История проектирования

 

Разработку крейсеров проекта 68 на­чали в ленинградском ЦКБ-17 в 1938 году. Согласно ТТЗ они предназначались для действий в составе эскадры, выво­да легких сил в атаку, поддержки кора­бельного дозора и разведки, а также ох­раны эскадры от легких сил противника. Крейсер должен был иметь стандартное водоизмещение 8000 — 8300 т, три трехорудийные 152-мм башни, четыре двухорудийные 100-мм универсальные ус­тановки и шесть спаренных 37-мм авто­матов. Толщина бортовой брони 100 мм, палубы 50 мм, что должно было защи­щать корабль от 152-мм снарядов на дис­танции 50 — 120 кбт. Скорость 35 узлов. Состав и размещение механической установки сохранялись такими же, как и в крейсерах проекта 26.

В эскизном проекте водоизмещение увеличилось до 9500 т, и руководство ВМФ сочло вооружение для крейсеров таких размеров недостаточным. В резуль­тате была добавлена четвертая башня ГК.

Технический проект 68 утвердили постановлением КО при СНК СССР от 13 июля 1939 года. Согласно ему крейсера должны были иметь стандартное водо­измещение 10 620 т, нормальное 13 330 т, наибольшую длину 199 м, ширину 18,7 м, осадку при нормальном водоизмещении 5,9 м, метацентрическую высоту 0,89 м.

В состав корабельной котлотурбинной энергетической установки (ЭУ) вхо­дили 6 главных водотрубных котлов КВ-68 и два главных турбозубчатых агрега­та (ГТЗА) типа ТВ-7 общей мощностью 110 000 л.с., а также соответствующие вспомогательные механизмы, устройст­ва, трубопроводы и системы. ЭУ разме­щалась в восьми отсеках в средней час­ти корпуса и состояла из двух автоном­ных эшелонов.

Специально для этих крейсеров были спроектированы орудия главного калиб­ра— 152-мм пушки Б-38 и трехорудийные башенные установки МК-5, универ­сальные 100-мм двухорудийные установ­ки Б-54 и зенитные спаренные установ­ки 66-К.

Всего на корабле предполагалось разместить четыре МК-5, четыре Б-54, шесть 66-К и четыре спаренные 12,7-мм пулеметные установки. Торпедное воору­жение: два трехтрубных 533-мм ТА; ави­ационное: одна катапульта и два само­лета КОР-2.

Бронирование по сравнению с крей­серами типа «Киров» и «Максим Горь­кий» усилили: борт в районе цитадели имел толщину брони 100 мм (вместо 70 мм на крейсерах проекта 26-бис); тра­верзы — носовой 120 мм и кормовой 100 мм (вместо 70 мм); барбеты главной ар­тиллерии — 130 мм (вместо 70 мм) и т.д. Кроме того, противопульной 10-мм бро­ней защищалась походная рубка.

Расчеты показали, что это обеспе­чивало крейсерам проекта 68 более об­ширные районы «свободного маневри­рования» (в пределах которых броне­бойные снаряды противника не проби­вают броню пояса и палубы)в зоне ар­тиллерийского огня противника (см. таблицу).

 

Калибр бронебойных снарядов противника,  мм

Границы района свободного маневрирования (ширина района) в кабельтовых

 

Проект 26-бис

Проект 68

152

203

97-122

(25) 0

67-128 (61)

114-130 (16)

 

В 1939 году рассматривался вопрос об установке на крейсерах германского вооружения — 15-см пушек ГК и 10,5-см универсальных пушек. Корабли с герман­ским вооружением получили обозначе­ние проект 68И (импортный). Однако к середине 1940 года было решено по­строить лишь один крейсер («Чкалов») по проекту 68С с отечественными МК-5 и германскими спаренными стабилизиро­ванными 10,5-см универсальными ору­диями, но в конце 1940 года от немец­ких пушек отказались.

Согласно пятилетнему плану военно­го судостроения на период 1938— 1942 годов намечалось заложить 17 крейсе­ров проекта 68, из них в 1939 году — пять, в 1940 году— один, в 1941 году — шесть и в 1942 году— пять единиц. Фактичес­ки же заложили всего 7. С началом вой­ны 5 спущенных на воду крейсеров («Ча­паев», «Валерий Чкалов», «Железняков», «Фрунзе» и «Куйбышев») законсервиро­вали; два («Орджоникидзе» и «Сверд­лов») после взятия Николаева немцами были разобраны при оккупационных властях на металл, так как их техничес­кая готовность не превышала 20%.

 

Эволюция проектных элементов легких крейсеров

Элементы

проект    68

1939   г.

ОТЗ  на проектирование

крейсера 1943  г.

