В составе эскадры Тихого океана

 

11 октября 1901 года «Пере­свет» вышел из Кронштадта на Дальний Восток. Переход по Бал­тике проходил благополучно, но вечером 18 октября броненосец сел на мель в проливе Большой Бельт около Ньюборга и был снят с помощью датских буксиров только через 32 часа. Осмотр во­долазами показал, что местами сорвана медная обшивка, в рай­оне 66 — 67-го, 73 - 75-го, 86 -87-го шпангоутов имеются три вмятины в днище со стрелкой прогиба до 50 мм. Течи не на­блюдалось, и поход продолжили. В море определили режим эко­номического хода: при 10 рабо­тавших котлах и двух бортовых машинах скорость составляла 10— 10,5 узла и расход угля — около 100 т в сутки. 19 ноября корабль ввели в док в Тулоне, где он ремонтировался месяц. 15 янва­ря 1902 года «Пересвет» пришел в Порт-Саид, имея в угольных ямах всего 150 т угля. При этом осадка носом составляла 7,63 м, кормой — 8м. Для прохода Суэц­ким каналом осадка в то время не долж­на была превышать 7,8 м, поэтому при­шлось корабль ставить на ровный киль перемещением ряда грузов. При прохо­де канала опять подтвердился замечен­ный еще в Кронштадте факт, что при малой глубине корабль, обычно очень послушный и поворотливый, почти со­всем перестает слушаться руля.

Далее «Пересвет» благополуч­но пересек Красное море, Индий­ский океан и с заходами в Аден, Коломбо, Батавию и Гонконг 5 ап­реля 1902 года прибыл в Порт-Ар­тур. При плавании в жарком кли­мате выяснилась недостаточность вентиляции, малые размеры лаза­рета в жилой палубе. В помеще­нии кормовых динамо-машин при усиленной вентиляции температу­ра достигала +39°, в помещении носовых +42°; в хлебопекарне до +48°; в машинных отделениях вни­зу до +28°, а вверху до +41,5°С. Переход через Индийский океан оказался очень тяжелым для маши­нистов и кочегаров. В Суэце и Аде­не не удалось сделать больших запасов пресной воды, поэтому пришлось добавлять для питания котлов соленую воду, так как ис­парители из-за большой соленос­ти воды не обеспечивали необхо­димого количества пресной.

В августе 1902 года «Пересвет» прошел докование во Владивосто­ке. Специальная комиссия осмот­рела стальные болты, скрепляю­щие бронзовый ахтерштевень с килем. Выяснилось, что большин­ство головок сильно разъедено, а между медной обшивкой, бронзой ахтерштевня и стальными болтами в мор­ской воде образуется электрическая пара. Часть болтов просто забита в от­верстия, как нагели — без резьбы. Одно из отверстий оказалось просверленным наполовину и закрыто стальной пробкой на резьбе. Для устранения дальнейшего разъедания болтов комиссия предложи­ла закрыть их головки медными планка­ми, которые крепились к бронзовому ахтерштевню небольшими болтами. Для получения водонепроницаемости планки ставились на резиновом клее. Любопыт­но, как начальник Балтийского завода К.К.Ратник объяснял выявленные недо­статки. В письме на имя главного инспек­тора кораблестроения он утверждал, что «нарезка болтов съедена коррозией, болты отпускаются со склада по числу, и между нарезанными болтами принять не­нарезанные невозможно. Нарезанный болт забить в ненарезанное отверстие нельзя... Что обшивка тиком подводной части «Пересвета» была поручена самым надежным людям плотничьего цеха, а крепление ахтерштевня с килем произ­водилось под наблюдением также самых опытных и надежных людей судострои­тельного цеха, вследствие чего припи­сать вышеозначенные недочеты небрежности и невниманию во время работы не считаю возможным».

С 30 сентября по 2 октября 1902 года «Пересвет» участвовал во впервые орга­низованных гонках броненосцев и, как и следовало ожидать, вышел победителем: весь путь от Нагасаки до Порт-Артура он преодолел за 36 часов, показав среднюю скорость в 15,7 узла и оставив далеко позади «Полтаву» и «Севастополь».

