Битва за Атлантику: вторая фаза (июль 1941 года — ноябрь 1942 года)

 

Вся вторая половина 1941 года не внес­ла качественных изменений в ход сражений на коммуникациях в Атлантике. Гораз­до более важными стали события, проис­шедшие на сухопутных фронтах и во внеш­ней политике. Германия без объявления войны напала на СССР, Япония — на США. Война приняла поистине мировой масштаб В июле — декабре 1941 года подвод­ные лодки третьего рейха потопили 174 судна общим тоннажем 613 658 брт, при этом собственные потери составили 26 единиц. Для Деница начинают звучать первые тревожные звонки: если в сред­нем с этого года его флот терял по три лодки в месяц, то начиная с ноября эти цифры резко возрастают — в ноябре 6 единиц, а в декабре — 10. Все это сви­детельствовало о том, что противоло­дочная оборона англичан крепнет и со­вершенствуется. Правда, немцами за тот же период в строй было введено 123 новые подводные лодки, а к концу года ежемесячный выпуск составил 24 еди­ницы. Поэтому особого беспокойства руководство германского флота пока не ощущает. Наоборот, гибель линкора «Бисмарк» обозначила полное крушение старой стратегии кригсмарине, и теперь вся тяжесть борьбы на море легла на «у-боты». И подводники оправдывают до­верие. 13 ноября 1941 года подводная лодка торпедировала авианосец «Арк Ройял» в Средиземном море. Несмотря на все усилия экипажа британского ко­рабля, он затонул всего в 25 милях от Гибралтара — правда, при этом погиб лишь один человек. В конце этого же месяца U-331 дает торпедный залп по британскому линкору «Бархэм». Три из них попадают в цель, на линкоре дето­нируют погреба боезапаса, и он стре­мительно погружается, унося с собой 862 человека экипажа. 31 октября 1941 года субмарина U-552 производит ата­ку конвоя НХ-156, идущего из Галифак­са в Англию, и отправляет на дно аме­риканский эсминец «Рубен Джеймс» вместе со 115 моряками. Это был пер­вый американский корабль, потоплен­ный во Второй мировой войне.

В начале 1942 года немцы перебра­сывают часть подводных лодок (около де­сятка) к атлантическому побережью США и в Карибское море. Хотя уже месяц как объявлена война, здесь царит полная бес­печность, суда курсируют словно в мир­ное время. Немцы устраивают в этом рай­оне настоящую бойню и в течение янва­ря—марта 1942 года полностью дезор­ганизуют судоходство. Статистика потоп­ленных судов и тоннажа резко взмывает вверх: если в декабре 1941 года было потеряно 23 судна общим тоннажем 101 687 брт, то в январе 1942-го уже 49 (276 173 брт), в феврале и марте — соответственно 70 (411 560 брт) и 84 (446 044 брт). Американский военно-морской флот оказался совсем неготовым к подобному повороту событий.

Постепенно у американцев проходит первый шок, и они энергично берутся за организацию надлежащей противоло­дочной обороны. Вдоль всего восточно­го побережья вводится обязательная система конвоев, мобилизуется громад­ное количество пароходов, катеров, яхт, которые переоборудуются для нужд ПЛО. У американцев в то время не было приличного гидролокатора — такого, как английский «Асдик», и их срочно заку­пают в Великобритании. Правда, из-за отсутствия опыта борьбы с вражескими подводными лодками в течение первых трех месяцев 1942 года флоту США не удается потопить ни одной немецкой субмарины.

С апреля 1942 года немцы вводят в строй подводные танкеры, на жаргоне «дойные коровы». Их применение позво­ляет лодкам дольше оставаться в опера­ционных зонах и с помощью одной доза­правки перебрасывать к берегам Амери­ки даже лодки типа VII, а с двумя доза­правками «семерки» добирались даже до Карибского моря и Мексиканского зали­ва. Но принятые американцами ответные меры вскоре начинают сказываться, и в конце мая Дениц вынужден отдать при­каз об отводе лодок от атлантического побережья США, а в июле — и из Кариб­ского бассейна. Время безнаказанного пиратства «у-ботов» прошло.

К апрелю 1942 года Дениц распола­гал уже 316 лодками, но это не прибли­зило Германию к желанной победе. На­оборот, удары союзников становятся все более ощутимыми. Английская авиация регулярно бомбит базы гитлеровских подлодок на побережье Франции и вы­нуждает немцев приступить к строитель­ству специальных бункеров для защиты субмарин от авиабомб. С весны 1942 года англичане стали устанавливать ра­дары на ночных бомбардировщиках и истребителях. Летчики союзной авиации теперь старались перехватывать субма­рины при их выходах из баз и при воз­вращении. Атаки с воздуха совершались в основном ночью, в светлое время суток самолет можно было заметить издалека и вовремя погрузиться. Кроме того, ночью шум дизелей подводной лодки заглушал гул авиадвигателей. Авиация превраща­лась в грозного противника «у-ботов».

Не слишком хорошо обстояло дело и со строительством субмарин. Путем ги­гантского напряжения сил германская промышленность выходит на производ­ство 18,5 лодок в месяц вместо запла­нированных 22,5 (82% от задания). На практике это означало, что в течение года флоту недопоставлялось 48 лодок, или 15% от их общего количества в составе кригсмарине.

