«Способный»

 

Эсминец проходил швартовые испы­тания в январе 1941 года, был повреж­ден льдом (помята обшивка правого бор­та между 76-м и 170-м шпангоутами), а при буксировке ледоколом посажен на мель. После ремонта в Одессе только 1 марта корабль прибыл в Севастополь для проведения заводских испытаний. 13 апреля начались государственные при­емные испытания «Способного», завер­шившиеся 22 июня. Через 2 дня его офи­циально включили в состав флота. К это­му моменту он уже прошел 3385 миль.

Первые два месяца службы «Способ­ный» использовался в основном для кон­воирования транспортов, одновременно экипаж занимался боевой подготовкой, осваивал технику. Боевое крещение ко­рабль получил под Одессой, где находил­ся с 4 по 11 сентября. За это время он выпустил по вражеским войскам и само­летам 77 130-мм, 64 76-мм, 135 45-мм снарядов и 357 12,7-мм пуль.

До конца 1941 года эсминец непрерывно курсировал между Се­вастополем и портами Кавказа — эскортиро­вал транспорты и сам перевозил войска. 27 ноября он попал в 8-балльный шторм и по­лучил ряд поврежде­ний (появились трещины на котельном кожухе и в настиле верх­ней палубы в районе 180-го шпангоута, лоп­нули отделочные угольники заклепочных швов, смялись трубы судовой вентиляции и т.п.), В декабре «Способный» активно участвовал в обстрелах немецких позиций под Севастополем. Так, с 4 по 8 декабря он выпустил 292 130-мм снаряда, 23 — 24 декабря — 329. Стрельбы проводились как по площадям, так и по конкретным объек­там с корректировкой огня по радио.

С 29 декабря по 5 января 1942 года «Способный» конвоировал транспорты, неоднократно отражал воздушные атаки противника. Боевых повреждений ни он сам, ни охраняемые суда не получали.

В ночь на 6 января эсминец высадил в бухте Новый Свет 217 человек десан­та, доставленных из Новороссийска. Не­смотря на сильное волнение и штормо­вой ветер, операция прошла успешно. Прикрывая высадку, «Способный» об­стрелял неприятельские позиции, выпус­тив 95 130-мм снарядов. На отходе ко­рабль атаковали самолеты люфтваффе. Сброшенные бомбы упали на расстоянии 30 — 50 м и не причинили вреда, если не считать вышедших из строя (от сотрясе­ния корпуса) репитеров гирокомпаса.

8 января корабль взял на борт 300 де­сантников и в 18.10 вышел из Новорос­сийска в Феодосию. Но через 55 минут, когда он находился на траверзе мыса Мысхако, раздался мощный взрыв. Но­совая часть эсминца до 41-го шпангоута задралась вверх примерно на 70°, затем оторвалась и затонула. Вместе с ней погибло 106 человек — 20 членов экипажа и 86 десантников. «Способный», шедший 24-узловым ходом, продолжал двигать­ся по инерции; напором воды разруши­ло водонепроницаемую переборку на 41-м шпангоуте, и все отсеки до 58-го шпан­гоута были мгновенно затоплены. На ко­рабле погас свет.

Как это ни горько признавать, причи­ной трагедии стала мина своего же обо­ронительного заграждения. Пожалуй, лишь близость базы позволила спасти корабль. Хотя котлы и турбины его оста­лись целыми (полный задний ход был дан буквально через несколько минут после взрыва), ветер и волны сильно затруд­няли движение кормой вперед. Только после полуночи поврежденный «Способ­ный» был взят на буксир эсминцем «Не­заможник» и приведен в Новороссийск.

Результаты осмотра оказались неуте­шительными. Носовая часть вместе с первым 130-мм орудием утеряна, набор корпуса до 48-го шпангоута полностью разрушен. В районе 179— 181-гои 190 — 191-го шпангоутов на всех палубах об­разовались большие гофры. В корпусе появилось множество трещин. Наруши­лась центровка гребных валов. Левый винт зацепился за тонущую носовую часть и потерял две лопасти...

