Проект 32

 

Появление ракетно-ядерного оружия в 50-е годы коренным образом изменило взгляды на военно-морскую стратегию и тактику. Командование ВМФ посчитало целесообразным иметь в составе каждо­го из флотов по одному специализиро­ванному быстроходному судну, способно­му оказать эффективную помощь боевым кораблям, подвергшимся воздействию оружия массового поражения. Строить такие суда заново было слишком наклад­но, поэтому их решили создать на базе устаревших боевых единиц. Из послед­них наиболее подходящими оказались «семерки-У». Так появился проект 32, предусматривавший глубокую модерни­зацию эскадренного миноносца в спасательно-дезактивационный корабль.

Согласно замыслу эскадренный спа­сатель проекта 32 должен был проводить радиационную, химическую и бактерио­логическую разведку в районе примене­ния ядерного или другого оружия мас­сового поражения, буксировать повреж­денные корабли (до легкого крейсера включительно) из зараженной зоны, по­могать личному составу пораженных ко­раблей в борьбе с водой и пожарами,

проводить дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию внутренних помещений, оказывать помощь раненым. Кроме того, предусматривалась возможность прове­дения водолазных работ у борта повреж­денного корабля. Способен был корабль проекта 32 помогать и экипажам затонув­ших подводных лодок: вентилировать от­секи, подавать на глубину воздух высо­кого давления, средства регенерации и индивидуальные спасательные приборы, обеспечивать эвакуацию людей из отсе­ков с небольшой глубины с помощью спа­сательных беседок.

На Черном море по проекту 32 пере­оборудовали «Сообразительный». Его поставили на очередной капитальный ремонт на севастопольском заводе № 497 (бывший № 201) имени С.Орджоникидзе еще в декабре 1951 года; переделка в спасатель началась несколько позже. Эсминец разоружили: торпедные аппа­раты сняли, а прежнюю артиллерию за­менили на две спаренные 57-мм артустановки ЗИФ-31БС с автоматическими прицелами АМЗ-57-2. Ходовой мостик расширили, установили ветроотбойники. Мачта стала треногой; на ней размести­ли антенны отечественных РЛС. На па­лубе и стенках основательно изменив­шихся надстроек смонтировали различ­ное специальное оборудование — балло­ны для сжатого воздуха, декомпрессионные камеры, лебедки, вьюшки для тро­са, устройства для спуска водолазов. Длина корпуса увеличилась на 0,8 м из-за установки носового роульса цепного охранителя ЦОК-2 и ската за транцем для кормового якоря Холла массой 1500 кг.

В ходе ремонта «Сообразительному» сначала присвоили наименование СДК-11 (спасательно-дезактивационный ко­рабль), но затем решили новый класс ко­раблей официально не создавать, а при­числить его к спасательным судам. В ито­ге бывший эсминец вышел 17 августа 1958 года на госиспытания под именем СС-16. Приемный акт был подписан в Се­вастополе 30 сентября. Продолжитель­ность ремонта и переоборудования со­ставила 6 лет 10 месяцев и 16 дней — на 4 месяца больше запланированного срока. На Балтике по проекту 32 переобо­рудовали «Стройный» (СДК-10, затем СС-17) и «Строгий» (СДК-13, СС-18). Последний по завершении модернизации перевели по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот. Таким обра­зом «Строгий» стал единственной «семеркой-У», вышедшей за пределы аква­торий Черного и Балтийского морей.

Для Тихоокеанского флота по анало­гичному проекту 32-А перестроили эсми­нец проекта 7 «Расторопный». Работы проводились на Дальзаводе во Влади­востоке в 1956—1958 годах. Первона­чально ему присвоили наименование СДК-12, но в море он вышел уже под именем СС-19.

Корабли проекта 32 и 32-А недолго служили по своему основному назначе­нию: в 1963 году их переоборудовали в корабли-цели либо плавучие мишени для испытаний ракетного оружия. В год 20-летия Победы над Германией группа ве­теранов-черноморцев направила в Главный штаб ВМФ коллектив­ное письмо с предложением сохранить бывший «Сообрази­тельный» в качестве корабля-памятника, но идея была отвер­гнута. В ответе, под­писанном адмиралом флота С.Г.Горшко­вым, говорилось:

«Восстановление гвардейского эскадрен­ного миноносца «Сообразительный» для организации на нем филиала музея Чер­номорского флота считаю нецелесооб­разным... В Севастополе имеется значи­тельное число музеев и исторических па­мятных мест, с помощью которых можно успешно пропагандировать боевые тра­диции Черноморского флота. Затраты на восстановление и содержание корабля-музея велики и особенно в условиях Се­вастополя не были бы оправданы».

