«Сообразительный»

 

Второй из черноморских эсминцев проекта 7У, «Сообразительный» в конце 1940 года вышел в Севастополь на госу­дарственные испытания. Тогда же в ко­мандование кораблем вступил старший лейтенант Сергей Степанович Ворков, остававшийся в этой должности на про­тяжении последующих четырех лет. 10 мая 1941 года «Сообразительный» был принят госкомиссией, 7 июня на нем под­няли военно-морской флаг, и корабль официально вошел в состав ЧФ. Две не­дели спустя началась война.

Первым боевым походом эсминца стал печально известный набег на Кон­станцу. Целью операции являлось унич­тожение нефтехранилища и разведка обороны румынской военно-морской базы. Первоначально «Сообразитель­ный» вместе с эсминцем «Смышленый» и лидером «Харьков» включили в удар­ную группу, но позже отряд переформи­ровали: обе «семерки-У» вошли в груп­пу поддержки, возглавляемую крейсером «Ворошилов» (непонятно, для чего со­здавалось столь мощное прикрытие, ведь единственным крупным нашим противни­ком на Черном море в то время были всего-навсего 4 румынских эсминца весьма почтенного возраста!). Непосредственно артиллерийский удар по базе должны были нанести лидеры «Москва» и «Харь­ков». Общее руководство операцией штаб флота поручил командующему отрядом легких сил контр-адмиралу Т.А.Новикову, поднявшему флаг на крейсере.

Вечером 25 июня отряд вышел из Се­вастополя. В темноте корабли группы поддержки потеряли друг друга, и лишь на рассвете «Сообразительному» уда­лось догнать флагманский крейсер. Дальнейший ход операции обернулся трагедией. В 5.21, через 20 минут после открытия огня по берегу, взорвался и затонул лидер «Москва» — корабль ма­неврировал на вражеском минном поле. Пытавшийся спасти оказавшихся в воде моряков «Харьков» попал под обстрел румынской береговой батареи и получил серьезные повреждения. Его скорость упала до 6 узлов, и лишь по счастливой случайности лидеру удалось покинуть опасный район, избежав прямых попа­даний снарядов и авиабомб.

В 7.26 в охранение возвращавшего­ся «Харькова» вступил «Сообразитель­ный». Корабли отразили воздушную ата­ку, отогнав одиночный неприятельский бомбардировщик, когда в 8.30 с левого борта, на курсовом угле 45°, был обна­ружен след торпеды. «Сообразительный» резко развернулся и, пройдя над пред­полагаемым местом вражеской подвод­ной лодки, сбросил серию глубинных бомб — 4 больших и 8 малых. Большие бомбы устанавливались на глубину от 25 до 75 м, малые — до 15 м. Во время взры­вов из воды на мгновение показалась корма субмарины, затем на поверхнос­ти появились воздушные пузыри и мас­ляные пятна. Как известно, в то время у противника на Черном море имелась все­го одна подводная лодка — румынская «Дельфинул», — но она находилась до­статочно далеко от Констанцы. Поэтому можно с достаточно высокой степенью вероятности утверждать, что жертвой «Сообразительного» стала... посланная на позицию к румынским берегам 22 июня и назад не вернувшаяся советская Щ-206 под командованием капитан-лей­тенанта С.А.Каракая (Необходимо отметить, что в ходе операции сле­ды торпед обнаруживались неоднократно: в 5.20 их видели с «Москвы», в 6.43 - с «Харькова». Командир Щ-206 не был предупрежден о предстоящем набеге на Констанцу, и вполне реально предположить, что он вышел в атаку на свои корабли, приняв их за румын­ские. Существует версия, по которой «Москва» погиб­ла не на мине, а от торпеды той же «206-й», хотя это весьма сомнительно. Что же касается атаки «Сообра­зительного», то тут все сходится: другие причины ги­бели Щ-206 маловероятны. Правда, следует иметь в виду, что в первые месяцы войны следы торпед и пят­на масла на воде мерещились морякам почти посто­янно, зачастую безо всяких на то оснований).

В 13.15 зенитчики эсминца отразили последнюю воздушную атаку, обстреляв одиночный самолет. Вечером корабли вернулись в Севастополь. Всего за 26 июня «Сообразительный» израсходовал 10 76-мм и 21 45-мм снаряд, а также 80 12,7-мм патронов и 12 глубинных бомб.

