Артиллерийское и торпедное вооружение
Артиллерия главного калибра (ГК) состояла из двенадцати 152-мм орудий Б-38, помещенных в четыре трехорудийные башни МК-5-бис. ТТЗ на разработку пушки Б-38 было выдано 29 сентября 1938 года КБ завода «Большевик». Первый опытный образец изготовили в 1940 году, его испытания прошли на НИАПе с 3 июня по 17 сентября того же года. К началу Великой Отечественной войны успели изготовить около 10 пушек (качающихся частей), одна из которых вела огонь по немцам с полигонного станка, а еще несколько разместили на железнодорожных установках на станках от 203/45-мм пушек Канэ. В 1947 году производство Б-38 возобновили, и оно продолжалось до 1955 года включительно на том же заводе «Большевик».
Ствол орудия, состоявший из оболочки, лейнера, втулки затвора, дульной гайки и казенника, имел нарезку постоянной крутизны. Затвор пушки поршневой, двухтактного действия, с пластическим обтюратором и грузовым уравновешиванием, открывался вверх. Приводы затвора — от электродвигателя постоянного тока ПН-17,5 и ручной. Стреляющий механизм БС-9 гальваноударного действия. В качестве противооткатных устройств в нижней части люльки размещались два тормоза отката веретенного типа и один гидропневматический накатник.
Проектирование башенной установки МК-5 было начато в мае 1937 года в КБ ЛМЗ. Ее технический проект представили 13 октября 1938 года, изготавливать опытный образец начали на Старокраматорском заводе, но помешала война.
В 1946— 1947 годах чертежи башни откорректировали в ЦКБ-34 в соответствии с ТТЗ, утвержденным в марте 1946 года. Первый образец закончили в I квартале 1947 года, а в 1949-м на ЛМЗ была сдана 20-я по счету башня МК-5, на чем их производство и завершилось. Все они устанавливались на крейсерах проекта 68К.
ТТЗ на модернизацию 152-мм трехорудийной установки МК-5 выдали 14 марта 1946 года, технический проект утвердили 23 сентября 1947 года, а головной образец изготовили в мае 1950-го. Его заводские испытания провели с 5 по 26 июня того же года. Главным отличием МК-5-бис от МК-5 стало наличие дистанционного управления привода наведения и круговых подхватов (для предотвращения опрокидывания башни).
Государственные испытания первых 4 башен проходили в два этапа: с 1 октября 1951 по 30 апреля 1952 года на крейсере «Свердлов». Официально башни МК-5-бис были приняты на вооружение 22 августа. Производство МК-5-бис велось на ЛМЗ с 1949 по 1955 год, всего сдано 88 башен, то есть в расчете на 22 крейсера проекта 68-бис.
Наиболее важные особенности башен: заряжание орудий картузное; досылка снаряда с качающегося лотка, установленного на угол заряжания, в камору производилась с помощью прибойника цепного типа с приводом от электродвигателя; заряды, поднятые верхним зарядным элеватором, вынимались из него вручную и укладывались на лоток, где происходило снятие асбестового пенала; в камору заряд досылался вручную.
К недостаткам конструкции установок можно отнести несколько ручных операций — например, при перегрузке снарядов со стеллажей на транспортер и с транспортера в шахту элеватора. Однако большинство операций производилось все-таки с помощью электроприводов: всего в I — III башнях использовалось по 23 электродвигателя общей мощностью 111,8 кВт, а в IV башне — 20 электродвигателей мощностью 97,5 кВт.
В боезапас 152-мм орудий входили снаряды бронебойные, полубронебойные, осколочно-фугасные (все весом 55 кг), осветительные парашютные (48,5 кг) и дистанционные гранаты (54,23 кг), с содержанием ВВ (тротил или A-IX-2) от 2 до 11,4%. Кроме указанных снарядов по предвоенному техпроекту в состав боекомплекта МК-5 входили 152-мм осколочно-химические снаряды, по 330 штук на крейсер. Боеприпасы с ядерной боеголовкой в боекомплект не поступали, хотя на вооружении Советской Армии таковые были. Вес боевого заряда составлял 24 кг (начальная скорость 950 м/с, дальность 30 215 м), пониженно-боевого— 16,5 кг (800 м/с и 23 722 м). Максимальное давление в канале 3200 кг/см2.