В январе — феврале следующего года он совершил плавание с заходами в пор­ты Японии и Кореи — в Иокогаму и Нагасаки. В последнем порту броненосец прошел докование, а в сентябре пришел из Владивостока в Порт-Артур.

«Победа» летом 1902 года приняла участие в военно-морском параде на рейде Ревеля по случаю встречи импе­ратора Николая И с кайзером Вильгель­мом II и в коронационных торжествах на Спитхэдском рейде в Англии. По доклад­ной записке старшего офицера «Побе­ды» лейтенанта Реммерта, на переходе в Портленд броненосец израсходовал 1400 т угля и во время плавания вставал вопрос — дойдет ли броненосец со сво­им запасом угля до места назначения. Во время перехода зола и сажа из труб покрывала горками палубу, набиралась в жилые помещения. Находиться на юте было невозможно — дым и золу несло в глаза. Из-за тумана и дождя грязь рас­плылась по бортам и надстройкам. В Ан­глии корпус выкрасили в белый цвет, но на обратном пути все повторилось.

29 октября броненосец, завершив ис­пытание артиллерии и минных аппара­тов, присоединился к отряду контр-ад­мирала Э.А.Штакельберга в Либаве, а через два дня отряд в составе двух броненосцев и трех крей­серов вышел в поход на Даль­ний Восток. По пути в механиз­мах «Победы» возникали мно­гочисленные неисправности — в основном по вине плохо под­готовленной машинно-котель­ной команды. Помощник на­чальника Балтийского завода инженер-механик И.П.Павлов писал в рапорте: «Приглядыва­ясь во время сдаточных завод­ских проб к личному машин­ному персоналу на судах фло­та, я просто изумлен почти пол­ным несоответствием его при­менительно к таким сложным и дорогостоящим механизмам, каковыми им приходится управляться. Слабость и несоответствие этого персо­нала есть почти факт всеобщий на судах нашего флота». «Победу» пришлось ос­тавить в греческом порту Пирей для чист­ки котлов, в то время как остальные ко­рабли отряда продолжили путь на восток.

Ремонт затянулся, броненосец поки­нул Пирей 27 марта 1903 года и только в июне присоединился к порт-артурской эскадре. В июле корабль в составе эс­кадры пришел во Владивосток, где под­вергся доковому осмотру и ремонту, а в середине сентября вернулся в Порт-Ар­тур. В октябре «Пересвет» и «Победа» вступили в вооруженный резерв.

18 января 1904 года началась кампа­ния, и броненосцы вышли на внешний рейд, а 21 января участвовали в походе эскадры к мысу Шантунг и вернулись вечером 22-го. На «Пересвете» держал свой флаг младший флагман контр-ад­мирал князь П.П.Ухтомский. В течение последующих четырех дней русские ко­рабли находились на внешнем рейде Порт-Артура.

В ночь с 26 на 27 января на «Победе» шла погрузка угля и корабль был ярко ос­вещен. Внезапно из темноты появились японские миноносцы и атаковали стояв­шие на рейде корабли. Две торпеды про­шли у самой кормы броненосца. Как только прогремели первые взрывы, на «Победе» пробили тревогу, включили прожектора и открыли огонь по обнару­женному японскому миноносцу. Правда, князь Ухтомский долго не верил в про­исходящее, несмотря на взрывы и стрельбу с других кораблей. Адмирал приказал спустить вельбот и сам напра­вился к подорванному торпедой «Ретвизану». И только лично убедившись в пов­реждении корабля, он вернулся на «Пе­ресвет» и приказал направить катера и шлюпки на помощь торпедированным кораблям. «Пересвету» и «Победе» по­везло — они избежали попаданий. Одна невзорвавшаяся торпеда была обнаруже­на у борта «Победы»; ее подняли стре­лой и разоружили на палубе. При отра­жении атаки «Победа» выпустила 80 сна­рядов: 2 152-мм, 18 75-мм, 60 47-мм.

