Последний винджаммер

Контракт на постройку “Падуи” верфь Текленборга в Геест-мюнде получила в 1925 году. 24 июня следующего года четырехмачтовый барк сошел на воду и два месяца спустя уже был готов к выходу в море. Его “крестной матерью” стала дочь главы фирмы Кристина Лайеш.

Конструктивно “Падуя” была аналогична своим предшественникам — “Пангани”, “Памиру”, “Пассату”, “Приваллу” и другим. Основными ее отличиями стало устройство кубриков для приема 40 кадетов и отсутствие среднего диптанка: вместо него парусник принимал 437 т водяного балласта в двойное дно и еще 16 т в ахтерпик.

КОРПУС барка стальной, клепаный, построен по классу и правилам Германского Ллойда. Система набора — поперечная, шпация составляет 635 мм (в носовой части —610 мм). Толщина обшивки — до 13 мм; сорт металла (согласно проведенным в СССР анализам) соответствует стали 3. Водонепроницаемых переборок 7; они расположены на 8, 22, 42, 74, 86, 122 и 135-м шпангоутах* (нумерация шпангоутов на немецких судах ведется с кормы в нос).

По архитектуре судно трехостровное, двухпалубное. В средней надстройке располагались помещения постоянного экипажа, кают-компания и камбуз, в кормовой — кубрики для кадетов, в носовой — кладовые и технические помещения. На средней надстройке позади штурвала имелась деревянная штурманская рубка, которую немецкие моряки двусмысленно называли “Kartenhaus” — “карточный домик”.

РАНГОУТ. Мачты стальные, склепаны внахлест двухрядными швами, по стыкам — трехрядными. Фок- и обе грот-мачты выполнены в одно целое со стеньгами. На каждой мачте (кроме бизани) установлено по одному несъемному марсу и салингу. Углы наклона мачт в корму составляют 3° для фок-мачты, 4° для 1-й грот-мачты, 5° для 2-й грот-мачты и 5,5° для бизань-мачты. Максимальный диаметр мачт 760 — 840 мм, их высота над ватерлинией — до 56 м.

Все реи, гики и флагштоки — стальные, за исключением деревянного флагштока на бизань-мачте. Нижние три ряда реев клепаные,верхние — из цельнотянутых труб. Длина нижних реев вместе с ноками достигала 29,9 м. Конструкция бушприта аналогична мачтам, его максимальный диаметр составлял 700 мм, длина— 14,1 м от носового перпендикуляра.

ТАКЕЛАЖ барка— пеньковый, ванты и фордуны были покрыты тиром (специальным составом черного цвета). В небольшом количестве применялись стальной трос и цепи. Блоки преимущественно деревянные. На вантах вместо выбленок крепились деревянные перекладины — балясины.

Такелажные механизмы включали в себя 3 брасовые, 3 самотормозящиеся марса-фальные, 3 марса-фальные и брам-фальные лебедки, а также 6 двухзаходных ручных шпилей. Наиболее сложные из них — брасовые лебедки для обрасопки реев при сменах галса судна: они имели по три пары конических барабанов, и при навивке снастей одного борта с парного барабана на такую же величину сматывались снасти другого борта. Кроме того, на “Падуе” устанавливались более простые фальшбортные лебедки для шкотов и галсов нижних парусов. Все перечисленные механизмы имели ручной привод: паровых машин на судне не было.

ПАРУСА изготавливались из парусины “капгорновского” стандарта (весом 1 кг/м2). Общая площадь всех 32 парусов — 3800 м2**. Любопытно, что на весьма точной модели барка “Падуя”, хранящейся в Морском музее города Бремерхафена, имеется 34 паруса: между фок-мачтой, 1-й и 2-й грот-мачтами установлено по 3 стакселя вместо двух на чертежах. Фотографий “Падуи” с полностью поставленными парусами не сохранилось, поэтому неясно, были эти два верхних стакселя в действительности или нет.

РУЛЕВОЙ ПРИВОД — ручной, типичный для больших винд-жаммеров прошлого века. Основной рулевой пост располагался на спардеке перед штурманской рубкой и состоял из двух насаженных на один вал штурвалов, изготовленных из тикового дерева. На юте был установлен запасной пост с приводом Дэвиса. Управление баллером руля осуществлялось с помощью штуртроса, пропущенного в специальных трубах вдоль всей верхней палубы судна. Перо руля — параболической формы. Для уменьшения напряжений в штуртросе, возникающих от ударов волн по рулю, предусматривалось специальное устройство с ножными педалями, позволяющее блокировать привод.

СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА. Якорное устройство включало в себя два становых адмиралтейских якоря весом по 3,25 т с якорь-цепями калибра 57 мм и длиной по 250 м. Якоря убираются на палубу полубака кат-балкой и кат-талями и крепятся аналогично тому, как это делалось на старинных парусниках — с помощью пертулиней и рустовов. Между клюзами и брашпилем установлены два винтовых цепных стопора.

“Падуя” имела электрическое освещение — под палубой полуюта был установлен дизель-генератор; рядом располагалась аккумуляторная для обеспечения аварийного освещения.

Носовые ходовые огни, установленные на полубаке в специальных башенках (производитель — фирма Текленборга— именовала их “маяками”), по традиции имели масляные либо керосиновые лампы.

Водоотливная и балластная системы оснащались помпами с ручным приводом. Также ручными были и три грузовые лебедки: компания Лайешей по-прежнему не желала тратиться на топливо и механические приводы, предпочитая строить свой бизнес на дармовом ветре и дешевом ручном труде матросов и учеников. И “Падуя” вошла в историю тем, что оказалась последним крупным парусником, построенным без вспомогательного двигателя. Все ее последователи уже были парусно-мо-торными судами и использовались только в качестве учебных.

 

*Данные для барка “Крузенштерн”. По всей вероятности, расположение водонепроницаемых переборок на судне не изменялось.

**Ныне на “Крузенштерне” площадь 1 -го и 2-го гротов уменьшена - это связано с переделкой надстроек и шлюпочного устройства.