Минно-тральные корабли

 

Минные заградители типа «Амур» — 2 ед.

39.jpg

 

«Амур»     БЗ 18.7.1906/16.6.1907/10.1909 - затоплен 28.8.1941

«Енисей»   БЗ 29.5.1905/5.7.1906/24.10.1909 - погиб 22.5.1915

 

2926 т, 98,9x14x4,4 м. ПМ - 2, 6 ПК, 5000 и.л.с.=16 уз., 580 т угля. Эк. 312 чел. 5—120 мм/45, 2 — 75 мм/50, 8 пул., 320 мин загр.

 

Построены по проекту одноименных кораблей, погибших у Порт-Артура в 1904 г., отличались лишь усиленным вооружением. В годы 1-й мировой войны активно участвовали в минных поста­новках. «Енисей» торпедирован германской подлодкой U-26 в 10 милях от о.Оденсхольм, погибло 298 чел. «Амур» после Граждан­ской войны использовался в качестве блокшива и учебного судна; затоплен на Таллинском рейде в 1941 г.

 

Минный заградитель «Волга» — 1 ед.

40.jpg

 

«Волга» Адм 20.5.1903/28.8.1904/18.3.1909 - искл. 1944

 

1711 т, 70,3x11,9x4,35 м. ПМ - 2, 4 ПК, 1600 ил.с.=13,5 уз., 110 т угля. Эк. 219 чел. 4 — 47 мм, 230 мин загр.

 

Строился как минный транспорт, в мирное время предполага­лось использовать в качестве судна маячной и лоцманской служ­бы. Обладал плохой мореходностью и низкой остойчивостью. Тем не менее активно участвовал в минно-заградительных операциях в годы 1-й мировой войны. 31.12.1922 переименован в «9 янва­ря», с 1938 г. использовался в роли несамоходной плавбазы, в 1944 г. передан гражданской организации. Корпус судна сохра­нился по сей день.

 

Минный заградитель «Ладога» — 1 ед.

41.jpg

 

6100 т, 92,1x15,3x7,4 м-ПМ- 1, 7 ПК, 4000 и.л.с.=12,2 уз., 365 т угля. Эк. 318 чел. 4 — 47 мм, 1080 мин загр.

 

Бывший броненосный крейсер «Минин», построенный в 1866 — 1878 гг. В 1909 г. переоборудован в минный заградитель; по чис­лу принимаемых на борт мин был бесспорным рекордсменом. По­гиб 2.8.1915 у о.Эре после подрыва на мине, выставленной не­мецкой ПЛ UC-4.

 

Минные заградители типа «Нарова» — 2 ед.

42.jpg

 

«Нарова», «Онега».

 

4838 - 4960 т, 87 - 91x14,6x6 - 6,1 м. ПМ - 1, 4-6 ПК, 4000 л.с.=11,5 уз., 400 — 540 т угля. Эк. 283 чел. 4 — 75 мм/50, 4 пул., до 380 мин загр.

 

Соответственно бывшие броненосные крейсера «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский», построенные в 1870— 1877 гг.; в 1909 г. переоборудованы в минные заградители. «Онега» имела меньшую вместимость мин (220 — 283, в зависимости от типа). Оба участвовали в заградительных операциях в Финском заливе в годы 1-й мировой войны. «Онега» в 1918 г. переименована в «Баррика­ду», «Нарова» в 1924 г. — в «25 октября». Оба служили в качестве различных вспомогательных судов до 1940-х гг.

 

Минный заградитель «Воин» — 1 ед.

43.jpg

 

640/776 т, 50x8x2,7 м. ПМ - 1, 800 и.л.с=10 уз. Эк. 47 чел. 2-75 мм, 150 мин загр.

 

Построен в 1916 г. на Коломенском заводе в качестве минного транспорта Свеаборгской крепости. В апреле 1918 г. захвачен финнами и переименован в М-1, затем в «Лоухи». Потоплен 12.1.1945 немецким торпедным катером.

