«Баку»

 

С вступлением в декабре 1939 года в состав действующего Тихоокеанско­го флота на лидере «Баку» начался пе­риод отработки боевых задач. В июне лидер приступил к постановке минных заграждений, сопровождению тран­спортов.

В мае 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение перебросить с Тихого океана на Север­ный флот несколько современных бое­вых кораблей. В состав этой группы во­шли лидер эскадренных миноносцев «Баку» и три эскадренных миноносца проекта 7 — «Разумный», «Разъярен­ный» и «Ревностный». Для плавания во льдах корабли прошли подготовку: сна­чала в доке, а затем у стенки завода № 202, на плаву. Все работы проводились в обстановке строгой секретности.

Для увеличения прочности корпуса на кораблях установили «шубу» — ши­рокий пояс из двух рядов деревянных брусьев и досок в районе ватерлинии, обшитый слоем котельного железа. Во внутренних помещениях установили дополнительные подкрепления из ме­таллических коробчатых балок и угольников, деревянных стрингеров и пиллерсов, а также проложили доба­вочные трубопроводы, по которым в случае необходимости (при низкой температуре) можно было пустить на­сыщенный пар. Все корабельные при­боры установили на амортизаторы, чтобы предотвратить выход их из строя при вибрации корпуса во время ледового плавания. Один из бронзо­вых гребных винтов заменили ледовым (стальным), на другом — штатном (предназначенном для плавания по чистой воде) сделали специальную стальную оковку. Снятый штатный бронзовый винт с такой же оковкой за­крепили на юте лидера.

Вместо 45-мм орудий 21-К устано­вили 37-мм автоматы 70-К. В ходе подготовки к переходу обмотки раз­магничивающих устройств были пере­несены с наружной стороны бортов внутрь корпуса, а систему отрегули­ровали на широтную зону Баренцева моря.

Утром 15 июля 1942 года корабли, составившие Экспедицию особого на­значения (ЭОН-18), вышли из Влади­востока. Однако эсминец «Ревност­ный» из-за столкновения с пароходом «Терней» пришлось вернуть в базу. 22 июля «Баку» привел эсминцы в Пет­ропавловск-Камчатский для пополне­ния запасов топлива, продовольствия и воды, а 30 июля — в бухту Эмма на Чукотке, где состав ЭОН-18 пополнил­ся танкером, пароходом и ледоколом «А.Микоян». С 14 августа, при прохож­дении Охотского, Восточно-Сибирско­го и Карского морей, кораблям ЭОН-18 пришлось бороться с 9 — 10-балль­ными ледяными полями, со сжатием, ледовым пленом. Случалось обкалы­вать и взрывать лед или отстаиваться в ожидании хорошей погоды. Когда у эсминца «Разъяренный» оказался пог­нут один из валов, лидеру пришлось буксировать его до Диксона.

10 октября в проливе Югорский Шар ЭОН-18 встретили корабли Се­верного флота. Без особых происшес­твий корабли дошли до острова Кильдин, где 14 октября их встретил ко­мандующий СФ А.Г.Головко.

По чистой воде и во льдах «Баку» прошел 7360 миль за 762 ходовых часа. Опыт плавания во льдах показал, что устройство «шубы» полностью себя оправдало — корпус корабля вы­держал длительные сжатия. Однако оковка штатных скоростных винтов не дала желаемых результатов, и это лишь усложнило плавание. В Ваенге в октябре — ноябре «Баку» был постав­лен в док, с корпуса сняли ледовую «шубу», проложили по палубе петли размагничивающей обмотки. Одновременно усилили зенитное и проти­володочное вооружение. Эти работы заняли две недели.

После прихода кораблей ЭОН-1Е приказом командующего флотом от 2С октября 1942 года в составе Северно­го флота была создана бригада эсмин­цев, включавшая теперь три дивизиона эсминцев. «Баку» возглавил 1-й диви­зион. Уже 17 ноября для усиления эс­корта очередного союзного конвоя QP-15 были привлечены лидер «Баку» и эс­минец «Сокрушительный». В условия) жесточайшего шторма, достигшего t утру 20 ноября ураганной силы, при частых снежных зарядах и нулевое видимости суда конвоя и корабли ох­ранения потеряли друг друга из виду конвой рассеялся. С разрешения командира конвоя «Баку» и «Сокруши­тельный», не дойдя до назначенной точки сопровождения, повернули в базу.

