Корпус

 

Главное отличие эсминца проекта 7У от своего предшественника — компонов­ка машинно-котельных отделений. Теперь на корабле появился четвертый котел, и энергетическая установка была разбита на два эшелона, каждый из которых со­стоял из двух котлов и одного ГТЗА. Со­ответственно эсминец стал двухтрубным. Все остальные внесенные изменения ока­зались менее существенными.

Корпус в принципе остался тем же, что и у «чистой» «семерки», но между 58-м и 159-м шпангоутами был основатель­но перекомпонован. Носовую водонепро­ницаемую переборку первого КО пере­несли на 3 шпации вперед: с 61-го на 58-й шпангоут. Также на три шпации (1,5 м) переместили и носовую надстройку вместе с КДП и 130-мм орудиями.

Паровые котлы «семерок» по своим габаритам не умещались внутри корпуса и возвышались над главной палубой при­мерно на 2 м, поэтому новая схема ГЭУ «съела» значительный объем централь­ных надстроек. Последние пришлось пе­репланировать. В частности, камбуз пе­ренесли из-под 76-мм артустановок в нос и разместили палубой выше, в районе 80-го и 90-го шпангоутов, сразу за пер­вой дымовой трубой. А впереди второй трубы появилась неплохо оборудованная механическая мастерская.

Обводы корпуса И его конструкция были идентичны проекту 7. Схема набо­ра—в основном продольная, в нос от 44-го и в корму от 173-го шпангоутов — по­перечная. Высота надводного борта до верхней палубы —1,9 м, до полубака — 4,9 м. Верхняя палуба шла непрерывно по всей длине корпуса, нижняя — только в оконечностях. Материал корпуса — маломаргацонвистая сталь толщиной 5—10 мм. Большая часть соединений была кле­паной, хотя стрингеры, часть верхней палубы и ряд других элементов имели сварную конструкцию.

Маломарганцовистая сталь обладала повышенной хрупкостью и была исполь­зована конструкторами с целью облегче­ния корпуса, но без необходимой провер­ки. В ходе войны выяснилось, что выбран­ный материал оказался неудачным. Лис­ты, изготовленные из него, при попада­нии осколков бомб и снарядов раскалы­вались и сами давали большое количест­во осколков, поражавших личный состав, приборы и механизмы. Обычная же сталь 3, применявшаяся в конструкции палуб и надстроек, не растрескивалась и таких осколков не давала.

«Хлипкость» чрезмерно облегченных корпусов и надстроек советских эсминцев привела к тому, что они не только посто­янно получали повреждения от штормовых волн, но и нередко страдали от сотрясе­ний при стрельбе собственных орудий (та­кое происходило со «Стойким», «Стро­гим», «Стройным»). Особенно неприятны­ми были случаи, когда от стрельбы из 130-мм орудий № 2 выходили из строя прибо­ры, установленные на носовой переборке штурманской рубки.