В течение июля — августа эсминец в основном занимался конвойной служ­бой. Надо сказать, что до войны коман­дование ВМФ данному виду службы не уделяло никакого внимания. Организа­цию совместного плавания боевых ко­раблей и транспортов пришлось отра­батывать «с нуля». А проблем возника­ло много: бывшие торговые пароходы были тихоходными, на них не было сиг­нальщиков, их капитаны понятия не имели о совместном маневрировании. «Однажды, когда нам пришлось конво­ировать транспорты из Феодосийского залива, мы собирали их в заливе чуть ли не всю ночь. Найдешь транспорт, спустишь баркас, отошлешь на нем од­ного из командиров с сигнальщиком, чтоб проинструктировал капитана и вру­чил ему документы, затем к следующе­му... Только на рассвете нам удалось собрать разбросанный по заливу отряд транспортов и начать наконец движе­ние к Новороссийску... Вся беда в том, что до войны мы почти не учились кон­воированию транспортов», — вспоми­нал командир «Сообразительного» С.С.Ворков.

29 августа «Сообразительный» эскор­тировал следовавшие из Феодосии в Се­вастополь транспорты «Днепр» и «Чапа­ев». В 19.05 у мыса Ай-Тодор отряд был атакован двумя вражескими самолета­ми — торпедоносцем и бомбардировщи­ком. Эсминец открыл огонь из всех ору­дий, в том числе из 130-мм. Самолеты удалось отогнать, хотя «Днепр» все же получил легкие повреждения от близких разрывов бомб.

В ночь на 31 августа «Сообразитель­ный» и «Днепр» прибыли в Одессу. К тому времени шли бои уже на ближних подступах к городу, и гавань простре­ливалась вражеской артиллерией. В те­чение трех дней эсминец поддерживал огнем наши войска, выполнив 13 стрельб по береговым целям. Днем огонь велся с помощью корректировоч­ного поста, а с наступлением сумерек — по площадям с использованием ЦАС-2, работавшего на автомат. Чтобы не дать неприятелю пристреляться, кораблю приходилось постоянно менять позицию и неоднократно ставить дымовые заве­сы. «Сообразительный» несколько раз пытались атаковать и самолеты люфтваффе, но ему каждый раз удавалось уклониться от бомб. Особенно опасным был воздушный налет 2 сентября. В 10.43 два «Юнкерса-87» с крутого пикирования сбросили на эсминец 8 бомб, одна из них разорвалась на расстоянии 8 — 10 м от борта. К счастью, обошлось без повреждений. При возвращении с огневой позиции «Сообразительному» предстояло проскочить входные ворота одесского порта, по которым хорошо пристрелялись румынские батареи. Ко­мандир эсминца лихо выполнил непро­стую задачу: поставив густую дымзавесу и сбрасывая на ходу дымовые шаш­ки, он ворвался в гавань на скорости 25 узлов! Чтобы не врезаться в причал, пришлось экстренно отдавать якоря. Риск оправдался — «Сообразительный» избежал попаданий и благополучно ош­вартовался в порту. Ночью эсминец ушел в Феодосию.

Всего за три дня корабль выпустил по врагу 364 130-мм, 80 76-мм и 327 45-мм снарядов, а также 390 12,7-мм патронов. По сообщениям с передовых позиций, эффективность огня была до­статочно высокой, за что экипажу эс­минца объявили благодарность от име­ни Военного совета одесского оборо­нительного района.

6 — 7 сентября «Сообразительный» конвоировал из Феодосии в Севастополь транспорты «Армения», «Грузия» и «Ук­раина». После гибели эсминца «Быст­рый» приходилось опасаться акустичес­ких донных мин, поэтому от Камышовой бухты до Севастополя суда вели на бук­сире, чтобы не создавать шума от соб­ственных винтов. Это был уже 18-й бое­вой поход «Сообразительного».

