Итоги и статистика

 

За время Второй мировой войны не­мецкие подводные лодки отправили на дно 2779 судов общим тоннажем 14 119 413 брт. Всего в Германии с 1935 по 1945 год было построено и введено в строй 1171 подводная лодка, из них 718 единиц, или более 60% германского подводного фло­та, приходилось на долю лодок серии VII.

 

Боевые корабли союзников, потопленные и поврежденные немецкими подводными лодками в 1939-1945 гг.

Классы кораблей

Потоплено

Повреждено

Линейные корабли и

линейные крейсера

2

3

Авианосцы

6

2

Крейсера

5

7

Эсминцы

34

11

Эскортные эсминцы

18

13

Фрегаты

2

4

Корветы

26

3

Шлюпы

13

4

Тральщики

10

-

Подводные лодки

9

Охотники за подводными лодками

3

 

Канонерские лодки

1

Минные корабли

3

1

Десантные суда

13

Суда-базы

2

Авиатранспорты

1

Таблица взята из книги B.Herzog, 60 Jahre deutsche U-Boote (1968) и требу­ет ряда примечаний. Так, субмаринами третьего рейха фактически было унич­тожено не шесть, а восемь авианосцев: «Корейджес» (U-29, 17.9.1939), «Арк Ройял» (U-81, 3.11.1941), «Игл» (U-73, 11.8.1942), «Авенджер», (U-155, 15.11.1942), «Блок-Айленд» (U-549, 29.5.1944), «Одесити» (U-751, 22.12.1941), «Набоб» (U-482, в 1944 году у мыса Нордкап), «Тэйн» (U-354, в 1945 году у устья реки Клайд). Правда, последний два добрались до своих баз, но их повреждения оказались столь серьезными, что восстанавливать их не стали.

 

Лодки VII серии составляли пример­но две трети подводных лодок Германии, при этом надо учитывать еще и тот факт, что типы XXI и XXIII появились в самом конце войны и фактически не принима­ли участия в боевых действиях. Ограни­ченно использовались и субмарины типа II. Таким образом, из 863 участвовавших в войне лодок абсолютное большинство относилось к серии VII. В 1939— 1945 годах немецкий флот по разным причи­нам потерял 718 субмарин, из них 546 типа VII, или 76% от числа всех потерь германского подводного флота. Еще де­вять лодок этой серии были уничтожены авиацией союзников непосредственно на стапелях, три затоплены своими экипа­жами в Тулоне в августе 1944 года при оставлении этого города, 62 уничтоже­ны личным составом в последние дни пе-оед капитуляцией или в первые дни пос­ле нее. Необходимо отметить, что эти данные варьируются в различных изда­ниях, поэтому приведенные цифры не­обходимо воспринимать с определенной долей допуска.

 

Лодки VII серии несли следующие так­тические номера:

головная серия VIIA насчитывала 10 единиц (U-27 - U-36);

серия VIIB — 24 единицы (U-45 - U-55, U-73 - U-76, U-83 - U-87, U-99 - U-102); серия VIID - 6 единиц (U-213 - U-218); серия VIIF (самая маленькая) — 4 еди­ницы (U-1059- U-1062);

серия VIIC - 677 единиц (U-69 - U-72, U-77 - U-82, U-88 - U-98, U-132 - U-136 U-201-U-212, U-221 - U-232, U-235-U-329, U-331-U-458, U-465 - U-486, U-551 - U-683, U-701 - U-722, U-731 -U-779, U-821-U-822, U-825 - U-828, U-901 - U-908, U-921 - U-930, U-951 -U-1032, U-1051 - U-1058, U-1063-U-1065, U-1101 - U-1110, U-1131-U-1132, U-1161 - U-1172, U-119,1-U-1210, U-1271 - U-1279, U-1301-U-1308).

 

К крупнейшим успехам в действиях против военных кораблей союзников сре­ди лодок серии VII можно отнести потоп­ление двух линейных кораблей («Ройял Оук» и «Бархэм»), восьми авианосцев и четырех крейсеров («Галатея» - U-577, 15.12.1941, «Найяд» - U-565, 11.3.1942, «Гермион» — U-205, 16.6.1942, «Пенело­па» - U-410, 18.2.1944). Самое крупное гражданское судно, потопленное немец­кими подводниками, — пассажирский лай­нер «Эмпресс оф Бритн» валовой вмес­тимостью 42 348 брт, также относится на счет подлодки этой серии — U-32. Самой удачливой германской субмариной стала U-48 серии VIIB, потопившая за 13 бое­вых походов с сентября 1939 по июнь 1941 года 51 судно общим тоннажем 310 407 брт. Эта лодка в дальнейшем не участво­вала в боевых операциях и была затоп­лена своим экипажем в Нойштадте 3 мая 1945 года. Лодке U-338 также принад­лежит своеобразный рекорд: 16 марта 1943 года при атаке конвоя SC-122 ей удается залпом из пяти торпед отпра­вить на дно три транспорта и повредить четвертый.