Ремонт сначала производился в Но­вороссийске. 10 апреля в 12.35 корабль атаковали 8 немецких бомбардировщи­ков. Одна бомба попала в мол и взорва­лась в 5 м от правого борта «Способно­го», еще 3 разорвались в воде в 25 — 30 м по левому борту. Осколки буквально изрешетили корпус и надстройки. У 130-мм орудия № 3 сдетонировали 4 шрап­нельных снаряда, находившихся в кран­цах первых выстрелов, вспыхнул пожар. Практически все приборы и радиоаппа­ратура оказались разбиты, оборвались трубопроводы, вышел из строя дизель-генератор. 41 находившийся на борту человек был убит, еще 45 ранены.

22 апреля «Незаможник» отбуксиро­вал искалеченный эсминец в Туапсе. Бук­сировка выполнялась кормой вперед со скоростью 8 — 9 узлов.

К ремонту «Способного» приступил эвакуированный из Севастополя завод № 201. 24 июня на нем начали изготавли­вать новую носовую часть. Но заверше­нию работ помешало наступление нем­цев на Кавказ. Завод снова пришлось срочно перебазировать, а эсминец на буксире спасательного судна «Мерку­рий» 9—12 августа перевели в Поти. 7 сентября на судне «Алтай» туда же до­ставили и изготовленную носовую часть.

Стыковку корпуса «Способного» с но­вой оконечностью завершили к концу года. 29 декабря корабль был выведен из дока. Полностью ремонт закончили в мае 1943 года.

В процессе восстановления сущес­твенно модернизировали зенитное и противолодочное вооружение эсминца. 45-мм полуавтоматы 21-К заменили на 37-мм автоматические пушки 70-К; еще две пушки 70-К дополнительно устано­вили на средней надстройке (в связи с чем запасные параваны перенесли в рай­он 80 — 85-го шпангоутов на место ра­бочих, а рабочие — в район камбуза). На кормовой надстройке разместили 2 спа­ренных крупнокалиберных пулемета «Кольт-Браунинг», на юте 2 бомбомета БМБ-1. Вместо шумопеленгаторов смон­тировали английский гидролокатор «Асдик» («Дракон-128С»); рубку оператора сонара установили на верхнем мостике слева от КДП (по всей вероятности, из всех «семерок-У» такая рубка появилась только на «Способном»). По чертежам ЦКБ-17 выполнили подкрепления корпу­са в носу, в районе 175— 187-го шпан­гоутов и у транца. Кроме того, в районе 26 — 27-го шпангоутов по левому борту сделали люк для аварийного выхода из офицерской кают-компании.

Летом —осенью 1943 года «Способ­ный» обеспечивал межбазовые перехо­ды транспортов и боевых кораблей, со­провождал крейсер «Красный Кавказ», 26 августа вместе с «Сообразительным» и «Бойким» вышел из Батуми на минную постановку у вражеских берегов, но в море был обнаружен немецким самоле­том-разведчиком, после чего операцию решили отменить, и корабли вернулись в базу.

5 октября «Способный» вместе с «Беспощадным» и лидером «Харьков» вышел в свой последний поход. Задачей отряда являлось нанесение удара по пор­товым сооружениям Феодосии и Ялты, а также уничтожение находившихся там десантных судов. Возглавлял отряд ко­мандир 1-го дивизиона эсминцев капи­тан 2 ранга Г.П.Негода. В момент выхо­да «Способный» имел водоизмещение 2400 т, при этом запас топлива составлял 470 т, котельной воды — 49 т.

