Походы и гибель «Осляби»

 

25 июля 1903 года «Ослябя» вместе с крейсером «Баян» вышел из Кронштад­та. По Балтике они следовали вместе, затем самостоятельно. В ночь с 8 на 9 августа в условиях плохой видимости маячных огней при проходе Гибралтар­ского пролива броненосец коснулся ка­кого-то подводного препятствия. На ко­рабле почувствовали два слабых толчка. Проверка днищевых отсеков показала, что в средней и кормовой кочегарках два продувочных крана оказались приподня­тыми из-за вдавленности обшивки на 50 мм. По прибытии в Алжир в ходе водо­лазного осмотра выявились обширные деформации флоров, расхождение об­шивки корпуса на протяжении 46 шпан­гоутов. От 13-го до 24-го шпангоута ока­зался сломан деревянный киль и фальш­киль; с 24-го до 31-го —легко повреж­ден фальшкиль; с 31-го до 34-го — лег­кое помятие дна; с 31-го до 65-го — со­рван фальшкиль; с 65-го до 85-го — силь­ное помятие фальшкиля; с 93-го до 97-го — сорван фальшкиль. Повреждена об­шивка по левому борту, и с 61-го до 70-го шпангоута вдавлено дно. В ряде меж­дудонных цистерн произошло засоление запасов пресной воды. Повреждение медной и деревянной обшивки грозило резким увеличением электрохимической коррозии корпуса. Перейти на питание котлов опресненной водой не представ­лялось возможным из-за недостаточной производительности опреснителей. В связи с этим из Пороса корабль напра­вился в Специю, где 12 октября 1903 года встал в док. Проба водой междудонных отделений после исправления наружной обшивки показала, что обшивка внутрен­него дна пропускает воду через швы и заклепки. Однако полное исправление повреждений решили отложить до оче­редного капитального ремонта. Затратив на ремонт почти два месяца, «Ослябя» вместо немедленного следования на Дальний Восток направился в Бизерту, где взял на буксир миноносцы № 212 и 213. Вместе с ними броненосец вошел в состав отряда судов контр-адмирала А.А.Вирениуса для совместного следо­вания в Порт-Артур. 23 ноября 1903 года Вирениус обратил внимание главного инспектора механической части на боль­шой расход угля на «Ослябе». Если «Це­саревич» на якоре в сутки требовал 8 т, а при скорости 12 узлов — 76 т, то «Ос­лябя» сжигал на стоянке до 26 т, а на ходу — 114т.

31 января 1904 года отряд прибыл в Джибути, где моряки узнали, что уже несколько дней идет война с Японией. Вирениусу было приказано возвращаться на Балтику.

В апреле 1904 года «Ослябя» пришел в Кронштадт и встал на ремонт. Кроме плановых профилактических работ не­сколько улучшили систему вентиляции. После этого броненосец вошел в состав 2-й эскадры флота Тихого океана, и на­чалась подготовка к походу. Корабль стал флагманским броненосцем 2-го броне­носного отряда под флагом младшего флагмана контр-адмирала Д.Г.Фелькерзама (в отряд вошли эскадренные бро­неносцы «Сисой Великий», «Наварин» и крейсер 1 ранга «Адмирал Нахимов»).

2 октября эскадра вышла из Либавы на Дальний Восток. В Танжере она раз­делилась. Отряд Фелькерзама направил­ся в Средиземное море, а «Ослябя» при­соединился к отряду вице-адмирала З.П.Рожественского и в его составе со­вершил переход вокруг Африки до Мадагаскара. В Носсибе отряды встрети­лись, и контр-адмирал Фелькерзам сно­ва поднял свой флаг на броненосце. Команды кораблей в полной мере испы­тали на себе все тяготы почти трехме­сячной стоянки на Мадагаскаре, перехо­да через Индийский океан, скитания вдоль берегов Индокитая. На последнем переходе к Корейскому проливу 10 мая на борту «Осляби» скончался контр-ад­мирал Фелькерзам. По приказанию Рожественского об этом не был оповещен личный состав эскадры, а обязанности командующего 2-м броненосным отря­дом стал исполнять командир капитан 1 ранга В.И.Бэр, контр-адмиральский флаг по-прежнему развевался над кораблем. Утром 14 мая орудия левого борта «Осляби» открыли огонь по приблизив­шимся к эскадре японским крейсерам.

В момент появления главных сил япон­ского флота броненосец шел головным в левой колонне. Командующий эскад­рой начал перестраивать броненосные корабли в строй кильватера, и четыре эскадренных броненосца 1-го броненос­ного отряда начали выходить в голову левой колонне. С получением сигнала с флагманского броненосца: «второму броненосному отряду вступить в кильва­тер первому отряду», «Ослябя» был вы­нужден уменьшить ход, чтобы дать воз­можность «Бородино» и «Орлу» занять свое место в строю. Шедший сзади «Си-сой Великий» также уменьшил ход, но по инерции медленно приближался с кор­мы. Неудачное маневрирование при вступлении в бой русской эскадры стало роковым для «Осляби». Его черный вы­сокобортный корпус с тремя высокими желтыми трубами, еле двигающийся впе­ред, был прекрасной мишенью. В 13.49 флагманский корабль «Князь Суворов» открыл огонь, через три минуты вступи­ли в бой японцы. Когда кильватерная колонна русской эскадры немного вы­ровнялась и «Ослябя» снова дал ход, не­сколько снарядов уже поразили его. Град снарядов обрушился на носовую часть корабля. Орудия левого борта и башен открыли огонь вслед за флагманским ко­раблем, но из носовой башни успели сделать всего три выстрела. Один из трех попавших в нее снарядов влетел в ам­бразуру и поразил всю прислугу. Круп­ный снаряд взорвался у первой перебор­ки жилой палубы. Большая часть обра­зовавшейся пробоины находилась над ватерлинией, но из-за волнения с навет­ренного борта вода затопила первое и второе отделения жилой палубы и через разбитые вентиляционные трубы стала поступать в левый носовой 152-мм пог­реб и подбашенное отделение носовой башни. Распространение воды по жилой палубе на некоторое время было оста­новлено второй водонепроницаемой пе­реборкой. От взрывов носовые отсе­ки заполнились дымом в такой степени, что не было видно горящих электричес­ких лампочек. Отсеки удалось провет­рить, отдраив на время иллюминаторы правого борта. Вода, затопившая носо­вые отсеки жилой палубы, отрезала не­сколько минеров, находившихся в отде­лении носовых динамо-машин и подвод­ных аппаратов. С ними поддерживали те­лефонную связь. Матрос Чернов по при­казанию минного офицера через носо­вую башню пробрался в носовые отсеки и вывел попавших в ловушку людей.

