Энергетика

 

Первые турбины эсминцев проекта 7 были сконструированы с солидным за­пасом: фактически каждый ГТЗА-24 был способен развить 27 000 л.с., но, опасаясь, что на испытаниях такой результат не будет достигнут, проектировщики в официальных документах сознательно занизили мощность, указав значение в 24 000 л.с. За счет установки четвертого котла и, соответственно, повышения про­изводительности ожидалось увеличение мощности каждого ГТЗА до 30 000 л.с. Правда, и здесь конструкторы решили не рисковать и, чтобы не оказаться в числе «вредителей», в документацию внесли цифру на 3000 л.с. меньше, чем пред­полагалось в действительности. Таким образом, расчетная мощность ГЭУ «семерок-У» равнялась 60 000 л.с., офици­альная проектная — 54 000 л.с.

В то же время советское правитель­ство, принимая программу строительст­ва «большого флота», осознавало, что самым узким местом в ее реализации станет создание главных механизмов. Так, Харьковский турбинный завод, обя­занный поставить ГТЗА для всей серии эсминцев, с самого начала никак не мог уложиться в заданные сроки. Поэтому уже в конце 1936 года Наркомат внеш­ней торговли заказал для «семерок» у английских фирм «Метро-Виккерс» и «Парсонс» 12 комплектов ГТЗА и вспо­могательных механизмов. Они должны были иметь несколько меньшую мощ­ность (24 000 л.с.), зато могли запус­каться в холодном состоянии, без пред­варительного подогрева, что теорети­чески уменьшало время подготовки ко­рабля к выходу в море.

В марте 1938 года полученные из Англии турбины распределили по заводам. Из восьми комплектов ГЭУ фирмы «Мет­ро-Виккерс» 7 достались ленинград­ским № 189 и № 190, а еще один отпра­вили на базу КБФ в качестве резервно­го. Четыре комплекта фирмы «Парсонс» ушли на Черное море: 3 — на николаев­ский завод № 200 и один — на базу ЧФ в Севастополь.

Все импортные ГТЗА попали на ко­рабли, перезаложенные по проекту 7У. За счет увеличившейся паропроизводительности их мощность также удалось поднять до 27 000 л.с., однако оснащен­ные ими эсминцы оказались все же ти­хоходнее, чем имевшие отечественные механизмы. Например, «Страшный» с харьковскими турбинами развил на ис­пытаниях скорость в 39,6 узла, в то вре­мя как обладатели английских показа­ли 36,3 — 37 узлов. Правда, что каса­ется качества изготовления механиз­мов, то тут сравнение будет не в нашу пользу (Несмотря на более высокое качество стали, английские турбины также не выдерживали экстре­мального режима эксплуатации в годы войны. Так, от­мечалось, что за первый год войны шестерни валоповоротного устройства ГТЗА «Парсонс» эсминца «Спо­собный» износились на 60 — 70%).

Пар для турбин вырабатывали 4 шатровых вертикальных водотрубных котла с боковым экраном и односторон­ним протоком газов, снабженные пет­левыми пароперегревателями. Поверх­ность нагрева каждого котла — 655 м2, производительность— 80 т пара в час. Параметры пара примерно те же, что и у «чистых» «семерок» — давление 27,5 кг/см2, температура 340°С. Каждый ко­тел размещался в изолированном от­делении.

Эсминцы последних серий оборудо­вались паровыми котлами типа 7У-бис с автоматом питания системы «Робот». Правда, последний работал удовлетво­рительно только при постоянной нагруз­ке. Поэтому в боевых условиях питание котлов обычно осуществлялось вручную вахтенными механиками. Вообще моря­ки котлами 7У-бис остались недовольны: 6 мощных (1200 кг/ч), но нерегулируе­мых форсунок не обеспечивали достаточ­ной гибкости при работе котла, что за­частую приводило к снижению КПД и по­вышенной дымности.

Разумеется, четыре котла по срав­нению с тремя у проекта 7 отличались повышенной прожорливостью. Однако увеличить запас топлива у «семерок-У» не удалось: после монтажа более гро­моздкой ГЭУ в тесном корпусе места для дополнительных цистерн уже не ос­тавалось. А после укладки твердого балласта запас мазута даже пришлось немного уменьшить. Поэтому если ско­рость кораблей типа «Сторожевой» сле­дует признать вполне удовлетворитель­ной, то дальность плавания оказалась никудышной. Так, в 1943 году «Сооб­разительный» и «Способный» могли пройти экономическим ходом лишь 1380 миль, в то время как проектным заданием для «семерок» определялась дальность в 3000 миль — в два с лиш­ним раза больше.

Любопытны расчетные данные о дальности плавания эсминца «Сообра­зительный», полученные по результа­там похода этого корабля к о.Фидониси в ноябре — декабре 1942 года (см.таблицу).

В штормовую погоду радиус дейст­вия эсминцев был, разумеется, еще меньше. Во время конвоирования тран­спортов из Туапсе к Босфору и обрат­но в ноябре 1941 года «Сообразитель­ный» подчистую сжег полный запас топ­лива, пройдя всего 1066 миль за 114 ходовых часов.

То же самое можно сказать и о бал­тийских «семерках-У» — правда, в силу ограниченности театра, где они использовались, недостаток радиуса действия особенно не ощущался.

Причин, приведших к двукратному увеличению расхода топлива по сравне­нию с показанным на заводских испыта­ниях, довольно много. Основные из них — перегрузка кораблей, увеличение числа действующих котлов в боевых условиях (2 — 3 против 1 на испытаниях), увели­чение числа действующих сопел на глав­ных турбинах с целью повышения манев­ренности, загрязненность котлов, износ и коррозия механизмов, ухудшение теп­лоизоляции паропроводов, низкое качес­тво сборки главных холодильников и ис­пользование мазута с большим количес­твом примесей.

Что же касается надежности меха­низмов, то в целом она оказалась впол­не удовлетворительной. В ходе войны при эксплуатации турбин «семерок-У» нередко приходилось нарушать инструк­ции. Так, зафиксирован случай экстрен­ной съемки с якоря эсминца «Славный» при налете авиации, когда пар в котлах был поднят всего за 17 минут и ход дан холодными турбинами без их предвари­тельного прогрева. Кроме того, на «Стойком» и том же «Славном» при ук­лонении от плавающих мин и атак бом­бардировщиков применялось срочное реверсирование турбин, причем давле­ние контрпара достигло 7—10 кг/см2 вместо 3 кг/см2, предусмотренных пра­вилами эксплуатации. Во всех упомяну­тых случаях механизмы работали без сбоев и поломок.

 

Дальность плавания эсминца «Сообразительный», рассчитанная на основе реального расхода топлива в ноябре—декабре 1942 г.

 Скорость,

узл.

Обороты турбин,

об/мин

Расход топлива на 1 милю, т

Дальность плавания при запасе 484 т, миль

Число работающих котлов

15,0

150

0,29

1680

1+1 на

 поддержке

17,8

180

0,32

1490

То же

20,0

 

 

200

 

 

0,35

 

 

1370

 

 

2+1 на

 поддержке

23,8

240

0,42

1140

То же