23 сентября эсминец сопровождал транспорт, следовавший из Севастопо­ля к Тендре. Вечером С.С.Ворков полу­чил приказ идти на помощь эсминцу «Беспощадный». Последний был силь­но поврежден немецкой авиацией и бук­сировался из Одессы в Севастополь спасательным судном СП-14. Утром сле­дующего дня «Сообразительный» при­был в указанный квадрат. Из-за штор­мовой погоды маломощный СП-14 ока­зался не в состоянии выполнить задачу. Пришлось буксирный трос с «Беспощад­ного» завести на «Сообразительный». Однако надломленный нос «семерки», висевший лишь на листах наружной об­шивки, сильно мешал движению. Стало ясно, что его нужно обрубить — тем бо­лее что он, раскачиваясь, начал сдирать обшивку с корпуса. Ворков предложил перебить листы металла подрывными патронами, но командир «Беспощадно­го» капитан-лейтенант Г.П.Негода от такого варианта отказался. В конце кон­цов мешавшую часть обрубили вручную, и «Сообразительный» двинулся в путь с поврежденным товарищем со скоростью 7 — 8 узлов. Несколько раз над кораб­лями пролетали вражеские самолеты, но, к счастью, бомб не сбрасывали. В противном случае обоим эсминцам при­шлось бы несладко: им, лишенным воз­можности маневрировать, отражать воз­душные атаки было бы очень трудно. Но все обошлось благополучно. Утром 25 сентября корабли подошли к Евпатории, а через несколько часов встали на якорь в Севастопольской бухте.

Весьма напряженным для экипажа «Сообразительного» стал ноябрь 1941 года. В экстремальном режиме прошел 35-й поход корабля, когда ему вместе со «Способным» пришлось срочно доста­вить из Тамани в Севастополь 500 чело­век десанта. В густом тумане, при види­мости всего в 1 — 3 кбт, эсминцы шли со скоростью 32 узла на расстоянии 1—2 кбт друг от друга. Еще более трудным было конвоирование к Босфору танкеров «Аванесов», «Туапсе», «Сахалин» и ле­докола «Микоян». 26 ноября отряд вы­шел из Батуми под эскортом лидера «Ташкент» и эсминцев «Сообразитель­ный» и «Способный». На следующий день погода резко ухудшилась, а затем разыг­рался свирепый шторм. Сила ветра до­стигла 10 баллов, волна — 8 — 9 баллов. Снежные заряды временами снижали ви­димость до нуля. Крен на подветренный борту «Сообразительного» достигал 55°, в штурманской рубке все прокладочные инструменты слетали со стола. Волны сорвали с креплений и унесли в море шлюпку, параван левого борта и несколь­ко глубинных бомб.

Корабль выполнил поставленную пе­ред ним задачу на пределе своих возмож­ностей. 29 ноября он вернулся в Туапсе с полностью израсходованным запасом топлива — так, что к причалу ему при­шлось подтягиваться на якорях! Кстати, тогда обратили внимание на конструктив­ный недостаток эсминцев проекта 7 и 7У: отверстия во флорах топливных цистерн располагались не у самого дна, а несколь­ко выше. В результате на дне цистерн скапливался мертвый запас мазута, ко­торый не могли забрать насосы. То есть из-за ошибки проектировщиков и без того не слишком большое количество топлива уменьшалось еще примерно на 20 т.

25 декабря началась Керченско-Феодосийская десантная операция. «Сообра­зительный» принял в ней самое активное участие. 29 — 30 декабря он отконвоиро­вал из Туапсе в Феодосию транспорты «Курск», «Фабрициус» и «Красногварде­ец». На следующий день на эсминце под­нял флаг командующий операцией капи­тан 1 ранга Н.Е.Басистый. Погода прояс­нилась, и начались непрерывные атаки гитлеровской авиации: в течение дня «Со­образительный» 5 раз открывал огонь по вражеским самолетам. В 14.46 корабль обстрелял главным калибром неприятель­ский аэродром, выпустив 20 снарядов. Огонь велся с дистанции 168,5 кбт. Вече­ром эсминец выпустил еще 102 130-мм снаряда по дороге Феодосия — Керчь, где, по данным разведки, находилось большое скопление не­мецких войск.

