Описание конструкции
Устройство корпуса
Для больших противолодочных кораблей проекта 61 был принят гладкопалубный корпус с плавным, но высоким подъемом верхней палубы в носовой оконечности. Корпус — стальной, с очень острыми обводами (отношение длины к ширине достигло 9,5) для получения высоких скоростей хода. С целью сохранения необходимой остойчивости, особенно в штормовых условиях, надводную часть корпуса уширили и выполнили слом борта между транцем и 45-м шпангоутом. Корпус имел верхнюю и нижнюю палубы, первую и вторую платформы, трюм и второе дно. Корпус корабля разделялся 13 водонепроницаемыми переборками, доходившими до верхней палубы, на 14 водонепроницаемых отсеков. На части кораблей устанавливалась дополнительная переборка, и число отсеков увеличилось до 15.
На протяжении двух третей длины верхней палубы располагалась надстройка, выполненная для облегчения конструкции из алюминиево-магниевого сплава АМГ-5В. Внутренние выгородки и ряд фундаментов отдельных устройств также изготавливались из АМГ-сплава, что позволило снизить положение центра тяжести корабля и уменьшить массу корпуса. Конструкции в районах расположения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем управления и ходового поста были стальными.
Интересной особенностью корабля стало создание сплошного «штормового» коридора в надстройке (в районе 20 —251-го шп.), соответствовавшего требованиям противоатомной защиты. В боевой и штормовой обстановке выход на верхнюю палубу мог осуществляться только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора.
Расположение служебных и жилых помещений на «поющих фрегатах» было традиционным для советского флота. Правда, впервые в отечественной практике на кораблях проекта 61 появилась столовая для команды, позволявшая одновременно накормить две трети личного состава срочной службы. Однако в каютах и кубриках практически не имелось иллюминаторов, а отсутствие кондиционеров и слабая вентиляция помещений, постоянный шум от воя газовых турбин делали условия обитания на корабле очень тяжелыми.
Главный командный пункт (ГКП) размещался в корпусе корабля на нижней палубе (в районе 63 —83-го шп.) и включал посты управления: штурманский, противовоздушной и противолодочной обороны (управления оружием), радиотехнического противодействия и командный пост связи. Запасной командный пункт (ЗКП) находился в посту «Дозор» и обеспечивал управление кораблем при выходе из строя ГКП и ходового поста. Ходовой пост, располагавшийся в районе 79 — 89-го шпангоутов, был оборудован верхним и сигнальным мостиками. Он обеспечивал управление кораблем при маневрировании в стесненной обстановке и швартовке (вход и выход из базы, проход в узкостях и т.п.). Его оборудование включало только штурманские приборы и перископы ВБП-452. Пост энергетики и живучести (ПЭЖ) размещался на верхней палубе в надстройке (то есть был весьма уязвим при повреждениях), а запасные посты находились в постах дистанционного управления (ПДУ) обоих машинных отделений.
Протяженность междудонного пространства составляла около 80% длины корпуса. Этот объем использовался для хранения запасов топлива и воды. Корабль имел продольную систему набора корпуса с размером шпации 500 мм. Главные водонепроницаемые переборки располагались на шпангоутах: 9, 20, 42 — 47, 63, 83, 101, 128, 143, 164, 191, 215, 233, 251-м (позже — и на 261-м). Горизонтальный киль являлся одновременно и нижним поясом наружной обшивки, простираясь от форштевня до 230,5-го шпангоута. Толщина наружной обшивки варьировалась от 6 до 8 мм. Второе дно имело толщину 5 мм, а толщина настила палуб, платформ и главных переборок (продольных и поперечных) — 4 мм. Фок-мачта и грот-мачта — четырехногие, башенноподобные, решетчатые. В районе мидель-шпангоута, на скуловой части корпуса, находились боковые (втягивающиеся в корпус) рули. Эти успокоители уменьшали амплитуду бортовой качки в три раза при волнении моря до 5 баллов и при скорости хода до 24 узлов. Предусматривались также стационарные бортовые кили.
Закат диаграммы статической остойчивости при стандартном водоизмещении колебался в пределах 63° — 65°. Начальная поперечная метацентрическая высота при стандартном водоизмещении не превышала 0,8 — 0,9 м, при нормальном — 1,27 м, при полном — 1,57 м.
Диаметр циркуляции не превышал 7,5 длины корабля при угле крена до 13°.
