Битва за Атлантику: вторая фаза (июль 1941 года — ноябрь 1942 года)
Вся вторая половина 1941 года не внесла качественных изменений в ход сражений на коммуникациях в Атлантике. Гораздо более важными стали события, происшедшие на сухопутных фронтах и во внешней политике. Германия без объявления войны напала на СССР, Япония — на США. Война приняла поистине мировой масштаб В июле — декабре 1941 года подводные лодки третьего рейха потопили 174 судна общим тоннажем 613 658 брт, при этом собственные потери составили 26 единиц. Для Деница начинают звучать первые тревожные звонки: если в среднем с этого года его флот терял по три лодки в месяц, то начиная с ноября эти цифры резко возрастают — в ноябре 6 единиц, а в декабре — 10. Все это свидетельствовало о том, что противолодочная оборона англичан крепнет и совершенствуется. Правда, немцами за тот же период в строй было введено 123 новые подводные лодки, а к концу года ежемесячный выпуск составил 24 единицы. Поэтому особого беспокойства руководство германского флота пока не ощущает. Наоборот, гибель линкора «Бисмарк» обозначила полное крушение старой стратегии кригсмарине, и теперь вся тяжесть борьбы на море легла на «у-боты». И подводники оправдывают доверие. 13 ноября 1941 года подводная лодка торпедировала авианосец «Арк Ройял» в Средиземном море. Несмотря на все усилия экипажа британского корабля, он затонул всего в 25 милях от Гибралтара — правда, при этом погиб лишь один человек. В конце этого же месяца U-331 дает торпедный залп по британскому линкору «Бархэм». Три из них попадают в цель, на линкоре детонируют погреба боезапаса, и он стремительно погружается, унося с собой 862 человека экипажа. 31 октября 1941 года субмарина U-552 производит атаку конвоя НХ-156, идущего из Галифакса в Англию, и отправляет на дно американский эсминец «Рубен Джеймс» вместе со 115 моряками. Это был первый американский корабль, потопленный во Второй мировой войне.
В начале 1942 года немцы перебрасывают часть подводных лодок (около десятка) к атлантическому побережью США и в Карибское море. Хотя уже месяц как объявлена война, здесь царит полная беспечность, суда курсируют словно в мирное время. Немцы устраивают в этом районе настоящую бойню и в течение января—марта 1942 года полностью дезорганизуют судоходство. Статистика потопленных судов и тоннажа резко взмывает вверх: если в декабре 1941 года было потеряно 23 судна общим тоннажем 101 687 брт, то в январе 1942-го уже 49 (276 173 брт), в феврале и марте — соответственно 70 (411 560 брт) и 84 (446 044 брт). Американский военно-морской флот оказался совсем неготовым к подобному повороту событий.
Постепенно у американцев проходит первый шок, и они энергично берутся за организацию надлежащей противолодочной обороны. Вдоль всего восточного побережья вводится обязательная система конвоев, мобилизуется громадное количество пароходов, катеров, яхт, которые переоборудуются для нужд ПЛО. У американцев в то время не было приличного гидролокатора — такого, как английский «Асдик», и их срочно закупают в Великобритании. Правда, из-за отсутствия опыта борьбы с вражескими подводными лодками в течение первых трех месяцев 1942 года флоту США не удается потопить ни одной немецкой субмарины.
С апреля 1942 года немцы вводят в строй подводные танкеры, на жаргоне «дойные коровы». Их применение позволяет лодкам дольше оставаться в операционных зонах и с помощью одной дозаправки перебрасывать к берегам Америки даже лодки типа VII, а с двумя дозаправками «семерки» добирались даже до Карибского моря и Мексиканского залива. Но принятые американцами ответные меры вскоре начинают сказываться, и в конце мая Дениц вынужден отдать приказ об отводе лодок от атлантического побережья США, а в июле — и из Карибского бассейна. Время безнаказанного пиратства «у-ботов» прошло.
К апрелю 1942 года Дениц располагал уже 316 лодками, но это не приблизило Германию к желанной победе. Наоборот, удары союзников становятся все более ощутимыми. Английская авиация регулярно бомбит базы гитлеровских подлодок на побережье Франции и вынуждает немцев приступить к строительству специальных бункеров для защиты субмарин от авиабомб. С весны 1942 года англичане стали устанавливать радары на ночных бомбардировщиках и истребителях. Летчики союзной авиации теперь старались перехватывать субмарины при их выходах из баз и при возвращении. Атаки с воздуха совершались в основном ночью, в светлое время суток самолет можно было заметить издалека и вовремя погрузиться. Кроме того, ночью шум дизелей подводной лодки заглушал гул авиадвигателей. Авиация превращалась в грозного противника «у-ботов».
Не слишком хорошо обстояло дело и со строительством субмарин. Путем гигантского напряжения сил германская промышленность выходит на производство 18,5 лодок в месяц вместо запланированных 22,5 (82% от задания). На практике это означало, что в течение года флоту недопоставлялось 48 лодок, или 15% от их общего количества в составе кригсмарине.