В первый день нового, 1942 года «Сообразитель­ный» провел 5 стрельб из орудий главного калибра. Тем временем погода ухудшилась. Мороз и сильный ветер вызывали сильное обледенение ко­рабля. Изнурительная работа по скалыванию льда оказалась бесполезной. К вечеру следующего дня сила ветра до­стигла 8 баллов, а температура понизи­лась до —15°; из-за летящих во все сто­роны брызг слой льда на верхней палу­бе достигал 25 см. Тем не менее эсми­нец сохранял боеспособность и выпол­нил еще несколько стрельб по берегу. 3 января его дважды бомбили самолеты люфтваффе, но все 6 сброшенных бомб упали в 30 — 40 м от борта и не причи­нили вреда. К тому времени на корабле оставалось всего 80 т топлива, что за­ставило Н.Е.Басистого перевести свой штаб на эсминец «Бойкий». «Сообразительный», приняв в топливные цистерны 70 т водяного балласта, ушел в Новороссийск.

За 4 прошедших дня эсминец выпус­тил по сухопутному и воздушному про­тивнику 283 130-мм, 144 76-мм и 146 45-мм снарядов и 330 12,7-мм патронов. А всего за 1941 год он совершил 43 бое­вых выхода в море, отконвоировал 44 транспорта, прошел 13 874 мили за 1108 ходовых часов.

С 6 по 9 января 1942 года «Сообра­зительный» отконвоировал из Новорос­сийска в Феодосию транспорт «Кубань» и в обратном направлении — транспорт «Шахтер». За это время эсминец и эс­кортируемые суда неоднократно под­вергались воздушным атакам, причем 10 самолетам удалось сбросить бомбы, кото­рые, к счастью, не причинили поврежде­ний. Зенитчики «Сообразительного» выпус­тили по бомбардировщикам 67 76-мм, 100 45-мм снарядов и 240 12,7-мм пуль.

15 января корабль вновь участвует в десантной операции — на сей раз в Су­даке. Приняв на борт в Новороссийске 241 бойца из состава 226-го горнострел­кового полка, он поздно вечером выса­живает их в бухте Новый Свет. Экипаж корабля делает все возможное, чтобы доставить солдат на берег сухими — на 15-градусном морозе «водные процеду­ры» могли обернуться резким снижени­ем боеспособности десанта. Утром 16 января «Сообразительный» ушел в Но­вороссийск. А через сутки он уже ошвар­товался в Феодосии и вел огонь главным калибром по наступавшим немецким вой­скам. 19 и 23 января — новые походы к берегам Крыма, обстрелы объектов под Феодосией, прикрытие нового десанта в Судаке...

Зима 1941/42 года выдалась не­обычно суровой. Штормовой ветер, волны, мороз усугубляли и без того тяжелое положение Черноморского флота. Ураган, налетевший 22 январи на Новороссийскую бухту, повредил десяток стоявших там кораблей и су­дов. Командир «Сообразительного» вовремя сориентировался и вывел свой эсминец на внешний рейд, что позволило избежать больших неприят­ностей. Но зато в походе 21 февраля, состоявшемся сразу после завершения планово-предупредительного ремонта, кораблю досталось сполна. Под удара­ми 8-балльных волн прогнулась палу­ба в районе 23 — 26-го шпангоутов, согнулся пиллерс, появились трещины в листах настила. В наружной обшив­ке на 35 — 36-м шпангоутах образова­лись гофры. Через деформированные Дверцы и крышки люков, иллюминато­ры под полубаком начала сочиться вода. Были сорваны и унесены R море вьюшка для троса на полубаке, 6 сто­ек леерного ограждения, кранцы, 2 вентиляционных грибка. Образовались трещины в щитах 1-го и 4-го 130-мм орудий, погнулся левый кронштейн большого бомбосбрасывателя, разбились стекла в окнах ходовой рубки. На­конец, при резком крене на левый борт сломалась и упала в воду грот-мачта. Эсминцу пришлось уменьшить ход до 12 узлов и возвращаться в базу.

Едва закончился ремонт, как «Сообразительному» выпало новое испытание. 6 марта корабль взял на борт 170 бой­цов и около 15.00 вышел из Туапсе в Се­вастополь. На эсминце находился член военного совета флота дивизионный ко­миссар И.И.Азаров. В ночь на 7-е пого­да внезапно испортилась. К 4.00 ветер усилился до 7 баллов, волнение моря — до 6. От ударов встречных волн в насти­ле полубака и верхних поясах обшивки появились трещины, сквозь ослабленные заклепочные соединения стала поступать вода. Только что заделанная обшивка в районе 35 — 36-го шпангоутов снова рас­трескалась; в наружной обшивке между 32-м и 46-м шпангоутами с обоих бор­тов образовались гофры. В настиле па­лубы между кожухом первой трубы и мостиком появилась поперечная трещи­на длиной 0,8 м; в районе 94 — 96-го шпангоутов— три трещины по 0,3 м. 14 иллюминаторов, 8 водонепроницаемых дверей и 5 крышек люков деформиро­вались и потеряли герметичность. Во внутренние отсеки поступило около 300 т воды. В 4.10 волной сорвало крепление глубинных бомб и 4 бомбы Б-1 смы­ло за борт.

