«Дойчланд» — «Лютцов»

 

«Старшие братья» «Адмирала графа Шпее» имели значительно более продол­жительную историю, заслуживающую от­дельного рассказа. Головной корабль, спущенный на воду в присутствии тог­дашнего президента Германии фельд­маршала Гинденбурга 19 мая 1931 года, формально вступил в строй 1 апреля 1933 года. Однако в первый испытатель­ный поход вышел только через 2 меся­ца. На августовских пробегах он развил скорость 28 узлов. Интенсивные пробы заняли остаток года и начало следующе­го. Весной и летом «Дойчланд» совер­шил походы в Скандинавию, а в ноябре встал на первый ремонт и переоборудо­вание. По завершении работ весной 1935-го он вышел в дальний загранич­ный рейс к берегам Южной Америки, а осенью вместе с «Шеером» крейсировал в Северной и Центральной Атлантике — будущей зоне рейдерства. Поход завер­шился визитом в Стокгольм, где на борт корабля поднялся шведский король. 1936 год ознаменовался началом «испанской карьеры» «карманных линкоров». В кон­це июля «Дойчланду» и «Шееру», гото­вившимся к маневрам, приказали сроч­но принять топливо и провиант для даль­него похода. На «Дойчланде» поднял флаг вице-адмирал Карле; «броненосец» спешно оснастили гидросамолетом Не-60, и через день после получения прика­за германская эскадра отбыла в Испа­нию. Первый «круиз» оказался непродол­жительным: 24 августа оба «карманных линкора» вышли в обратный путь, усту­пив место «Шпее». Однако 1 октября они вернулись в испанские воды. Второй за­ход продлился до 14 ноября, а по воз­вращении корабли приступили к ежегод­ному профилактическому ремонту. В мае 1937 года неразлучная пара вновь ока­залась в Средиземном море. Здесь на долю «Дойчланда» выпало первое испы­тание, как бы задавшее тон его дальней­шей карьере. Головной корабль серии оказался весьма неудачливым: ом полу­чал повреждения практически в каждой важной операции, не достигая при этом никаких существенных результатов.

29 мая на рейде острова Ивиса «Дой­чланд» атаковали с воздуха 2 самолета, добившись двух прямых попаданий и одного близкого разрыва, потопившего катер у борта «броненосца». Хотя бом­бы были всего-навсего 50-килограммо­выми, они причинили кораблю значитель­ный ущерб. Два взрыва (в районе перед­ней надстройки и в центральной части корпуса, около правой 150-мм установ­ки № 3) вызвали серьезный пожар, унич­тоживший гидросамолет, унесли жизни 19 моряков и ранили еще 81, из которых четверо позже умерли. После экстрен­ной ликвидации повреждений линкор отправился на родину «залечивать» раны.

После завершения ремонта «Дой­чланд» еще дважды побывал в испан­ских водах: с поздней осени 1937-го по февраль следующего года и в июле — ав­густе 1938-го. В промежутке между по­ходами корабль прошел модернизацию.

Переоборудованный «Дойчланд» в марте 1939 года принимал участие в ок­купации Мемеля, а в конце августа полу­чил приказ на выход для рейдерства в Атлантике в паре с «Адмиралом графом Шпее». Этот почти трехмесячный поход под командованием капитана цур зее Веннекера закончился практически без­результатно. Ему удалось потопить все­го 2 судна общей вместимостью 7000 per. т, что не окупало даже стоимости израсходованного топлива. 15 ноября «броненосец» благополучно вернулся в Киль. Неудачный рейд повлиял и на пе­реименование корабля, хотя основным мотивом для превращения «Дойчланда» в «Лютцов» стала суеверная боязнь Гит­лера за судьбу судна, носящего имя «ты­сячелетнего рейха» («Германия» не мо­жет погибнуть!). Как вскоре выяснилось, шанс на то действительно имелся.

Следующая большая операция — вы­садка в Норвегии — едва не стала для линкора последней. «Лютцов» вошел в состав группы, предназначенной для ок­купации Осло, и 9 апреля 1940 года сле­довал в строю за злополучным крейсе­ром «Блюхер». После того как беспомощ­ный флагман, получивший попадания крупнокалиберными снарядами с бере­говых батарей, миновал огневую завесу, целью для норвежских орудий стал «кар­манный линкор». 280-мм снаряд попал в его носовую башню (практически точно в середину лобовой плиты), выведя ее из строя на час с лишним и уничтожив центральное орудие. Еще 2 попадания в надстройки убили или ранили почти 20 членов экипажа, в том числе прислугу двух 150-мм пушек, а также вызвали по­жар. «Лютцов» отвернул и отошел на юг. На его счастье, энергичные действия десанта поправили положение, хотя судьба операции против Осло висела на волоске. После захвата столицы поврежденный «карманный линкор» получил приказ как можно скорее возвращаться в Германию. Выйдя в море поздно вече­ром следующего дня, его командир ка­питан цур зее Тиле решил пройти опас­ную из-за возможного присутствия под­водных лодок зону на большой скорости. Но это не спасло «Лютцов»: около 2 ча­сов ночи он получил торпеду с британ­ской субмарины «Спирфиш», хорошо еще только одну из 6-торпедного залпа. По­падание в корму привело к затоплению 4 отсеков, причем корпус позади башни надломился. Хотя дизели остались рабо­тоспособными, через 10 минут после взрыва линкор беспомощно дрейфовал на 2-узловой скорости. Только близость хо­рошо оборудованных баз позволила буксирам и тральщикам оттащить корабль в Киль, на что потребовалось почти двое суток, на протяжении которых неудачник «Лютцов» несколько раз садился на мель.