Через четверть часа после начала боя «Ослябя» потерял грот-стеньгу, трубы на­столько изрешетили осколки, что они ка­зались не желтыми, а черными, в носу зи­яло не менее полутора десятков пробоин.

Броненосец стал заметно крениться на левый борт и оседать носом. Круп­ный снаряд, пробив броню, попал в угольную яму № 10, вода через пробои­ну быстро затопила ее и стала заливать левую запасную крюйт-камеру. Для вы­равнивания крена начали затапливать три правых бортовых коридора, а затем и правые патронные погреба. С увеличе­нием крена и дифферента все больше надводных пробоин входило в воду и ско­рость затопления возрастала. Несмотря на повреждения и пожары, «Ослябя» продолжал удерживать свое место в строю. Если в начале боя его обстреливали толь­ко броненосцы противника, то позже к ним присоединились несколько броне­носных крейсеров. Вскоре после начала боя все мелкие орудия левого борта «Осляби» и 3 казематных 152-мм орудия вы­шли из строя. Огонь продолжали вести кормовая башня и 2 152-мм орудия кор­мового каземата. Около 14.20 «Ослябя», накренившись до 12° на левый борт и сев в воду носом по якорные клюзы, с пожаром на рострах вышел из строя вправо. Вода с левого борта уже дошла до орудийных портов нижней батареи, стала вливаться в них потоками и расте­каться по кораблю через вентиляцион­ные трубы, неплотности дверей, люков и горловин. Матросы под руководством лейтенанта М.П. Саблина и мичмана П.С. Бачманова пытались заделать орудийные порты койками, матросскими чемодана­ми, работали по пояс в воде. Щиты по­лупортиков во многих местах пробило снарядами и осколками и искорежило взрывами, цепочки порвало, так что пре­кратить поступление воды было невоз­можно. Лейтенант Саблин поднялся на мостик и доложил командиру о неизбеж­ности гибели броненосца. Капитан 1 ран­га В.И.Бэр отдал приказание команде выходить наверх и спасаться. Сам он, будучи раненным в начале боя, не захо­тел покинуть обреченный корабль. Око­ло 14.40 «Ослябя» опрокинулся на левый борт и несколько мгновений плавал с креном 90°. Дым из труб, оказавшихся вровень с поверхностью воды, стлался по волнам. Гибель корабля произошла на глазах концевых броненосцев отряда Н.И.Небогатова. Очевидец с броненос­ца береговой обороны «Адмирал Уша­ков» написал об этом так: «Не дай Бог никогда больше видеть русским морякам картин подобно той, которая в этот мо­мент открылась моим глазам и была лишь первым из целого ряда ужасов это­го дня. «Ослябя», оборотившись к нам носом, лежал совсем на левом боку. Обнаженная подводная часть правого борта высилась как гора, и на вершине этой горы кишел муравейник людей, столпившихся и с отчаянием ожидавших последней минуты... И она не заставила себя ждать — эта минута. «Ослябя» вдруг лег окончательно, перевернулся, в воздухе мелькнули винты, киль — и все было кончено. Пучина чуждого моря равнодуш­но приняла свою первую жертву, и на ее сомкнувшейся вновь поверхности лишь чернели плавающие и тонущие люди».

Вместе с кораблем погибли: коман­дир капитан 1 ранга В.И.Бэр, старший офицер капитан 2 ранга Д.Б.Похвистнев, старший артиллерист капитан 2 ранга С.Э.Генке, лейтенанты И.В.Дьяченков, Ф.М.Косинский, В.А. фон-Нидермиллер, В.П. Палецкий, К.К.Тундерман, мичманы В.В.Майков, В.П.Шаповалов, П.С.Бачманов, прапорщики Ф.Н.Шинкенгефер, И.В. Болдырев, старший судовой механик полковник Н.А.Тиханов, поручики П.Ф. Успенский, Г.Г.Даниленко, А.А.Быков, А.Г.Шевелев, корабельный инженер К.А.Змачинский, прапорщики по механи­ческой части С.А.Майструк, В.И.Медведчук, врачи Г.С. Васильев и Г.Р.Бунтинг, 9 кондукторов и 472 нижних чина. К месту гибели корабля, где среди всплывших деревянных обломков, ящиков, рангоу­та, шлюпок, коек плавали сотни людей, подошли миноносцы «Бравый», «Буй­ный», «Быстрый» и буксир «Свирь» и, не­смотря на рвущиеся вокруг японские сна­ряды, начали спасать людей. Им удалось поднять из воды 376 человек. Однако во время боя на миноносце «Бравый» по­гибло еще пятеро моряков с «Осляби» и 22 на крейсере «Дмитрий Донской».