В таком состоянии «Сообразитель­ный» прибыл в Севастополь. У Херсонесского маяка он подвергся атакам — к счастью, безуспешным — трех вражеских бомбардировщиков. Вскоре вокруг ко­рабля начали рваться снаряды — это вела огонь немецкая артиллерия со стороны Вельбека. Эсминцу пришлось поставить дымовую завесу и врываться в Северную бухту, как когда-то в Одессу, на макси­мально возможной скорости. Несмотря на полученные во время шторма повреж­дения, ему удалось успешно повторить рискованный маневр. Находясь в Севас­тополе, корабль счастливо избежал по­паданий и затем благополучно вернулся на Кавказ вместе со старым крейсером «Коминтерн» и транспортом «Кубань».

После очередного ремонта «Сообра­зительному» предстояло окунуться в са­мое пекло боев. 23 мая наши войска ос­тавили Керченский полуостров, и немцы с новой силой ринулись на штурм Севас­тополя. Гарнизон осажденной крепости остро нуждался в пополнениях, боепри­пасах, продовольствии. Помочь защитни­кам мог только флот.

Вечером 25 мая из Батуми вышел от­ряд в составе крейсера «Ворошилов» (на нем держал флаг контр-адмирал Н.Е.Ба­систый) и эсминцев «Сообразительный» и «Способный». На борту следовавших в Севастополь кораблей находилось 3017 бойцов 9-й морской бригады, 33 полевых орудия (в том числе 8 122-мм гаубиц), 27 станковых пулеметов, значительное количество боеприпасов.

В 19.31 27 мая, когда до Севасто­поля оставалось всего несколько часов хода, с «Сообразительного» обнаружи­ли немецкий самолет и немедленно открыли заградительный огонь. Тот сбросил бомбы, упавшие в 70 м от эс­минца, и скрылся. Но через полчаса враг появился снова. Бомбардировщи­ки и торпедоносцы с небольшими ин­тервалами совершали атаки на отряд до поздней ночи. Последний налет был произведен, когда наши корабли нахо­дились у самого входа в Северную бух­ту: сброшенные с «хейнкелей» торпе­ды выскочили на берег у Херсонесского музея. Но ни одного попадания нем­цы не добились.

Находиться в Севастополе было опас­но, поэтому выгрузка войск и оружия за­няла всего 30 минут. На борт взяли лю­дей, подлежавших эвакуации. В частнос­ти, «Сообразительный» принял 301 ра­неного и 456 осужденных. Той же ночью корабли отправились в обратный путь.

Наутро воздушные атаки возобнови­лись. В 8.17 «Сообразительный» с дис­танции 50 кбт открыл огонь по одиноч­ному самолету, летевшему на высоте 2000 м. Сброшенные с него бомбы не причинили вреда. Гораздо опаснее ока­зался следующий налет, начавшийся в 11.43. 7 торпедоносцев и 3 бомбарди­ровщика, приблизившись к кораблям, разделились на 3 группы и одновремен­но атаковали с разных направлений. Своей главной целью они выбрали «Со­образительный». «Сейчас над нами был организованный враг, опытные летчики. Это видно по всему. По тому, как торпе­доносцы шли в строю, как летали по бор­там нашего отряда, по той быстроте, с которой разбились на группы и пытались окружить нас» — так вспоминал о собы­тиях того дня С.С.Ворков.

Эсминец открыл огонь из всех ору­дий. По торпедоносцам, снижавшимся в момент сброса торпед до 5 — 10 м, стре­ляли 130-мм дистанционными граната­ми. Один из вражеских самолетов уда­лось подбить — он задымил и врезался в воду. Резко перекладывая курс, «Сооб­разительный» сумел уклониться от 6 вы­пущенных по нему торпед и 8 бомб. Нем­цам пришлось уйти ни с чем. Этот эпи­зод Великой Отечественной стал одним из самых ярких примеров грамотных дей­ствий командира и экипажа корабля при отражении массированной воздушной атаки.

