«Свирепый»

 

К началу Великой Отечественной вой­ны эсминец проходил приемосдаточные испытания, которые пришлось срочно со­кратить. Приемный акт был подписан 22 июня 1941 года, официальное включение в состав 4-го дивизиона эскадренных миноносцев КБФ состоялось 18 июля, хотя фактически корабль включился в боевую деятельность раньше, с первых дней войны.

Уже 1 — 2 июля «Свирепый» обеспе­чивал переход из Таллина в Кронштадт линкора «Октябрьская Революция». С 12 по 19 июля он действовал в Рижском за­ливе и Моонзунде, где многократно под­вергался воздушным атакам (до 8 раз за день), но избежал значительных повреж­дений. Его зенитчики выпустили более 360 76-мм, столько же 45-мм снарядов и более 800 12,7-мм пуль. Кроме того, «Свирепый» вел огонь и главным калиб­ром: ныряющими снарядами (22 выстре­ла 14 июля) по подводной лодке и фу­гасными по неприятельским позициям (18 июля при поддержке десанта на ост­ров Виртсу).

20 июля эсминец перешел в Таллин. В Моонзунде его пытались атаковать не­мецкие торпедные катера, но огонь глав­ного калибра (сделано 14 выстрелов) вынудил «шнелльботы» поставить дым-завесу и ретироваться.

После докования «Свирепый» актив­но участвовал в обороне главной базы флота, провел 25 стрельб главным калиб­ром по наступавшим немецким войскам.

В печально известном Таллинском переходе эсминцу повезло: его мино­вали бомбы, мины и снаряды берего­вых батарей. Единственным поврежде­нием стал временный отказ электро­привода рулевого управления — от со­трясения корпуса в результате близких разрывов бомб вырвало клапан дымо­вой аппаратуры ДА-2, румпельное от­деление заполнилось дымом, разъев­шим обмотку электродвигателя... Ава­рию ликвидировали, после чего «Свирепый» некоторое время буксировал поврежденный эсминец «Гордый». При отражении воздушных атак он израсхо­довал 529 76-мм, 627 45-мм снарядов и 2822 12,7-мм патрона. В 23.00 29 ав­густа корабль стал на якорь на Боль­шом Кронштадтском рейде.

В течение сентября «Свирепый» про­вел 13 стрельб главным калибром по гитлеровским войскам, неоднократно отражал авианалеты. Массированные бомбардировки Кронштадта 21 — 23 сентября не причинили ему вреда, но 1 октября в него попал 8-дюймовый сна­ряд. В результате взрыва, происшедше­го в кормовой надстройке в районе 159 — 169-го шпангоута, вышло из строя одно 76-мм орудие, торпедный аппарат, оказался разрушен ряд помещений. Уби­ло 5 и ранило 3 человека. Капитальный ремонт отложили на будущее, и уже 4 октября эсминец снова занял огневую позицию. За последующие полтора ме­сяца он провел 51 обстрел вражеских позиций.

С 23 ноября по 6 декабря «Свире­пый» совершил 3 рейса к Гогланду и при­крывал экспедицию, пытавшуюся спас­ти подорвавшийся транспорт «Иосиф Сталин». Дважды попадал под обстрел вражеских батарей, но остался невре­димым. 12 декабря перешел из Крон­штадта в Ленинград и под самый Но­вый год был поставлен на ремонт на за­воде № 189.

Всего за кампанию 1941 года «Сви­репый» прошел 3002 мили, выполнил 103 стрельбы по береговым целям, выпустил 1072 130-мм, 1061 76-мм и 1118 45-мм снарядов, 3622 12,7-мм пули, сбросил 18 глубинных бомб.

В дальнейшем интенсивность исполь­зования корабля резко снизилась. В 1942 — 1943 годах он находился в Ленин­граде, участвуя лишь в отражении воз­душных налетов. Главным калибром за два года было проведено 13 стрельб — из них 12 учебных и всего одна боевая (в феврале 1943 года, выпущено 120 130-мм снарядов). За все время эсминец получил лишь незначительные повреж­дения от близких разрывов трех авиа­бомб, упавших 4 апреля 1942 года в 3,5 — 8 м от левого борта в районе 160 — 170-го шпангоутов.

В январе 1944 года «Свирепый» актив­но участвовал в артиллерийской поддерж­ке нашего наступления под Ленинградом. Это были его последние боевые залпы.

В годы войны эсминцем командова­ли капитан-лейтенант П.Ф.Мазепин (до 21.9.1941), капитан 3 ранга Ю.А.Поль­ский (до 14.10.1941), капитан 2 ранга Е.П.Збрицкий (до 13.5.1943) и капитан 3 (затем 2) ранга Л.Е.Родичев.