Предыстория возникновения
16 марта 1935 года Германия денонсировала Версальский мирный договор, статья 191 которого запрещала ей строить и приобретать у других стран подводные лодки. Спустя три месяца Гитлер подписал с Великобританией договор о морских вооружениях. В соответствии с ним нацистскому государству разрешалось иметь флот, общее водоизмещение которого не должно было превышать 35% тоннажа Ройял Нэйви. Для подводных лодок подобное соотношение выглядело еще более благоприятным: 45% от тоннажа англичан, что в абсолютных цифрах составляло 23700 т. Причем существовала возможность даже достигнуть паритета с британцами в том случае, если Германия откажется при определенных условиях от заполнения соответствующих квот в надводных кораблях.
Уже за три дня до заключения германо-британского соглашения о военно-морских вооружениях, а именно 15 июня 1935 года со стапелей в Киле была спущена на воду U-1, первая подводная лодка гитлеровского кригсмарине. А после вхождения в силу вышеуказанного договора, 29 июня, первые шесть субмарин нового немецкого подводного флота уже были приняты от промышленности и подняли флаг со свастикой...
Несмотря на ограничения Версальского договора, оказалось, что военно-морской флот Веймарской республики никогда и не прекращал заниматься проектированием и строительством подводных лодок. Уже с января 1920 года немцы принялись его обходить. В том же году две германские судостроительные фирмы — «Германия-Верфт» и «Вулкан-Верфт» продали Японии техническую документацию подводных лодок типа U-142 и U-117. В Стране восходящего солнца на базе полученных чертежей под руководством немецких конструкторов были построены субмарины, в испытаниях которых принимали участие и германские моряки. В 1922 году судостроительные фирмы «Вулкан» из Штеттина, «Германия» из Киля и «Везер» из Бремена создали конструкторское бюро под руководством Г.Техеля в составе 30 инженеров для проектирования и испытания субмарин. Его задачей являлась разработка новых типов подводных кораблей с учетом полученного военного опыта — пока по заказу других стран. Чтобы формально не нарушать условий мирного договора, бюро зарегистрировали в Гааге, на территории нейтральной Голландии и внесли в регистр нидерландских фирм под названием «Голландское предприятие — инженерная контора по судостроению» (N.V. Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw или сокращенно IvS). Оно финансировалось из нелегального фонда вооружения IvS рейхсвера. Сюда были переданы чертежи немецких подводных лодок времен Первой мировой войны. Для связи с военно-морским министерством служила подставная фирма в Берлине под названием «Mentor Bilanz», с 1928 года она стала именоваться «Инженерным бюро по экономике и технике» (а сокращенно «Игевит»).
Фирма IvS сделала коммерческие предложения почти двум десяткам государств по конструированию и постройке подводных лодок. Среди заказчиков значились Турция, Финляндия, Испания, Швеция и, как ни парадоксально, СССР, для которого немцы в начале 1930-х годов спроектировали весьма удачную субмарину типа «С» серии IX, близкую по тактико-техническим данным и конструкции германским подводным лодкам типа IA. Чтобы обеспечить себя заказами, это голландское бюро с немецким персоналом назначало на свою продукцию более низкие цены, чем конкурирующие с ним французские и итальянские фирмы, а убытки покрывались финансовыми вливаниями рейхсмарине.
Весной 1926 года руководство германского военно-морского флота решило построить и испытать на основе проекта лодки типа UB-III 1918 года более совершенный подводный корабль с учетом последних технических достижений. Вскоре нашелся официальный заказчик — ВМС Финляндии. Вся работа заняла около четырех лет. В результате финский флот в 1930— 1931 годах пополнился тремя неплохими субмаринами типа «Ветехинен» (кстати, на счету каждой из них по советской потопленной подводной лодке), а немцы создали для себя прототип будущего подводного корабля для Атлантики. Финские лодки (их шифр проектирования PU-89) имели длину 63 м, надводное водоизмещение 493 т, дизельные двигатели мощностью 427 кВт и надводную скорость до 14 узлов. Их с определенными оговорками можно считать предтечей немецких субмарин типа VII. Другой прототип — турецкая субмарина «Гюр», первоначально строившаяся в Испании как Е-1 и имевшая фирменное обозначение Ru46 (длина 59 м, водоизмещение 505 т, надводная скорость 14,5 узла). Немецкие офицеры, замаскированные под инженеров, участвовали в ходовых испытаниях обоих проектов и приобретали необходимую практику.
Занималось бюро и постройкой подводных лодок малого водоизмещения. Одна из них, финская «Весикко», послужила немцам прототипом для создания лодок прибрежного действия типа II. На основе полученного опыта по заданию министерства обороны осенью 1932 года отдел экспериментального судостроения рейхсмарине (MVB — Motorenversuchsboot) — так теперь «камуфлировался» центр по проектированию и разработке подводных кораблей — приступил к созданию субмарин типа II-А и II-В (MVB-II). В Германии уже полным ходом шла подготовка к строительству нового класса морских вооружений, в Испании и Голландии производились отдельные секции, оборудование и вооружение. Все это хранилось на специальных складах на территории третьего рейха. Сборка могла быть произведена очень быстро — ждали лишь заключения международных договоров. Но и здесь фюрер сумел опередить события: в феврале 1935 года в одном из закрытых цехов судостроительного завода «Германия-Верфт» в Киле началась сборка первых двенадцати субмарин. В нарушение договоров немцы также произвели все необходимое для лодок типа I, что впоследствии позволило осуществить их монтаж всего за девять месяцев.
Во второй половине 1934 года, то есть через полтора года после прихода нацистов к власти, конструкторы «Инженерного бюро по экономике и технике» разработали технический проект увеличенного варианта MVB-II. Он получил индекс MVB-VII (VII серия) и представлял собой подводный корабль, предназначенный для действий на коммуникациях в Атлантике на значительном удалении от своих баз. Именно ему суждено будет стать основой подводного флота третьего рейха.