Общая оценка проекта

 

«Пересвет» обошелся казне в 10,54 млн., руб., «Ослябя» — в 11,34, «Побе­да» — в 10,05. При одинаковой стоимос­ти брони (1,34 млн.), вооружения (1,62 млн.) и механизмов (3,1 млн.) стоимость работ Нового Адмиралтейства по пос­тройке «Осляби» составила 5,3 млн., что на 1,3 млн. дороже «Победы» Балтийско­го завода. Все три корабля оказались построены с перегрузкой: «Пересвет» — на 1136 т (9%); «Ослябя» - на 1734 т (13,6%), «Победа» - на 646 т (5%). В результате осадка «Пересвета» с нор­мальным запасом угля составляла 8,43 м вместо 7,93 м по проекту. Верхняя кромка главного броневого пояса возвы­шалась над водой всего на 40 см вместо 91 см. При полном же запасе угля водо­измещение достигало 14 790 т, осадка 9,1 м и главный броневой пояс уходил под воду на 30 см. Начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал Н.И.Скрыдлов, осмотревший «Пересвет» сразу пос­ле прихода на Дальний Восток, признал облегченный броненосец, который ско­рее напоминал крейсер, «как мало удов­летворительный». Существенным недо­статком корабля адмирал считал и рас­положение казематов, сильно ограничи­вающих углы обстрела 152-мм орудий, и незащищенность 75-мм пушек.

В ходе войны выявились и другие, еще более серьезные минусы проекта. Создатели «Пересвета» предполагали, что при попадании снарядов в незащи­щенные оконечности выше броневой па­лубы объем затопленных отсеков окажет­ся небольшим и не приведет к значительному увеличению осадки корабля. Поме­щения ниже броневой палубы, по замыс­лу конструкторов, со стороны бортов бу­дут защищаться скосами и толщей воды. Практика показала несостоятельность этих расчетов. Не оправдались и надеж­ды на дальнобойность новых 254-мм ору­дий. Увеличение угла возвышения с +15° до +35° должно было обеспечить даль­ность стрельбы в 120 кбт. Но практичес­ки из-за стремления максимально облег­чить орудия прочность стволов оказалась недостаточной. В связи с этим пришлось уменьшать заряд и усиливать конструк­цию, а также ограничить максимальный угол возвышения величиной в +20°. В ре­зультате максимальная дальность стрель­бы «Победы» составила всего 88 кбт, «Пересвета» — 95, «Осляби» — 115. «Победа» получила на вооружение утяжелен­ные орудия с весом ствола в 31 т.

Энергетическая установка кораблей на практике оказалась неэкономичной, а рас­ход угля — повышенным. Из опыта плава­ний выяснилось, что броненосцы этого типа расходуют в сутки 100— 114 т угля при скорости хода 12 узлов. (Для сравне­ния: «Цесаревич» расходовал 76 т в сутки при 12 узлах.) Это ограничивало дальность плавания до 5000 миль вместо 6860 по проекту, да и то лишь в хорошую погоду.

В то же время корабли типа «Пере­свет» по сравнению с броненосцами предыдущих проектов отличались и ря­дом несомненных преимуществ. Высокий удлиненный полубак повышал мореход­ность, обеспечивал действие носовой башни в свежую погоду, а принципиаль­но новая схема автономной водоотливной системы стала образцом для всех после­дующих кораблей отечественного флота.

Любопытна эволюция взглядов на ис­пользование «пересветов»: чем дальше продвигалась их постройка, тем больше руководство Морского ведомства привы­кало к тому, что эти корабли — не крей­сера, а полноценные эскадренные бро­неносцы. С уходом в отставку адмирала Н.М.Чихачева — крестного отца и аполо­гета проекта — «крейсерский компонент» их назначения стал забываться. Во вре­мя русско-японской войны они входили в соединения, которыми командовали ад­миралы, или не знакомые с идеями Чихачева, или их не разделявшие. «Осля­бя», которого начало войны застало в Красном море, казалось, самой судьбой был поставлен в условия, дававшие воз­можность наилучшим образом использо­вать свою большую автономность. Нахо­дясь на океанских путях сообщений про­тивника, он одним своим присутствием мог оказать существенное влияние на стоимость фрахтов, страхование грузов и судов, интенсивность перевозок важ­нейших для Японии грузов. Он мог бы стать удачливым рейдером и обеспечи­вать боевую устойчивость крейсерского соединения из бывших в отряде адми­рала А.А.Вирениуса «Авроры», «Дмитрия Донского», а также пароходов Добро­вольного флота. Для противодействия ему противнику пришлось бы отправить с театра военных действий на океанские коммуникации значительные силы, что несомненно улучшило бы положение рус­ской Порт-Артурской эскадры и Влади­востокского отряда крейсеров. Конечно, у корабля возникло бы множество про­блем, связанных с малой мощностью оп­реснителей, неудовлетворительной для южных морей вентиляцией, сложностью в организации снабжения и т.д., впрочем, все они были в той или иной степени ре­шаемы. Однако «Ослябю», проделавше­го почти половину пути до театра воен­ных действий, возвратили на Балтику, и он не был задействован в решении за­дач, ради которых строился.

В бою 28 июля 1904 года «Пересвет» и «Победа» были поставлены в один строй с «Цесаревичем», «Ретвизаном», другими «настоящими» броненосцами, и им при­шлось вести дуэль с главными силами про­тивника. Также и «Ослябя» при Цусиме занял почетное, но ставшее для него роковым пятое место в кильватер­ной колонне вслед за эскадренны­ми броненосцами типа «Бородино». Если сосредоточенный огонь не­скольких кораблей противника вы­бивал из строя броненосцы с пол­ным броневым поясом по ватерли­нии и качественно лучшей броней («Цесаревич», «Князь Суворов»), то для кораблей типа «Пересвет» он безусловно означал гибель. Напом­ним, что у последних бронирование и артиллерию сознательно принесли в жертву увеличению дальности пла­вания и скорости.

Однако на основании трагичес­кой судьбы кораблей типа «Пере­свет» и отрицательного опыта их использования в русско-японской войне было бы неправильно выно­сить осуждающий приговор зало­женным в проект идеям.

В своей работе о кораблях это­го типа известный петербургский историк Р.М.Мельников приводит мнение адмирала В.А.Белли о том, что корабли типа «Пересвет» «сле­дует считать предшественниками класса линейных крейсеров». Вряд ли с этим утверждением можно со­гласиться. Линейные крейсера пре­восходили современные им линко­ры в скорости и незначительно ус­тупали в артиллерии. Корабли же типа «Пересвет» имели скорость, равную эскадренным броненосцам, и по­этому не могли уйти от сильнейшего про­тивника. Так что общее у «пересветов» с линейными крейсерами не достоинство — скорость, а недостаток — ослабленное бронирование. Когда наши корабли про­ектировались, идея превосходства в ско­рости над броненосцами того времени (1894 — 1895 гг.) действительно принима­лась в расчет. Но когда они вошли в строй — броненосцы по скорости уже до­гнали их. Предтечей линейных крейсеров как по тактическим свойствам, так и по их использованию в боевых действиях го­раздо с большим основанием можно счи­тать противников «пересветов» — япон­ские броненосные крейсера.