Утром 27 января при приближении японского флота к Порт-Артуру русские корабли снялись с якоря. «По­беда» вступила в строй треть­им броненосцем вслед за «Петропавловском» и «Полта­вой» и приняла участие в бою. Ее орудия выпустили 303 сна­ряда: 7 254-мм, 66 152-мм, 230 75-мм. В «Победу» попа­ло два снаряда: один 305-мм фугасный пробил палубу сре­за у кормового 152-мм орудия между 89 — 90-м шпангоута­ми, наружный борт и, разо­рвавшись, уничтожил две ка­юты, причинив много мелких повреждений осколками; вто­рой снаряд калибра 76 мм попал в па­лубу и повредил паровой катер. «Пе­ресвет» шел в кильватерной колонне русских броненосцев последним и в бою выпустил 308 снарядов: 17 254-мм, 86 152-мм, 205 75-мм. Попаданий и повреждений не имел.

Следующую ночь эскадра провела на внешнем рейде в готовности к отраже­нию атак миноносцев, а днем 28-го стала заходить на внутренний рейд. Шедший последним «Пересвет» в проходе сел на мель. Его быстро сняли с помощью пор­товых буксиров, но из-за окончания при­лива он вынужден был остаться еще на одну ночь на внешнем рейде. С выходом из строя в результате торпедных попада­ний двух лучших броненосцев эскадры — «Цесаревича» и «Ретвизана» — русская эскадра оставалась пассивной и стояла в гавани. Только с приездом нового коман­дующего вице-адмирала С.О.Макарова ее деятельность активизировалась. 27 фев­раля состоялся первый выход эскадры в море под его командованием. 9 марта во время бомбардировки Порт-Артура япон­ской эскадрой 254-мм орудия «Пересве­та» и «Победы» открыли ответный огонь через горный массив Ляотешань. По сви­детельству наблюдателей, один снаряд попал в броненосец «Фудзи», после чего японцы прекратили стрельбу. Оба броне­носца вышли на рейд и присоединились к остальной эскадре, но японцы боя не приняли и отошли от крепости.

13 марта во время выхода эскадры к островам Мяотао «Пересвет» ударил форштевнем в кормовую часть левого борта броненосца «Севастополь». Оба корабля получили повреждения, и эскад­ра вернулась в гавань.

Утром 14 мая «Победа» в составе эскадры вышла в море навстречу вра­жескому флоту. Японцы убедились, что в ходе ночной атаки пароходов-бран­деров закупорить выход не удалось, и удалились в море. «Пересвет» в этот день в море не выходил, устраняя пов­реждения.

31 марта стало одним из самых тра­гичных дней в истории Российского фло­та. Вице-адмирал Макаров вывел эскад­ру в море. При выходе из гавани «Пере­свет» сел на мель и из-за этого отстал от других кораблей. Когда он присоеди­нился к эскадре, флагманский бронено­сец «Петропавловск» уже повернул на­зад, но внезапно подорвался на мине и в считанные минуты затонул. Вместе с кораблем погибло 682 человека, в том числе С.О.Макаров, начальник его шта­ба контр-адмирал М.П.Молас и извест­ный художник-баталист В.В.Верещагин.

В командование эскадрой вступил на­ходившийся на «Пересвете» контр-адми­рал Ухтомский. Он приказал кораблям построиться в кильватер за «Пересве­том». В момент перестроения в 10.10 «Победа» также подорвалась на мине. Взрыв произошел с правого борта в от­делении носовых угольных ям, разрушив борт от 54-го до 58-го шпангоута. Центр пробоины площадью 8x5,3 м был в 5 м ниже ватерлинии. Вода затопила уголь­ную яму № 6 между 49-м и 54-м шпанго­утами, яму № 7 между 54-м и 58-м шпан­гоутами и два отделения нижнего бор­тового коридора между 49-м и 58-м шпангоутами. Далее распространение воды удалось задержать водонепроница­емыми переборками. «Победа», приняв 550 т воды и получив крен 6° на правый борт, застопорила ход. Сразу же начали готовить к спуску плавсредства. Полагая, что причина взрыва — атака подводной лодки, орудийные расчеты открыли огонь по воде. Стрельбу подхватили остальные корабли эскадры. Убедившись в исправ­ности машин и рулевого управления, ко­мандир приказал прекратить спуск шлю­пок,' дал ход и направил броненосец к проходу на внутренний рейд. У маяка «Победу» встретили портовые буксиры и ввели ее в Восточный бассейн. По­скольку порт-артурский док был слишком мал для броненосцев, началась подго­товка кессона. Здесь пригодился опыт работ по восстановлению получивших торпедные попадания в первый день вой­ны эскадренных броненосцев «Цесаре­вич» и «Ретвизан».