Всего за 27 — 28 мая «Сообразитель­ный» израсходовал 36 130-мм, 121 76-мм, 212 45-мм снарядов и 500 12,7-мм патронов.

Постоянные межбазовые переходы стали для эсминца привычной каждо­дневной работой. Рано утром 27 июня он прибыл из Поти в Новороссийск. На его борту находилось около 100 т различных грузов, включая уложенные прямо на палубе 305-мм снаряды, предназначав­шиеся для севастопольской 35-й бата­реи. После дозаправки топливом «Сооб­разительный» должен был прорваться в осажденный город-крепость. Но в 6.40 прием мазута пришлось прервать: пос­тупил приказ немедленно выходить в море для встречи тяжело поврежденно­го лидера «Ташкент».

Возвращавшийся из Севастополя «Ташкент» встретили в 26 милях от бе­рега. Принявший около 1000 т воды и погрузившийся носом по верхнюю палу­бу, лидер чудом держался на плаву. А на его борту находилось около 3000 чело­век! «Сообразительный» подошел к пра­вому борту поврежденного корабля и снял с него 1975 раненых солдат и эва­куированных мирных жителей. Больше эсминец взять не мог: его остойчивость и так вызывала опасения. К счастью, тут подоспели катера и эсминец «Бдитель­ный». «Сообразительный» возвратился в Новороссийск. Перевозка рекордного для «семерок» количества грузов прошла успешно, если не считать момента швар­товки: из-за ринувшихся на берег пас­сажиров эсминец накренился на 15° и лег левым бортом на пирс. Возникла опас­ность, что лежавшие на палубе 12-дюймовые снаряды скатятся за борт, но все обошлось благополучно.

Через 5 дней «Сообразительный» стал свидетелем одной из самых круп­ных на Черноморском флоте трагедий. 2 июля 1942 года Новороссийск подверг­ся массированному воздушному налету. 64 «Юнкерса-88» в сопровождении по­лутора десятков истребителей неожидан­но вынырнули из-за туч и сбросили на гавань около 170 бомб. Всего за четверть часа были уничтожены лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина» и несколько малых судов. Многие корабли получили повреж­дения. «Сообразительному» снова повез­ло: в момент атаки на нем проходили учения зенитчиков, и по самолетам немедленно был открыт огонь. Возможно, лишь поэтому эсминец избежал прямых попаданий, хотя от близких разрывов он все же пострадал. Особенно много не­приятностей причинила 500-кг бомба, угодившая в железнодорожный путь, про­ходивший у самого борта. Палубу полу­бака засыпало метровым слоем земли и щебня, а искореженные рельсы зацепи­лись за нос корабля и прижали его к пир­су. От сильного сотрясения вышли из строя компасы и все электронавигаци­онные приборы.

Сразу же после налета на «Сообра­зительный» прибыл командующий эс­кадрой адмирал Л.А.Владимирский и приказал немедленно покинуть базу: немцы могли повторить атаку. На эсмин­це экстренно развели пары, с трудом отцепили согнутые в виде гигантских крючков рельсы. В море шли без ком­паса, ориентируясь по очертаниям бе­рега; вечером благополучно прибыли в Туапсе.

После ремонта (июль — август) «Со­образительный» дважды выходил в Це­месскую бухту для обстрела вражеских позиций в районе станиц Наберджаевская, Красно-Медведевская, Верхне-Баканская и Нижне-Баканская. 1 сентября эсминец выпустил 151 130-мм снаряд, 2 сентября — 194. Стрельба велась по площадям с использованием автомата ЦАС-2.

В ночь на 4 октября «Сообразитель­ный» и «Бойкий» предприняли набег на Ялту, где, по данным разведки, скопи­лись суда и плавсредства, на которых немцы перевозили войска из Севастопо­ля в Керчь. Эсминцы вели огонь по пло­щади 4x4 кбт без корректировки, с дис­танции 110—116 кбт. С берега по ним ответила немецкая батарея. Чтобы от­влечь противника, командир «Бойкого» приказал сбросить в воду связку патро­нов Гольмса. В темноте неприятель при­нял мерцающие огни за пожар на кораб­ле и посылал снаряд за снарядом по лож­ной цели. В 23.45 с «Сообразительного» обнаружили силуэт приближавшегося катера и сделали по нему 3 выстрела из 76-мм пушки, после чего тот отвернул и скрылся.