 

Минный заградитель «Заградитель» — 1 ед.

44.jpg

 

388/459 т, 46,3x7,3x3,05 м. ПМ - 1, 480 л.с.=9,5 уз. Эк. 33 чел.

 

Построен в 1906 г. в Або как минный транспорт Кронштадтской крепости, официально числился в составе Военного ведомст­ва. После Гражданской войны служил преимущественно гидро­графическим судном, в январе 1932 г. переименован в «Азимут». Погиб 22.11.1941 от подрыва на мине.

 

 

Сетевые заградители типа «Демосфен» — 4+5 ед.

45.jpg

 

«Припять», «Терек», «Кубань», «Индигирка», «Клязьма», «Сейм», «Кивач», «Исеть», «Селенга».

 

320 - 388 т, 47,5 - 51,4x7,6 - 8x1,3 - 1,47 м. Диз. — 2, 400 — 500 л.с.=9 — 11 уз. 2 — 75 мм/50, 2 пул., 100— 120 мин загр.

 

Универсальные мелкосидящие суда, предназначенные для по­становки минных и противолодочных сетевых заграждений. Голов­ной заградитель «Припять» переоборудован из волжского дизель­ного буксира «Демосфен», построенного в Нижнем Новгороде в 1914 г. Проект оказался удачным, и в 1916 г. четырем заводам был выдан заказ на постройку еще 8 судов для БФ. Правда, ни одно из них на Балтику не попало: «Терек», «Кубань» и «Индигир­ка» вошли в строй в 1918 — 1919 гг. как канонерские лодки Волжс­кой военной флотилии, остальные так и не были достроены. «Те­рек» погиб в мае 1919 г. в ходе Гражданской войны, «Припять», «Кубань» и «Индигирка» в 1920-е гг. переданы гражданским орга­низациям. В мае 1917 г. был выдан наряд на строительство уни­версальных дизельных кораблей типа «Усиленный Демосфен», сочетавших в себе черты заградителей и канонерских лодок (500 т, 1600 л.с.=14 уз., 3 — 102 мм/60, 1—76 мм зен., 2 пул., 60 мин загр.). Эта программа осталась нереализованной.

 

Сетевые заградители типа «Бурлак» — 5 ед.

46.jpg

 

«Зея», «Бурея», «Иртыш», «Луга», «Молога» (II).

 

220 - 250 т, 40,4-46,4x7,5-7,6x0,91 - 1,25 м. Диз. - 2, 280 -300 л.с.=9- 12 , уз. 2-75 мм/ 50, 2 пул., 95—100 мин загр.

 

Первые 3 судна представляли собой дизельные волжские букси­ры «Бурлак», «Матрос» и «Коновод», построенные в 1915— 1916 гг. в Нижнем Новгороде и осенью 1916 г. переоборудованные в сетевые заградители. Все они несколько отличались друг от друга; «Иртыш» («Коновод») имел меньшую мощность дизелей (180 л.с.=8,5 уз.). В 1916 г. заводу «Нижегородский теплоход» был выдан заказ на по­стройку заградителей «Луга» и «Молога», известных как «Усиленный Бурлак». Они вошли в строй БФ в конце 1917 г. В апреле 1918 г. все 5 заградителей были захвачены финнами в Гельсингфорсе.

 

Сетевые заградители типа «Яуза» — 2 ед.

 

«Яуза», «Березина».

 

380 т, 50,7x16,8x1,3 м. ПМ, 600 л.с.=7,5 уз. 2-75 мм/50, 2 пул., 120 мин загр.

 

Колесные заградители, построены на Коломенском заводе. За­ложены как речные буксиры, перекуплены на стапеле Морским ведомством. Вошли в строй в конце 1918 —начале 1919 г. В бое­вых действиях 1-й мировой войны не участвовали.

 

Малые моторные заградители типа М —10+3 ед.

