Средства обнаружения и навигации

 

Штурманское и навигационное обо­рудование, а также средства связи на эс­минцах проекта 7У остались теми же, что и на их предшественниках проекта 7.

Радиолокационными станциями (РЛС) в годы войны в первую очередь оснаща­лись корабли Северного флота: те в условиях полярной ночи и непогоды наибо­лее остро нуждались в радарах. «Семерки-У», служившие на Черном море и на Балтике, получили РЛС только в конце войны (в большинстве своем — в 1945 году). На «Строгом» смонтировали оте­чественную станцию «Гюйс-1», на «Сооб­разительном», «Сторожевом», «Страш­ном», «Сильном», «Славном», «Свире­пом» и «Вице-адмирале Дрозде» —ан­глийские типа 291. Помимо последних, использовавшихся для обнаружения це­лей, на большинстве эсминцев дополни­тельно установили РЛС управления ог­нем типа 284. Антенна радара 291 раз­мещалась на топе фок-мачты, радара 284 —на крыше КДП.

Из гидроакустических средств эсмин­цы проектов 7 и 7У поначалу оснащались шумопеленгаторами «Марс» и гидрофо­нами станции звукоподводной связи «Арктур». Противолодочные возможности советских кораблей сильно повысились, когда на них начали устанавливать полу­чаемые по ленд-лизу английские сонары «Дракон-128с» («Асдик»). К концу войны такие станции стояли на всех оставших­ся в строю «семерках» и «семерках-У».

Имеются сведения, что перед самой войной в Германии было закуплено не­сколько комплектов гидроакустических станций. Так, по воспоминаниям ветера­нов Тихоокеанского флота, немецкая ГАС стояла на эсминце «Ревностный». А на «Стойком» в августе 1941 года смонти­ровали некий импортный гидроакусти­ческий прибор «Ультрафон» — правда, никаких подробностей об этом аппарате автору найти не удалось.