Строительство и испытания

 

Строительство легких крейсеров про­екта 68-бис развернули на девяти по­строечных местах четырех заводов — в Ленинграде (заводы № 189 и 194), Ни­колаеве (№ 444) и Молотовске (№ 402). Первый корабль серии — «Дзержинс­кий» — заложили 21 декабря 1948 года в Николаеве; за ним в 1948 — 1954 годах последовали еще 22 единицы. Это была самая крупная серия крейсеров в исто­рии отечественного судостроения. При­менение новой технологии позволило сократить сроки постройки серийных ко­раблей почти вдвое и довести их до двух с половиной лет.

Швартовые испытания крейсера «Свердлов» — головного корабля ленин­градской постройки — были проведены с 6 апреля по 17 августа 1951 года, а за­водские ходовые — с 18 августа по 30 сентября. Государственные испытания начались 1 ноября и закончились 17 ян­варя следующего года. Последние вклю­чали в себя мореходные испытания в районе Осмуссар-Пакри при волнении моря от 4 до 7 баллов и скорости крей­сера от 18,6 до 32,3 узла. Затем до 22 апреля занимались устранением выяв­ленных конструктивных недостатков (до­водка установок В-11, подкрепление кормовой части корпуса и некоторые дру­гие работы). Приемный акт подписали 15 мая 1952 года; таким образом, от заклад­ки до приемки корабля прошло 2,5 года.

Швартовые испытания головного чер­номорского крейсера «Дзержинский» проводились с 4 августа по 2 ноября 1951 года, а государственные — с 16 декабря по 30 июня следующего года. Затем, до 8 июля 1952 года, занимались устране­нием выявленных конструктивных недо­статков и доводочными работами. Акт о сдаче оформили 14 августа 1952 года.

Стандартное и нормальное водоизме­щение на «Дзержинском» оказалось меньше проектного на 385 т и 350 т со­ответственно за счет не использованно­го заводом водоизмещения, получения брони и металла для постройки корпуса корабля только с минус-допусками по весу и снятия бомбометного вооружения, прожекторов и пневмопочты.

В ходе государственных испытаний имел место отрыв поперечного набора наружной обшивки на 186 — 190-м шпан­гоутах (отсек №3). Пришлось усилить набор наружной обшивки в районе 157 — 200-го шпангоутов. Комиссия отметила, что малы рубка сигнальщиков и площад­ка рубок РЛС «Якорь», а деревянный на­стил, уложенный на металлическую па­лубу не на сплошном слое мастики, при­водит к проникновению воды между на­стилом и палубой и вызывает коррозию металла. Также были обнаружены 18 сквозных трещин в 10 сварных броневых плитах, которые по указанию комиссии заварили.

 

Строительство легких крейсеров в 1950—1955 годах

Проект

Завод-

строитель,  №

Количество сданных    кораблей    по

годам

Итого

построено

Недостроено

1950

1951

1952

1953

1954

1955

68К

189

2

-

-

-

-

-

2

-

194

1

-

-

-

-

-

1

-

444

2

-

-

-

-

-

2

-

68-бис

189

-

-

2

2

2

-

6

3

194

-

-

2

1

-

-

3

1

444

-

-

2

1

1

-

4

1

402

-

-

-

-

1

1

2

2

Итого:

 

5

-

6

4

4

1

20

7

 

Основные этапы постройки крейсеров проекта 68-бис

Наименование

Заводской номер

Завод, N

Зачислен в списки ВМФ

Заложен

Спущен на воду

Вступил в строй

Вошел в состав ВМФ

«Свердлов»

408

189

3.12.1947

15.10.1949

5.07.1950

15.05. 1952

31.08. 1952

«Жданов» (с 21. 02. 1989-КРУ-101)

419

189

1.12. 1948

11.02. 1950

27.12. 1950

31.12. 1952

25.01. 1953

«Александр Суворов»

436

189

31.08. 1951

26.02. 1951

15.05. 1952

31.12. 1953

18.02. 1954

«Адмирал Сенявин»

437

189

31.08. 1951

31.10. 1951

22.12. 1952

30.11. 1954

18.12. 1954

«Дмитрий Пожарский»

445

189

31.08. 1951

31.02. 1951

25.06. 1953

31.12. 1954

31.01. 1955

«Кронштадт»

453

189

25.09. 1953

4. 1953

11.09. 1954

- (1)

-(2)

«Таллин»

454

9

25.08. 1953

28.09. 1953

28.05. 1955

- (1)

-(2)

«Варяг»

460

189

5.02. 1954

5.02. 1954

5.06. 1956

-

-(2)

«Адмирал Ушаков»

420

189

9.11. 1950

31.08. 1950

29.09. 1951

8.09. 1953

19.09. 1953

«Александр Невский»

625

194

1.12. 1948

30.05. 1950

7.06. 1951

31.12. 1952

15.02. 1953

«Адмирал Лазарев»

626

194

9.11. 1950

6.02. 1951

29.06. 1952

30.12. 1953

18.02. 1954

«Орджоникидзе»

600

194

3.12. 1947

19.10. 1949

17.09. 1950

18.08. 1952

31.08. 1952

«Щербаков»

627

194

31.08. 1951

6. 1951

17.03. 1953

-(4)

-(2)

«Козьма Минин», с 25.09.1953 г. -«Архангельск»

628 303

194

402 (5)

31.08. 1951

1952

-(6)

-

-(2)

«Дмитрий Донской», с 25.09. 1953 г. - «Владивосток»

629 304

194

402 (7)

31.08. 1951

1952

-(6)

-

-(2)

Без названия

631

194

-

1952

-

-(8)

-

«Молотовск», с 3.08. 1957 г. -«Октябрьская революция»

301

402

25.09. 1953

15.07. 1952

25.05. 1954

30.11. 1954

18.12. 1954

«Мурманск»

302

402

25.09. 1953

28.01. 1953

24.04. 1955

22.09. 1955

6.10. 1955

«Дзержинский»

374

444

3.12. 1947

21.12. 1948

31.08. 1950

18.08. 1952

30.08. 1952

«Адмирал Нахимов»

375

444

1.12. 1948

27.06. 1950

29.06. 1951

27.03. 1953

8.02. 1953

«Михаил Кутузов»

385

444

9.11. 1950

23.02. 1951

29.11. 1952

30.12. 1954

31.01. 1955

«Адмирал Корнилов»

395

444

31.08. 1951

16.11. 1951

17.03. 1954

-(9)

-(2)

Без названия

366

444

-

1952

-

-(10)

-(2,

(1) На 1.01.1953 готовность 7,74-6,26%

(2) 2.09.1959 г. сняты со строительства, исключены из состава ВМФ и переданы Главвторчермету для демонтажа и разделки на металл.

(3) На 1.01.1953 готовность 2,0-1,86%

(4) На 1.01.1953 готовность 58,7-50,61%

(5) На 1.07.1952 готовность 15,5-20,8%.

(6) Работы прекращены 27.09.1952 г. Осенью 1953 г. днищевые конструкции спущены на воду и отбуксированы на понтонах по Беломорско-Балтийскому каналу в Молотовск. На заводе № 402 крейсера перезаложены под новыми названиями. На 1.07.1952 готовность 4,5—7,09%.

(7) На 1.07.1952 готовность 0,32-0,61%. Работы прекращены 27.09.1952 г.

(8) На 1.01.1953 готовность 21,5-30,68%

(9) На 1.01.1953 готовность 0,01 %, а должна была быть 2%.