Длительный ремонт, занявший более полугода, был отмечен попаданием бом­бы в ходе бомбардировки Киля 9 июля 1940 года. Формально корабль вновь вступил в строй 8 августа, однако фак­тически он был вновь готов к действиям лишь к новому году. Предполагалось, что в июле 1941-го «Лютцов» отправится в новый атлантический рейд, однако в преддверии нападения на СССР Гитлер запретил операцию. Решение оказалось неудачным: 13 июня при переходе кораб­ля на Балтику британские торпедоносцы «Бофорт» атаковали его и, несмотря на воздушное прикрытие, добились попада­ния в середину корпуса. Затопленными оказались 2 моторных отсека и один из отсеков с соединительными муфтами. «Лютцов» лишился хода и принял 1000 т воды, получив на короткое время угро­жающий крен около 20°. Предпринятые меры позволили частично спрямить ко­рабль и дать 12-узловый ход. «Карман­ный линкор» благополучно добрался до Киля, где вновь встал на ремонт.

Работы завершились лишь в январе 1942 года, однако исключительно суро­вая зима заставила отложить выход в Норвегию до 16 мая. Спустя 6 дней «Лют­цов» наконец воссоединился со своим систершипом «Шеером» в заливе Боген. Первая же попытка действий против конвоя PQ-17 (операция «Россельшпрунг») вновь привела к выходу из строя злос­частного корабля. Находясь под флагом вице-адмирала Кюммеца, он напоролся на не обозначенную на карте скалу еще до выхода из залива Боген и вынужден был вернуться в Нарвик. Планировав­шийся на лето полугодовой рейд в Ат­лантику командование флота вновь от­менило. «Лютцов» не взяли даже в мест­ную операцию в Карское море, в кото­рую отправился один «Шеер».

Следующим (и опять неудачным) стал выход в конце декабря 1942 года на опе­рацию «Регенбоген», приведший к печаль­ному для немцев «новогоднему бою». «Лютцов» и тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» безуспешно атаковали конвой, прикрываемый лишь эсминцами. «Карман­ный линкор» находился в очень выгодной позиции с юга от беспомощных торговых судов, получив отличную возможность ис­пользовать свой главный калибр — впер­вые после 1939 года! «Лютцов» смог раз­вить 26-узловую скорость в условиях пло­хой погоды, опровергнув критику его мо­реходности со стороны верховного коман­дования. Однако пассивное маневрирова­ние и попытки стрельбы с 85 кбт в услови­ях плохой видимости привели к тому, что «поезд ушел». После повреждения «Хиппера» подоспевшими британскими крей­серами деморализованные немцы покину­ли поле боя, уступив его более слабому, но уверенному в себе противнику.

Самым важным итогом неудачной операции стал приказ Гитлера, запре­щавший дальнейшее активное использо­вание крупных боевых кораблей. «Лют­цов» с уменьшенным экипажем формаль­но остался в строю, но по-прежнему на­ходясь в Нарвике. В марте наиболее крупные из уцелевших боеспособных судов кригсмарине (в их числе и «кар­манный линкор») переместились в Альтен-фиорд, поближе к зоне прохождения конвоев. Командование флота предпо­лагало задействовать его в индивидуаль­ном рейдерстве в Арктике, но запрет Гитлера и большой риск заставили раз за разом откладывать решение и в кон­це концов вообще отказаться от опера­ции. 10 сентября 1943 года последовал приказ о возвращении «Лютцова» в Гер­манию. 23-го числа того же месяца на­чалась операция по его проводке, кото­рую удалось успешно завершить спустя 4 дня, несмотря на то, что британское Адмиралтейство получило сообщение своей радиоразведки. Корабль постави­ли на очередную модернизацию, после которой он должен был стать чисто учеб­ным судном. Это означало перевод на Балтику — наиболее спокойное для ко­раблей «третьего рейха» море. Там продолжилась служба «броненосца», кото­рый с конца 1943 года по март следую­щего прошел очередной ремонт и модер­низацию в Либаве (Лиепае). По завер­шении работ весной 1944 года «Лютцов» участвовал в походе флота к устью Фин­ского залива для демонстрации своей мощи собиравшейся выйти из войны Финляндии (операция «Ротбухе»). Летом 1944 года командование решило пере­вооружить корабль, усилив его зенитную артиллерию. Работы также проводились в Либаве и заняли около месяца. В кон­це сентября полностью боеготовыми крупными кораблями оставались только «Лютцов» и тяжелый крейсер «Принц Ойген». Их предполагалось использовать для поддержки немецких войск на побе­режье Рижского залива. 11 октября 1944 года «карманный линкор» вновь открыл огонь главным калибром, впервые после злополучного «новогоднего боя». В конце месяца он обстреливал позиции советских войск на полуострове Сворбе, израсходо­вав свыше 300 11-дюймовых снарядов.

Между тем база в Готенхафене стала небезопасной. Рейды союзной авиации заставили перевести «Лютцов» и «Шеер» в Пиллау. В конце января оба «карман­ных линкора» вновь поддерживали свою армию, но уже в Восточной Пруссии. Конец фашистской Германии был бли­зок, и для больших кораблей просто не оставалось укромных мест. В сере­дине апреля британские «ланкастеры» атаковали находившийся в Свинемюнде «Лютцов» тяжелыми бомбами. Хотя пря­мых попаданий не было, близкие разры­вы привели к постепенному затоплению корпуса. Корабль сел на грунт на мелком месте, продолжая обстреливать части Со­ветской Армии, приближавшиеся к горо­ду, до 3 мая. Взорванный командой и пол­ностью выгоревший корпус весной 1946 года был поднят советскими спасателями, однако из-за невозможности восстановле­ния в следующем году корабль затопили в центральной части Балтийского моря.