«Ленинград»

 

Полноценная боевая учеба и служба ли­дера «Ленинград» началась в июле 1938 года. В конце июля 1939-го он принял участие в учениях флота на Балтике: из Кронштадта в составе эскадры выходил в Балтийское море до шведского острова Готланд, где вместе с другими кораблями отрабатывал задачи вза­имодействия. 31 июля 1939 года его поста­вили на капитальный ремонт, поскольку во время похода на скорости 18 узлов у котла № 2 стали лопаться трубки. В ходе ремонта на лидере сменили 732 трубки — старые ока­зались дефектными и недобросовестно смон­тированными.

С началом советско-финляндской войны в ноябре 1939 года «Ленинград» включили в состав группы кораблей эскадры Балтийско­го флота. С 10 декабря 1939 по 2 января 1940 года лидер совершил два выхода в море для обстрела батарей на островах Тиуринсари и Сааренпя. Из-за плохой видимости выполнить поставленные задачи ему не удалось, зато корпус корабля, действовавшего во льдах Финского залива, получил серьезную дефор­мацию. Некоторые вмятины корпуса были высотой в 2 и шириной в 6 м, а стрела про­гиба достигала 50 см. От сильного сдавлива­ния во многих местах разошлись швы наруж­ной обшивки и топливных цистерн. В таком состоянии лидер был поставлен в ремонт.

По окончании ремонта 31 мая 1941 года корабль вышел на ходовые испытания. И в первом же выходе опять начали лопаться трубки котлов. Снова пришлось возвращать­ся на завод. Всего же с момента окончания Финской войны и до 22 июня 1941 года «Ле­нинград» 9 раз вставал в док для клепки рас­ползавшихся листов подводной части корпу­са, смены котлов и изъеденных кавитацией гребных винтов.

Начало Великой Отечественной войны застало лидер «Ленинград» в Таллине. С 23 июня по 3 июля 1941 года его привле­кали к минным постановкам на линии Хан­ко — Осмуссар. Корабль выставил около 400 мин заграждения.

В начале июля в Таллине на лидере уста­новили временную систему размагничиваю­щих устройств. При очередном заходе кораб­ля в Кронштадт рабочие Морского завода провели средний ремонт его пушек главного калибра.

Уже через два месяца с начала войны «Ле­нинград» снова нуждался в ремонте. Котель­ная установка работала на износ — из-за не­качественных трубок приходилось отключать котлы № 1 и № 2. Но о длительной постанов­ке в док не могло быть и речи — немецкая сухопутная армия практически окружила Тал­лин, где сосредоточились основные силы Балтийского флота. Флот помогал сухопут­ному фронту чем мог — например, 10 августа 35 человек из экипажа лидера «Ленинград» были посланы на передовую.

Все крупные корабли, в том числе и «Ле­нинград», с 22 августа были включены в сис­тему обороны города в качестве сил артил­лерийской поддержки. Уже на следующий день орудия лидера, маневрировавшего на больших ходах на Таллинском рейде и укло­нявшегося от атак самолетов, подавили огонь нескольких батарей и рассеяли резер­вы противника на участках прорыва. 24 ав­густа огнем с лидера «Ленинград» и крей­сера «Киров» была разрушена переправа в районе мыса Йыгису через реку Кейла-Йыги, уничтожено и повреждено 20 неприятель­ских танков (Здесь и далее результативность огня кораб­лей КБФ при стрельбе по берегу приводится весь­ма приблизительно, так как базируется лишь на ра­портах корректировочных постов).

Когда стало ясно, что Таллин не удержать, поступил приказ комфлота — 28 августа на­чать эвакуацию войск и переход сил флота в Кронштадт. Все корабли распределили по нескольким группам; лидер «Ленинград» включили в первую, для прикрытия с кормы крейсера «Киров».

Переход пришлось совершать через мно­жественные плотные минные поля. С наступ­лением темноты, когда подорвался на мине и затонул эсминец «Яков Свердлов», шед­ший с левого борта «Кирова», командующий флотом В.Ф.Трибуц приказал «Ленинграду» занять место погибшего эсминца. Но при попытке лидера в темноте выполнить приказ его параваны захватили по мине. Создалась угрожающая обстановка. Не имея возможнос­ти маневрировать в такой ситуации, коман­дир корабля распорядился обрубить парава­ны и задним ходом вывел «Ленинград» из опасной зоны. В момент постановки новых параванов по лидеру, стоявшему без хода, с мыса Юминда открыла огонь батарея про­тивника. Артиллеристы «Ленинграда» тут же ответили и заставили ее замолчать.

