Предисловие

 

Использование подводных лодок в ходе Первой Мировой войны коренным обра­зом изменило всю стратегию борьбы на мор­ских театрах. Ущерб, нанесенный торгово­му судоходству стран Антанты, был колос­сальным. Достаточно привести такие циф­ры: страны-победительницы потеряли из-за атак только германских подводных лодок около 12 млн. т своего торгового флота; Ве­ликобритания еще и 153 военных корабля. Общее число задействованных в ходе войны подводных лодок составило приблизитель­но 850 единиц. Для борьбы с ними было вы­делено порядка 9000 надводных кораблей. 100 подводных лодок, 2500 самолетов, 500 мобилизованных торговых судов, сотни аэростатов и дирижаблей. По послевоенным подсчетам, затраты на борьбу с подводными лодками превысили расходы на их строи­тельство в 19 раз. Сами же субмарины на не­приятельских коммуникациях оказались в 22 раза эффективнее надводных рейдеров. На Вашингтонской конференции 1921 — 1922 года разгорелась достаточно жаркая дискуссия и о подводных лодках. Все уси­лия Великобритании, наиболее пострадав­шей в Первой мировой войне от действий субмарин, ликвидировать в будущем их как класс боевых кораблей или хотя бы значи­тельно ограничить их использование встре­тили резкий отпор со стороны других участ­ников, особенно Франции. Даже уже сфор­мулированные ограничительные статьи по использованию подводных лодок не вступи­ли в силу, так как французы отказались их ратифицировать. Таким образом, подводные лодки фактически были выведены за рамки договорных соглашений.

В1931 году в составе военно-морских сил всех государств насчитывалось около 430 подводных кораблей, а еще 130 строилось. Но в эту гонку еще не включились ни Со­ветский Союз, ни Германия...