Предельно допустимая скорость ветра (на высоте 6 м при крене 25°) составляла 48 м/с при нормальном и 34 м/с — при стандартном водоизмещении.
Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых трех смежных отсеков (загрузка в пределах от нормального до полного водоизмещения). Установившийся при этом аварийный статический крен не должен был превышать 12°, а высота надводного борта составлять не менее 0,6 м. В противном случае СКР мог опрокинуться.
Численность экипажа не была постоянной. Так, штат 1962 года для корабля проекта 61 насчитывал 266 человек: 22 офицера, 18 мичманов и главстаршин, 226 старшин и матросов срочной службы. С 1974 года офицерский штат возрос до 25 офицеров и на «Проворном» (проект 61Э) составлял 296 человек (40 мичманов, 231 «нижних чинов»). На модернизированных БРК проекта 61М по штату полагалось 29 офицеров, 42 мичмана и 249 матросов — всего 320 человек.
Энергетическая установка
Корабли проекта 61 стали первыми в мире достаточно крупными боевыми единицами со всережимной газотурбинной установкой (ПТУ).
ГТУ была двухзальной, с четырьмя газотурбинными двигателями типа М8Е мощностью по 18 000 л.с. каждый. Два таких ГТД передавали мощность на гребной винт через общий редуктор и составляли газотурбозубчатый агрегат М-3. Кроме суммирования мощности двух ГТД, редуктор обеспечивал реверс гребного винта, а также подключение и отключение любого ГТД с помощью специальных кулачково-фрикционных и гидравлических муфт. Это конструктивное решение позволило резко повысить экономичность ГТУ на малых ходах за счет отключения любых 2 — 3 двигателей. Общая мощность энергетической установки — 72 000 л.с.
Механическая установка размещалась автономными эшелонами в двух отсеках, в носовом и кормовом машинных отделениях. Носовой работал на правый гребной винт, кормовой — на левый. Кроме ГТЗА в каждом машинном отделении размещались по два газотурбогенератора ГТУ-6, а в отсеках между отделениями — вспомогательные механизмы (котлы, испарители, успокоители качки). ГТУ-6 имели мощность 600 кВт и выпускались на заводе «Экономайзер» (ныне— «Пролетарский завод»). Выпуск агрегатов М-3 был освоен на Южном турбинном заводе в Николаеве, что после распада СССР и отделения Украины привело к быстрому списанию большинства газотурбинных кораблей (из-за невозможности замены турбин после износа).
Время пуска турбин из холодного состояния до оборотов холостого хода не превышало трех минут. Пятиминутный предварительный прогрев позволял в течение еще пяти минут выйти на полную мощность ГЭУ и развить максимально возможный ход. В экстренном случае за пять минут можно было развить 60% мощности ГЭУ и из холодного состояния. Редуктор обеспечивал возможность реверса с полного переднего хода на полный задний ход и обратно. Удельный расход топлива составлял 260 — 289 г/л.с. в час. Расход топлива при полном ходе составлял 612 кг/милю, а при оперативно-экономическом ходе — 266 кг/милю. Число оборотов гребных валов на полном ходу — 300 об/мин.
Газотурбинные генераторы обеспечивали корабль переменным трехфазным током с напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Два дизель-генератора по 200 кВт и два вспомогательных паровых котла с рабочим давлением пара 5 кгс/см2 (паропроизводительность — 1,5 т/ч) размещались в отделениях вспомогательных механизмов.
В машинных отделениях корабля (в отличие от котлотурбинных кораблей) стоял чрезвычайно высокий уровень шума «поющих» турбин, и управлять главной энергетической установкой можно было только из поста дистанционного управления, совмещенного с электростанциями. Контрольные функции по управлению ГЭУ выполнял пост энергетики и живучести. Управление ГЭУ производилось с главного командного поста и с ходового поста, причем оба они находились в корпусе корабля на нижней палубе.
Корабли проекта 61 имели по две пары газоотводных труб, размещенных над машинными отделениями. Их форма и размеры выбирались с учетом возможности полной замены газовых турбин и газотурбогенераторов через люки труб.
Создание морского ГТЗА М-3 стало крупным достижением отечественной промышленности. Почти в два раза уменьшилась масса ГЭУ (по сравнению с установкой на эсминцах проекта 56). Срок службы каждого двигателя определили в 3000 часов, из которых на 100% мощности отводилось 100 часов, а на 50 — 60% мощности — 2700 часов. Всего же срок службы каждого агрегата при скорости хода в 24 узла гарантировался не менее 5000 часов.
