Артиллерийское и торпедное вооружение

 

Артиллерия главного калибра (ГК) состояла из двенадцати 152-мм орудий Б-38, помещенных в четыре трехорудийные башни МК-5-бис. ТТЗ на разработку пушки Б-38 было выдано 29 сентября 1938 года КБ завода «Большевик». Первый опытный образец изготовили в 1940 году, его испытания прошли на НИАПе с 3 июня по 17 сентября того же года. К началу Великой Отечественной войны ус­пели изготовить около 10 пушек (качаю­щихся частей), одна из которых вела огонь по немцам с полигонного станка, а еще несколько разместили на желез­нодорожных установках на станках от 203/45-мм пушек Канэ. В 1947 году про­изводство Б-38 возобновили, и оно про­должалось до 1955 года включительно на том же заводе «Большевик».

Ствол орудия, состоявший из оболоч­ки, лейнера, втулки затвора, дульной гай­ки и казенника, имел нарезку постоянной крутизны. Затвор пушки поршневой, двух­тактного действия, с пластическим обтю­ратором и грузовым уравновешиванием, открывался вверх. Приводы затвора — от электродвигателя постоянного тока ПН-17,5 и ручной. Стреляющий ме­ханизм БС-9 гальваноударного действия. В качестве противооткат­ных устройств в нижней части люль­ки размещались два тормоза отка­та веретенного типа и один гидро­пневматический накатник.

Проектирование башенной уста­новки МК-5 было начато в мае 1937 года в КБ ЛМЗ. Ее технический про­ект представили 13 октября 1938 года, изготавливать опытный образец на­чали на Старокраматорском заводе, но помешала война.

В 1946— 1947 годах чертежи башни откорректировали в ЦКБ-34 в соответствии с ТТЗ, утвержденным в марте 1946 года. Первый образец закончили в I квартале 1947 года, а в 1949-м на ЛМЗ была сдана 20-я по счету башня МК-5, на чем их производство и завершилось. Все они уста­навливались на крейсерах проекта 68К.

ТТЗ на модернизацию 152-мм трехорудийной установки МК-5 выдали 14 мар­та 1946 года, технический проект утвер­дили 23 сентября 1947 года, а головной образец изготовили в мае 1950-го. Его заводские испытания провели с 5 по 26 июня того же года. Главным отличием МК-5-бис от МК-5 стало наличие дистан­ционного управления привода наведения и круговых подхватов (для предотвраще­ния опрокидывания башни).

Государственные испытания первых 4 башен проходили в два этапа: с 1 ок­тября 1951 по 30 апреля 1952 года на крейсере «Свердлов». Официально баш­ни МК-5-бис были приняты на вооруже­ние 22 августа. Производство МК-5-бис велось на ЛМЗ с 1949 по 1955 год, всего сдано 88 башен, то есть в расчете на 22 крейсера проекта 68-бис.

Наиболее важные особенности ба­шен: заряжание орудий картузное; до­сылка снаряда с качающегося лотка, установленного на угол заряжания, в ка­мору производилась с помощью прибой­ника цепного типа с приводом от элек­тродвигателя; заряды, поднятые верхним зарядным элеватором, вынимались из него вручную и укладывались на лоток, где происходило снятие асбестового пе­нала; в камору заряд досылался вручную.

К недостаткам конструкции установок можно отнести несколько ручных опера­ций — например, при перегрузке снаря­дов со стеллажей на транспортер и с транспортера в шахту элеватора. Одна­ко большинство операций производилось все-таки с помощью электроприводов: всего в I III башнях использовалось по 23 электродвигателя общей мощностью 111,8 кВт, а в IV башне — 20 электродви­гателей мощностью 97,5 кВт.

В боезапас 152-мм орудий входили снаряды бронебойные, полубронебой­ные, осколочно-фугасные (все весом 55 кг), осветительные парашютные (48,5 кг) и дистанционные гранаты (54,23 кг), с содержанием ВВ (тротил или A-IX-2) от 2 до 11,4%. Кроме указанных снарядов по предвоенному техпроекту в состав боекомплекта МК-5 входили 152-мм осколочно-химические снаряды, по 330 штук на крейсер. Боеприпасы с ядер­ной боеголовкой в боекомплект не по­ступали, хотя на вооружении Советской Армии таковые были. Вес боевого за­ряда составлял 24 кг (начальная ско­рость 950 м/с, дальность 30 215 м), пониженно-боевого— 16,5 кг (800 м/с и 23 722 м). Максимальное давление в канале 3200 кг/см2.