Немецкий самолет-разведчик обна­ружил советские корабли еще в Туапсе, и враг быстро разгадал замысел опера­ции. На подходе к Феодосии, в 5.30 6 октября, отряд попытались атаковать торпедные катера — «шнелльботы» S-28, S-42 и S-45. Наши эсминцы уклони­лись от выпущенных торпед и открыли огонь из всех орудий. Один 37-мм сна­ряд (вероятно, со «Способного») попал в S-45, но немцам все же удалось ус­кользнуть под прикрытие своих берего­вых батарей. Поняв, что скрытно про­вести операцию не удалось, Негода ре­шил отказаться от обстрела Феодосии, ограничившись бомбардировкой Ялты, куда был направлен «Харьков». Повер­нувшие на юг «Способный» и «Беспо­щадный» в районе мыса Метаном встре­тились еще с двумя неприятельскими торпедными катерами — S-51 и S-52. Противники обнаружили друг друга со­вершенно неожиданно; немцы сымити­ровали атаку и ушли к берегу, пресле­довать их наши корабли не стали.

В 7.15 к эсминцам присоединился вернувшийся после обстрела Ялты «Харьков», и отряд в полном составе лег на обратный курс. Но около 9.00, когда над кораблями уже кружило звено наших истребителей, появилась первая ударная группа люфтваффе — 8 пикирующих бом­бардировщиков «Юнкерс-87» и 4 истре­бителя. Немцы потеряли 2 самолета, но тяжело повредили «Харьков». «Способ­ному» пришлось взять лишившийся хода лидер на буксир. Отряд, находившийся в 90 милях от Кавказского побережья, теперь мог двигаться со скоростью не более 8 узлов.

Второй воздушный налет сильно ухуд­шил ситуацию: тяжело пострадал «Бес­страшный». Хотя к тому времени наши корабли прикрывали уже 10 истребите­лей, помешать атаке 14 «юнкерсов» не удалось. Скорость движения отряда уменьшилась вдвое: «Способный» букси­ровал поочередно неподвижные «Харь­ков» и «Бесстрашный». Только около 14.00 на лидере удалось ввести в дейст­вие один котел и восстановить ход. Но уже через 10 минут последовал третий налет пяти пикировщиков под прикрыти­ем дюжины «мессершмиттов». Получив­ший 4 прямых попадания «Бесстрашный» затонул почти мгновенно. Пострадал и «Способный»: одна бомба разорвалась в 5 — 6 м от правого борта, вторая — в 9 — 10 м от левого. От сильных сотрясе­ний котлы и турбины вышли из строя. Эсминец смог восстановить ход только через полчаса.

Четвертый воздушный удар стал роко­вым для «Харькова»: в 15.37 он скрылся под водой. «Способный» в течение двух часов занимался спасением экипажей по­гибших кораблей, пока не подвергся пос­леднему, самому мощному налету. 25 «Юнкерсов-87» атаковали эсминец с раз­ных направлений, добившись трех прямых попаданий 250-кг бомбами: в 1-е машин­ное отделение и в кубрики личного соста­ва в районе 18-го и 41-го шпангоутов. Че­рез 20 минут после начала налета, в 18.35, «Способный» затонул с дифферентом на нос и креном 3° на правый борт.

Произошедшая трагедия имела дале­ко идущие последствия. И.В.Сталин для отчета вызвал R свой кабинет наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова и спасшегося Г.П.Не­году. Сам факт, что немцам вдали от сво­их аэродромов на устаревших самолетах Ю-87 удалось столь легко потопить 3 современных корабля с довольно мощ­ным зенитным вооружением («Способ­ный» и «Харьков» были одними из немно­гих наших кораблей, оснащенных систе­мой МПУАЗО), да еще имевших истре­бительное прикрытие, казался необъяс­нимым. По нашим данным, противник потерял 14 самолетов, но это слишком малая цена за гибель трех кораблей и сотен моряков. В итоге Сталин распоря­дился перевести все крупные корабли Черноморского флота в резерв Ставки Верховного Главнокомандующего. Боль­ше в боевых действиях они не участво­вали...

В годы войны «Способным» командо­вали капитан 3 ранга Е.А.Козлов (до 14.7.1942) и капитан 3 ранга А.Н.Горшенин (до 6.10.1943).