Еще несколько любопытных фактов, связанных с подводными лодками этой серии: головная лодка всей серии VII U-27 первой из «семерок» и погибла — 20.9.1939. Последней немецкой подвод­ной лодкой, уничтоженной союзниками во Второй мировой войне в ходе боевых дей­ствий, оказалась также лодка типа VII. Британская летающая лодка «Каталина» из состава 210-й эскадрильи засекла меж­ду Шетландскими островами и Норвегией в 2.41 утра 7 мая 1945 года немецкую подводную лодку в подводном положении. Это была U-320. Британский самолет сбросил серию глубинных бомб. С U-320 в штаб поступает донесение о том, что она сильно повреждена, но «семерка» пы­тается вернуться в базу. 9 мая, не дотя­нув до Бергена, U-320 затонула со всем экипажем. Последней немецкой лодкой, сдавшейся союзникам, также была лодка VII серии, уже упоминавшаяся U-977.

В ходе войны англичанам и амери­канцам удалось захватить несколько не­мецких подводных лодок, в том числе и типа VII. 27 августа 1941 года, в 8.30 бом­бардировщик «Хадсон» из состава 269-й эскадрильи английских ВВС в 80 милях к югу от Исландии обнаружил не­мецкую подводную лодку. После первой атаки четырьмя глубинными бомбами лодка получила повреждения, и ее командир подал пилотам cm нал о сдаче, подняв над лодкой белый флаг. Вскоре в данный квадрат прилетела летающая лодка «Каталина» 209-й эскадрильи, а к вечеру подошел и траулер «Нозерн Чиф». Последний немедленно объявил экипа­жу субмарины: «Если будет сделана по­пытка потопить лодку, я никого спасать не буду и открою огонь по вашим спаса­тельным плотам». Лодку взяли на буксир и привели в порт. Хотя немцы и успели выбросить за борт все секретные доку­менты и шифровальную машинку, тем не менее эта «семерка» стала ценным тро­феем. Британские специалисты немед­ленно замерили уровень шума отдель­ных агрегатов и механизмов, испытали скоростные качества и глубину погруже­ния. Они пришли к выводу, что корпус, выполненный из стали толщиной около 20 см с тщательно проваренными и за­клепанными швами, хорошо выдержива­ет погружение на глубину 150 м. Немед­ленно последовало указание изменить счетчики глубины на глубинных бомбах, доведя показания на них до 200 м. 19 сентября 1941 года U-570 уже зачисли­ли в состав британского флота под на­званием «Граф» (Graph). Позже она учас­твовала в боевых действиях и даже су­мела выпустить торпеду в свою «сест­ру» — U-333, но торпеда прошла мимо. В марте 1944 года трофейная «семерка» выскочила на скалы у острова Айлей на западном побережье Шотландии, полу­чила серьезные повреждения и была ис­ключена из списков английского флота.

Еще одна субмарина, U-844 была за­хвачена британским корветом «Чиллиуак» 6 марта 1944 года после полуторасуточного преследования. Английские моряки захватили находившиеся на борту секрет­ные документы, которые в то время, оче­видно, уже не представляли особого ин­тереса для британского Адмиралтейства Вскоре после этого лодка ушла на дно.

12 апреля 1945 года британский фре­гат «Лох Глендгу» взял на абордаж U-1024, но несколько часов спустя, ког­да она шла на буксире фрегата королев­ских ВМС «Лох Мор», лодка затонула.

U-573, поврежденная авиацией союз­ников у побережья Алжира, сумела до­браться в мае 1942 года до Картахены в Испании, где и была интернирована. В 1943 году немцы продали ее генералу Франко, и она под наименованием G-7 служила в испанском военном флоте до середины 60-х годов.

После окончания Второй мировой войны по Потсдамским соглашениям сдавшиеся германские подводные лод­ки были собраны в Лох-Раине на побе­режье Шотландии. Затем их группами выводили в море для затопления в 30 милях к северу от Малин-Хеда. Если не срабатывали подрывные заряды, субма­рины топил артиллерийским огнем поль­ский эсминец «Блискавица». В ходе этой операции, получившей кодовое название «Дедлайт» и продолжавшейся в ноябре 1945 года — январе 1946 года, пошли ко дну 119 немецких подводных лодок, в том числе и 83 единицы VII серии; из них по одной лодке серий VIID и VIIF, осталь­ные-VIIC и VIIC/41.