Деница тревожит и проблема с кадра­ми. Из 304 лодок, выходивших на боевые задания в море до августа 1942 года, по­теряно 105 — более одной трети. За этот срок подводный флот лишился 3803 че­ловек, из них 1959 погибли, 696 пропали без вести, а 1148 оказались в плену (Цифры взяты из книги J.P. Mallman-Showell. Uboote Gegen England. По другим данным число попавших в плен подводников было мень­ше). Под­водный флот кригсмарине потерял 38% личного состава, и к тому же самого опыт­ного. Подготовка личного состава отнима­ла много сил: одних учебных флотилий на­считывалось 13; в их составе постоянно находилось от 90 до 100 подводных ло­док. В связи с большими потерями срок обучения был сокращен для офицерского состава с 3 до 2 месяцев, а для рядовых и унтер-офицеров — с 6 до 3 месяцев.

Летом 1942 года немцы пытаются восстановить свое господство в Атлан­тике. Подводные лодки получают новые торпеды с приборами маневрирования, количество субмарин на атлантических коммуникациях увеличивается в три — че­тыре раза. Эти меры приводят к тому, что снова начинает увеличиваться число и тоннаж потопленных транспортов: в сентябре — 97 судов (472 653 брт), в ок­тябре — 91 судно (585 360 брт) и в нояб­ре достигается наивысший показатель для немецких подводных лодок за всю Вторую мировую войну— 118 судов об­щим тоннажем 743 320 брт. Но Дениц трезво и самокритично комментирует этот успех: «Одной из причин высоких ре­зультатов в ноябре было ослабление ох­раны торговых конвоев из-за высадки (союзников) в Северной Африке».

Вынужденные смириться с высокими потерями союзники делают ставку на свою экономическую мощь. Перестройка про­мышленности США на военный лад проис­ходит необычно быстрыми темпами. Аме­риканцы начинают работу над проектом «Либерти» — торговыми судами, строитель­ство которых будет занимать считанные месяцы. Один из транспортов этого типа был построен в рекордный срок — за десять дней! Впервые за все время войны в 1942 году тоннаж вновь построенных судов пре­вышает тоннаж потопленных, эта тенденция приобретает устойчивый характер с третьего квартала. Все американские противолодочные корабли получают на вооружение вместо английского «Асдика» собственный прибор «Сонар». Союз­ники устанавливают на всех кораблях эскорта реактивный бомбомет «Хеджехог» (еж), способный выстреливать на расстояние в 180 м с промежутком в доли секунды серию в 24 снаряда весом от 15 до 30 кг. Один залп «Хеджехога» накры­вал площадь 55x40 м.

Очень большое значение для проти­володочной борьбы имело использова­ние радаров. Их применение лишило подводные лодки возможности следо­вать в надводном положении. Излюблен­ной тактикой немцев против конвоев яв­лялись ночные атаки в надводном поло­жении под углом 45° в нос конвою. Атаки из-под воды немецкие командиры проводили редко и крайне неохотно. В первый период войны германские под­водники находились в подводном поло­жении всего лишь 5% от времени нахож­дения в море, то есть так мало, что при­ходилось проводить регулярные провер­ки в отношении того, не заржавели ли на субмаринах приборы и оборудование, предназначенные для погружения. К кон­цу войны этот показатель увеличился все­го лишь до 10 — 12%.

Союзные корабли и самолеты ПЛО вначале оснащались локаторами типа МК-II, работавшими в 50-см диапазоне. В про­тивовес немцы создали свой прибор «Метокс R600». Он работал в диапазоне волн 1,84 м и перехватывал излучения авиаци­онных радаров англичан и американцев. Этот прибор также помогал обнаруживать по излучениям импульсов суда и корабли противника. Англичане, однако, вскоре переходят на новый радар — тип 171, ра­ботавший в 10-см диапазоне. У немцев подобные приборы появляются только в 1944 году. Ученые рейха создали массу приборов после «Метокса» — «Градин», «Варце-1», «Варце-2», «Хагенук», «Боркум», «Наксос», «Флиге», «Мюкке», «Тунис», «Тема» и, в конце концов, «Хохентвиль», но все они представляли собой лишь промежуточные варианты.

Покрытие корпусов некоторых субма­рин пластиком и каучуком также не смог­ло в то время существенно повысить их скрытность (Новые РЛС союзников, работавшие в 3-см диапазоне волн, успешно засекали головку «шнорхеля»), да и каучук в Германии в то время являлся большим дефицитом. В техническом отношении флот стран ан­тигитлеровской коалиции начинал замет­но обгонять кригсмарине.

Еще один сильный ход союзников — массовое строительство авианосцев, обеспечивших воздушное наблюдение в центральной части Атлантики и усилив­ших специально созданные группы ко­раблей ПЛО. Эффективность этих мер немецкие подводники начинают ощу­щать все сильнее, их потери во второй половине 1942 года резко возрастают. Если в 1941 году немцы потеряли 38 лодок, то в 1942 году они недосчитались уже 83 единицы (без декабря), то есть почти до семи субмарин в месяц. Но и эта статистика обманчива — если в пер­вой половине года потери можно было сравнивать с 1941 годом, то во второй половине они прыжкообразно подскочи­ли вверх и с июля по ноябрь составили 11 — 13 субмарин в месяц, а в октябре — целых 16.

За период с июля 1941 года по но­ябрь 1942 года подводные лодки кригс­марине потопили 1209 судов общим тон­нажем 6117 050 брт, а с сентября 1939 года — 2119 судов тоннажем 10 570 172 брт. Но несмотря на эти впечатляющие цифры, противники Германии отнюдь не были сломлены — наоборот, они день ото дня становились сильнее, и немцы вско­ре это ощутили в полной мере.