Относительно слабой оказалась противопожарная защищенность машинных отделений ввиду их расположения около погребов с боезапасом и низкой термоизоляции переборок. Станция жидкостного пожаротушения могла подать фреон только в одно-два помещения, а затем разряжалась и к повторному применению была непригодна. Отсутствовала и система паротушения должной мощности. Имелась однопроводная водяная противопожарная магистраль с отводами воды потребителям, 7 пожарных насосов ЭПжН-16 (производительность 100 м3/ч) или 2 пожарных насоса НЦВ-160/80 (по 160м3/ч) и 5 насосов НЦВ-100/80(по 100 м3/ч). Насосы могли включаться автоматически от реле давления, вручную — с места установки насоса и дистанционно — из ПЭЖа (имелась световая сигнализация). Пожарные рожки обеспечивали подачу двух струй воды в помещение и трех струй — в любое место верхней палубы и надстроек. Система паротушения предназначалась лишь для тушения пожара в топливных цистернах. Система жидкостного тушения включала в себя по две станции в машинных отделениях (на верхней палубе), у главных двигателей, в отделениях приводов. Она могла подать 360 г воды на 1 м3 объема помещения в течение 1 минуты при ручном управлении, что было явно недостаточно.
Запас топлива (марка ДС) составлял 940 т, в том числе расходный — 930 т; на модернизированных кораблях — 950 т. Запас масла— 10 т; котельной воды — 4, мытьевой воды — 34, питьевой — до 40 т. Полный запас пресной воды обычно не превышал 70 т. Керосина для вертолета принималось 5800 л. На корабле имелась опреснительная установка, запас провизии из расчета автономности на 10 суток составлял 6,5 т; на модернизированных кораблях — 21 т при 25 сутках автономности.
Скорость хода у кораблей проекта 61 была различной, однако не ниже 32 узлов (для полного хода). Первые корабли серии развивали на испытаниях с поднятым обтекателем ГАС не менее 35,5 узла, но неоднократно превышали и этот показатель. Максимально зафиксированной скоростью хода «поющего фрегата» стали 39 узлов на «Комсомольце Украины» и «Проворном». Формулярной скоростью полного хода для ВПК проекта 61 являются 34 узла, а для проекта 61М — 32. Боевой экономический ход —24 узла, а экономический ход с опущенным подъемно-опускным устройством (ПОУ) гидроакустической станции — 18 узлов. Минимально возможная скорость переднего хода, допускаемая РЭУ, составляет 8 узлов при 62 об/мин. Удачная форма четырехлопастных винтов (диаметр — 3,9 м) практически не вызывала явлений кавитации даже на полных ходах.
Дальность плавания корабля полным ходом не превышала 1520 миль, при боевом экономическом ходе —3100 миль, при оперативно-экономическом — 3500 миль. У БРК проекта 61М дальность плавания экономическим ходом колебалась от 3200 до 4000 миль.
«Поющие фрегаты» имели неограниченную мореходность весьма удовлетворительных качеств. Качка отмечалась очень плавная, практически отсутствовала заливаемость, невысокой была и забрызгиваемость. Полную скорость хода ВПК легко развивал даже при 5-балльном волнении и, включив активные успокоители качки, мог использовать свое оружие. Без успокоителей качки стрельбу можно было вести при волнении до 4 баллов. При волнении свыше 7 баллов не рекомендовалось развивать скорость хода более 24 узлов (при поднятом обтекателе ПОУ-12). Благодаря очень острым носовым образованиям и большой высоте надводного борта в носу ВПК проекта 61 легко шли против волны, ходовой мостик почти не забрызгивался, а трюмы оставались сухими и относительно чистыми (по сравнению с котлотурбинными кораблями). Принятая на кораблях этого проекта схема ГТУ стала этапной для мирового кораблестроения и перспективной для кораблей классов крейсер и эсминец. В мире по такой схеме впоследствии построили около 100 боевых кораблей.
Зенитно-ракетное вооружение
Большой противолодочный корабль проекта 61 имел на вооружении два зенитных ракетных комплекса ближнего действия (ЗРК БД) типа «Волна». Каждый комплекс состоял из одной двухбалочной наводящейся пусковой установки ЗИФ-101, системы управления с антенным постом «Ятаган» и 16 зенитных управляемых ракет В-600.