Всего по ялтинскому порту «Сообра­зительный» выпустил 203 130-мм сна­ряда, «Бойкий» — 97. К сожалению, ре­зультативность этого обстрела, как и всех остальных, проводившихся без кор­ректировки, осталась неизвестной. Ин­формация от партизан о якобы потоп­ленной в Ялте подводной лодке не под­твердилась (7 апреля 1945 г. командующий эскадрой ЧФ под­писал приказ «О присвоении особых знаков кораблям эскадры», в соответствии с которым «Сообразитель­ный» награждался красной звездой, внутри которой наносилась цифра «2», свидетельствовавшая о потоп­лении двух подлодок — одной в 1941 г. у Констанцы и второй в 1942 г. в Ялте).

В ноябре на «Сообразительном» про­изошло несчастье: во время выхода в район Поти на мерную милю лопнули трубки в котле, и котельное отделение наполнилось горячим паром. От ожогов скончались 5 человек из числа машин­ной команды; их похоронили в Батуми на городском кладбище. Как видим, версия, неоднократно повторенная в печати, буд­то на «Сообразительном» за годы войны не погиб и даже не был ранен ни один человек, не соответствует действитель­ности (По всей видимости, впервые эта легенда поя­вилась на страницах воспоминаний С.С.Воркова «Флаг на гафеле», изданных в 1962 г. Но очень трудно пове­рить, что ее мог придумать сам командир «Сообрази­тельного». Скорее всего дезинформация родилась в процессе «редактирования» мемуаров в издательст­ве. Во всяком случае, в неопубликованной рукописи С.С.Воркова, хранящейся в фондах Морской библио­теки в Севастополе, не только упоминается этот слу­чай, но и приводятся фамилии погибших краснофлот­цев: старшина 1 статьи Бондаренко, старшина 2 статьи Аксюк, матросы Груничев, Ласточкин и Гришин).

В конце ноября 1942 года командо­вание ЧФ спланировало провести мас­штабную набеговую операцию на побе­режье Румынии. Для этой цели привлек­ли крейсер «Ворошилов», лидер «Харь­ков», эсминец «Сообразительный» (1-й отряд), «Беспощадный» и «Бойкий» (2-й отряд). Крейсер должен был разрушить порт Супина, лидер — обследовать побе­режье острова Фидониси, где могли на­ходиться аэродром и катера, «Сообра­зительному» надлежало состоять в охра­нении крейсера, а при подходе к Фидо­ниси уничтожить береговую радиостан­цию. Второму отряду поручалось обстре­лять порт Мангалия.

Первый отряд под флагом вице-ад­мирала Л.А.Владимирского вышел из Батуми 29 ноября. На рассвете 1 декаб­ря корабли приблизились к Фидониси и в 7.47 открыли огонь по маяку. «Сообра­зительный», шедший 9-узловым ходом, стрелял с дистанции 30,5 кбт, «Харь­ков» — с 39 кбт, «Ворошилов» — главным калибром с 40 кбт. Беспорядочные взры­вы снарядов разных калибров практичес­ки исключали возможность корректиров­ки огня. Факт, наводящий на размышле­ния: шел второй год войны, а мощный отряд кораблей, возглавляемый коман­дующим эскадрой, оказался не в состо­янии выполнить элементарную боевую задачу... Всего было сделано более 300 выстрелов (только «Сообразительный» выпустил 196 130-мм и 11 76-мм снаря­дов!), но маяк, по всей видимости, так и не был разрушен.

Едва стих грохот пушек, как в 8.05 правый параван «Сообразительного» затралил мину и потащил ее в каких-нибудь 7 — 8 м от борта. Минное за­граждение в этом районе стало для на­ших моряков полной неожиданностью. Ворков немедленно доложил адмиралу, эсминец, резко развернувшись, лег на обратный курс. Но было поздно! У бор­та «Ворошилова» раздались два мощ­ных взрыва. Операция сорвалась: те­перь главной задачей оказалось спасение крейсера.