30 субмарин разных типов распреде­лили среди трех стран-победительниц — США, СССР и Великобритании — в ка­честве трофеев. Две «семерки» вошли в послевоенное время в состав военно-морских сил Франции под названиями — «Милле» (бывшая U-471) и «Лоби» (быв­шая U-766). Первая была повреждена авиацией союзников в Тулоне во время налета 6 мая 1944 года и в таком состо­янии досталась французам при захвате главной базы своего Средиземноморско­го флота в августе 1944 года. Вторая, также пострадавшая от английских бомб и лишенная хода, была захвачена в Ла-Рошели 8 мая 1945 года. Французы су­мели набрать запасных частей из десят­ка поврежденных лодок, оставшихся пос­ле капитуляции немцев во Франции, и ввести обе названные субмарины в строй. «Милле» долго оставалась в со­ставе французского флота, и ее списали лишь в октябре 1963 года, «Лоби» — на три года раньше.

Три лодки типа VII U-926, U-995 и U-1202 из британской доли раздела во­шли в состав норвежских королевских военно-морских сил. Они стали имено­ваться соответственно «Киа», «Каура» и «Кинн» и еще полтора десятка лет чис­лились среди действующих. Об одной из них, U-995, речь пойдет ниже.

Несколько слов о судьбе лодок этого типа, которые воевали с советским ВМФ. На Балтике «у-боты» VII серии применя­лись весьма ограниченно, на Черном море немцы их вообще не использовали. Основной район их действий находился в Северном Ледовитом океане, где они атаковали арктические конвои, шедшие в Мурманск и Архангельск, а также препят­ствовали судоходству в советской Арктике.

Правда, самая неприятная для нем­цев потеря, произошедшая в восточных водах, случилась на Балтийском море. Речь идет о лодке U-250, потопленной морским охотником МО-103 30 июля 1944 года. Субмарина была поднята аварий­но-спасательной службой Балтийского флота и доставлена в Кронштадт. На ее борту были обнаружены секретные до­кументы, шифровальная машинка «Энигма-М» и новейшая секретная акустичес­кая германская торпеда T-V «Цаункениг». Вместе с советскими специалистами эту торпеду изучали и британские военно-морские эксперты. В апреле 1945 года U-250, переименованную вТС-14, зачис­лили в состав Балтийского флота, но уже 20 августа того же года из-за невозмож­ности восстановления исключили из списков советского ВМФ.

28 августа 1943 года подводная лод­ка Северного флота С-101 под командо­ванием капитан-лейтенанта Е.Н.Трофи­мова (на борту находился также комдив П.И.Егоров) к северо-востоку от мыса Желания у побережья Новой Земли об­наружила неизвестную субмарину, шед­шую в надводном положении. С дистан­ции 6 кабельтовых был произведен трехторпедный залп, после чего С-101 не­медленно погрузилась на глубину 15 м, опасаясь, что вражеские подлодки мог­ли действовать парой. Примерно через 10 минут советская лодка всплыла. На поверхности обнаружили большое соляровое пятно, спасательный круг, облом­ки различных предметов и судовые до­кументы. Позже удалось установить, что таким образом погибла U-639.

5 сентября 1944 года тральщик Т-116 под командованием капитан-лейтенанта В.А.Бабанова обнаружил вражескую лод­ку и атаковал ее глубинными бомбами. Вслед за этим поврежденная субмарина (а это была U-362) подверглась повтор­ным атакам самолетов и кораблей, вы­званных тральщиком с о.Диксон. Всего на лодку сбросили 42 глубинные бомбы, четыре 100-кг авиационные бомбы и 120 мин. Лодка была уничтожена, что под­твердили водолазы, обследовавшие ее на месте потопления.

Две гитлеровские «семерки» уничто­жили части Красной Армии во время боев за Восточную Пруссию. U-763 была потоплена 24 января 1945 года во время налета советской авиации на Кенигсберг. U-78, переоборудованная в зарядную станцию, но сохранившая вооружение, погибла в Пиллау 16 апреля 1945 года под огнем ар­тиллерии 2-й батареи 523-го корпусного артполка 11-й гвардейской армии.

Кроме того, U-745 и U-676 пропали без вести в феврале 1945 года во время боево­го дежурства в Финском заливе — по всей вероятности, они подорвались на минах.

В 19.15 30 марта 1942 года эскадрен­ный миноносец «Гремящий» (командир капитан 2-го ранга А.И.Турин) обнаружил подводную лодку и атаковал ее, сбросив 9 больших и 8 малых глубинных бомб. В месте погружения подводной лодки всплыли обломки, бумаги, появились масляные пятна. Предположительно, это была подводная лодка U-5852.