Система ПУС «Молния АЦ-68-бис» для управления артиллерийским огнем ГК была разработана в НИИ-303 (главный конструктор С.Ф.Фармаковский) в 1947— 1949 годах и с 1949-го изготавливалась заводом №212. По решению МСП и ВМС от 28 мая 1949 года проект переработали в связи с установкой новых РЛС «Залп» и «Заря», а в название ПУС добавили букву «А».
Основа системы ПУС «Молния АЦ-68-бис» — 2 центральных автомата стрельбы (ЦАС) с универсальными преобразователями координат, 2 резервных автомата стрельбы (РАС) и 4 башенных автомата стрельбы (БАС) в орудийных башнях, обеспечивавшие соответственно 3 схемы стрельбы (основную, резервную и башенную) в зависимости от характера цели, различных условий видимости и состояния моря, а также стрельбу при боевых повреждениях.
Резервная схема управления огнем артиллерии ГК служила для выработки данных центральной наводки при необходимости быстро открыть огонь, для разделения огня по трем или четырем целям и при выходе из строя основной схемы.
В систему ПУС информация поступала от двух 8-м дальномеров ДМ-8-1 (пределы измерения дистанции 24 — 250 кбт (4392 — 45 750 м) и визира центральной наводки ВМЦ-5 в каждом из двух КДП2-8; двух бортовых визиров ВЦУ в боевой рубке; визиров МБ-6 и 8-м дальномера ДМ-8-2 в каждой из четырех башен ГК; радиодальномеров «Штаг-Б» (на II и III башнях), РЛС «Залп». «Заря» и «Риф». Данные поступали в систему ПУС также от датчиков лага «Гаусс-50», носового и кормового постов «Компонент», от гиропостов в носовом, кормовом, центральных постах, а также от ультразвуковой аппаратуры подводного наблюдения.
В системе ПУС впервые применили артиллерийскую РЛС «Залп», с высокой точностью обеспечивавшую измерение не только дальности и курсового угла цели, но и отклонений точек падения снарядов от цели по всплескам.
Командно-дальномерные посты КДП2-8 (СМ-18-1) крейсеров проекта 68-бис были спроектированы в„ЦКБ-34 MB и изготавливались Ижорским заводом имени А.А.Жданова. В отличие от КДП2-8 (СМ-18) крейсеров проекта 68К у них вместо РЛС «Редан-2» установили прибор приема данных от РЛС «Заря». Носовой КДП являлся главным командным постом управления огнем, а кормовой — резервным. Оборудование обоих постов одинаковое, каждый обслуживался расчетом из 8 человек. Вес носового КДП 27 356 кг, кормового - 28 036 кг.
Универсальная артиллерия крейсера состояла из шести 100-мм двухорудийных стабилизированных установок СМ-5-1, представлявших собой модификацию установок СМ-5, созданных для крейсеров проекта 68К. Начиная с пятого корабля серии использовались установки СМ-5-1 с, имевшие мелкие конструктивные изменения по сравнению с СМ-5-1.
Артустановку СМ-5 разработали в ЦКБ-34 в 1943—1947 годах, опытный образец изготовили в 1947-м, а на вооружение приняли 11 мая 1949 года. Артустановки СМ-5 и СМ-5-1 серийно выпускали на заводе «Большевик» с 1948 по 1955 год. Всего их было сдано 150 штук — для пяти крейсеров проекта 68К и двадцати — проекта 68-бис.
Ствол орудия состоял из свободной трубы, кожуха, дульной гайки и упорного кольца, причем оба ствола помещались в одной люльке. Затвор — клиновой, горизонтальный, с пружинной полуавтоматикой. Досылка патрона производилась с помощью пневматического досылателя. Стреляющий механизм ударного действия. Спуск от электромагнита или вручную. Механизм стабилизации служил для удержания оси цапф качающейся части в горизонтальной плоскости при качке корабля: стабилизация производилась автоматически и с центрального поста при помощи системы дистанционного управления. В боекомплект 100-мм орудий входили фугасные, осколочно-фугасные (вес 15,6 кг), зенитные (15,6-15,9 кг) и осветительные беспарашютные (14,82 кг) снаряды с содержанием ВВ (тротил, A-IX-2 или ДУ-5) от 5% до 8,6%. Кроме того, в боекомплект входил снаряд пассивных радиолокационных помех РП-55 весом 14,6 кг с 1,49 кг дипольно-отражательного стекловолокна. Вес боевого заряда составлял 7,2 кг (начальная скорость 1000 м/с, дальность до 24 км), уменьшенного — 3,9 кг (730 м/с и 16,7 км), специального для осветительного снаряда — 4,1 кг (780 м/с и 16,5 км). Потолок стрельбы по трубке равнялся 16—17 км, баллистический потолок около 20 км. Для стрельбы по зенитным целям имелся радиолокационный взрыватель.
