Канонерские лодки

 

Канонерские лодки типа «Шквал» — 8 ед.

101.jpg

 

«Ураган»     1907/6.1909/20.8.1910-искл. 1958

«Вьюга»      14.7.1907/29.7.1909/27.9.1910-искл.  1958

«Гроза»       14.7.1907/29.7.1909/27.9.1910-искл.  1921

«Шторм»     1907/6.1909/28.8.1910-искл.  1958

«Смерч»      14.7.1907/6.1909/2.9.1910-искл.  1951

«Шквал»     14.7.1907/6.1909/16.10.1910-искл. 1958

«Вихрь»      14.7.1907/29.6.1909/2.9.1910-искл.  1958

«Тайфун»    14.7.1907/29.7.1909/28.8.1910-искл.  1958

 

977 т, 70,9x12,8x1,41 м. Диз.-4, 1000 - 1040 л.с.=11 уз., 112т нефти. Эк. 117 чел. Броня: пояс до 114 мм, башни 76 мм, рубка 51 мм. 2-152 мм/50, 4-120 мм/50, 7 пул.

 

Речные броненосные канонерские лодки, специально спроек­тированные для действий на Амуре. Отсутствие сети угольных стан­ций предопределило использование дизельной установки — впер­вые в мировой практике. Строились в Санкт-Петербурге на Бал­тийском и Адмиралтейском заводах, перевозились по ж.д. в разо­бранном виде и собирались в поселке Кокуй на р.Шилка. В 1914 — 1915 гг. с некоторых КЛ сняли артиллерию, а также дизели для их установки на строящихся ПЛ. «Гроза» 23.12.1921 взорвана экипа­жем в Хабаровске во избежание захвата японцами и позже не вос­станавливалась. Остальные КЛ в 20-е гг. вошли в состав совет­ской Амурской флотилии под названиями «Красный Восток» («Ура­ган»), «Свердлов» («Вьюга»), «Ленин» («Шторм»), «Триандафилов» (затем «Киров», бывший «Смерч»), «Сун-Ят-Сен» («Шквал»), «Амур» (затем «Дальневосточный комсомолец», бывший «Вихрь») и «Вострецов» (затем «Дзержинский», бывший «Тайфун»). Все неоднократно модернизировались и сданы на слом в 50-е гг.

 

Канонерская лодка «Манджур» — 1 ед.

102.jpg

 

«Манджур» БВ 5.1886/12.1886/1887

 

1420/1680 т, 67x12,2x3,8 м. ПМ - 2, 6 ПК, 1400 и.л.с.=13 уз., 240 т. угля. Эк. 174 чел. 2—152 мм/45, 1 — 120 мм/45, 2 — 75 мм/50, 4 — 47 мм, 2 пул.

 

Являлась флагманским кораблем командующего Сибирской флотилии. К началу 1-й мировой войны устарела. В 1922 г. была уведена белогвардейцами в Корею.

 

Речные канонерские лодки типа «Вогул» — 7 ед.

103.jpg

 

«Вогул»          Сорм.  1905/3.1907/24.9.1909-искл.  1955

«Вотяк»          Сорм.  1905/3.1907/24.9.1909-искл.  1949

«Калмык»      Сорм. 1905/6.1907/24.9.1909-искл.  1924

«Киргиз»       Сорм.  1905/7.1907/24.9.1909-искл.  1924

«Корел»         Сорм.  1905/7.1907/24.9.1909-искл.  1923

«Сибиряк»     Сорм.  1905/6.1907/24.9.1909-искл.  1958

«Зырянин»    Сорм.  1905/1907/24.9.1909 — искл.  1923

 

245/349 т, 54,5x8,2x1,1 м. ПМ - 2, 2 ПК, 480 и.л.с.=9,5/10,5 уз., 102 т угля+нефть. Броня: пояс, палуба и боевая рубка до 12,7 мм. Эк. 63 чел. 2—120 мм/45, 1 — 122 мм (гаубица), 4 пул.

 

Входили в состав Амурской флотилии. Первоначально строи­лись как канонерские лодки типа «Бурят», но по опыту русско-япон­ской войны их перевооружили, усилили противоосколочное бро­нирование погребов боезапаса, машинно-котельного отделения и боевой рубки. С началом 1-й мировой войны были разоружены и сданы в порт на долговременное хранение. В 1918 г. захвачены японцами. «Калмык», «Киргиз», «Корел», «Зырянин» не восста­навливались и в 20-х гг. сданы на слом. Остальные корабли в ка­честве канонерских лодок принимали участие в войне с Японией в 1945 г.

 

Речные канонерские лодки типа «Бурят» — 3 ед.

104.jpg

 

«Бурят»           Сорм  4.1905/5.1907/10.5.1907-искл. 1958

«Монгол»        Сорм 4.1905/4.1907/10.5.1907-искл. 1948

«Орочанин»    Сорм 4.1905/4.1907/10.5.1907-искл.  1923

 

193/288 т, 54,5x8,2x0,6 м. ПМ - 2, 2 ПК, 480 и.л.с.=11,5 уз., 36 т соляра+45 т угля. Броня: пояс, палуба и боевая рубка до 12 мм. Эк. 40 чел. 2 — 75 мм/50, 4 пул., 2 — 47 мм.

 

Специально спроектированы для действий на р. Амур и ее при­токах. Мелкосидящие, бронированные канонерские лодки. Имели несовершенные котлы локомотивного типа. С началом 1-й миро­вой войны были разоружены и сданы в порт на долговременное хранение. Участвовали в Гражданской войне. В 1918 г. «Бурят» и «Монгол» были захвачены японцами и уведены на о. Сахалин. Воз­вращены в середине 20-х гг. СССР. «Орочанин» взорван экипа­жем в верховьях р.Зея. Не восстанавливался, разобран в 1923 г.