«Совершенный»

 

Эсминец «Совершенный» после спус­ка на воду со стапеля завода № 200 был переведен для достройки в Севастополь на завод №201. К 22 июня 1941 года он находился в 90-процентной готовности. В сентябре начались приемные испыта­ния.

30 сентября «Совершенный» вышел на мерную милю в районе Херсонесского маяка для проведения испытаний на полном ходу. В этот день планировалось подписание приемного акта. Эсминец легко развил скорость в 36 узлов, все механизмы работали исправно, но в 16.42 неожиданно прогремел сильный взрыв. Увы, это опять была мина нашего же оборонительного заграждения — ко­рабль по ошибке отклонился с фарвате­ра. Взрыв произошел по правому борту в районе 77 —91-го шпангоутов, когда корабль находился на расстоянии 2,5 мили от берега.

От сильного сотрясения многие из на­ходившихся на верхней палубе моряков и заводских специалистов были сброше­ны за борт. «Совершенный» начал опи­сывать циркуляцию вправо, прошел по инерции около полутора миль и остано­вился с креном 5 —6° на левый борт и дифферентом 1,5 м на нос.

В месте взрыва верхнюю палубу вспу­чило на полметра, котельный кожух пер­вой трубы разорвало с обоих бортов. Все оборудование 1-го машинного и 2-го ко­тельного отделений было уничтожено: котел № 2 сорвало с фундамента, а тур­бину низкого давления первого ГТЗА при­подняло вместе с фундаментом и загну­ло влево. Разрушило и пост энергетики и живучести (ПЭЖ). Везде погас свет, аварийное освещение нигде, кроме 2-го машинного отделения, не включилось.

Во 2-м котельном отделении вспых­нул пожар, который не смогли потушить ни быстрое затопление отсека, ни сбро­шенные в него баллоны с углекислотой — всплывший мазут горел в течение двух часов.

Второй эшелон ГЭУ повреждений не получил, но разобщающий клапан закрыт не был, и пар из кормовых котлов вы­рвался через разбитый трубопровод 1-го машинного отделения в считанные минуты. По аналогичной причине ушла и питавшая котлы вода.

Котельные отделения № 1 и № 2 и ма­шинное № 1 оказались затопленными в течение нескольких минут. В 3-е котель­ное отделение вода начала поступать через поврежденную переборку на 109-м шпангоуте, в 4-е — через носовую пе­реборку, подшипники валопровода и «хлопушку» водоотливного эжектора. Кроме того, из-за разошедшихся закле­почных швов в районе 177-го шпангоута (там образовался гофр) открылась течь в 3-м кубрике, 4-м погребе и химичес­кой кладовой. Всего «Совершенный» принял более тысячи тонн воды, откачка которой осложнялась отсутствием на ко­рабле электроэнергии.

Примерно через 20 минут после взрыва к борту эсминца подошли торпед­ные катера, затем буксир «Дооб», a после 18.30 — спасательные суда «Шахтер» и «Меркурий». Последние пытались от­качать воду из затопленных отсеков. Опа­саясь, что «Совершенный» может зато­нуть из-за потери запаса плавучести, ночью его отбуксировали на мелкое мес­то в Казачьей бухте. Утром 1 октября туда прибыл буксир СП-14, доставивший два 85-тонных понтона. Последние подвели под корпус эсминца, и затем поврежден­ный корабль отбуксировали в Севасто­поль. 2 октября «Совершенный» поста­вили в плавучий док, а после временной заделки пробоины перевели в сухой док завода № 201.

12 ноября Севастополь подвергся жестокому воздушному налету. 28 пики­рующих бомбардировщиков атаковали крейсер «Червона Украина» и находив­шийся в доке «Совершенный». Одна бом­ба попала в кожух 4-го котельного отде­ления, насквозь пробила котел и днище и взорвалась под килем в районе 122-го шпангоута, сильно разрушив корпус. Вто­рая бомба разорвалась в 8 м от левого борта, в районе 127-го шпангоута, изре­шетив обшивку осколками и вызвав пожар: в топливных цистернах эсминца все еще оставался мазут. Кормовая часть корабля выгорела, а в цистерне на 186 — 205-м шпангоутах произошел взрыв па­ров мазута. Но это еще не все. Бомбы повредили батопорт, и док начал запол­няться водой. Носовая часть начала всплывать, и... эсминец переломился в районе 2-го котельного и 1-го машинно­го отделений: здесь корпус был ослаб­лен взрывом мины. «Совершенный» со­скочил с килевой дорожки и лег на дно дока с креном 25° на левый борт.

В довершение в практически уничто­женный корабль через несколько дней попали два вражеских снаряда: один — в полубак, второй — в надстройку у ос­нования 130-мм орудия № 3.

В начале декабря «Совершенный» ра­зоружили: из его 130-мм пушек была сформирована батарея № 111 на Малаховом кургане, сыгравшая немаловажную роль в обороне города-крепости.

Сухой док с находившимся в нем эс­минцем отремонтировали, и 20 февраля 1942 года он был осушен. «Совершенный», казалось бы, находился в безнадежном со­стоянии, и тем не менее его решили вос­становить! Коллектив 201 -го завода совер­шил настоящий подвиг, за 2 месяца вос­создав корпус корабля из груды искоре­женного металла. В начале мая его выве­ли из дока и поставили у стенки Корабель­ной бухты для достройки на плаву.

Но завершить работы не удалось. В июне у борта эсминца разорвались не­сколько бомб, а одна (весом около 50 кг) угодила в 4-е котельное отделение. Нако­нец, 15 июня у правого борта в районе 3-го котельного отделения взорвался снаряд немецкой осадной артиллерии, сделавший пробоину площадью около 3 м2. Корабль стал заполняться водой. Откачать ее с по­мощью двух подошедших буксиров не уда­лось, и «Совершенный» затонул. Над во­дой осталась лишь носовая надстройка.

После войны, 28 октября 1945 года, эсминец подняли и сдали на слом.

«Совершенным» в течение его недол­гой службы — официально он так и не был принят в состав ВМФ — командовал старший лейтенант С.И.Федоров (до 14.11.1941), позже на корабле экипажа и командира не было.