Справедливости ради следует сказать, что в 1965 году «Сообразительный», яв­лявшийся к тому времени судном-целью ЦЛ-3, действительно внешне мало напо­минал эсминец, и возвращение его в пер­возданный вид было делом непростым. В итоге последнюю из «семерок-У» исклю­чили из состава флота и в 1966 — 1968 годах разобрали на металл в Инкермане.

 

Тактико-технические характеристики спасательно-дезактивационного корабля СС-16 (1958 г.)

 

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Размерения: длина наибольшая 113,3 м, длина по ватерлинии 109 м,

ширина 10,2 м,

осадка в полном грузу корпусом 4,32 м, по винтам 5,21 м, по опущенному обтекателю ГАС 5,49 м.

Водоизмещение: стандартное 2064 т, нормальное 2340 т, полное 2617т.

Метацентрическая высота при стандартном водоизмещении 0,7 м, при нормальном — 0,89 м, полном — 0,99 м.

МЕХАНИЗМЫ

Тип энергетической установки: 2 ГТЗА «Парсонс» и 4 котла 7У-бис.

Мощность (расчетная): 48 000 л.с. при 378 об/мин.

Запас топлива (полный): 473 т.

Скорость полного хода: 34,8 узла.

Дальность плавания 20-узловым ходом (расчетная): 2200 миль.

Циркуляции: на полном ходу при положении руля 25° — 8,3 кбт, крен 7°.

Электростанция: 2 турбогенератора ТД-100 мощностью по 100 кВт и 2 дизель-генератора ДГ-75

мощностью по 75 кВт.

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское: 2x2 57-мм автоматические установки ЗИФ-31БС (боезапас 2184 снаряда в двух погребах и 384 снаряда в кранцах первых выстрелов).

Противолодочное: 2 бомбосбрасывателя на 10 глубинных бомб.

Химическое: дымоаппаратура ДА-1 и 20 дымовых шашек МДШ.

Противоминное: размагничивающая обмотка и цепной охранитель ЦОК-2.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Дезактивационное оборудование: корабельная дозиметрическая установка КДУ-13, 2 станции дегазации и дезактивации 2Д.

Противохимическое оборудование: автоматический сигнализатор отравляющих веществ АСОВ-1, контрольный химический пост КХП, 6 фильтров ФВУ, 6 водонепроницаемых кранцев для прибо­ров ДПК, 11 металлических ящиков для комплектов КДК, 20 креплений бочек Л-250 с жидкими дегазирующими веществами.

Противопожарные средства: 2 насоса, 5 лафетных стволов, 16 рожков для подачи воды, цис­терна с пенообразователем емкостью 5 м3.

Спасательные средства: 1 буксирная 12-тонная лебедка, 1 электрическая лебедка, 2 грузовые стрелы, 2 спасательные беседки, устройство для спуска шланга отсоса, 2 поточно-декомпрессионные каме­ры, 1 малая декомпрессионная камера, 6 спасательных плотов СПС-12 и 6 надувных плотов СП-10.

Средства для откачки воды на аварийных судах: 4 водоотливных эжектора, 3 мотопомпы.

Система сжатого воздуха: 3 компрессора, 8 баллонов по 400 л и 1 баллон в 150 л воздуха высокого давления, 3 баллона по 250 л воздуха среднего давления, 2 фильтра забора воздуха.

Шлюпки: 2 шестивесельных яла с подвесными моторами, 1 командирский катер проекта 378.

СРЕДСТВА НАБЛЮДЕНИЯ, НАВИГАЦИИ И СВЯЗИ

Радиолокационные станции: РЛС обнаружения «Линь-М», навигационная РЛС «Створ», РЛС опознавания «Нихром».

Гидроакустическая станция: «Тамир-5Н».

Радиопеленгатор: РПН-50-01.

Штурманское оборудование: 1 компас КПМ - 1М, 2 компаса КПМ-3М, гирокомпас «Курс-3» и 5 репитеров, курсограф, эхолот НЭЛ-5, лагЛГ-50, инфракрасная аппаратура совместного плава­ния «Огонь-50».