2 апреля у Порт-Артура появились японские броненосные крейсера «Ниссин» и «Касуга» и из своих дальнобой­ных орудий начали обстрел города и внутреннего рейда. Стрельбу корректи­ровали по радио крейсера «Такасаго» и «Касаги», державшиеся на траверзе по­луострова Тигровый Хвост. Ответный огонь открыли башни «Пересвета». Стрельба велась с дистанции около 90 кабельтовых, при этом башни корабля получали значительные сотрясения; при углах возвышения в 25° —30° ненадеж­но работала система электрической по­дачи. Один выстрел сделали и из кормо­вой башни «Победы», но получился боль­шой недолет. Радиостанция поврежден­ного броненосца работала на передачу — для создания помех корректировке стрельбы японских кораблей. Это был один из первых случаев радиоэлектрон­ной борьбы в войне на море.

Вскоре после боя «Победу» переста­вили под Золотую Гору в ожидании ре­монта. 29 апреля под пробоину подвели кессон. С броненосца сняли и установи­ли на берегу девять 152-мм и одно 75-мм орудие. 5 июня пробоина была заде­лана, и через день кессон отвели от бор­та. Для ускорения ремонтных работ при­шлось использовать деревянные брусья, однако вода продолжала поступать внутрь корпуса. Тогда пазы залили це­ментом и загрузили это место углем.

После гибели вице-адмирала С.О.Ма­карова выходы эскадры в море прекра­тились. Японцы высадили десант на Ля­одунский полуостров, отрезали Порт-Артур, взяли укрепленную Кинчжоускую позицию и подошли непосредственно к крепости. Эскадра начала готовиться к прорыву во Владивосток. Выход плани­ровался 7-го, затем 8 июня, но из-за неготовности артиллерии «Победы» его каждый раз откладывали. Командир бро­неносца капитан 1 ранга В.М.Зацаренный заболел тропической лихорадкой, и его заменил командир крейсера «Паллада» капитан 1 ранга В.С.Сарнавский (Зацаренный все это время оставался на борту). 10 июня 1904 года эскадра вы­шла в море, намереваясь прорваться во Владивосток. Но при появлении главных сил японского флота командующий на­шей эскадрой контр-адмирал В.К.Витгефт приказал повернуть назад. При воз­вращении броненосец «Севастополь» подорвался на мине. В наступившей тем­ноте «Пересвет» и «Победа» принимали участие в отражении атак миноносцев противника. «Победа» из артиллерии среднего калибра, имевшая всего 3 152-мм и 15 75-мм орудий, израсходовала 8 254-мм, 17 152-мм, 92 75-мм и 174 47-мм снарядов. «Пересвет» выпустил 7 254-мм, 61 152-мм, 150 75-мм и 426 47-мм снарядов.

В середине июля японские войска подошли к Порт-Артуру на дальность стрельбы башенных орудий русских броненосцев. «Пересвет» и «Победа» включились в артиллерийский обстрел сухопутных позиций войск противника. Японцы, заняв Волчьи Горы, 25 июля провели первую бомбардировку Порт-Артура с суши. Дальнейшее пребыва­ние эскадры в гавани теперь было со­пряжено с риском попасть под снаря­ды осадных орудий. Стало ясно, что не­обходимо вновь попытаться прорвать­ся во Владивосток.