Проект 68К (КР типа "Чапаев")

1946   г.

ТТТ  68-бис

правительством ), 1947 г.

Проект 68-бис (КР  типа "Свердлов") 1950  г.

Водоизмещение полное, т

13 420

10 000

(стандартн.)

14 320

13 700

(стандарты.)

15 000

Скорость полного

хода, уз.

33,5

нe менее 34

32,5

31-32

33

Дальность

плавания, миль

4400

Не менее 8000

5500

 

9000

Артиллерия,

калибр

 

 

 

 

 

152 мм

12

12

12

12

12

100 мм

8

16

8

12

12

37 мм

12

24

28

32

32

Торпедные 533-мм аппараты, число труб

6

10

10

10

Авиационное

вооружение

2 КОР-2

2 истребителя-

разведчика

-

-

Радиолокационные станции

10

9

более 10

 

В ходе войны выяснились недостатки довоенных проектов, в том числе и 68-го: негодное зенитное вооружение (ни Б-54, ни 66-К на вооружение приняты не были), устаревшие приборы управления ар­тиллерийской стрельбой, недостаточ­ность средств связи, отсутствие радио­локации и гидроакустики, наличие откры­тых боевых постов. Задание на прора­ботку модернизированного проекта ВМФ первоначально выдал в марте 1944 года, а в апреле следующего года ЦКБ-17 по­лучило подробное ТТЗ на корректировку проекта легкого крейсера. В первую оче­редь это коснулось зенитного вооруже­ния. Поскольку усиление противовоздуш­ной обороны в заданном объеме (с до­бавлением дополнительных 100-мм ору­дий и третьего СПН) не могло быть вы­полнено без снятия одной из башен ГК для компенсации перегрузки и сохране­ния остойчивости, нарком ВМФ принял решение ограничиться заменой запроек­тированных нестабилизированных уста­новок Б-54 стабилизированными СМ-5, а также доведением количества 37-мм автоматов в спаренных установках до 40 стволов. Главный же калибр — двенад­цать 152-мм орудий — не менялся. Кро­ме того, трехтрубные торпедные аппа­раты заменялись пятитрубными, устанавливались бомбометы БМБ-2, ГАС. Поз­же главный инженер ЦКБ В.В. Ашик предлагал вернуть легким крейсерам калибр 180 мм и дополнительно размес­тить четыре 100-мм зенитных орудия, однако с этим предложением нарком Н.Г. Кузнецов не согласился.

Чтобы сбалансировать дополнитель­ную нагрузку в модернизированном про­екте, получившем обозначение 68К, было принято решение отказаться от ави­ационного вооружения и 12,7-мм пуле­метов. Существенных результатов это не дало, поскольку одновременно с повы­шением боевых качеств ухудшился ряд тактико-технических элементов: стандарт­ное водоизмещение возросло с 10 620 до 11 450 т, метацентрическая высота уменьшилась с 0,89 до 0,77 м; снизились дальность плавания и максимальная ско­рость—с 33,5 до 32 узлов. Увеличение численности команды повлекло за собой ухудшение бытовых условий — в частнос­ти, двухъярусные койки в кубриках заме­нили на трехъярусные. Для исправления ситуации пришлось убрать торпедные ап­параты, параваны, бомбометы, умень­шить число 37-мМ автоматов до 28 и внести ряд других изменений.

Учитывая ухудшение кораблестрои­тельных параметров, предлагалось по из­мененному проекту 68К достроить толь­ко 5 крейсеров довоенной закладки: «Ча­паев», «Железняков», «Фрунзе», «Куйбы­шев» и «Чкалов», еще 7 кораблей постро­ить по проекту 68-бис, а начиная с 1949 года заложить 18 легких крейсеров по проекту 65, ТТЗ на который было выдано еще в сентябре 1945 года. Последний существо­вал в двух вариантах — со 152-мм и 180-мм артиллерией, но в 1947 году И.В.Сталин лично распоря­дился: «Принять для легких крейсеров главный калибр 152 мм, всемерно фор­сировать достройку крейсеров проекта 68К, разработку нового проекта 65 пре­кратить, высвободить конструкторские силы для завершения технического проекта 68-бис и разработки эскизного проекта 82».

В январе 1947 года были выданы уточ­ненные ТТЗ на крейсер проекта 68-бис. Работы вело ЦКБ-17 под руководством главного конструктора А.С.Савичева. С\ целью экономии времени от стадии эскизного проекта отказались и сразу взялись за технический проект. Последний утвердили уже через пять месяцев, но в 1949 году его откорректировали в связи с требованием руководства ВМФ уста­новить новые РЛС и средства связи сис­темы «Победа».