Шторм был такой силы, что от уда­ров девятибалльной волны на лидере прогнулась палуба и появились трещины на полубаке, были сорваны крышки люков и кожухи вентиляторов нарушилась герметизация корпуса, все носовые помещения по 29-й шпангоут оказались затопленными, вода проникла во 2-е и 3-е котельные отделения; в действии остался толь­ко котел № 1. Состояние корабля ста­ло критическим: лидер принял 160 тонн воды, дифферент на нос возрас­тал, крен доходил до 40° на борт. Эки­паж вел отчаянную борьбу за непотопляемость.

В это время от ударов волн у «Со­крушительного» по 173-й шпангоут от­ломилась корма, которая вскоре затонула. Шедший в базу лидер первым получил приказание оказать помощь терпящему бедствие кораблю. Одна­ко вследствие плохой видимости по­пытки «Баку» найти эсминец не увен­чались успехом. Да и сам лидер на­ходился в трудном положении, топли­во было на исходе. Командование флотом разрешило ему возвратиться в базу. Ведя в течение нескольких суток непрерывную борьбу за живу­честь, экипаж лидера смог отстоять корабль у стихии. 22 ноября «Баку» самостоятельно прибыл в базу для аварийного ремонта.

20 января лидер «Баку» и эсминец «Разумный» были направлены для перехвата вражеского конвоя, следо­вавшего из Тромсё (2 транспорта, 1 эс­минец, 1 сторожевик, 1 тральщик). Со­ветские корабли шли строем кильвате­ра на расстоянии 25 миль от берега со средней скоростью 20 узлов. В 22.40 они повернули к берегу и через 35 ми­нут по пеленгу 270° (на траверзе нор­вежского города Вардё у мыса Маккаур) на дистанции 70 кбт обнаружили конвой. Увеличив скорость до 28 узлов, «Баку» и «Разумный» начали атаку.

Сблизившись с головным транспор­том на дистанцию 26 кбт, лидер выпус­тил по нему 4 торпеды и открыл артил­лерийский огонь из орудий главного калибра, «Разумный» стрелял по вто­рому судну. По советским данным, одна из выпущенных лидером торпед попа­ла в транспорт, и он начал тонуть. Дру­гой, поврежденный артиллерией, вы­бросился на прибрежные камни (Согласно опубликованным за последнее время данным, советский отряд имел боевое столкновение с немецким минным заградителем «Скагеррак», шед­шим в сопровождении тральщиков М-303, М-322 и противолодочных кораблей UJ-1104 и UJ-1105. По­терь германский отряд не имел). Ко­рабли охранения немецкого конвоя ста­ли обстреливать наши корабли, одно­временно по ним открыли огонь и бе­реговые батареи противника. Лидер и эсминец легли на курс отхода. Через несколько минут видимость сильно ухудшилась, и батареи прекратили огонь. Не снижая скорости, оба кораб­ля вышли из района боя и направились в базу. Попаданий в лидер не было.

В феврале — марте «Баку» сопровож­дал союзные транспорты и конвои, участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника. В летнюю кампанию 1943 года он входил в состав кораблей охранения, обеспечивавших проводку конвоев. 18 — 20 и 29 июня лидер эскортировал переход ледоколов из Северодвинска в Карское море. За­вершая кампанию 1943 года, лидер вместе с эсминцами 16— 18 ноября обеспечивал прикрытие конвоя АБ-55 из Мурманска в Архангельск.

После этих трудных походов лидер встал на ремонт для подкрепления кор­пуса. По его завершении в июле — ав­густе 1944 года «Баку» выходил на со­провождение конвоя БД-1 из Белого моря на Диксон и проводку конвоя АБ-15, а также для обеспечения связи при сопровождении конвоя БК-14 из Архан­гельска в Кольский залив. 26 октября лидер участвовал в обстреле надводны­ми кораблями СФ порта Вардё. Артил­лерийская стрельба велась по данным радиолокации, централизованно. Ко­раблями было выпущено 597 снарядов. В порту возникли пожары и произошли сильные взрывы. 28 октября лидер со­провождал конвой JW-61, а 8 декабря — очередной конвой JW-62.

1-2, 3-5, 7 - 9 и 16 января 1945 года «Баку» охранял конвои, отдельные поврежденные транспорты.

За период участия в боевых действи­ях лидер «Баку» прошел свыше 42 ты­сяч миль и провел без потерь 29 оте­чественных и союзных конвоев. Четыре раза выходил в воды противника для поиска и уничтожения кораблей и судов, совершил обстрел вражеской военно-морской базы Вардё.

Указом Президиума Верховного Со­вета СССР от 6 марта 1945 года ли­дер «Баку» был награжден орденом Красного Знамени.

Командовали кораблем капитан 3 (затем 2) ранга Б.П.Беляев (27.12.1939 - 16.12.1944) и капитан 2 ранга П.М.Гончар (с 16.12.1944 до конца войны).