Система ПУС «Молния АЦ-68-бис» для управления артиллерийским огнем ГК была разработана в НИИ-303 (глав­ный конструктор С.Ф.Фармаковский) в 1947— 1949 годах и с 1949-го изготав­ливалась заводом №212. По решению МСП и ВМС от 28 мая 1949 года проект переработали в связи с установкой но­вых РЛС «Залп» и «Заря», а в название ПУС добавили букву «А».

Основа системы ПУС «Молния АЦ-68-бис» — 2 центральных автомата стрельбы (ЦАС) с универсальными пре­образователями координат, 2 резервных автомата стрельбы (РАС) и 4 ба­шенных автомата стрельбы (БАС) в ору­дийных башнях, обеспечивавшие соот­ветственно 3 схемы стрельбы (основ­ную, резервную и башенную) в зависи­мости от характера цели, различных условий видимости и состояния моря, а также стрельбу при боевых повреж­дениях.

Резервная схема управления огнем артиллерии ГК служила для выработки данных центральной наводки при необ­ходимости быстро открыть огонь, для разделения огня по трем или четырем целям и при выходе из строя основной схемы.

В систему ПУС информация поступа­ла от двух 8-м дальномеров ДМ-8-1 (пре­делы измерения дистанции 24 — 250 кбт (4392 — 45 750 м) и визира центральной наводки ВМЦ-5 в каждом из двух КДП2-8; двух бортовых визиров ВЦУ в боевой рубке; визиров МБ-6 и 8-м дальномера ДМ-8-2 в каждой из четырех башен ГК; радиодальномеров «Штаг-Б» (на II и III башнях), РЛС «Залп». «Заря» и «Риф». Данные поступали в систему ПУС также от датчиков лага «Гаусс-50», носового и кормового постов «Компонент», от гиропостов в носовом, кормовом, централь­ных постах, а также от ультразвуковой ап­паратуры подводного наблюдения.

В системе ПУС впервые применили артиллерийскую РЛС «Залп», с высокой точностью обеспечивавшую измерение не только дальности и курсового угла цели, но и отклонений точек падения сна­рядов от цели по всплескам.

Командно-дальномерные посты КДП2-8 (СМ-18-1) крейсеров проекта 68-бис были спроектированы в„ЦКБ-34 MB и изготавливались Ижорским заводом име­ни А.А.Жданова. В отличие от КДП2-8 (СМ-18) крейсеров проекта 68К у них вместо РЛС «Редан-2» установили при­бор приема данных от РЛС «Заря». Но­совой КДП являлся главным командным постом управления огнем, а кормовой — резервным. Оборудование обоих постов одинаковое, каждый обслуживался рас­четом из 8 человек. Вес носового КДП 27 356 кг, кормового - 28 036 кг.

Универсальная артиллерия крейсера состояла из шести 100-мм двухорудийных стабилизированных установок СМ-5-1, представлявших собой модификацию установок СМ-5, созданных для крейсеров проекта 68К. Начиная с пятого корабля серии использовались установки СМ-5-1 с, имевшие мелкие конструктивные изменения по сравнению с СМ-5-1.

Артустановку СМ-5 разработали в ЦКБ-34 в 1943—1947 годах, опытный образец изготовили в 1947-м, а на во­оружение приняли 11 мая 1949 года. Артустановки СМ-5 и СМ-5-1 серийно вы­пускали на заводе «Большевик» с 1948 по 1955 год. Всего их было сдано 150 штук — для пяти крейсеров проекта 68К и двадцати — проекта 68-бис.

Ствол орудия состоял из свободной трубы, кожуха, дульной гайки и упорного кольца, причем оба ствола помещались в одной люльке. Затвор — клиновой, гори­зонтальный, с пружинной полуавтомати­кой. Досылка патрона производилась с помощью пневматического досылателя. Стреляющий механизм ударного действия. Спуск от электромагнита или вручную. Механизм стабилизации служил для удержания оси цапф качающейся части в го­ризонтальной плоскости при качке кораб­ля: стабилизация производилась автома­тически и с центрального поста при помо­щи системы дистанционного управления. В боекомплект 100-мм орудий входи­ли фугасные, осколочно-фугасные (вес 15,6 кг), зенитные (15,6-15,9 кг) и осветительные беспарашютные (14,82 кг) снаряды с содержанием ВВ (тротил, A-IX-2 или ДУ-5) от 5% до 8,6%. Кроме того, в боекомплект входил снаряд пассивных радиолокационных помех РП-55 весом 14,6 кг с 1,49 кг дипольно-отражательного стекловолокна. Вес боевого заряда составлял 7,2 кг (начальная скорость 1000 м/с, дальность до 24 км), умень­шенного — 3,9 кг (730 м/с и 16,7 км), спе­циального для осветительного снаряда — 4,1 кг (780 м/с и 16,5 км). Потолок стрельбы по трубке равнялся 16—17 км, баллистический потолок около 20 км. Для стрельбы по зенитным целям имелся радиолокационный взрыватель.