Система приборов управления стрельбой «Зенит-68-бис А» предназначалась для управления стрельбой универсальной артиллерии и выдачи целеуказания малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) и состояла из двух совершенно одинаковых схем правого и левого борта с общей схемой целеуказания.
Система ПУС обеспечивала передачу целеуказания СПН, группам МЗА и 100-мм артустановкам; стрельбу по видимым и невидимым воздушным и морским целям; пикирующим и кабрирующим целям при углах пикирования до 85° и углах кабрирования до 60°; неподвижным невидимым береговым целям со вспомогательной точкой наводки — видимым ориентиром, а также по видимым береговым целям.
Для выработки данных наводки орудий в различных вариантах боевого использования система «Зенит-68-бис А» имела четыре схемы: центральной наводки с основным постом наводки (СПН-500); центральной и прицельной наводки с резервным постом наводки (100-мм артустановкой); прицельной наводки при самоуправлении артустановки; прицельной наводки батареи по данным центрального поста (аварийную).
В систему ПУС «Зенит-68-бис А» входили два центральных поста с центральным автоматом стрельбы ЦАС-1 и универсальным преобразователем координат ПКУ-1 в каждом; два СПН-500 с артиллерийской РЛС «Якорь», зенитным дальномером ДМС-4 и тремя визирами — вертикального, горизонтального наведения и управляющего огнем (пределы измерения дистанции до цели 10 — 160 кбт (1830—29 280 м). Угол стабилизации — ±5° по бортовой качке и ±5° по килевой качке; башенные приборы ЦН, ЦАС-У, прицелы и радиодальномеры «Штаг-Б». Система «Зенит-68-бис А» соединялась с другими системами и радиолокационными станциями: РЛС обнаружения «Гюйс-2» и «Риф»; системой ПУС главного калибра «Молния АЦ-68-бис А», что позволяло вести огонь главным калибром по воздушным целям; системой артиллерийской гироскопической стабилизации «Компонент»: схемами «Лаг» и «Курс», дающими скорость и курс своего корабля.
СПН-500 разработан в НИИ № 1 МСП, опытный образец изготовлен в 1950 году Ижорским заводом имени А.А.Жданова применительно к системе ПУС «Зенит-41» (им оснащался эсминец «Неустрашимый» проекта 41). Головной образец СПН-500 применительно к системе «Зе-нит-68-бис А» установили на крейсере «Свердлов» в январе 1951 года.
Зенитные автоматы. В ближней зоне самооборона крейсеров обеспечивалась 16 спаренными 37-мм автоматами В-11 или В-11М.
Технический проект установки. В-11 был разработан АНИМИ в 1940 году. Ее государственные корабельные испытания прошли на большом охотнике «Штурман» на Северном флоте с 16 июля по 12 августа 1944 года. В-11 приняли на вооружение 25 июля 1946 года. В ходе эксплуатации в ее конструкцию вносились небольшие конструктивные изменения, и она получила индекс В-11М.
Качающаяся часть установки представляла собой два автомата с баллистикой пушки 70-К, смонтированных в одной люльке. Ствол-моноблок имел принудительное водяное охлаждение, затвор вертикально-клиновой. Механизмы ВН и ГН только ручные, с двумя скоростями. Механизм стабилизации ручного действия предназначен для стабилизации оси цапф качающейся части во время качки. Проку от ручной системы стабилизации было мало, в результате расчет уменьшили на одного человека, а систему стабилизации ликвидировали. Питание автоматов обойменное (в обойме 5 патронов); подача обойм ручная.
В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие (вес 0,732 кг, вес ВВ 36 г) и бронебойно-трассирующие снаряды (вес 0,758 кг, ВВ и взрывателя нет). Начальная скорость обоих снарядов 880 м/с. Дальность стрельбы: баллистическая — 8400 м; по самоликвидатору — 4000 м; потолок - 4000 м.
