Общая оценка проекта

 

Переход к эшелонной схеме ГЭУ на «семерках-У» дал некоторый выигрыш в мощности и управлении механизмами (в частности, было устранено такое не­удобство, как «деление» одного котла на два ГТЗА у эсминцев проекта 7). На практике по крайней мере в двух случа­ях новая компоновка себя оправдала: один раз на «Славном», когда осколки бомб повредили 1-е МО и 2-е КО, и вто­рой раз на «Совершенном», когда при подрыве на мине были затоплены 1-е МО, 1-е и 2-е КО. В обоих случаях пер­вый эшелон ГЭУ вышел из строя, но вто­рой остался работоспособным. (Правда, «Совершенный» лишился хода из-за от­крытого разобщительного клапана на паровой магистрали, соединяющей оба эшелона.) При линейной схеме машин­но-котельной установки у кораблей в данной ситуации не осталось бы шан­сов сохранить ход.

Другие достоинства проекта 7У: усо­вершенствованное и более мощное элек­трооборудование, несколько усиленное зенитное и торпедное вооружение, под­крепленный набор корпуса, наконец-таки появившаяся (к сожалению, лишь на трех кораблях) система МПУАЗО. Погреба 76-мм боезапаса были перенесены в кор­му, что устраняло их опасное соседство с машинными отделениями. Заметим, что перечисленные нововведения без осо­бых проблем могли бы быть внедрены и на эсминцах проекта 7.

За все эти преимущества, однако, пришлось заплатить ухудшением других, и отнюдь не второстепенных качеств. Снизились и без того неудовлетвори­тельные дальность плавания и мореход­ность. Увеличилась парусность надстро­ек. Неимоверная теснота помещений вы­нуждала размещать многие системы и механизмы в явно неподходящих для них местах. (Например, крайне неудачно рас­положение радиорубки под зенитной ба­тареей и 130-мм орудием №3: во время боя радисты ничего не слышат, а аппарату­ра из-за сотрясений иногда выходит из строя. Вызывала нарекания и установка турбовентиляторов котельных отделений по одному борту — это неудобно для об­служивания и к тому же весьма уязви­мо.) Но самое главное, тезис о более вы­сокой живучести эшелонной ГЭУ в целом не подтвердился. Опыт второй мировой войны показал, что эсминцы с эшелон­ной и линейной схемами машинно-ко­тельной установки примерно в равной степени страдали от оружия неприяте­ля. Да, эшелонную схему труднее вывес­ти из строя одним попаданием, но из-за большей длины вероятность се пораже­ния выше. Кроме того, она требует зна­чительного удлинения валопровода но­сового ГТЗА, что на лишенном брони эс­минце весьма нежелательно. В резуль­тате один из создателей энергетических установок «семерок» В.В. Смирнов на­зывал проект 7У «ухудшенным». Такого же мнения придерживались и другие ко­раблестроители. Однако иного выходя у них не было: решения, подписанные лич­но Сталиным, не оспаривались. Созда­ние «семерок-У» в сложившейся ситуа­ции стало единственным шансом спасти почти готовые корпуса и механизмы ко­раблей от их уничтожения на стапелях.

Прямые убытки от разборки 6 корпу­сов эсминцев проекта 7 и внутренней пе­ределки 18 других, перезаложенных по проекту 7У, составили 23,86 млн. руб. Для сравнения укажем, что сметная стоимость одной «семерки» в 1936 году определя­лась в 12 млн. руб., хотя фактически пре­вышала 20 млн.

Но еще дороже обошлась потеря времени. Если бы не опрометчивое реше­ние приостановить строительство эсмин­цев проекта 7, то все 53 корабля «ста­линской» серии вошли бы в строй — ну, не к концу 1938 года, как того требовал генсек, так хотя бы к лету 1941-го. А в итоге у СССР к началу Великой Отечес­твенной войны на всех четырех флотах имелся лишь 31 новый эсминец — 22 «се­мерки» и 9 «семерок-У».

Боевой опыт показал, что качества ко­раблей проектов 7 и 7У довольно близ­ки. Вторые переняли у первых слабость конструкции корпуса, малую дальность плавания, недостаточное зенитное во­оружение, плохую мореходность. Несом­ненно, что в «улучшенном» проекте сле­довало бы исправить именно эти пара­метры, а не перекомпоновывать в об­щем-то неплохо зарекомендовавшую себя энергетическую установку.

Вместе с тем необходимо заметить, что многие из упомянутых недостатков «семерок» были присущи и значительно­му числу их зарубежных сверстников. Немецкие эсминцы отличались капризной неэкономичной энергетикой и слабым зенитным вооружением. Английские пре­восходили проекты 7 и 7У в мореходнос­ти и дальности плавания, но уступали в скорости, артиллерийском вооружении и системах управления огнем (правда, в ходе войны последнее было скомпенси­ровано установкой РЛС). У японских ко­раблей имелись серьезные проблемы с прочностью корпусов и остойчивостью — вспомним хотя бы столь вопиющий факт, как опрокидывание миноносца «Томодзуру», происшедшее в марте 1934 года.

Словом, советские эсминцы по кон­струкции и концепции условно находи­лись в «середине шкалы» своего клас­са, бесспорно уступая лишь американ­цам. То есть они вполне могли бы успеш­но решать различные боевые задачи, что и делали их собратья из других стран, но... Использование советским флотом эсминцев — как, впрочем, и других над­водных кораблей, — по ряду объективных и субъективных причин оказалось мало­эффективным.

Боевых столкновений «семерок-У» с равноценным противником не было. На их счету нет и ни одного уничтоженного вражеского судна. Зато, по всей вероят­ности, есть два своих: подводная лодка Щ-206 (предположительно потоплена «Сообразительным» 26 июня 1941 года) и морской охотник МО-112 (расстрелян «Славным» 3 декабря 1941 года) (В ряде публикаций сообщается о потоплении торпедного катера ТК-103 лидером «Минск» и эсмин­цами «Скорый» и «Славный» во время Таллинского пе­рехода. Однако по архивным данным, предоставлен­ным редакции историком С.С.Бережным, ТК-103 по­гиб 28 августа 1941 года в 20.00 в результате подрыва на буйке минного защитника). Соб­ственные потери в эсминцах проекта 7У в годы Великой Отечественной составили 9 единиц — слишком дорогая цена за незна­чительность нанесенного ими ущерба не­приятелю.