К счастью, экипажу «Ворошилова» удалось быстро локализовать затопле­ния и восстановить ход. «Сообразитель­ный» сопровождал его до Кавказского побережья, дважды отгонял появлявши­еся вражеские самолеты, причем стре­лял и главным калибром (выпустил 12 130-мм и 3 76-мм снаряда). 2 декабря в сопровождении встретивших его в море торпедных катеров крейсер при­был в Поти, а «Сообразительный» и «Харьков» ушли в Батуми. Переход эс­минца до Фидониси совершался под одним котлом (второй на поддержке); за 30 часов было пройдено 429 миль и сожжена 141 т топлива. Возвращался «Сообразительный» под двумя котлами со скоростью 20 — 26 узлов. За 28 ча­сов он прошел 593 мили и истратил 195 т мазута.

В ночь на 12 декабря корабль вновь направился к румынским берегам — ему предстояло прикрывать посланные на вражеские коммуникации тральщики. На следующий день «Мина» и БТЩ-412 всту­пили в бой с румынскими транспортами, но, к сожалению, довольно далеко от района патрулирования «Сообразитель­ного». Через два дня все корабли верну­лись в базы. За этот поход «Сообрази­тельный» прошел 604 мили и израсхо­довал 170 т топлива. С 26 по 29 декабря он опять находился в западной части Черного моря и действовал на вражес­ких коммуникациях...

Всего за 1942 год эсминец совершил 102 выхода в море, прошел 27 693 мили за 1530 ходовых часов.

В первой половине следующего года корабль чаще всего использовался для межбазовых переходов. С 31 января по 4 февраля 1943-го он дважды выходил в район Новороссийска для огневой поддержки наших войск. Возвращаясь из второго похода, эсминец попал в силь­ный шторм. Шестибалльные волны со­рвали крышку люка в малярную, ее мгно­венно залило водой. Образовалась течь и в первом погребе 130-мм боезапаса. По прибытии в базу в обшивке корпуса насчитали 14 трещин, некоторые из них достигали полутораметровой длины.

26 февраля «Сообразительный» до­ставил из Туапсе в Геленджик 1057 сол­дат и 10 т груза, а в обратном направле­нии перевез 600 раненых.

2 марта 1943 года постановлением Наркомата ВМФ эсминец «Сообрази­тельный» был удостоен гвардейского звания. Но отпраздновать это событие как следует морякам не удалось: снова походы, транспортные рейсы, боевые тревоги... Только 6 июня в Батуми со­стоялось торжественное вручение эки­пажу корабля гвардей­ского флага.

К тому времени эсми­нец прошел без капи­тального ремонта свыше 50 000 миль. Конечно, это не могло не повлечь за собой серьезный из­нос механизмов. Интен­сивность использования корабля резко снизи­лась, непосредственно в боевых операциях он больше не участвовал. За 1943 год им было пройдено 7804 мили, за 1944-й - 3215, за 1945-й - 3198. Пожалуй, самой примечательной мис­сией «Сообразительно­го» двух последних лет войны стало участие в обеспечении безопас­ности Ялтинской конфе­ренции в феврале 1945 года: гвардейскому эс­минцу достался самый почетный участок патру­лирования — южнее Ливадии.

Всего же за годы Великой Отечес­твенной «Сообразительный» совершил 218 выходов в море, прошел 63 785 миль за 361 ходовой день, отконвоиро­вал 53 (по другим данным 59) транспор­та, перевез около 13 000 солдат и эва­куированных, провел 52 стрельбы по берегу и около 100 по самолетам, вы­пустил 2863 130-мм снаряда (в том чис­ле 108 по самолетам), 1215 76-мм, 1623 45-мм и 478 37-мм. На его боевом сче­ту 5 (по другим данным —7) сбитых бомбардировщиков, включая уничто­женные совместно с другими корабля­ми. Потери экипажа за всю войну со­ставили всего 5 человек, погибших в результате аварии парового котла.

Командовал «Сообразительным» до 28 декабря 1944 года старший лейтенант (затем капитан-лейтенант, капитан 3 и 2 ранга) С.С.Ворков, затем до конца вой­ны — капитан 2 ранга Г.Ф.Годлевский.