Система приборов управления стрель­бой «Зенит-68-бис А» предназначалась для управления стрельбой универсальной артиллерии и выдачи целеуказания мало­калиберной зенитной артиллерии (МЗА) и состояла из двух совершенно одинаковых схем правого и левого борта с об­щей схемой целеуказания.

Система ПУС обеспечивала переда­чу целеуказания СПН, группам МЗА и 100-мм артустановкам; стрельбу по ви­димым и невидимым воздушным и мор­ским целям; пикирующим и кабрирующим целям при углах пикирования до 85° и углах кабрирования до 60°; неподвиж­ным невидимым береговым целям со вспомогательной точкой наводки — види­мым ориентиром, а также по видимым береговым целям.

Для выработки данных наводки ору­дий в различных вариантах боевого ис­пользования система «Зенит-68-бис А» имела четыре схемы: центральной навод­ки с основным постом наводки (СПН-500); центральной и прицельной наводки с резервным постом наводки (100-мм артустановкой); прицельной наводки при самоуправлении артустановки; прицель­ной наводки батареи по данным цен­трального поста (аварийную).

В систему ПУС «Зенит-68-бис А» вхо­дили два центральных поста с централь­ным автоматом стрельбы ЦАС-1 и уни­версальным преобразователем коорди­нат ПКУ-1 в каждом; два СПН-500 с ар­тиллерийской РЛС «Якорь», зенитным дальномером ДМС-4 и тремя визирами — вертикального, горизонтального наведе­ния и управляющего огнем (пределы из­мерения дистанции до цели 10 — 160 кбт (1830—29 280 м). Угол стабилизации — ±5° по бортовой качке и ±5° по килевой качке; башенные приборы ЦН, ЦАС-У, прицелы и радиодальномеры «Штаг-Б». Система «Зенит-68-бис А» соединялась с другими системами и радиолокацион­ными станциями: РЛС обнаружения «Гюйс-2» и «Риф»; системой ПУС глав­ного калибра «Молния АЦ-68-бис А», что позволяло вести огонь главным калиб­ром по воздушным целям; системой ар­тиллерийской гироскопической стабили­зации «Компонент»: схемами «Лаг» и «Курс», дающими скорость и курс свое­го корабля.

СПН-500 разработан в НИИ № 1 МСП, опытный образец изготовлен в 1950 году Ижорским заводом имени А.А.Жданова применительно к системе ПУС «Зенит-41» (им оснащался эсминец «Неустраши­мый» проекта 41). Головной образец СПН-500 применительно к системе «Зе-нит-68-бис А» установили на крейсере «Свердлов» в январе 1951 года.

Зенитные автоматы. В ближней зоне самооборона крейсеров обеспечивалась 16 спаренными 37-мм автоматами В-11 или В-11М.

Технический проект установки. В-11 был разработан АНИМИ в 1940 году. Ее государственные корабельные испыта­ния прошли на большом охотнике «Штур­ман» на Северном флоте с 16 июля по 12 августа 1944 года. В-11 приняли на вооружение 25 июля 1946 года. В ходе эксплуатации в ее конструкцию вноси­лись небольшие конструктивные измене­ния, и она получила индекс В-11М.

Качающаяся часть установки пред­ставляла собой два автомата с баллис­тикой пушки 70-К, смонтированных в одной люльке. Ствол-моноблок имел принудительное водяное охлаждение, затвор вертикально-клиновой. Механиз­мы ВН и ГН только ручные, с двумя ско­ростями. Механизм стабилизации ручно­го действия предназначен для стабили­зации оси цапф качающейся части во время качки. Проку от ручной системы стабилизации было мало, в результате расчет уменьшили на одного человека, а систему стабилизации ликвидировали. Питание автоматов обойменное (в обой­ме 5 патронов); подача обойм ручная.

В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие (вес 0,732 кг, вес ВВ 36 г) и бронебойно-трассирующие снаряды (вес 0,758 кг, ВВ и взрывателя нет). Начальная скорость обоих снарядов 880 м/с. Дальность стрельбы: баллисти­ческая — 8400 м; по самоликвидатору — 4000 м; потолок - 4000 м.

