Перегрузка, остойчивость, мореходность

 

Заводские испытания головного эс­минца «Сторожевой» в октябре 1939 года преподнесли неприятный сюрприз: во время циркуляции корабль внезапно сильно накренился — так, что возникли серьезные опасения за его остойчивость. Экстренно проведенное кренование по­казало, что метацентрическая высота вместо положенных 50 см составила все­го 39 см. Одновременно вскрылась и зна­чительная перегрузка эсминца по срав­нению с проектом. Для выявления при­чин сложившейся ситуации и устранения недостатков серийно строившихся кораб­лей создали межведомственную комис­сию из представителей наркоматов ВМФ и судостроительной промышленности.

Тщательное исследование корабле­строительных элементов спущенных на воду эсминцев показало, что пе­регрузка накапливалась из-за не­скольких причин: несоблюдения весовой дисциплины при построй­ке, несоответствия веса многих систем и механизмов заложенно­му в проекте, множества измене­ний, вносившихся в чертежи уже в ходе строительства. В мае 1940 года, обобщая опыт эксплуатации первых «семерок», нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов в своем докладе Сталину отметил недостаточную прочность их чрезмерно облег­ченных корпусов. Очередная ко­миссия под председательством В.И.Першина рекомендовала уси­лить набор палубы полубака и бортов. Разумеется, это еще больше увеличивало перегрузку.

Исследование остойчивости эсминцев проектов 7 и 7У прово­дилось под руководством про­фессора Военно-морской акаде­мии инженер-контр-адмирала В.Г.Власова.

Результаты оказались неуте­шительными. Так, в отчетной спе­цификации эсминца «Сердитый» стандартное водоизмещение зна­чилось равным 1686 т и метацентрическая высота — 63 см. В при­емном акте заводских испытаний 1940 года — соответственно 1735 т и 52 см. А по результатам кренования в том же году — 1835 т и 39 см! Власов предложил уложить в трюм кораблей твердый бал­ласт, что повышало остойчивость, но одновременно увеличивало пе­регрузку и осадку. Представите­ли ЦКБ-17 были против, считая доста­точным прием жидкого балласта в цис­терны вместо израсходованного топли­ва. В октябре 1940 года комиссия под председательством А.А.Жданова выбра­ла первый вариант. С марта 1941-го по июль 1942 года на «Сердитый», «Слав­ный», «Строгий», «Стойкий» и «Способ­ный» уложили по 120 т балласта, на «Стройный» — 126т, «Страшный» — 119т, «Совершенный» и «Свободный» — по 116 т, «Свирепый» — 110т, «Сильный» — 89т.

По всей вероятности, эта мера была излишней. Достаточно привести такой пример: в ноябре 1941 года эсминцы «Сообразительный» и «Способный» в штормовых условиях эскортировали транспорты из Батуми к Босфору. На «Способном» в междудонном простран­стве находилось 120 т чугунных чушек, на «Сообразительном» твердого баллас­та не было. В момент поворота на об­ратный курс, когда на кораблях остава­лось примерно по 200 т топлива, началь­ная поперечная метацентрическая высо­та на «Способном» равнялась 77 см, на «Сообразительном» — 62 см. Но после приема в топливные цистерны 100 т за­бортной воды метацентрическая высота на втором корабле увеличилась до 70 см. Постепенно замещая расходуемый мазут водой, «Сообразительный» вернулся в базу с таким же значением метацентрической высоты, в то время как на «Спо­собном» она снизилась до 60 см.

Другой экстремальный случай — ока­зание помощи «Сообразительным» ли­деру «Ташкент» в июне 1942 года. Тог­да эсминец, опять-таки не имевший твердого балласта, принял на верхнюю палубу около 200 т груза и 1975 чело­век из числа экипажа поврежденного лидера и бывших на его борту пассажиров. Несмотря на огромную перегрузку, метацентрическая высота «Сообрази­тельного» составила 58 см, что находит­ся в пределах нормы. Так что все про­блемы с остойчивостью «семерок-У» можно было бы решить, не прибегая к чрезвычайным мерам и не усугубляя их перегрузку.