К тому времени на «Пересвете» не­доставало трех 152-мм пушек, на «По­беде» — восьми 152-мм и пяти 75-мм (их передали для сухопутных батарей). Адмирал Витгефт приказал в экстрен­ном порядке передать на броненосцы орудия с подорвавшегося на мине и нуждавшегося в серьезном ремонте крейсера «Баян». К 28 июля работы уда­лось в основном завершить. На «Побе­де» отсутствовало лишь одно 152-мм орудие и одно 75-мм. К трем каземат­ным орудиям не успели подогнать щиты. 27 июля в «Пересвет» попало два 120-мм снаряда, и один угодил в сто­явший у борта кран, грузивший 152-мм орудия. Тем не менее все пушки (кро­ме одной 152-мм) успели установить на свои места, но весь личный состав, включая комендоров, был чрезвычайно утомлен напряженной работой накану­не выхода.

На рассвете 28 июля корабли русской эскадры начали выходить на внешний рейд и, построившись в строй кильвате­ра, направились в море вслед за траля­щим караваном. «Победа» шла третьей в строю броненосцев, «Пересвет» — чет­вертым. Эскадра была готова к бою. На верхней палубе и на мостиках лежали спасательные круги, пояса и койки, ка­тера и шлюпки на кильблоках не были закреплены, чтобы в случае гибели ко­рабля свободно всплыть.

Около полудня произошел первый бой на контркурсах с главными силами японского флота. «Пересвет» первым открыл огонь из носовой башни с рас­стояния около 65 кабельтовых. В этой фазе боя в «Пересвет» попал один 305-мм снаряд, выведший осколками из строя правое кормовое 152-мм орудие. Во второй фазе боя японские броненос­цы обогнали русскую колонну с правого борта и сосредоточили огонь на флаг­манских кораблях — «Цесаревиче» и «Пе­ресвете». Оба корабля получили много­численные попадания, имели поврежде­ния и несли потери. Внезапно «Цесаре­вич» вышел из строя влево и начал опи­сывать циркуляцию. «Пересвет» умень­шил ход и последовал сначала за ним, но после того, как на флагманском корабле был поднят сигнал «адмирал пе­редает командование», попытался повес­ти эскадру за собой. Однако на броне­носце оказались сбиты обе стеньги, а сигналы, привязанные к поручням мос­тика, с других кораблей были не видны и, естественно, не выполнялись. Строй нарушился, корабли смешались. С на­ступлением темноты броненосцы, за ис­ключением «Цесаревича», повернули назад к Порт-Артуру. Отразив атаки япон­ских миноносцев, «Пересвет» и «Побе­да» утром 29 июля вошли в гавань.

В этом бою «Пересвет» израсходо­вал 109254-мм (9 бронебойных и 100 фу­гасных), 720 152-мм (60 бронебойных и 660 фугасных), 315 75-мм и 755 47-мм снарядов. Погибли один офицер — ко­мандир носовой башни лейтенант А.В.Салтанов — и 12 матросов. 69 чело­век было ранено, в том числе и коман­дир—капитан 1 ранга В.А.Бойсман, по­лучивший осколочные ранения в плечо, живот и ногу, но после перевязки уже че­рез 10 минут вернувшийся в боевую руб­ку и продолжавший командовать кораблем вплоть до ввода его в Западный бас­сейн и постановки на бочки. И только после этого Бойсман был отправлен на госпитальное судно «Монголия», а в ко­мандование кораблем вступил лейтенант Дмитриев 5-й. Впоследствии Бойсман скончался в плену от ран, полученных в этом бою. Всего в «Пересвет» попало около 40 снарядов. Через пробоину в жилой палубе впереди носовой перебор­ки вода затопила носовое помещение на 45 см. Вторая большая пробоина в той же палубе находилась за переборкой. Через нее вода попадала в жилую палу­бу и поступала в подбашенное отделе­ние, погреба, отделение подводных мин­ных аппаратов и динамо-машин. Послед­ние пришлось остановить, а личный со­став был выведен наверх. В связи с пре­кращением подачи электроэнергии носо­вая башня перешла на ручное наведе­ние и заряжание. Поступление воды в подбашенное отделение прекратилось после того, как все люки были задрае­ны; остававшиеся там люди (около 25 че­ловек) продолжали работу, будучи отре­занными сверху затопленными помеще­ниями. Заделать пробоину на ходу из-за волнения было невозможно. Еще один снаряд попал в этом же районе ниже ва­терлинии, но брони не пробил, а лишь деформировал 5 шпангоутов и перебор­ку. Под носовым казематом 305-мм сна­ряд угодил в угол броневой плиты и вда­вил его на 0,6 м вглубь. Образовалась пробоина, через которую поступило око­ло 160 т воды, и корабль получил крен на правый борт. Для его выравнивания в отсеки левого борта было принято такое же количество воды. К концу боя «Пере­свет» стал плохо слушаться руля, при перекладке его на борт броненосец мед­ленно кренился в сторону, противоположную повороту. Вода, скопившаяся в носовых отсеках жилой палубы, перете­кала в сторону крена, который увеличил­ся до 8°. Поняв, что в результате израс­ходования части боезапаса и угля, затоп­ления некоторых помещений и наличия в них свободной поверхности воды ос­тойчивость корабля опасно снизилась, командир приказал затопить отсеки меж­дудонного пространства, за исключени­ем носовых. По словам очевидца, «эф­фект был поразительный: броненосец вновь приобрел свои прежние мореход­ные качества».