47.jpg

 

1-я серия: М-1 — М-5; 2-я серия: М-6 —М-13.

 

34 т, 20,7x5x1,2 м (1-я серия); 46 т, 23,2x5x1,1 м (2-я серия). Диз. —260 л.с.=7,8 — 8,5 уз. 1 пул., 25 мин загр. (1-я серия) или 40 мин загр. (2-я серия).

 

Строились на разных заводах в Санкт-Петербурге и Финлян­дии в 1911 — 1914 гг. (1-я серия) и в 1915 — 1917 гг. (2-я серия). В некоторых документах именовались «Теплоход-1» — «Теплоход-13". Использовались в качестве прибрежных заградителей и тральщи­ков. М-11 — М-13 остались недостроенными. В 1918 г. находились в Ревеле и Гельсингфорсе; М-1, М-4, М-5, М-6 и М-7 захвачены Финляндией, М-9 — Германией, М-2, М-3, М-8 и М-10 — Эстонией.

 

Минные и сетевые заградители, переобо­рудованные из торговых судов —12 ед.

 

В годы 1-й мировой войны в состав БФ были включены минные заградители: «Ильмень» (бывший «Рцы», бывший германский грузо­пассажирский пароход «София Шарлотта», 1912 г., 2160 т, 1100 л.с.=12 уз., 400 мин), «Свирь» (бывший германский грузовой паро­ход «Виргилия», 1911 г., 1800 т, 800 л.с.=10 уз., 300 мин), «Мета» (бывший германский грузовой пароход «Руссланд», 1883 г., 1955 т., 728 л.с.=9 уз., 157 мин), «Урал» (бывший германский грузовой пароход «Принц Эйтель Фридрих», 1912 г., 2530 т, 1555 л.с.=10 уз., 360 мин), «Лена» (бывший «Котлин», бывший германский грузовой пароход «Кельн», 1899 г., 2400 т, 500 л.с.=12 уз., 372 мины), «Ловать» (бывший грузовой пароход, «Руно» 1912 г., 1535 т, 650 л.с.=9 уз., 360 мин), «Терек» (бывший «Ораниенбаум», бывший германский грузовой пароход «Оливия», 1884 г., 1700 т, 560 л.с.=10 уз.), «Хопер» (бывший грузопассажирский пароход «Константин», 1866 г., 1100 т, 710 л.с.=10,5 уз.), «Дюна» (бывший одноименный грузовой паро­ход, 1868 г., 594 т, 320 л.с.), «Шексна» (бывший колесный буксир «Анастасия», 1904 г., 450 т, 400 л.с.=9 уз., 80 мин), а также сетевые заградители «Обь» (бывший грузовой пароход «Орион», 1884 г., 1069 т, 500 л.с.=8 уз., 80 мин, погиб в 1916 г.) и «Молога» (бывший буксир «Синеморец», 1903 г., 600 л.с.=11 уз., 80 мин, погиб в 1916 г.).

 

Тральщики типа «Ударник» — 4 ед.

48.jpg

 

«Ударник», «Защитник», «Клюз», «Фортрал».

 

190/220 т, 43,6x6,1x1,7 м. ПМ - 2, 2 ПК, 400 и.л.с.= 11 уз. Эк. 40 чел. 1 — 75 мм/50, 1—47 мм зен., 2 пул., тралы.

 

Строились в 1916— 1918 гг. а Ревеле и Петрограде, достраи­вались в Гельсингфорсе. Всего заказано 22 единицы, но в строй вошли только 4. В 1-й мировой войне не участвовали. «Клюз» и «Ударник» служили до Великой Отечественной войны и погибли соответственно 25.11.1941 и 2.10.1942. «Защитник» и «Фортрал» в 1918 г. захвачены финнами и включены в состав своих ВМС. Финский Т-2 (бывший «Защитник») потоплен 24.4.1944 советской авиацией.