Пусковые установки размещались на крыше надстройки в носу (район 52,5-го шп.) и в корме (район 204,5-го шп.). Установка ЗИФ-101 представляла собой спаренную, открытую, стабилизированную установку тумбового типа с нижней подвеской двух ракет на двух направляющих балках. Погреба ракетного боезапаса (№ 4 — носовой, № 8 — кормовой) с барабанной системой хранения ракет имели по два вертикальных барабана на восемь зенитных управляемых ракет (ЗУР) каждый. На линию заряжания ракета подавалась поворотом барабана на угол 45°, а механическое заряжание осуществлял цепной досылатель-толкатель. Электрический силовой привод (ЭСП-101) и дистанционное управление обеспечивали функционирование пусковой установки. При внутрикомплексной модернизации ЗРК основные усовершенствования касались аппаратуры управления и самих зенитных ракет. Так, ЗРК с ракетами В-601 именовался «Волна-М», с ракетами В-611 — «Волна-11», с ракетами В-601 М — «Волна-Н», с усиленной помехозащищенностью — «Волна-П». В 1980-х годах комплекс «Волна» стал называться ударным (УЗРК) и позволял вести стрельбу ракетами по надводным целям. В литературе его часто упоминают как комплекс М-1 (морской универсальный ЗРК).
Характеристики зенитных ракет
|
В-600 (4К-90) |
В-601 (4К-91) |
Полная длина ракеты, мм |
5885 |
5948 |
Длина/диаметр 1-й ступени, мм |
1810/610 |
1817/552 |
Длина/диаметр 2-й ступени, мм |
4075/379 |
4131/390 |
Стартовый вес ракеты, кг |
923 |
980 |
Вес боевой части, кг |
60 |
72 |
Индекс боевой части |
4Г-90 |
5Б-18 |
Скорость, м/с |
600 |
100 — 700 |
Высота стрельбы, м |
100 — 10000 |
100 — 14000 |
Наклонная дальность, м |
4000 — 15000 |
4000 — 22 000 |
Зенитную управляемую ракету В-600 (шифр 4К-90) приняли на вооружение в 1962 году. Начало разработок приходится на 1955 год, и весь комплекс создавался на базе сухопутного ЗРК войск ПВО С-125. Главным конструктором «Волны» был И.А.Игнатьев (ВНИИ «Альтаир» МСП), а главным конструктором ракеты В-600-П.Д. Грушин (МКБ «Факел» МАП). Ее модификация — В-601 — поступила на вооружение ВМФ в 1968 году.
В-600 и ее более поздние варианты представляют собой двухступенчатые ракеты с пороховыми двигателями. Первая ступень снабжена четырьмя раскрывающимися после старта стабилизаторами и служит пороховым реактивным двигателем (ПРД-36). Вторая ступень имеет подобный двигатель и осколочно-фугасную боевую часть (4Г-90) с готовыми поражающими элементами общим весом 60 кг.
При запуске ракеты первая (стартовая) ступень работает в течение 5 с, развивая тягу в 30 т, а вторая (маршевая) — около 22 с, развивая тягу в 3 т. При разрыве боевой части ЗУР В-601 образовывается около 4500 осколков, поражающих цель с вероятностью 75 — 90% в радиусе 20 м. Стандартная комплектация ракетного погреба — 15 боевых и 1 учебная ракета.
Тактико-технические характеристики пусковой установки ЗИФ-101
Скорострельность...................................... 1 залп за 30 с
Угол заряжания..........................................90°
Угол горизонтального наведения.............+330°
Угол вертикального наведения.................от — 10° до +95°
Скорость ГН...............................................40 град/с
Скорость ВН...............................................30 град/с
Скорость стабилизации............................. 15 град/с
Расстояние между осями установки.........3500 мм
Система управления стрельбой ЗУР «Ятаган» была разработана в НИИ-10, а аппаратура приводов антенного поста —в ЦНИИ-173. Наведение ракеты осуществлялось по лучу РЛС «Ятаган» до момента срабатывания радиолокационного взрывателя. Недостаток этой радиокомандной системы — ее одноканальность, а также резкое снижение точности стрельбы при увеличении расстояния до цели. Каждый антенный пост имел пять антенн. Две малые антенны осуществляли так называемую «грубую» наводку ракеты на цель, одна антенна функционировала в качестве радиопередатчика команд оператора, а две большие сопровождали цель и более точно выводили на нее ракету. До поражения одной цели борьба со второй, третьей и т.д. целями невозможна. Время срабатывания самоликвидатора составляло 26 с, а радиовзрыватель «Пролив» (5Е15) мог срабатывать при промахе ракеты до 58 м от цели, поражая ее 3500 осколками (В-600) весом около 5,4 г каждый.
