Общая оценка проекта

 

В лице «карманного линкора» герман­ским конструкторам удалось создать вы­дающийся боевой корабль. Удачное со­четание очень мощной для столь неболь­шого водоизмещения артиллерии с до­статочной скоростью и защитой делали его очень опасным противником для лю­бого крейсера времен второй мировой войны. Конечно же, «Шпее» и его систершипов менее всего уместно считать линкорами. Они являлись своеобразной разновидностью тяжелых крейсеров, имевших несколько меньшую скорость, но зато вооруженных сверхтяжелой для этого класса кораблей артиллерией. Крейсер­ский статус «карманников» признавали и сами немцы. В декабре 1939 года уцелев­шие «Лютцов» и «Адмирал Шеер» были пе­реклассифицированы в тяжелые крейсера.

280-мм орудия сводили на нет все до­стижения в области бронирования кораблей этого обширного класса, так что на­иболее защищенные итальянская «Пола» или французский «Альжери» в дуэли с «Шпее» имели едва ли больше шансов, чем «картонные» крейсера первого по­коления. Тяжелые пушки удачно допол­няла традиционно совершенная система управления огнем, приближавшаяся по стандартам к линкорам. Внушительно для своего времени выглядела и зенитная артиллерия. Наиболее слабым местом проекта являлось, пожалуй, бронирова­ние. Здесь, как и в случае 6000-тонных легких крейсеров, немцам пришлось отой­ти от своих принципов, предусматривав­ших приоритет защиты над нападением. Броня не обеспечивала полную гарантию от огня современных 8-дюймовок, обла­давших весьма высокими баллистически­ми характеристиками, так что в определенных условиях (например, при плохой видимости) «карманный линкор» мог сильно пострадать от более многочислен­ных и скорострельных орудий этого ка­либра. Тем не менее, постепенно улуч­шавшаяся от корабля к кораблю схема за­щиты достигла на «Шпее» высокой сте­пени совершенства. В некотором отноше­нии вынужденное ограничение водоизме­щения сыграло полезную роль, посколь­ку в противном случае конструкторы без сомнения довели бы размеры «броненос­цев» примерно до 20 000 т, обеспечив адекватную «антикрейсерскую» защиту, но это был бы уже совсем другой корабль.

Применение дизелей стало сильным «ходом» немцев. По дальности «карман­ные линкоры» значительно превосходи­ли практически все боевые корабли мира, являясь совершенно уникальными рейдерами. Связанные с использовани­ем моторов недостатки (шум, вибрация) безусловно перекрывались возмож­ностью пройти половину экватора без дозаправки, Скорость можно признать вполне достаточной для большинства крейсерских задач и для уверенного по­ведения в бою с более быстроходным противником. В сражении при Ла-Плате «Шпее» не испытывал никаких затрудне­ний в маневрировании против двух групп неприятеля, без проблем уклоняясь от тор­пед и сблизившись с легкими крейсерами на 4 мили лишь через час с лишним после начала боя, да и то отчасти по своей воле. Недостаточно эффективное использова­ние «карманных линкоров» руководством кригсмарине, мотивированное малой ско­ростью, — скорее ошибка, вызванная на деле совсем другими соображениями (главным образом — опасениями потерять после «Шпее» еще один корабль).

Из числа недостатков можно отметить наличие артиллерии трех калибров, из ко­торых 150-мм пушки оказались явно ущерб­ными и ненужными. Как уже отмечалось, установка единого 127-мм универсального калибра заметно уве­личила бы эффективность и ПВО, и огня по надвод­ным целям. Здесь ска­зался как известный кон­серватизм в идеях, так и отсутствие готовой спа­ренной установки к мо­менту создания головно­го корабля.

Не следует забы­вать и то, что за техни­ческое совершенство «дойчландов» пришлось немало запла­тить, причем в прямом смысле этого сло­ва. «Карманные линкоры» стоили в срав­нимых ценах около 4 млн. фунтов стер­лингов — вдвое дороже, чем английские «кенты». Весь крейсерский отряд коммо­дора Хэрвуда, почти вдвое превосходивший «Шпее» по водоизмещению, был только на 20% дороже. Большие расходы стали той ценой, которую пришлось пла­тить за возможность иметь индивидуаль­но более сильную боевую единицу, хотя неизвестно, насколько превзошел бы не­мецкий «броненосец» в бою два «вашинг­тонских» тяжелых крейсера. Следует, правда, отметить, что все германские ко­рабли межвоенной постройки получались очень дорогими, и по стоимости тот же «Шпее» даже уступает крейсерам типа «Адмирал Хиппер», явно превосходя их во всем, кроме скорости.

Германский корабль-рейдер — «кар­манный линкор» — стал настоящей «костью в горле» для лордов Адмирал­тейства и их французских и американ­ских коллег. Подтверждением тому слу­жат неоднократно появлявшиеся в пред­военных и военных справочниках мифи­ческие проекты аналогов «дойчландов» как в немецком, так и в японском флоте. (В частности, для уничтожения послед­них американцы построили довольно бесполезные линейные крейсера типа «Аляска».) Однако ни Германия, ни Япо­ния на деле даже не планировали повто­рения удачного опыта. «Шпее» и его систершипы остались единственными пред­ставителями этой интересной ветви во­енного кораблестроения, появившейся в силу обстоятельств, но сулившей боль­шие перспективы. Главной причиной «идеологической смерти» класса стали новые быстроходные линкоры, к серий­ному строительству которых приступили в конце 30-х годов все основные мор­ские державы. При скорости, равной или превосходящей скорость «броненосцев», они представляли собой настолько серь­езных врагов для последних, что даль­нейшая постройка этих очень дорогих рейдеров оказалась просто неуместной.