 

Тральщики типа «Капсюль» — 4 ед.

49.jpg

 

«Капсюль», «Груз», «Щит», «Крамбол».

 

200/250-271 т, 53x6,6x1 -1,2 м. ПМ - 2, 2 ПК, 650 и.л.с.=9 уз. Эк. 38 чел. 1 — 75 мм/ 50, 2 пул., тралы.

 

Строились в Ревеле и Петрограде в 1915 — 1916 гг. Проект разработан на базе корпуса канонерской лодки «Бурят». В це­лом оказались неудачными и не развили проектной скорости (11 уз.), но активно участвовали в тралении и постановках мин. «Щит» погиб 6.12.1916 от подрыва на мине. Остальные в 1918 г. захвачены Финляндией, в 1922 г. возвращены РСФСР и сданы на слом в 1930-х гг.

 

Тральщики типа «Минреп» — 5 ед.

50.jpg

 

«Минреп», «Взрыв», «Запал», «Проводник», «Фугас».

 

137/150 т, 45x6x1,9 м. ПМ - 2, 2 ПК, 280 и.л.с.=11 уз., 13 т угля. Эк. 30 чел. 1—57 мм, 1 пул., тралы.

 

Построены на Ижорском заводе в Санкт-Петербурге в 1909 — 1912 гг. Первые в мире полноценные тральщики специаль­ной постройки. Активно участвовали в 1-й мировой войне; три погибли от подрыва на минах («Проводник» 14.8.1914, «Взрыв» 15.5.1916, «Фугас» 22.11.1916). «Минреп» в апреле 1918 г. захвачен финнами, его судьба неизвестна. «Запал» долго служил в советском ВМФ и был сдан на слом толь­ко в 1964 г.

 

Тральщики типа «Искра» — 3 ед.

51.jpg

 

«Искра», «Пламя», «Патрон».

 

420 т, 44,5x7,47x3,28 м. ПМ - 1, 1 ПК, 650 и.л.с.=11,6 уз. Эк. 49 чел. 2 — 75 мм/50, тралы, до 45 мин загр.

 

Построены в Англии в 1912 — 1914 гг. на базе проекта рыболовного траулера. Пред­назначались для Сибирской флотилии, но из-за начавшейся войны остались на Балтике. «Искра» погибла 23.9.1916 от подрыва на мине, остальные два в 1920-е гг. превраще­ны в рыболовные суда «Форель» («Пламя») и «Налим» («Патрон»). Первый списан в 1947 г., второй потоплен 9.7.1941 у побережья Кольского полуострова немецкой авиацией.

 

Тральщики типа «Тумба» — 4 ед.

52.jpg

 

«Тумба», «Цапфа», «Ствол», «Дуло».

 

145-150 т, 27,4x6,3x2,1 м. ПМ-1, 150 л.с.=9,5 уз. Эк. 19 чел. 2 — 75 мм/50, 1 пул., тралы.

 

Построены в Або в 1915 — 1916 гг. За­ложены как буксиры, летом 1916 г. куп­лены Морским ведомством и вошли в строй как ТЩ. В 1918 г. оставлены в Фин­ляндии.

 

Тральщики, переоборудованные из торговых судов

 

В годы 1-й мировой войны в составе БФ находилось более 40 бывших буксиров, каботажных грузовых, пассажирских, гид­рографических и рыболовных судов. На­иболее удачными из переоборудованных пароходов считаются морские буксиры «Алеша Попович», «Поток-богатырь», «Илья Муромец», «Микула», «Святослав» и «Добрыня» (1912- 1913 гг., 350 - 400 т, 11 — 12 уз. 1—75 мм/50, 1 пул., тралы), а также бывшие речные буксиры «Лебедянь», «Вольск», «Грузин» и «Американец», получившие № 14 — 17 (140 т, 10—12 уз., 1—47 мм или 1—75 мм/50 и 1 — 47 мм, тралы).