Деница тревожит и проблема с кадрами. Из 304 лодок, выходивших на боевые задания в море до августа 1942 года, потеряно 105 — более одной трети. За этот срок подводный флот лишился 3803 человек, из них 1959 погибли, 696 пропали без вести, а 1148 оказались в плену (Цифры взяты из книги J.P. Mallman-Showell. Uboote Gegen England. По другим данным число попавших в плен подводников было меньше). Подводный флот кригсмарине потерял 38% личного состава, и к тому же самого опытного. Подготовка личного состава отнимала много сил: одних учебных флотилий насчитывалось 13; в их составе постоянно находилось от 90 до 100 подводных лодок. В связи с большими потерями срок обучения был сокращен для офицерского состава с 3 до 2 месяцев, а для рядовых и унтер-офицеров — с 6 до 3 месяцев.
Летом 1942 года немцы пытаются восстановить свое господство в Атлантике. Подводные лодки получают новые торпеды с приборами маневрирования, количество субмарин на атлантических коммуникациях увеличивается в три — четыре раза. Эти меры приводят к тому, что снова начинает увеличиваться число и тоннаж потопленных транспортов: в сентябре — 97 судов (472 653 брт), в октябре — 91 судно (585 360 брт) и в ноябре достигается наивысший показатель для немецких подводных лодок за всю Вторую мировую войну— 118 судов общим тоннажем 743 320 брт. Но Дениц трезво и самокритично комментирует этот успех: «Одной из причин высоких результатов в ноябре было ослабление охраны торговых конвоев из-за высадки (союзников) в Северной Африке».
Вынужденные смириться с высокими потерями союзники делают ставку на свою экономическую мощь. Перестройка промышленности США на военный лад происходит необычно быстрыми темпами. Американцы начинают работу над проектом «Либерти» — торговыми судами, строительство которых будет занимать считанные месяцы. Один из транспортов этого типа был построен в рекордный срок — за десять дней! Впервые за все время войны в 1942 году тоннаж вновь построенных судов превышает тоннаж потопленных, эта тенденция приобретает устойчивый характер с третьего квартала. Все американские противолодочные корабли получают на вооружение вместо английского «Асдика» собственный прибор «Сонар». Союзники устанавливают на всех кораблях эскорта реактивный бомбомет «Хеджехог» (еж), способный выстреливать на расстояние в 180 м с промежутком в доли секунды серию в 24 снаряда весом от 15 до 30 кг. Один залп «Хеджехога» накрывал площадь 55x40 м.
Очень большое значение для противолодочной борьбы имело использование радаров. Их применение лишило подводные лодки возможности следовать в надводном положении. Излюбленной тактикой немцев против конвоев являлись ночные атаки в надводном положении под углом 45° в нос конвою. Атаки из-под воды немецкие командиры проводили редко и крайне неохотно. В первый период войны германские подводники находились в подводном положении всего лишь 5% от времени нахождения в море, то есть так мало, что приходилось проводить регулярные проверки в отношении того, не заржавели ли на субмаринах приборы и оборудование, предназначенные для погружения. К концу войны этот показатель увеличился всего лишь до 10 — 12%.
Союзные корабли и самолеты ПЛО вначале оснащались локаторами типа МК-II, работавшими в 50-см диапазоне. В противовес немцы создали свой прибор «Метокс R600». Он работал в диапазоне волн 1,84 м и перехватывал излучения авиационных радаров англичан и американцев. Этот прибор также помогал обнаруживать по излучениям импульсов суда и корабли противника. Англичане, однако, вскоре переходят на новый радар — тип 171, работавший в 10-см диапазоне. У немцев подобные приборы появляются только в 1944 году. Ученые рейха создали массу приборов после «Метокса» — «Градин», «Варце-1», «Варце-2», «Хагенук», «Боркум», «Наксос», «Флиге», «Мюкке», «Тунис», «Тема» и, в конце концов, «Хохентвиль», но все они представляли собой лишь промежуточные варианты.
Покрытие корпусов некоторых субмарин пластиком и каучуком также не смогло в то время существенно повысить их скрытность (Новые РЛС союзников, работавшие в 3-см диапазоне волн, успешно засекали головку «шнорхеля»), да и каучук в Германии в то время являлся большим дефицитом. В техническом отношении флот стран антигитлеровской коалиции начинал заметно обгонять кригсмарине.
Еще один сильный ход союзников — массовое строительство авианосцев, обеспечивших воздушное наблюдение в центральной части Атлантики и усиливших специально созданные группы кораблей ПЛО. Эффективность этих мер немецкие подводники начинают ощущать все сильнее, их потери во второй половине 1942 года резко возрастают. Если в 1941 году немцы потеряли 38 лодок, то в 1942 году они недосчитались уже 83 единицы (без декабря), то есть почти до семи субмарин в месяц. Но и эта статистика обманчива — если в первой половине года потери можно было сравнивать с 1941 годом, то во второй половине они прыжкообразно подскочили вверх и с июля по ноябрь составили 11 — 13 субмарин в месяц, а в октябре — целых 16.
За период с июля 1941 года по ноябрь 1942 года подводные лодки кригсмарине потопили 1209 судов общим тоннажем 6117 050 брт, а с сентября 1939 года — 2119 судов тоннажем 10 570 172 брт. Но несмотря на эти впечатляющие цифры, противники Германии отнюдь не были сломлены — наоборот, они день ото дня становились сильнее, и немцы вскоре это ощутили в полной мере.