22 апреля 1945 года эскадренный ми­ноносец Северного флота «Карл Либкнехт» под командованием капитан-лей­тенанта К.Д.Старицына, находясь в охра­нении конвоя, с помощью гидроакустичес­кой станции обнаружил подводную лодку и сбросил на нее весь запас глубинных бомб. Через четыре минуты лодка всплы­ла с сильно поднятой кормой в 45 — 50 м от борта миноносца. Ее рубка была раз­бита, перископы погнуты, антенны обор­ваны. По ней открыли огонь из орудий и пулеметов, и она немедленно затонула. Считается, что так погибла U-286.

Еще два «у-бота» VII серии значатся на счету северо-морских эсминцев «Дерзкий» (U-344, потоплена 22.8.1944) и «Живучий» (U-387, потоплена 8.12.1944). В ряде зарубежных изданий уничтожение U-387 приписывается бри­танскому корвету «Бамборо Касл», что, впрочем, представляется маловероят­ным3.

U-367 исчезла в Балтийском море у Хелы 15 марта 1945 года. Наиболее ве­роятная причина гибели субмарины — минное заграждение, поставленное со­ветской подлодкой Л-21.

Также подрыву на мине приписывают и гибель U-416, пропавшей 12 декабря 1944 года. Возможно, это была мина, выстав­ленная советской подводной лодкой Л-34.

Подводная лодка U-479 погибла 14 де­кабря 1944 года в Финском заливе — ее про­таранила советская субмарина «Лембит». Это было случайное столкновение в подвод­ном положении; немцам просто не повезло5.

Наконец, в отечественной литерату­ре встречается версия гибели подводной лодки U-679. 9 января 1945 года эта суб­марина, находившаяся в Балтийском море северо-восточнее маяка Пакри, была атакована и, возможно, уничтоже­на глубинными бомбами охотника за под­водными лодками МО-124. Получается, что на счету МО-124 это уже вторая по­беда: по утверждению ряда источников 26 декабря 1944 года он потопил субма­рину U-2342 XXIII серии6.

Таким образом, в отечественной ис­торической литературе обычно утвержда­ется, что советскому ВМФ и армии уда­лось потопить 11 подводных лодок VII серии, не считая погибших на минах 7.

В 1946 году после раздела герман­ского флота в Советский Союз поступи­ли четыре лодки типа VII: U-1057, U-1058, U-1064 и U-1305. Все они под наименованиями Н-22 — Н-25, а с июня 1949 года как С-81 — С-84 служили в со­ставе Балтийского флота вплоть до кон­ца декабря 1955 года, затем три из них были исключены из списков судов ВМФ в 1957 — 1958 годах. Интересно, что быв­шая U-1305 использовалась на Северном флоте в 1957 году в районе островов Новая Земля в качестве мишени при ис­пытании новых видов оружия, в том чис­ле и атомных торпед. Там она и была за­топлена в октябре того же года. Долго­жителем оказалась U-1064, которая пос­ле разоружения была переформирована сначала в плавучую зарядовую станцию ПЗС-33, а с 1 июня 1957 года стала учеб­но-тренировочной станцией УТС-49 и в этом качестве прослужила до марта 1974 года.

США приняли в качестве трофеев U-977 и U-1105, первая из них была потоп­лена 2 февраля 1946 года во время тор­педных стрельб. Великобритания получи­ла целых шесть «семерок» и также ис­пользовала их в экспериментальных целях.

Одна из лодок серии VIIC сохранилась до наших дней. Это U-995, построенная фирмой «Блом унд Фосс» в 1943 году. 8 мая 1945 года, то есть во время капиту­ляции нацистской Германии она находи­лась на ремонте в Тронхейме и не разде­лила судьбы других немецких подводных лодок, а была включена в состав норвеж­ского флота под названием «Каура» и служила в основном учебным кораблем. В январе 1963 года ее исключили из спис­ков флота. Тогда же на правительствен­ном уровне и начались переговоры о ее судьбе между Норвегией и ФРГ, дливши­еся несколько лет. В 1965 году субмари­ну доставили в Западную Германию; не­сколько лет она простояла в Киле. Нако­нец, в 1971 году ее передали Германско­му Морскому Союзу. Подлодку реконстру­ировали, придав ей вид, какой она имела в 1945 году. С марта 1972 года U-995 -составная часть морского мемориально­го комплекса в местечке Лабое, недале­ко от Киля. Посетители мемориала могут побывать на борту гитлеровского «вундерваффе» (чудо-оружия) и осмотреть субмарину, принадлежащую самой мас­совой серии подлодок в истории миро­вого судостроения.