История проектирование

 

К середине 1950-х годов резко воз­росла потребность советского флота в новых эскортных кораблях, способных осуществлять охрану соединений удар­ных надводных кораблей и конвоев от атак авиации, атомных подводных лодок и противокорабельных (крылатых) ракет, а также обеспечивать развертывание своих подводных лодок. Для успешного преследования атомных субмарин про­тивника требовались высокая скорость хода, мощное противолодочное оружие, а для отражения атак сверхзвуковой ави­ации — зенитные ракетные комплексы.

Главнокомандующий ВМФ СССР ут­вердил 14 марта 1956 года оператив­но-техническое задание на разработку сторожевого корабля противовоздуш­ной и противолодочной обороны (СКР ПВО —ПЛО). Тактико-техническое за­дание было подготовлено Институтом военного кораблестроения и утвержде­но Главкомом ВМФ 3 декабря 1956 года. На этом этапе определили состав во­оружения и его линейно-возвышенную компоновку. (Всего же прорабатыва­лось семь вариантов размещения во­оружения.) Выбранная компоновка поз­воляла использовать для стрельбы на один борт почти все вооружение кораб­ля, что способствовало отражению групповых атак авиации. Гидроакусти­ку решено было разместить в опускае­мом подкильном обтекателе для умень­шения осадки и облегчения эксплуата­ции корабля. Предполагалось, что во­доизмещение уложится в 3600 т. Кон­структорам предложили также рассмот­реть вариант с газотурбинной энерге­тической установкой (ГТУ), а это могло бы уменьшить водоизмещение на 15%. Такое решение и оказалось наиболее оптимальным для создаваемого сторо­жевика.

Тактико-технические элементы буду­щего корабля, получившего обозначение «проект 61», были утверждены 30 апре­ля 1957 года постановлением Совета Министров СССР. Головным разработ­чиком назначили ленинградское ЦКБ-53, а главным конструктором — Б.И.Купенского (1916—1982 гг.), работавшего ранее в калининградском ЦКБ-820 и спроектировавшего СКР проекта 50. На­блюдающим был назначен представи­тель ИВК В.В.Данилов, позже сменен­ный О.Т.Сафроновым.

Проектирование нового сторожевика оказалось нелегкой задачей, в частнос­ти, из-за несоответствия заявленных и истинных массогабаритных характеристик создаваемого для него вооружения и оборудования. Это привело к увеличе­нию стандартного водоизмещения СКР до 3440 т. При создании зенитного ра­кетного комплекса для проектируемого корабля решено было обойтись без спе­циального ЗРК, а лишь модифицировать сухопутную ракету войск ПВО С-125 («Нева»). В результате получился первый корабельный опытный образец ЗРК ближнего действия, названный «Волна».

ГТУ разрабатывалась на Южном тур­бинном заводе (ЮТЗ) в Николаеве и в окончательном варианте представляла собой двухзальную установку с двумя ав­тономными главными газотурбинными аг­регатами и реверсивными редукторами.

Эскизный проект корабля (Корабли проекта 61 являются несомненными ре­кордсменами по числу переклассификаций. Они создавались как СКР, но 19 мая 1966 года отне­сены к вновь созданному классу ВПК. Корабли, прошедшие модернизацию по проекту61М/61МП, 28 июня 1977 года переклассифицированы в БРК, но 14 октября 1980 года возвращены в класс ВПК. Наконец, в январе 1992 года оставшиеся в строю «поющие фрегаты» снова стали СКР. Любопытно, что фактически они наиболее близки к эсминцам: именно к этому классу причисляют их все зару­бежные военно-морские справочники; эсминцами они считаются и во флотах Индии и Польши. – Прим. ред.) Главком ВМФ утвердил 3 сентября 1957 года, а Совет Министров СССР— 18 сентября 1957 года. После этого конструкторы приступили к разработке технического проекта, который и завершили в марте следующего года. Официально техпроект был утвержден 15 августа 1958 года решением ВМФ и Государственного ко­митета по судостроению (ГКС). Замес­тителями главного конструктора проек­та 61 назначили А.А.Певзнера и А.А.Терентьева. Технический проект (коррек­тированный, договорный) по головному кораблю был подписан Б.И.Купенским 22 апреля 1965 года, а главным наблюдаю­щим от ВМФ по проекту 61 инженер-ка­питаном 2 ранга Окатовым — 4 июня 1965 года. Сам же головной корабль начали строить еще в сентябре 1958 года, с официальной закладкой 15 сентября 1959 года.

Военно-Морской Флот заказал про­мышленности 20 кораблей по проекту 61 с размещением 15 единиц в Николаеве на заводе имени 61 коммунара и 5 еди­ниц на Ленинградском заводе имени А.А.Жданова. Строительство кораблей начали еще до утверждения договорной технической документации. Их сдавали флоту «в долг», со множеством недоделок, которые затем постепенно устраня­лись. В ряде источников принято разде­лять корабли проекта 61 на две группы: 7 единиц первой (с двумя РЛС «Ангара») и остальные — второй (с одной РЛС «Ан­гара» и одной РЛС «Кливер»). Послед­ние в документах иногда упоминаются и как проект 61 А. Часть кораблей (6 еди­ниц) позже модернизировали по проек­ту 61М (61 МП) и один — по проекту 61Э. Для ВМС Индии был специально разра­ботан проект 61МЭ (главный конструк­тор А.А.Шишкин), и по нему заказано пять кораблей.

 

Тактико-технические характеристики кораблей

 

Проект 61 (до 1967 г.)

Проект 61 (с 1967 г.)

Проект 61 М

Проект 61Э

Водоизмещение, т:

 

 

 

 

стандартное

3440

3550

4010

3810

нормальное

4000

4030

4490

4185

полное

4390

4510

4975

4750

Длина корпуса, м:

 

 

 

 

максимальная

144,0

144,0

146,2

144,0

по ватерлинии

132,0

132,0

134,5

132,0

Ширина корпуса, м:

 

 

 

 

максимальная

15,8

15,8

15,8

15,8

по ватерлинии

14,0

14,0

14,0

14,0

Осадка средняя, м:

 

 

 

 

при стандартном Д

3,94

3,94

4,22

4,05

при нормальном Д

4,27

4,29

4,55

4,34

при полном Д

4,45

4,60

4,87

4,65

Высота борта, м:

 

 

 

 

у форштевня

13,2

13,2

13,2

13,2

на миделе

8,1

8,1

8,1

8,1

у транца

8,5

8,5

8,5

8,5