Комплекс «Волна-П» был принят на вооружение в 1976 году. Его помехозащищенность обеспечивалась введением в систему управления оптико-электронного канала сопровождения цели (телевизор 9Ш33). Использование ракеты В-601М (комплекс «Волна-Н») позволяло поражать низколетящие цели на высоте 3 — 5 м от уровня моря.
Один из кораблей — ВПК «Проворный» — в 1974 — 1977 годах был модернизирован по проекту 61Э (экспериментальный). С корабля были демонтированы зенитные ракетные комплексы «Волна», и на месте кормового разместили опытный образец нового многоканального ЗРК «Ураган». В дальнейшем планировалось установить два таких же носовых и по этому проекту модернизировать минимум четыре корабля. Этим планам не суждено было осуществиться, и «Проворный» остался единственным «поющим фрегатом», вооруженным ЗРК «Ураган».
Этот универсальный многоканальный корабельный зенитный ракетный комплекс разработан в НПО «Альтаир» (главный конструктор Г.Н.Волгин). Его создали на базе сухопутного ЗРК «Буг», и изначально он предназначался для замены УЗРК «Волна», но из-за больших размеров и массы пусковой установки такая замена не состоялась.
На «Проворном» установили опытный образец пусковой установки комплекса «Ураган» (М-22), имевший индекс ЗС-90. Вес пусковой установки без ракет не превышал 30 т, а в погребе размещались 24 зенитные ракеты 9М38: 8 — во внутреннем барабане револьверного типа, 16 — во внешнем. Площадь погреба — 5,2x5,2 м, глубина — 7,42 м. Темп схода ракет — 12 с. На серийных кораблях (проект 956) использовалась установка с шифром МС-196. Комплекс «Ураган» остается достаточно эффективным и в настоящее время, хотя внедрение в 1980-х годах палубной наводящейся установки с одной пусковой балкой было явным анахронизмом.
Дальность стрельбы «Урагана» — 3,5 — 25 км, высота поражения воздушной цели (при ее скорости до 830 м/с) — от 10 до 15 000 м. Радиус зоны поражения цели — 17 м. Длина ракеты 5550 мм, диаметр — 400 мм, стартовая масса — 690 кг и вес боевой части — 70 кг. Ракета снабжена полуактивной головкой самонаведения, активно-импульсным и контактным взрывателями.
Корабельная система управления ЗР-90 функционировала от установленной на грот-мачте РЛС общего обнаружения МР-700 («Фрегат-М»). Координаты всех обнаруженных целей поступали в центральный пост на прибор ОИ-5Ц (размножитель воздушной информации). Прожекторы радиолокационного подсвечивания целей (ОП-3), два экстраполятора целей (ОИ-14), прибор распределения целей (ОК-10ВП), телевизиры (ОТ-10), прибор управления огнем (ОК-10) и другие — вот довольно сложная цепь передачи первичной радиолокационной информации собственно к ракете. Теоретически станция управления способна была обеспечить сопровождение 24 целей и обстрел 19 (при наличии на корабле соответствующего числа телеоптических визиров и прожекторов подсветки), но на практике эти цифры составляли 12 и 6 целей соответственно.
Ударное ракетное вооружение
На больших противолодочных кораблях, модернизированных по проектам 6Ш, 61 МП и построенных по проекту 61МЭ, разместили ракетный комплекс противокорабельных ракет «Термит». Это оружие превращало почти беззащитный фрегат в ударный корабль, способный бороться с надводными кораблями своего класса.
Комплекс «Термит» состоял из четырех пусковых установок КТ-15М-БРК, размещенных побортно, парами, в корме. Пусковые установки имели постоянный угол возвышения и представляли собой одиночные контейнеры цилиндрической формы, неповоротные, нестабилизированные, но достаточно герметичные и при необходимости быстрозаменяемые. На фрегатах, построенных для ВМС Индии, контейнеры КТ-97М находились в носу, а не в корме. Кроме пусковых установок, в состав комплекса «Термит» входили система управления стрельбой «Коралл-НК» и четыре противокорабельные крылатые ракеты П-15М (шифр 4К-51). Для индийских кораблей поставлялась экспортная модификация ракеты (индекс П-15МЭ) с иным радиоэлектронным оборудованием головки самонаведения.