Данные артустановок крейсера проекта 68-бис
Данные артустановок |
МК-5-бис |
СМ-5-1 |
В-11 |
Калибр, мм |
152,4 |
100 |
37 |
Длина ствола, мм/клб |
8935/58,6 |
7015/70 |
2579/69,7 (с пламегасителем) |
Длина канала, мм/клб |
8690/57 |
6635/66,3 |
2315/62,5 |
Объем каморы, дм3 |
32,8 |
10,5 |
0,267 |
Число нарезов |
40 |
32 |
16 |
Глубина нарезов, мм |
3,05 |
2,0 |
0,45 |
Угол ВН |
-5°30'; +45°30' |
-8°; + 85° |
-15°; +90° |
Угол ГН |
± 148° (I-III башни) ± 140° (IV башня) |
±200° |
360° |
Угол заряжания |
+ 8° |
— |
— |
Скорость наведения от электродвигателя, град/с: |
|
|
|
ВН |
13 |
16 |
12,6 |
ГН |
7 |
17 |
16,7 |
Диаметр шарового погона, мм |
5500 |
1700 |
820 |
Радиус обметания, мм: |
|
|
|
по стволам |
8750 |
2290 |
2323 |
по вращающейся броне башни |
5463 |
4300 |
— |
по броне дальномера |
6415 |
|
|
Расстояние между осями орудий, мм |
1450 |
720 |
— |
Бронирование, мм: |
|
|
|
лобовая стенка |
175 |
20 |
10 |
боковые стенки |
65 |
20 |
10 |
задняя стенка |
60 |
|
|
Крыша |
75 |
10 |
|
Шельф |
40 |
15 |
|
качающийся щит |
40 |
|
|
продольные переборки |
25 |
|
|
Барбет |
130 |
20 |
|
колпаки колонок |
30 |
|
|
колпаки дальномера |
13 |
|
|
Весовая сводка, т: |
|
|
|
качающаяся часть орудия |
17,27 |
19,64 |
0,92 |
вращающаяся броня |
85,0 |
8,3 |
0,5 |
вращающаяся часть башни |
223,3 |
43,55 |
2,26 (стабилизируемая часть) |
общий вес |
253,4 (I-III башни), 246,2 (IV башня) |
45,8 |
3,4 |
Эксплуатационные данные: |
|
|
|
Скорострельность с учетом времени на точную наводку, выстр. /мин. при действии от электродвигателя при углах: |
|
|
|
0°; +16° |
6,5 |
15-18 (одного ствола)* |
160-180 |
+16°; +30° |
5,2 |
|
|
+30°; +45° |
4,2 |
|
|
Боекомплект, хранящийся в погребах, выстрелов: |
540 (I-III башни) 510 (IV башня) ** |
по 604 (погреба №5,6) по 616 (погреба №7-10)*** |
|
Итого на крейсер, снарядов |
2202 |
3852 |
|
Расчет башни, чел. |
61 (I башня), 62 (II), 63 (III), 59 (IV) |
19 |
7-8 |
*Допустимые режимы ведения огня (во избежание нагрева ствола выше 500°С) для каждого стола: а)50 выстр. непрерывно со скорострельностью 8-15 выстр/мин; б) 6-4 группы по 10-15 выстр. с интерв. 1-2 мин.
**Кроме того, в кранцах первых выстр. по 18 снарядов
***Кроме того, в кранцах первых выстр. в каждой башне по 30 патронов.
Торпедное и минное вооружение. На крейсерах устанавливались два пятитрубных 53-см торпедных аппарата типа ПТА-53-68-бис с системой приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Сталинград-2Т-68-бис», разработанной в МНИИ-1 МСП и принятой на вооружение в 1953 году. Она обеспечивала три режима наводки — две центральные (автоматическую и полуавтоматическую) и аппаратную. ПУТС сопрягались со специальной торпедной радиолокационной станцией «Заря» и универсальным торпедным прицелом. Торпедные аппараты ПТА-53 были созданы в КБ машиностроения МСП (главный конструктор Н.К. Цикунов) и приняты на вооружение в 1948 году. Они позволяли вести воздушную и пороховую беспламенную стрельбу и имели силовую синхронно-следящую передачу, способную осуществлять полуавтоматическое дистанционное и местное наведение ТА с углом обстрела 60° от траверза.
Для приема, хранения и постановки мин на палубе устанавливались минные пути с поперечными перекатами. Корабль мог принять в перегруз 132 мины обр. 1908 г., или 76 мин обр. 1926 г., или 68 мин КБ. Кроме того, на крейсере полагалось иметь параваны-охранители типа К-1 — 4 рабочих и 4 в запасе. Торпедное и параванное вооружение оставалось, однако, очень недолго: в ходе модернизации его сняли.