В 21.40 на «Ленинград» поступило радио­сообщение о подрыве на мине лидера «Минск», и он направился на помощь собра­ту. Рано утром 29 августа корабль подошел к поврежденному «Минску», у которого в ре­зультате взрыва мины все навигационные приборы вышли из строя. С рассветом оба лидера продолжили движение — головным «Ленинград», в кильватер ему «Минск». В пути рядом с «Ленинградом» обнаружили три пла­вающие мины, которые расстреляли огнем из 45-мм орудий.

Приходилось и неоднократно отбивать атаки самолетов противника. Чтобы не под­вергать «Ленинград» опасности, было при­нято решение увеличить ход с 12 узлов до 27. 29 августа в 17.05 «Ленинград» отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде.

В первых числах сентября лидер привле­кался к постановке мин на Тыловой минной позиции, где он выставил более 80 мин в двух минных заграждениях. 17 сентября его вклю­чили в систему обороны города.

С 19 сентября начались массированные воздушные налеты вражеской авиации на Кронштадт и корабли, стоявшие в Морском канале. 21 сентября, воспользовавшись пас­мурной погодой, немецкие летчики несколь­кими большими группами, общей числен­ностью 180 самолетов, атаковали советские корабли. «Ленинград» избежал попаданий и пополнил Западную группу кораблей, разме­щенных в Торговом порту, поддерживавших части 8-й и 42-й армий.

Налеты люфтваффе и артиллерийские обстрелы города не прекращались. 22 сен­тября «Ленинград», находившийся на пози­ции в Лесной гавани Торгового порта, во время контрбатарейной стрельбы получил пов­реждения корпуса, механизмов и некоторых приборов от близкого взрыва одного из сна­рядов немецкой батареи. Лидер перевели в другое место — к Канонерскому острову. Но 12 октября во время ведения артиллерийско­го огня по неприятелю один из вражеских сна­рядов попал в лидер, другой разорвался у борта. Первым 8-дюймовым снарядом про­било корпус, через пробоину затопило топ­ливную цистерну и цистерну питьевой воды. От осколков другого снаряда на палубе заго­релся пороховой заряд, приготовленный для стрельбы главным калибром. Пожар, к счастью, удалось быстро ликвидировать. 14 октября «Ленинград» поставили на ремонт у стенки завода «Судомех».

В это же время было принято решение эвакуировать оставшийся на полуострове Ханко гарнизон — десятки тысяч обученных и обстрелянных бойцов, тысячи единиц оружия и комплектов обмундирования, сотни тонн боеприпасов, продовольствия. Эвакуация, рассчитанная на несколько этапов, началась 23 октября. 2 ноября, как только закончился ремонт, «Ленинград» был включен во второй отряд, которым командовал контр-адмирал М.З.Москаленко.

Первая попытка прорваться к Ханко 9 но­ября окончилась безрезультатно — из-за сложной гидрометеорологической обстанов­ки (сильного порывистого ветра, низкой об­лачности и высокой волны) отряду пришлось вернуться из района маяка Родшер к Гогланду.

11 ноября, с наступлением сумерек, от­ряд снова вышел к Ханко. Тральщики с тру­дом прокладывали путь. Погода еще более ухудшилась: усилился боковой северный ве­тер, поднялась волна, снизилась видимость. Из-за ветра и волн тральщики не смогли идти строем уступа и фактически шли в кильва­тер. Протраленная полоса сузилась до 60 м. Это почти сводило на нет все меры противо­минного обеспечения идущих за тральщика­ми кораблей.

К северу от мыса Юминда, откуда до Хан­ко оставалось уже 65 миль, корабли вошли на минное поле — в тралах начали взрывать­ся мины. Идущие впереди суда, не обращая внимания на взрывы, оторвались от лидера и транспорта «Жданов». В 22.30 в левом па­раван-охранителе «Ленинграда», вышедше­го за пределы протраленной полосы, на рас­стоянии 10 м от борта взорвалась мина. Су­щественных повреждений он не получил и продолжал движение. Однако после полуночи, в 0.23 все в том же левом параване в 5 м от борта взорвалась еще одна мина.

На сей раз последствия оказались серь­езными. Вышла из строя левая турбина, в обшивке корпуса (в машинном отделении, центральном артиллерийском посту и чет­вертом артпогребе) появились трещины, поступающая вода затопила семь нефтяных цистерн; вышли из строя лаг и гирокомпас.