Крылатая противокорабельная ракета П-15М имела нормальную аэродинамическую схему со среднерасположенным трапециевидным крылом. Крыло — малого удлинения, с большой стреловидностью по передней кромке. В задней части ракеты находились верхнерасположенный киль и цельноповоротные рули высоты, а снизу подвешивался стартовый пороховой ускоритель. Ракета оснащалась маршевым жидкостным реактивным двигателем и фугасно-кумулятивной боевой частью (4Г-15). Головка самонаведения — радиолокационная или тепловая («Снегирь»). Ракета и комплекс «Термит» были приняты на вооружение в 1971 — 1972 годах. Длина ракеты — 6665 мм, общий вес — 2523 кг, вес боевой части — 480 кг (или 15 кт с ядерной БЧ), вес взрывчатого вещества — 375 кг. Скорость полета ракеты — 320 м/с, дальность — от 8 до 80 км. Маршевая высота полета — 25 или 50 м, со снижением при подходе к цели до 2,5 м над уровнем моря. Ракета диаметром 780 мм имела складывающиеся крылья с размахом 2500 мм. Ускоритель (РДТТ) развивал тягу в 29 т, а маршевый двигатель — 1217т при старте и 515 т в полете.
Относительно небольшие крылатые ракеты П-15М принято относить к ракетам тактического назначения (дальность. полета не превышает 150 км).
Противокорабельный ракетный комплекс «Уран»
Вооружить остальные большие противолодочные корабли проекта 61 ударным ракетным оружием планировалось еще в начале 1980-х годов, так как, кроме шести модернизированных в большие ракетные корабли, остальные «поющие фрегаты» такого оружия не имели.
Оптимальным выходом посчитали размещение на этих кораблях разработанной в ОКБ «Звезда» дозвуковой ПКР тактического назначения «Уран» (комплекс 3М24 с ракетой Х-35). По ряду причин этот комплекс так и не поступил на вооружение флота, а большинство «поющих фрегатов» успели благополучно отправиться на корабельные кладбища и разборку. Лишь один «Сметливый» прошел переоборудование с расчетом на установку ракетного комплекса «Уран». На крыше надстройки вместо установок РБУ-1000 разместили две пусковые установки, представляющие собой обычные направляющие для пакета из четырех транспортно-пусковых контейнеров (КТ-184).
Ракета имеет дальность стрельбы 130 км при скорости полета около 1100 км/ч на сверхмалых высотах 3 — 5 м. Ее длина — 4400 мм, диаметр — 420 мм, стартовый вес — 600 кг, масса осколочно-фугасной боевой части от 90 до 145 кг (в разных вариантах). Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме со складными крыльями и оперением. Стартовый твердотопливный ускоритель — также со складным крестообразным оперением. Маршевый турбореактивный двигатель снабжен воздухозаборником, расположенным в нижней части корпуса ракеты. Комбинированная система управления — с инерциальной системой и активной радиолокационной головкой самонаведения. Ракета фактически копирует американскую ПКР «Гарпун», но имеет излишне сложную для своих малых размеров и скорости систему управления.
Даже сейчас на «Сметливом» отсутствуют ракеты комплекса «Уран», и корабль вышел после модернизации и ремонта еще более слабым, чем был. Опытный экземпляр «Урана» в виде двух счетверенных транспортно-пусковых контейнеров установлен лишь на одном корабле — ракетном катере Р-44.
Артиллерийское вооружение
В соответствии с концепцией эскортного корабля все ВПК проекта 61 решено было вооружить 76-мм артиллерией и разместить в оконечностях два зенитных артиллерийских комплекса АК-726 (заводской шифр ЗИФ-67). Увы, отсутствие ударного ракетного вооружения среднекалиберной артиллерии (100 мм и выше) делало корабль почти беззащитным и лишало его возможности обстреливать береговые цели, оказывая поддержку десанту. Вступать в артиллерийскую дуэль с зарубежными эсминцами наши ВПК также не могли.