Два крупных снаряда попали в носо­вую башню и повредили привод горизон­тального вращения. При этом пострада­ла и часть личного состава. Ночью 57-мм снаряд с японского миноносца попал в ствол правого 254-мм орудия носовой башни и сделал выбоину глубиной 45 мм — пушка вышла из строя.

При возвращении в Порт-Артур выяс­нилось, что исправными оставались 3 254-мм, 8 152-мм, 13 75-мм и 17 47-мм пу­шек. Были выведены из строя два котла, и на некоторое время в конце артиллерий­ского боя останавливалась средняя маши­на. Корабль имел большое количество пов­реждений в надстройках, рангоуте, таке­лаже: сбиты обе стеньги, сильно повреж­дены трубы, мостики, пробита навесная палуба. Если бы артиллерийский бой про­должался еще какое-то время, то «Пере­свет» наверняка погиб бы от поврежде­ний в носовой небронированной части.

На «Победе» в бою 28 июля погибли 3 матроса, 29 человек ранило. Позже один раненый матрос скончался. В днев­ном бою «Победа» выпустила 115 254-мм (60 бронебойных и 55 фугасных), 408 152-мм и 351 75-мм снаряд. При отра­жении ночных атак миноносцев было сделано 86 выстрелов из 152-мм орудий, 376 из 75-мм и 1540 из 47-мм. С право­го борта пробило ниже ватерлинии вось­мидюймовую броневую плиту, причем выбитый снарядом кусок пробил внут­ренний борт и попал в нижнюю угольную яму под броневой палубой вместе с го­ловной частью японского 305-мм снаря­да. Эта яма и прилегающие три отсека оказались затоплены. В районе миделя пробило плиту верхнего броневого поя­са, и снаряд разорвался в жилой палубе над патронным погребом. Еще одна бро­невая плита от взрыва снаряда перекосилась, и ее угол оказался вдавлен на глубину 19 см. Наружный борт, защищен­ный броней, больше не пострадал, хотя во многих местах виднелись следы по­паданий, выделявшиеся пятнами выго­ревшей краски. Борт, не защищенный броней, пробило в пяти местах. Серьез­ные повреждения получили пушечные порты, так что их стало невозможно за­крыть. В отделение носового минного аппарата через пробоины в кондуктор­ской каюте поступала вода, которую от­качивали вручную с помощью двух бран­дспойтов из-за отсутствия приспособле­ний для спуска воды из жилой палубы в трюм, откуда можно было бы ее откачи­вать, используя стационарные водоот­ливные средства. Средняя дымовая тру­ба имела большую снарядную пробоину, остальные — многочисленные осколоч­ные. Все гребные суда, кроме трех, были повреждены. Во время боя на 21-м вы­стреле сломался контршток компрессо­ра 254-мм орудия кормовой башни, и оно вышло из строя. В бою временно не дей­ствовали 3 152-мм орудия из-за повреж­дения подъемных дуг. Их удалось испра­вить силами самих расчетов. В резуль­тате попаданий в небронированные час­ти батареи также вышли из строя 3 75-мм орудия.

