«Строгий» и «Стройный»

 

Последние две «семерки-У» завода имени А.А.Жданова к началу вой­ны находились в дострой­ке: «Стройный» готовился к швартовым испытаниям, на «Строгом» заканчивал­ся монтаж турбин и валопроводов. Загруженность завода, затем начавшаяся блокада Ленинграда не позволили быстро завер­шить работы, тем не ме­нее уже 30 августа 1941 года оба недостроенных эсминца подняли флаги, а в сентябре были условно приняты в состав ВМФ.

Правда, к тому време­ни их экипажи уже имели боевой опыт. Зенитчики «Строгого» впервые откры­ли огонь из 45-мм орудий 2 августа, отра­зив налет 12 бомбардировщиков, а с 30 августа заговорили и 130-мм орудия обо­их кораблей. В течение сентября «Стро­гий», отбуксированный на огневую пози­цию в район Невского лесопарка, выпол­нил 118 стрельб по гитлеровским вой­скам и сбил один вражеский самолет (из крупнокалиберного пулемета). «Строй­ный» перешел своим ходом (у него дей­ствовал один ГТЗА) к Усть-Ижорской вер­фи, откуда также вел обстрел неприяте­ля. Позже «Строгий» перебазировался на новую позицию в верховье Невы.

Окончательно оба эсминца были до­строены к 15 сентября 1942 года. Правда, ходовые и приемосдаточные испытания в условиях блокады решили не проводить. До конца войны корабли оставались на Неве, активно участвуя в огневой под­держке наших войск и контрбатарейной борьбе. «Строгий» за время блокады выпустил по врагу 4669 130-мм снаря­дов, «Стройный» только за один день 15 января 1944 года — 330.

После окончания войны, с августа по октябрь 1945 года, эсминцы прошли ис­пытания по полной программе и офици­ально вошли в состав КБФ.

В годы войны «Строгим» командовали капитан 3 (затем 2) ранга Ф.Ф.Тыршклевич (до 20.11.1942) и капитан 3 (затем 2) ранга В.Р.Новак; «Стройным» — капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга) А.Н.Гор­деев (с 27.6.1941 по 17.2.1942 и с сентяб­ря 1944 до конца войны), капитан-лейте­нант И.Г.Максименко (с 17.2.1942 по 5.4.1942 временно исполняющий дол­жность) и капитан 3 ранга Г.И.Моторов (с 5.4.1942 по сентябрь 1944).