«Славный»

 

Принят госкомиссией 31 мая 1941 года, вступил в строй 5-го дивизиона эсминцев КБФ 19 июня. Базировался на Кронштадт.

Начало войны эсминец встретил в море — у полуострова Ханко. 27 и 29 июня он дважды выходил на минные постанов­ки, 1 июля вместе со «Свирепым» сопро­вождал линкор «Октябрьская Революция» при его переходе из Таллина в Кронштадт. В ходе выполнения этих операций «Слав­ный» 4 раза обнаруживал подводные лод­ки, проводил бомбометания и даже об­стреливал их ныряющими снарядами.

До 16 июля находился о Кронштадте, с 18 июля по 28 августа — в Таллине. Он активно участвует в обороне главной базы флота, регулярно проводит стрель­бы по береговым целям и отражает воз­душные атаки. За это время комендоры эсминца выпустили 416 130-мм, 153 76-мм, 228 45-мм снарядов и более 1000 12,7-мм пуль. При отражении одного из авианалетов он смог развести пары за рекордное время—17 минут. Несмотря на то, что «Славный» многократно слу­жил целью для немецкой авиации и осад­ной артиллерии, лишь однажды (26 ав­густа) он получил незначительные пов­реждения от близких разрывов бомб.

Вечером 28 августа корабль в соста­ве отряда охранения вышел из Таллина в Кронштадт. У мыса Кери в 18.00 и 18.32 отряд дважды подвергался атакам люфт­ваффе. Эсминец вел интенсивный зенит­ный огонь, заставивший «юнкерсы» ук­лониться и уйти, не сбросив бомб. В 18.47 он сделал 39 выстрелов главным калибром по якобы немецким торпедным катерам, которые тут же скрылись (судя по всему, катера были наши, так как, по опубликованным за рубежом данным, атак немецких или финских катеров на советские корабли в то время не было).

В 20.23 в траля­щей части паравана с правого борта взорва­лась мина, а в 21.35 — вторая. Оба взрыва произошли на рассто­янии 10 — 15 м от пра­вого борта — сначала напротив центрально­го артиллерийского поста, затем — в рай­оне 1-го котельного отделения. Обшивка во многих местах была вдавлена внутрь, че­рез разошедшиеся за­клепочные швы начала поступать вода (вскоре оказались затопленными поме­щение ЦАП, 2-й и 6-й артпогреба, меж­дудонные цистерны 1-го котельного от­деления). От сильного сотрясения вышли из строя оба 4-метровых дальномера, заклинило механизмы горизонтального наведения одного 76-мм и одного 45-мм орудия, отказали многие вспомогатель­ные механизмы и почти все электрона­вигационные приборы. «Славный» стал на якорь и вновь двинулся в путь в 6.00 следующего дня. Прибыл в Кронштадт он только вечером 29 августа, по пути от­разив еще 3 воздушных налета. Расход боеприпасов за переход составил 140 76-мм и 166 45-мм снарядов и 744 12,7-мм патрона.

21 сентября только что отремонтиро­ванный «Славный» находился на Крон­штадтском рейде в готовности № 1. Пос­ле сигнала воздушной тревоги он снял­ся с якоря и начал маневрировать на ак­ватории рейда, что позволило уклонить­ся от всех бомб, сброшенных на корабль дюжиной «юнкерсов». Во время второ­го, еще более массированного авиана­лета одна бомба все же разорвалась в опасной близости (10— 15 м) от левого борта в районе 2-го котельного отделе­ния. Осколками перебило паропровод перегретого пара, в результате чего пос­традало 3 человека (один умер от ожо­гов); еще трое были ранены осколками.

Воздушные налеты на Кронштадт продолжались до 4 октября. За это вре­мя «Славный» выпустил 556 76-мм и 825 45-мм снарядов, а также 1905 12,7-мм пуль. На его счету — один сбитый само­лет. Повреждений от бомб больше он не имел, но зато 2 октября пострадал от осколков разорвавшегося в воде даль­нобойного снаряда.

В течение октября эсминец находил­ся на Северном и Большом Кронштадт­ском рейдах, откуда выполнил 33 стрель­бы по приближавшимся к Ленинграду немецким войскам (сделано 409 выстре­лов главным калибром).

1 ноября «Славный» вместе со «Стой­ким» и «Марти» совершил поход на Хан­ко, где принял на борт 657 человек с во­оружением и личными вещами; 4 ноября он доставил их в Ленинград. На обрат­ном пути по роковой случайности эсми­нец главным калибром потопил возвра­щавшийся с Ханко наш морской охотник МО-112, ошибочно приняв его за фин­ский торпедный катер.

11  ноября эсминец у Кронштадта на­мотал на левый винт сорванную проти­володочную сеть, что потребовало докования. Затем он конвоировал транспор­ты к Готланду, а 29 ноября вторично от­правился к Ханко. Под неприятельским огнем на корабль погрузились 856 бой­цов, и он лег на обратный курс. Ночью 3 декабря следовавший вместе со «Слав­ным» турбоэлектроход «Иосиф Сталин» подорвался на двух минах; эсминец пы­тался оказать ему помощь, однако новый взрыв разрушил нос лайнера и оборвал заведенный на него буксир. В 8.15 «Славный» сам оказался в аварийном со­стоянии: из-за разрыва цепи Галля у него заклинило руль. Пришлось управляться машинами, двигаясь со скоростью 3 — 4 узла. Несколько раз корабль попадал под обстрел вражеских батарей, а в довер­шение едва не был затерт льдами. Лишь вечером 5 декабря завершился неимо­верно трудный поход, и эсминец ошвар­товался в Кронштадте. 16 декабря он перешел в Ленинград, где вскоре был поставлен на ремонт на заводе № 196.

Всего за полгода войны «Славный» прошел 3707 миль за 67 ходовых дней, выпустил 966 130-мм и 1003 76-мм сна­ряда.

В 1942 и 1943 годах эсминец непос­редственно в боевых действиях не учас­твовал, за исключением отражения не­скольких воздушных налетов. В мае 1942-го он перешел в Кронштадт. 25 ок­тября в шпилевое отделение корабля попал 8-дюймовый снаряд, повредивший оборудование полубака. В начале нояб­ря «Славный» вернулся в Ленинград, где простоял весь следующий год. 1 мая 1943 года в надстройку в районе 3-го котельного отделения попал еще один немецкий снаряд, вызвавший поврежде­ния, убивший 7 и ранивший 5 человек. В ходе ремонта эсминца в августе на нем установили ГАС «Асдик».

В 1942— 1943 годах комендоры «Славного» проводили лишь учебные стрельбы (израсходовано 100 130-мм снарядов). Последний раз открыть огонь по неприятелю им довелось 10 июня 1944 года во время Выборгской наступатель­ной операции.

В годы войны эсминцем командова­ли капитан 3 (затем 2) ранга М.Д.Осадчий (до 7.3.1944) и капитан 3 (затем 2) ранга Н.Н.Ротинов.