После возвращения в Порт-Артур команды снова включились в оказание помощи сухопутной обороне крепости. «Победе» выделили участок сухопутно­го фронта от форта № 6 до бухты Белого Волка. С нее сняли и передали на сушу 2 152-мм, 4 75-мм, 2 47-мм, 5 37-мм пу­шек и 5 прожекторов. Для их обслужива­ния откомандировали 56 человек лично­го состава. Кроме того, «Победе» пере­дали для обслуживания одно 254-мм ору­дие, установленное на Электрическом утесе. «Пересвет» получил в заведова­ние участок от укрепления № 4 до батареи литеры Д. Броненосец сдал на сухо­путный фронт 3 152-мм орудия, 2 75-мм, 2 47-мм и 4 37-мм пушки и 3 прожекто­ра. Для их обслуживания на берег было направлено 103 моряка. Орудия, остав­шиеся на броненосцах, вели обстрел войск противника, во время штурмов с кораблей на берег свозились десантные роты. 7 сентября японцы заняли часть Длинной Горы и получили возможность просматривать часть внутреннего рейда и, соответственно, корректировать огонь 120-мм орудий. 15 сентября в «Победу» попало 5 снарядов, повредивших небро­нированные части корабля. При этом было убито и ранено два матроса. На другой день в нее попал один, а на сле­дующий день — 8 120-мм снарядов. «Пе­ресвет» в начале сентября получил 17 попаданий.

19 сентября японцы начали обстрел крепости и рейда из 280-мм орудий. В тот день в «Пересвет» попало 9 280-мм снарядов. Но никаких попыток к выходу в море русская эскадра не предприни­мала — в возможность прорыва во Вла­дивосток уже никто не верил. На кораб­лях сократились ремонтные работы, а часть личного состава переправили на берег. 25 сентября «Победа» перемени­ла место, подтянувшись ближе к Золо­той Горе, чтобы укрыться от корректи­ровщиков противника с Длинной Горы. Сделали это весьма своевременно, так как на следующий день японцы продол­жили интенсивный обстрел крепости и гавани. 28 сентября в «Пересвет» попа­ло 11 280-мм снарядов, 30-го еще 4. Падавшие под большим углом к горизон­ту снаряды осадных мортир пробивали несколько палуб, разрывались во внут­ренних помещениях и причиняли боль­шие повреждения. Вертикальная броня пояса и казематов против навесных вы­стрелов была бесполезна. В ночь на 1 октября «Пересвет» перешел ближе к берегу у Перепелиной Горы. 11-го в «По­беду» попал 120-мм снаряд, который пробил палубу и, разорвавшись в каюте штурмана, вызвал пожар. 15 октября в «Победу» угодил первый 280-мм снаряд, разорвавшийся в батарейной палубе и уничтоживший 75-мм орудие, при этом тяжело ранило 5 матросов. Броненосец переменил место, но 30 октября полу­чил еще один 280-мм снаряд — взрыв произошел в салоне командира. В этот период катера броненосца «Победа» продолжали участвовать в тралении, а 23 октября минные катера (с «Победы» — под командованием лейтенанта Дудорова и с «Пересвета» — под командовани­ем мичмана Поливанова) выставили мины в бухте Луиза. 17 октября на них подорвалась и погибла японская кано­нерская лодка «Сай-Иен».