 

Статьи перегрузки для эсминцев проектов 7 и 7У (на 1944 г.)

Весовые составляющие

Вес, т

 

Проект

7

Проект 7У

1. Стандартное

водоизмещение

по спецификации

 

 

1540

 

 

1686

2. Построечная перегрузка

92

101

3. Конструктивная

перегрузка, в том числе:

 

185

 

 

160

 

- подкрепление корпуса

18

39

- укладка балласта

67

120

- изменения в

механической установке

 

13

 

1

- различные работы по

корпусу

 

87

 

4. Модернизационная

перегрузка, в том числе:

 

39

 

 

25

 

- зенитное

перевооружение

 

25

 

21

- установка бомбометов

6

1

- установка РЛС и ГАС

4

- установка обмоток

ЛФТИ

 

4

 

3

5. Суммарная перегрузка

316

286

6. Фактическое стандартное

водоизмещение

 

1856

 

1972

 

В ходе войны водоизмещение эсмин­цев выросло еще больше за счет уста­новки дополнительного оборудования и вооружения, а также работ по под­креплению корпуса. Так, кренование «Стройного» в ноябре 1944 года показало значения стандарт­ного водоизмещения в 1972 т и на­чальной поперечной метацентрической высоты в 40 см. К тому вре­мени были выполнены работы по подкреплению корпуса (+39 т), ус­тановлены клинкеты в машинных и котельных отделениях (+0,12 т), преобразователь тока (+0,4 т), изо­ляция МПУАЗО (+1 т), зенитные ав­томаты 70-К с подкреплениями (+12,65 т), третье орудие 34-К с подкреплением (+6,85 т), дополни­тельные кранцы первых выстрелов (+2,2 т), бомбометы С подкрепле­ниями (+0,78 т), обмотка ЛФТИ (+3,28 т), сняты командирский ка­тер (-2,9 т), 6-весельный ял (-0,8 т), стеллажи запасных торпед (-0,8 т), полуавтоматы 21-К (-1,48 т). Обобщенные данные по перегруз­ке кораблей проектов 7 и 7У при­ведены в таблице. Полное водоиз­мещение балтийских «семерок-У» к концу войны составило 2530 — 2620 т.

Черноморские эсминцы (в час­тности, «Сообразительный») име­ли стандартное водоизмещение на 82 т меньше спецификационного за счет более легких турбин фирмы «Парсонс» и вспомогательных ме­ханизмов фирмы «Вир».

Мореходность эсминцев типа «Сторожевой» была еще хуже, чем у их предшественников: смещение в нос надстройки усиливало зарывание в вол­ну. Правда, этот недостаток ощущался не так сильно, поскольку «семерки-У» дей­ствовали лишь на ограниченных театрах Балтийского и Черного морей. Выход этих кораблей на просторы Тихого или Северного Ледовитого океанов несом­ненно вызвал бы поток нареканий в адрес их проектировщиков.

Маневренность осталась на прежнем уровне и считалась вполне удовлетвори­тельной. «Способный» при положении руля в 15° на скорости 35 узлов развора­чивался на 180° за 2 мин 10 с, на ско­рости 20,5 узла — за 5 мин 10 с. В мате­риалах комиссии В.Г.Власова отмеча­лось, что на циркуляции эсминцы проек­тов 7 и 7У получают чрезвычайно боль­шой крен (до 20 — 25°). Однако в ходе войны зарегистрирован лишь один слу­чай, когда крен достиг 20° — в 1941 году «Сторожевой», уклоняясь от торпеды, на полном ходу переложил руль на 25°.

Зато во время шторма крен на неко­торых эсминцах достигал величины 50° («Сообразительный» во время уже упо­минавшегося похода к Босфору в 1941 году). Впрочем, несмотря на огромные размахи качки, остойчивость «семерок-У» не вызывала опасений.