы поворота и подачи занимали все внутреннее про­странство барбета на высоте двух палуб выше броневой, под которой в два эта­жа располагались пороховые (сверху) и снарядные (снизу) погреба. Общий вес башни составлял около 600 т, из кото­рых примерно 200 приходилось на бро­ню, а 145 — на собственно орудия.

Вспомогательный калибр состоял из восьми 15-см орудий SKC/28, также спе­циальной разработки. Созданное на ос­нове крейсерских пушек конца первой мировой войны, SKC/28 имело истинный калибр 149 мм и полную длину ствола 55 калибров (8,2 м). Стрельба велась 45,3-кг снарядами с донным или головным взрывателем при начальной скорости 875 м/с. Заряд весил 23,5 кг и целиком за­ключался в латунную гильзу для раздель­ного заряжания. Максимальная скоро­стрельность достигала 10 выстрелов в минуту, хотя в принципе она зависела, главным образом, от условий питания боеприпасами и на практике не превы­шала 5 — 7 залпов в минуту. Живучесть ствола — свыше 1000 залпов полным за­рядом. На «карманных линкорах» 15-см пушки монтировались на палубных уста­новках с центральным штырем модели С28, которые защищались 10-мм закры­тыми щитами. Хотя установки имели большие углы обстрела в горизонталь­ной плоскости и допускали подъем ство­ла на 35° и снижение на 10°, внутри они были тесными и неудобными, не говоря уже о том, что практически не защищали прислугу даже от крупных осколков. Штатный боезапас вспомогательного калибра выглядел явно недостаточным — 100 снарядов на орудие, и впоследствии его увеличили в 1,5 раза. Внешне вну­шительная (8 орудий — вооружение лег­кого крейсера!), средняя артиллерия иг­рала на «дойчландах» явно второстепен­ную роль, являясь в бою скорее неудоб­ным «придатком». Для нее не нашлось даже специального постоянного поста управления огнем, что, конечно же, не могло не сказаться на эффективности ее применения. В крейсерстве 15-см пуш­ки служили для потопления захваченных судов, но это вряд ли могло оп­равдать выделенные для них вес и место, не говоря уже о почти сотне людей, требовавшихся для обслуживания орудий и погребов. Безусловно предпочтительнее было бы иметь единый универ­сальный калибр, как предусматри­валось самым первым проектом-прототипом, или просто заменить 6-дюймовки на зенитные орудия, однако немецкая военно-морская доктрина считала наличие отдель­ных вспомогательных противоко­рабельных пушек необходимым элементом всех линейных кораб­лей, даже «карманных».

Зенитная артиллерия «карман­ных линкоров» постепенно, но не­уклонно улучшалась от корабля к кораблю. В момент ввода в строй «Дойчланда» в наличии имелись только 88-мм зенитки с длиной ствола 45 калибров на установке с центральным штырем образца... 1914 года! Они стре­ляли 9-кг снарядом с начальной скоростью 790 м/с, имели угол возвышения до 90° и раздельное заряжание. Три таких ору­дия недолго находились на головном корабле серии и были вскоре заменены тремя спаренными 88-мм пушками SKC/ 31 с длиной ствола 75 калибров в уста­новках С32 с силовым приводом, стабилизированных в трех плоскостях. Для стрельбы из этого вполне современного на то время орудия использовались уни­тарные патроны весом 15 кг с тем же 9-кг снарядом, но значительно увеличен­ной начальной скоростью — 950 м/с. Эти орудия стали основой противосамолетного вооружения «Дойчланда» (после за­мены) и «Шеера» (с момента готовнос­ти). Однако конструкторы не остановились на достигнутом, заменив в удачной установке 88-мм орудия на более мощ­ные 105-мм. Новая пушка имела длину ствола 65 калибров и стреляла 15,1-кг снарядом с начальной скоростью 900 м/с. По проекту в состав вооружения «кар­манного линкора» включили восемь 37-мм автоматов SKC/30 в спаренных установках L/30. Они располагались попар­но на крыльях командирского мостика на передней мачте и по бокам от кормово­го дальномерного поста и имели хоро­шие углы обстрела. Сама установка вы­глядела весьма перспективной; в ней предусматривалась стабилизация в двух плоскостях, однако на практике сложная техника не всегда работала бесперебой­но. Да и эффективность собственно 37-мм орудия была посредственной. Поэ­тому в ходе войны автоматическое зе­нитное вооружение неоднократно моди­фицировалось.