Предыстория возникновения

 

16 марта 1935 года Германия денон­сировала Версальский мирный договор, статья 191 которого запрещала ей стро­ить и приобретать у других стран под­водные лодки. Спустя три месяца Гит­лер подписал с Великобританией дого­вор о морских вооружениях. В соответ­ствии с ним нацистскому государству разрешалось иметь флот, общее водо­измещение которого не должно было превышать 35% тоннажа Ройял Нэйви. Для подводных лодок подобное соотно­шение выглядело еще более благопри­ятным: 45% от тоннажа англичан, что в абсолютных цифрах составляло 23700 т. Причем существовала возможность даже достигнуть паритета с британца­ми в том случае, если Германия отка­жется при определенных условиях от заполнения соответствующих квот в над­водных кораблях.

Уже за три дня до заключения гер­мано-британского соглашения о воен­но-морских вооружениях, а именно 15 июня 1935 года со стапелей в Киле была спущена на воду U-1, первая подводная лодка гитлеровского кригсмарине. А после вхождения в силу вышеуказанно­го договора, 29 июня, первые шесть суб­марин нового немецкого подводного флота уже были приняты от промышлен­ности и подняли флаг со свастикой...

Несмотря на ограничения Версаль­ского договора, оказалось, что воен­но-морской флот Веймарской респуб­лики никогда и не прекращал занимать­ся проектированием и строительством подводных лодок. Уже с января 1920 года немцы принялись его обходить. В том же году две германские судостро­ительные фирмы — «Германия-Верфт» и «Вулкан-Верфт» продали Японии тех­ническую документацию подводных лодок типа U-142 и U-117. В Стране восходящего солнца на базе получен­ных чертежей под руководством не­мецких конструкторов были построены субмарины, в испытаниях которых при­нимали участие и германские моряки. В 1922 году судостроительные фирмы «Вулкан» из Штеттина, «Германия» из Киля и «Везер» из Бремена создали конструкторское бюро под руководст­вом Г.Техеля в составе 30 инженеров для проектирования и испытания суб­марин. Его задачей являлась разработ­ка новых типов подводных кораблей с учетом полученного военного опыта — пока по заказу других стран. Чтобы формально не нарушать условий мир­ного договора, бюро зарегистрирова­ли в Гааге, на территории нейтральной Голландии и внесли в регистр нидер­ландских фирм под названием «Гол­ландское предприятие — инженерная контора по судостроению» (N.V. Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw или сокращенно IvS). Оно финансирова­лось из нелегального фонда вооруже­ния IvS рейхсвера. Сюда были пере­даны чертежи немецких подводных лодок времен Первой мировой войны. Для связи с военно-морским минис­терством служила подставная фирма в Берлине под названием «Mentor Bilanz», с 1928 года она стала именовать­ся «Инженерным бюро по экономике и технике» (а сокращенно «Игевит»).

Фирма IvS сделала коммерческие предложения почти двум десяткам государств по конструированию и пос­тройке подводных лодок. Среди заказ­чиков значились Турция, Финляндия, Испания, Швеция и, как ни парадок­сально, СССР, для которого немцы в начале 1930-х годов спроектировали весьма удачную субмарину типа «С» се­рии IX, близкую по тактико-техническим данным и конструкции германским под­водным лодкам типа IA. Чтобы обеспе­чить себя заказами, это голландское бюро с немецким персоналом назнача­ло на свою продукцию более низкие цены, чем конкурирующие с ним фран­цузские и итальянские фирмы, а убыт­ки покрывались финансовыми вливани­ями рейхсмарине.

Весной 1926 года руководство гер­манского военно-морского флота реши­ло построить и испытать на основе про­екта лодки типа UB-III 1918 года более совершенный подводный корабль с уче­том последних технических достижений. Вскоре нашелся официальный заказчик — ВМС Финляндии. Вся работа за­няла около четырех лет. В результате финский флот в 1930— 1931 годах по­полнился тремя неплохими субмарина­ми типа «Ветехинен» (кстати, на счету каждой из них по советской потоплен­ной подводной лодке), а немцы созда­ли для себя прототип будущего подвод­ного корабля для Атлантики. Финские лодки (их шифр проектирования PU-89) имели длину 63 м, надводное водоиз­мещение 493 т, дизельные двигатели мощностью 427 кВт и надводную скорость до 14 узлов. Их с определенными оговорками можно считать предтечей немецких субмарин типа VII. Другой про­тотип — турецкая субмарина «Гюр», пер­воначально строившаяся в Испании как Е-1 и имевшая фирменное обозначение Ru46 (длина 59 м, водоизмещение 505 т, надводная скорость 14,5 узла). Немец­кие офицеры, замаскированные под ин­женеров, участвовали в ходовых испы­таниях обоих проектов и приобретали необходимую практику.

Занималось бюро и постройкой под­водных лодок малого водоизмещения. Одна из них, финская «Весикко», послу­жила немцам прототипом для создания лодок прибрежного действия типа II. На основе полученного опыта по заданию министерства обороны осенью 1932 года отдел экспериментального судостроения рейхсмарине (MVB Motorenversuchsboot) — так теперь «камуфлировался» центр по проектированию и разработке подвод­ных кораблей — приступил к созданию субмарин типа II-А и II-В (MVB-II). В Гер­мании уже полным ходом шла подготов­ка к строительству нового класса мор­ских вооружений, в Испании и Голлан­дии производились отдельные секции, оборудование и вооружение. Все это хра­нилось на специальных складах на тер­ритории третьего рейха. Сборка могла быть произведена очень быстро — жда­ли лишь заключения международных до­говоров. Но и здесь фюрер сумел опе­редить события: в феврале 1935 года в одном из закрытых цехов судостроитель­ного завода «Германия-Верфт» в Киле началась сборка первых двенадцати суб­марин. В нарушение договоров немцы также произвели все необходимое для лодок типа I, что впоследствии позволи­ло осуществить их монтаж всего за де­вять месяцев.

Во второй половине 1934 года, то есть через полтора года после прихода нацистов к власти, конструкторы «Инже­нерного бюро по экономике и технике» разработали технический проект увеличенного варианта MVB-II. Он получил ин­декс MVB-VII (VII серия) и представлял собой подводный корабль, предназна­ченный для действий на коммуникациях в Атлантике на значительном удалении от своих баз. Именно ему суждено будет стать основой подводного флота треть­его рейха.