В боях за гору Высокую, с которой просматривался внутренний рейд, при­нимали участие десантные роты с обоих броненосцев. В эти критические для эс­кадры Дни противник продолжал стрель­бу и по кораблям. 21 ноября 152-мм сна­ряд попал в «Победу», не причинив, прав­да, существенных повреждений. На сле­дующий день японцы окончательно ов­ладели горой Высокой и начали расст­рел русских кораблей. 23 ноября по 5 280-мм снарядов попало в «Победу» и «Пересвет», хотя главной целью в этот день был «Ретвизан». Покончив с ним, 24 ноября японцы основательно взялись за «Пересвет»: в него попало около 20 280-мм снарядов. После первых 10 по­паданий начался сильный пожар. Коман­довавший кораблем капитан 2 ранга Дмитриев, опасаясь взрыва погребов, приказал открыть кингстоны. Броненосец затонул, причем вода в кормовой части дошла почти до верхней палубы. Еще некоторое время обстрел продолжался, затем японцы перенесли огонь на «По­беду». В нее было выпущено 270 280-мм снарядов, в цель попали лишь 23. Через образовавшиеся пробоины вода свободно распространялась по отсекам, так как водонепроницаемые переборки во многих местах оказались пробиты ос­колками. Броненосец сильно накренил­ся на правый борт. Чтобы уменьшить крен, командир приказал затопить шесть бортовых коридоров левого борта, левую машину и две угольные ямы. Крен умень­шился, но из-за большого количества принятой в корпус воды корабль сел на грунт всем днищем. Японцы продолжа­ли расстрел до вечера. С наступлением темноты команда сошла на берег.

Уже после гибели «Победы» ее мин­ный катер под командованием квартир­мейстера Апалинова в ночь на 2 декабря охранял «Севастополь» и выпустил тор­педу по миноносцу противника. Экипаж броненосца продолжал сражаться на су­хопутном фронте до капитуляции крепос­ти. Перед сдачей Порт-Артура затоплен­ные в гавани корабли подорвали. Одна­ко это не причинило им таких поврежде­ний, которые исключали бы их подъем и использование противником.

17 октября 1905 года японцы подня­ли «Победу» и произвели торжественную церемонию переименования корабля е «Суво» (древнее название одной из про­винций префектуры Ямагучи). В 1906 — 1908 годах броненосец прошел капи­тальный ремонт и модернизацию. В 1909-м его переклассифицировали в корабль береговой обороны 1 класса и исполь­зовали в качестве учебного корабля. В начале Первой мировой войны «Суво» яв­лялся флагманским кораблем вице-ад­мирала Като в действиях Японии против германской военно-морской базы Цин­дао, принимал участие в бомбардиров­ках. До 1922 года «Суво» служил учеб­ным кораблем береговой обороны. В апреле 1922 года его разоружили в Куре, 13 июля при снятии броневых плит ко­рабль опрокинулся у стенки завода и был окончательно разобран (Согласно ряду зарубежных источников (H.Jentchura, D.Jung, P.Mickel. Die Japanischen Kriegsschiffe 1869-1945, Munchen, 1970; J.Leather. World Warships on Revue 1660—1906, London, 1976)) «Суво» в течение долгого времени использовался в качестве блокшива и был сдан на слом только в 1946 году. — Прим. ред.).

После захвата Порт-Артура на «Пе­ресвете» побывал английский журналист Н. Сеппинг-Райт, он вспоминал: «Палу­ба представляла картину разгрома и раз­рушения... Носовая башня была полуразрушена, орудия и станки — разбиты вдре­безги... Снаряд сбил верхнюю часть баш­ни, и на палубе лежала ее крыша. Осталь­ная часть башни вся расшаталась и представляла сходство с лопнувшим гра­натовым яблоком. Мостик был уничто­жен, а попавший в боевую рубку снаряд привел ее в полную негодность. Все за­коптело и искорежилось от действия по­жара. Огонь докончил разрушение всего уцелевшего от действия японских снарядов. Сильно пострадали дымовые тру­бы: одна из них имела вид безобразной груды изогнутого железа. Задний мостик находился в таком же состоянии разру­шения, как и передний, хотя бушевавший на броненосце пожар сгладил много сле­дов повреждений, нанесенных японски­ми снарядами».

29 июня 1905 года «Пересвет» был поднят японцами, переименован в «Са­гами» (древнее название японской про­винции Канагава) и торжественно включен в состав японского флота. Своим ходом он совершил переход в Сасебо и был поставлен в док. 17 августа броне­носец закончил доковый ремонт и напра­вился в Токийский залив для участия в торжественном параде японского флота по случаю победоносного окончания вой­ны. После парада 10 октября «Сагами» встал на капитальный ремонт и модер­низацию, продолжавшиеся до 1909 года. А еще через 7 лет ему довелось вновь поднять Андреевский флаг, но об этом — чуть позже.