 

Данные артустановок крейсера проекта 68-бис

Данные артустановок

МК-5-бис

СМ-5-1

В-11

Калибр, мм

152,4

100

37

Длина ствола, мм/клб

8935/58,6

7015/70

2579/69,7

(с пламегасителем)

Длина канала, мм/клб

8690/57

6635/66,3

2315/62,5

Объем каморы, дм3

32,8

10,5

0,267

Число нарезов

40

32

16

Глубина нарезов, мм

3,05

2,0

0,45

Угол ВН

-5°30'; +45°30'

-8°; + 85°

-15°; +90°

Угол ГН

± 148° (I-III башни)

± 140° (IV башня)

±200°

360°

Угол заряжания

+ 8°

Скорость наведения от

электродвигателя, град/с:

 

 

 

ВН

13

16

12,6

ГН

7

17

16,7

Диаметр шарового погона, мм

5500

1700

820

Радиус обметания, мм:

 

 

 

по стволам

8750

2290

2323

по вращающейся броне башни

5463

4300

по броне дальномера

6415

 

 

Расстояние между осями орудий, мм

1450

720

Бронирование, мм:

 

 

 

лобовая стенка

175

20

10

боковые стенки

65

20

10

задняя стенка

60

 

 

Крыша

75

10

 

Шельф

40

15

 

качающийся щит

40

 

 

продольные переборки

25

 

 

Барбет

130

20

 

колпаки колонок

30

 

 

колпаки дальномера

13

 

 

Весовая сводка, т:

 

 

 

качающаяся часть орудия

17,27

19,64

0,92

вращающаяся броня

85,0

8,3

0,5

вращающаяся часть башни

223,3

43,55

2,26

(стабилизируемая часть)

общий вес

253,4 (I-III башни),

246,2 (IV башня)

45,8

3,4

Эксплуатационные данные:

 

 

 

Скорострельность с учетом времени на точную наводку, выстр. /мин. при действии от электродвигателя при углах:

 

 

 

0°; +16°

6,5

15-18 (одного ствола)*

160-180

+16°; +30°

5,2

 

 

+30°; +45°

4,2

 

 

Боекомплект, хранящийся в погребах, выстрелов:

540 (I-III башни)

510 (IV башня) **

по 604 (погреба №5,6) по 616 (погреба №7-10)***

 

Итого на крейсер, снарядов

2202

3852

 

Расчет башни, чел.

61 (I башня), 62 (II), 63 (III), 59 (IV)

19

7-8

*Допустимые режимы ведения огня (во избежание нагрева ствола выше 500°С) для каждого стола: а)50 выстр. непрерывно со скорострельностью 8-15 выстр/мин; б) 6-4 группы по 10-15 выстр. с интерв. 1-2 мин.

**Кроме того, в кранцах первых выстр. по 18 снарядов

***Кроме того, в кранцах первых выстр. в каждой башне по 30 патронов.

 

Торпедное и минное вооружение. На крейсерах устанавливались два пятитрубных 53-см торпедных аппарата типа ПТА-53-68-бис с системой приборов уп­равления торпедной стрельбой (ПУТС) «Сталинград-2Т-68-бис», разработанной в МНИИ-1 МСП и принятой на вооружение в 1953 году. Она обеспечивала три режи­ма наводки — две центральные (автомати­ческую и полуавтоматическую) и аппарат­ную. ПУТС сопрягались со специальной торпедной радиолокационной станцией «Заря» и универсальным торпедным при­целом. Торпедные аппараты ПТА-53 были созданы в КБ машиностроения МСП (глав­ный конструктор Н.К. Цикунов) и приняты на вооружение в 1948 году. Они позволя­ли вести воздушную и пороховую беспла­менную стрельбу и имели силовую син­хронно-следящую передачу, способную осуществлять полуавтоматическое дистан­ционное и местное наведение ТА с углом обстрела 60° от траверза.

Для приема, хранения и постановки мин на палубе устанавливались минные пути с поперечными перекатами. Ко­рабль мог принять в перегруз 132 мины обр. 1908 г., или 76 мин обр. 1926 г., или 68 мин КБ. Кроме того, на крейсере по­лагалось иметь параваны-охранители типа К-1 — 4 рабочих и 4 в запасе. Торпедное и параванное вооружение оставалось, однако, очень недолго: в ходе модерни­зации его сняли.