Корабль с трудом справлялся с откачкой воды. Через пробоины терялось драгоцен­ное топливо. Самостоятельно, по мнению командира Г.М. Горбачева, корабль двигать­ся не мог. Лидер стал на якорь, чтобы ус­транить повреждения в машинном отделе­нии. С ним остались транспорт «Жданов» и три катера МО.

В 1.01 Горбачев передал радиодонесе­ние командиру отряда: «Дважды подорвал­ся на минах. Пробоина в первом котельном отделении, провизионке, в центральном и гиропостах. Самостоятельно идти не могу, нуждаюсь в помощи. Стал на якорь». Коман­дованием флота действия командира кораб­ля были оценены как неправильные.

Получив радиограмму с лидера, Моска­ленко, находившийся на эсминце уже в 55 милях от Ханко, приказал всему отряду лечь на обратный курс и идти на помощь пов­режденному кораблю. В 2.04 корабли по­вернули обратно. Дальше события разви­вались весьма драматично. Два тральщика, направлявшиеся для оказания помощи, от взрывов мин лишились трапов. К тому же они потеряли ориентировку и не смогли найти лидер.

Не имея сообщений от Москаленко и не дождавшись подхода отряда, Горбачев ре­шил возвращаться к Гогланду самостоятель­но. Он дал команду сняться с якоря, но пос­кольку лидер лишился навигационных при­боров, приказал капитану «Жданова» идти головным. В 5 часов утра транспорт подо­рвался на мине и через 8 минут затонул. Всю команду, кроме одного человека, спасли морские охотники. Понимая, что теперь са­мостоятельно пробиться через минное поле невозможно, Горбачев снова приказал стать на якорь. Подошедший вскоре тральщик Т-211, определивший место «Ленинграда» по взрыву, встал головным и провел повреж­денный корабль к Гогланду. При следова­нии кораблей в тралах у Т-211 взорвались три мины и одна — в параване у лидера. К середине дня 12 ноября отряд снова сосре­доточился у Гогланда, на рейде Северной деревни. Здесь лидеру передали 100 т ма­зута, и в тот же день «Ленинград» и эсми­нец «Стойкий» получили разрешение уйти в Кронштадт.

В отчете по эвакуации военно-морской базы Ханко командованием флота была дана следующая оценка этому походу: «Из-за низких волевых качеств и неумения оце­нивать обстановку командир «Ленинграда» своими просьбами о помощи сорвал выпол­нение задачи, и отряд возвратился в бухту Суурикюля».

25 ноября «Ленинград» поставили на ре­монт, в ходе которого специальным решени­ем Военного Совета КБФ от 8 января 1942 года предписывалось смонтировать на «Ле­нинграде» в срок до 25 февраля 1942 года штатную систему размагничивания ЛФТИ.

Ремонт лидера проходил одновременно с модернизацией его систем. В частности, усиливалось зенитное вооружение, устанав­ливались размагничивающие устройства и за­щитная амортизация приборов, осуществля­лось подкрепление корпуса.

На юте смонтировали одну 76-мм палуб­ную зенитную систему 81-К с коробчатым щитом толщиной 8 мм, позаимствованную с линкора «Марат».

В суровых условиях блокады ремонт ли­дера длился всю зиму. А в мае 1942 года «Ленинград», включенный в артиллерийскую систему обороны города, вел огонь по пози­циям противника, занимая разные огневые точки на Неве.

Весь 1943 год корабль по плану, разрабо­танному начальником Береговой обороны Балтийского флота контр-адмиралом И.И.Греном, участвовал в нанесении масси­рованных артиллерийских ударов по узлам сопротивления врага в полосе наступления 55-й армии.

В январе 1944 года артиллерия лидера, занимавшего огневую позицию на Малой Невке у моста Строителей, активно содей­ствовала снятию блокады. 10 июня корабль участвовал в мощном артобстреле позиций противника, действовавшего в полосе наступ­ления 21-й армии Ленинградского фронта. До конца войны в море дальше Кронштадта лидер «Ленинград» не выходил ввиду мин­ной опасности.

Командирами «Ленинграда» были капи­тан 3 ранга Ф. Тарасов (1932 - 1939), капи­тан 3 ранга С.Д. Солоухин (1939 - 1941), ка­питан 3 ранга Г.М. Горбачев (до ноября 1942), капитан 2 ранга Г.С. Абашвили (с декабря 1942 по сентябрь 1943), капитан 3 ранга Н.Н. Ротинов (сентябрь 1943 - 20.11.1943), капи­тан 2 ранга В.М. Климов (до 27.1.1945), ка­питан 3 ранга П.Т. Гребенчук (до апреля 1945 временно исполняющий должность) и капи­тан 2 ранга Е.П. Збрицкий.