«Адмирал Шеер»

 

«Адмирал Шеер» вступил в строй как раз к моменту первого ремонта «Дойчланда», 12 ноября 1934 года. Вся зима 1934/ 35 года прошла в испытаниях, в ходе кото­рых корабль развил на мерной миле ско­рость 29 узлов, однако проводившие из­мерения инженеры отнесли столь высокий результат на ошибки приборов, полагая, что более тяжелый «Шеер» не может быть быс­троходнее головного систершипа.

В конце июля 1936 года «Адмирал Шеер» в составе германской эскадры от­правился в Испанию. После короткой сто­янки в Малаге он оперировал в средизем­номорских водах. 1 августа на обеих баш­нях главного калибра появились опозна­вательные знаки — черно-бело-красные полосы. Отбыв на родину в конце августа вместе с «Дойчландом», «Шеер» вернул­ся с ним же в Испанию в октябре.

В третьем походе в мае 1937 года на долю второго «карманного линкора» вы­пала малопочетная роль морского тер­рориста. После воздушной атаки «Дойчланда» 29 мая он получил из Германии приказ бомбардировать Альмерию и уничтожить якобы находившийся там ис­панский республиканский линкор «Хайме I». Хотя командир «Шеера» капитан цур зее Цилиакс знал, что устаревший линейный корабль в действительности базировался в Картахене (защищенном солидными береговыми батареями), он предпочел выполнить приказ, выпустив рано утром в течение 15 минут 91 сна­ряд главного калибра, 100 «промежуточных» 150-мм и 48 зенитных 88-мм снарядов. Этот «подвиг» осудили все дер­жавы мира, и в результате Германия и Италия оказались в изоляции. Им при­шлось вывести свои боевые суда из со­става международных патрульных сил и окончательно покончить с политикой не­вмешательства. Тем не менее, «Адмирал Шеер» продолжил походы в испанские воды, покинув их последним из «карман­ников» лишь в июне 1938 года.

После небольшого ремонта и модерни­зации «Шеер» в марте 1939 года принял участие в захвате Мемеля (Клайпеды) — последней репетиции перед «большой вой­ной». Крупная модернизация не позволи­ла ему участвовать в рейдерских действи­ях начала мировой войны и «Учениях на Везере». Только в июле 1940 года «карман­ный линкор» мог вновь считаться боеспо­собным. Оставшись единственным судном этого типа в строю, он, естественно, был отправлен в океан для борьбы против су­доходства. Под командованием капитана цур зее Кранке он покинул норвежский порт Ставангер вечером 28 октября и прорвал­ся в Атлантику севернее Исландии. 5 но­ября «Шеер» атаковал конвой НХ-84, по­топив прикрывавший его вспомогательный крейсер «Джервис Бэй» и 5 торговых су­дов. Затем Кранке увел свой корабль сна­чала в Центральную, а затем и в Южную Атлантику, где его жертвами стали 6 союз­нических судов. После столь длительного крейсерства «карманный линкор» в начале февраля 1941 года обогнул мыс Доброй Надежды и о. Мадагаскар, уничтожив в Мозамбикском проливе еще 3 судна. 20 февраля рейдер лег на обратный курс и за месяц с лишним практически по своим же следам вернулся домой. Рейдерство «Шеера» стоило союзникам 16 потопленных или захваченных судов общей вместимостью 99 000 рег.т. Помимо прямого материаль­ного ущерба, англичане понесли значитель­ные убытки из-за прекращения судоходст­ва сразу в двух океанах. Операцию «Адми­рала Шеера» можно считать наиболее ус­пешной из действий «карманных линкоров» в годы войны. Корабль находился в море 161 день и покрыл свыше 46 тыс. миль, из­расходовав свыше 7 тыс. т топлива.

Успешный поход, однако, привел к выработке ресурса дизелей. После их полной переборки последовало повреж­дение «Лютцова» британской авиаторпе­дой, что заставило отложить «парный» выход до весны 1942 года. Прибытие «Шеера» в Осло в начале сентября 1941 года вызвало несколько налетов союз­ной авиации, и его вернули на Балтику, где «карманный линкор» вместе с «Тирпицем» составили основу так называе­мого «Балтийского флота», предназна­чавшегося для действий против возмож­ного прорыва советских кораблей на Запад. Нелепость такого предположения вскоре окончательно прояснилась, и «Ад­мирал Шеер» вновь отправился в Нор­вегию, куда переместился центр тяжес­ти морских операций кригсмарине.

В феврале 1942 года он благополуч­но прибыл в Тронхейм вместе с линко­ром «Тирпиц» и тяжелым крейсером «Принц Ойген». Однако командование флота все более скептически смотрело на использование малоскоростных, с его точки зрения, «карманных линкоров». (После ремонта и «Шеер», и «Лютцов» развивали на мерной миле не более 26 узлов, хотя неизвестно, являлась ли эта скорость предельной.) Поэтому они со­ставили особую «малоскоростную» груп­пу», которая обычно оставалась на сто­янке в Нарвике, когда «Тирпиц» и «Ой­ген» делали попытки перехватить союз­ные конвои.

После отмены океанского похода, планировавшегося на лето 1942 года, командование флота решило задейство­вать наиболее боеспособный из «кар­манных линкоров» в локальной операции против советского судоходства и баз в Карском море. Поход этот трудно назвать успешным: «Шееру» удалось лишь пото­пить о неравном бою вооруженный па­роход «Александр Сибиряков». Попытка атаки порта Диксон была сорвана реши­тельными действиями слабых береговых батарей и орудий вспомогательного сто­рожевика «Дежнев». Выпустив 77 снаря­дов главного калибра и еще 379 — из 150-мм и 105-мм орудий, «Адмирал Шеер» ретировался, не достигнув практически никаких результатов. В конце года «кар­манник» отправился в Германию на оче­редной ремонт, начавшийся в декабре на верфи в Вильгельмсхафене. В начале следующего года он стал объектом мно­гочисленных, но безуспешных воздушных налетов американских тяжелых бом­бардировщиков. В октябре 1943 года «Шеер» уже маневрировал в акватории порта при помощи буксиров. Затем вмес­те с «Лютцовом» он использовался на Балтике в учебных целях, причем в от­личие от своего систершипа выходил в море гораздо реже и лишь эпизодичес­ки участвовал в большинстве операций заключительного этапа войны на Балти­ке. В 1945 году ему также пришлось убе­гать от авиабомб союзников, отступая все дальше на запад. Гибель настигла «Шеера» на модернизации в Киле. В ночь с 9 на 10 апреля в ходе рейда 600 бом­бардировщиков корабль получил 5 попа­даний. Команда уже не боролась за спа­сение своего судна, и «карманный лин­кор» опрокинулся у стенки, превратив­шись в груду искореженного металла.