Суда речных флотилий

 

К началу 1-й мировой войны Россия была одной из немно­гих стран, располагавших специальными боевыми судами для действий на реках и озерах. Состав речных флотилий неод­нократно переформировывался, причем большая часть катеров принадлежала Военному ведомству (то есть не входила в состав Российского флота). Поэтому речные бронекатера спе­циальной постройки пришлось выделить в самостоятельный раздел.

 

Бронекатера типа «Штык» —10 ед.

113.jpg

 

«Штык», «Палаш», «Пуля», «Пистолет», «Шашка», «Кинжал», «Ра­пира», «Сабля», «Пика», «Копье».

 

23,5 т, 22,17x3,12x0,51 м. Бенз. - 2, 200 л.с.=14,5 уз. 1 - 76 мм, 1 пул.

 

Первые в мире бронекатера, построены на Путиловском заво­де в Санкт-Петербурге в 1908— 1909 гг. Предназначались для Амурской флотилии. Рубка, борта и палуба защищались противопульной броней из 7,9-мм никелевой стали. Вооружение состояло из 76-мм горной пушки обр. 1904 г. В конце 1914 —начале 1915 г. «Пуля», «Пистолет», «Палаш» и «Шашка» были перевезены по ж.д. с Дальнего Востока на Балтику, а «Кинжал», «Рапира», «Сабля» и «Штык» — на Черное море. Балтийские катера весной 1918 г. были оставлены в Финляндии в неисправном состоянии, судьба черно­морских неизвестна. Оставшиеся на Амуре «Пика» и «Копье» слу­жили до 1954 г.

 

Речные канонерские лодки Военного ведомства — 9 ед.

114.jpg

 

24 т, 20,4x3,18x0,61 м. Бенз. — 2, 150 л.с.=12,5 уз. 2 — 76 мм, 2 пул.

 

Строились на заводе «Беккер и К"» в Ревеле в 1916 — 1917 гг. Заказано 9 единиц, точное число принятых Военным ведомством неизвестно. Толщина противопульной брони 5 — 6 мм. Принимали участие в Гражданской войне.

 

Моторные катера-разведчики —18 ед.

115.jpg

 

15 т, 16,01x3,05x0,61 м. Диз. — 2, 100 л.с.=11,5 уз. 2 пул.

 

Построены в 1916— 1917 гг. в г.Борго (Финляндия) и Одессе (з-д Ревенского). Имели противопульную броню из 6-мм стали. Могли использоваться в качестве речных тральщиков. Принадле­жали Военному ведомству.

 

Бронекатера типа Н —18 ед.

116.jpg

 

6,5 т, 9,15x2,44x0,61 м. Бенз. — 1, 97 л.с.=11 уз. Эк. 7 чел. 1 пул.

 

Построены в 1916 — 1917 гг. в США фирмой «Муллинз и К°» Принадлежали Военному ведомству.