Разработку артиллерийской установки АК-726 начали в 1954 году под руководством главного конструктора ЦКБ-7 (ныне КБ «Арсенал») П.А.Тюрина. На вооружение флота она официально поступила только в 1964 году, став одной из самых массовых артустановок ВМФ СССР. На головном корабле серии — ВПК «Комсомолец Украины» прошли испытания две артустановки ЗИФ-67 в период с 20 октября по 6 ноября 1962 года.
Качающаяся часть артустановки состояла из двух автоматов, расположенных в общей люльке. Моноблочный ствол с пружинным накатником охлаждался забортной водой в перерывах между очередями и имел эжекторы для продувки ствола после каждого выстрела. Внутренний канал ствола — с 24 нарезами постоянной крутизны. Подача снарядов в приемники орудий производилась элеваторами из подбашенного отделения. Заряжание — обойменное, по два патрона в каждой обойме. Подача и снаряжение обойм велись вручную из корабельных артпогребов через окна в неподвижном барбете. Управление механизмами возможно в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах. Наведение — дистанционное, от приборов управления стрельбой или от автономного кольцевого прицела «Призма». Каждая артустановка имела собственную систему управления МР-105 «Турель» (разработана под руководством главного конструктора О.Б.Федорова).
В качестве боеприпаса применялись два типа снарядов: зенитный ЗС-62 с радиолокационным взрывателем АР-67 и осколочно-фугасный ОФ-62 с контактно-ударным взрывателем ВГ-67. Каждый снаряд снабжен взрывчатым веществом массой 400 г. Масса порохового заряда патрона — 3,055 кг. Табличная дальность стрельбы — 15 700 м и 11 000 м по самоликвидатору, который срабатывает через 26 — 32 с на дистанции около 63 кбт.
К недостаткам данной артустановки можно отнести плохую вентиляцию башни, что вынуждало расчет башни стрелять с открытыми броневыми дверками во избежание угорания. Обычная скорость наведения по вертикали при ручном управлении не превышает 1,2 град/с, а по горизонтали — не более 1 град/с. При автоматическом управлении скорость наведения возрастает до 30 и 35 град/с соответственно. К положительным качествам АК-726 можно отнести высочайшую надежность и точность огня.
Тем не менее, необходимость усиления зенитно-артиллерийского вооружения «поющих фрегатов» становилась все более очевидной, и на модернизированных кораблях были дополнительно размещены два зенитных артиллерийских комплекса АК-630 (А-213) в составе четырех шестиствольных автоматизированных установок АК-630 и двух станций управления огнем МР-123 «Вымпел-М». Артустановки АК-630, созданные в 1974 году под руководством главного конструктора М.С.Кнебельмана, предназначались для ближней самообороны корабля и уничтожения средств воздушного нападения (самолетов, вертолетов, противокорабельных ракет), скоростных малоразмерных морских надводных целей, плавающих мин.
В конструкции установки использован зенитный автомат АО-18 с вращающимся револьверным блоком из шести стволов и автономным жидкостным охлаждением. Вращение блока обеспечивается энергией пороховых газов, отводимых поочередно от каждого ствола.
Заряжание артустановки — ленточное, с прямоугольным магазином. Управление — дистанционное, автоматическое от РЛС управления МР-123 «Вымпел-М» или автономным кольцевым прицелом «Колонка». Точность стрельбы артустановки относительно невысока и во многом зависит от удаления РЛС управления огнем от оси стрельбы блока стволов.
В качестве боеприпасов применяются осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 (масса 0,386 кг) и осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-84 (масса 0,384 кг), снабженный взрывателем А-498К. Масса взрывчатого вещества в первом типе снаряда — 0,0116 кг, во втором — 0,049 кг. Самоликвидатор срабатывает через 16 с на дистанции 5000 м. Следует также отметить высокую скорость автоматического наведения артустановки: по вертикали — 50 град/с и по горизонтали — 70 град/с.
ТТХ артиллерийских установок
Обозначение артсистемы |
АК-726 |
АК-630 |
АК-230 |
Калибр, мм |
76,2 |
30 |
30 |
Длина ствола, клб. |
59 |
54,3 |
78 |
Число стволов |
2 |
6 |
2 |
Углы вертикального наведения, град. |
- 10.. .+85 |
- 12.. .+88 |
- 12.. .+87 |
Углы горизонтального наведения, град. |
±164 |
+ 180 |
+ 180 |
Скорострельность, выстрелов на ствол |
90—107 |
840 |
1050 |
Боезапас, выстрелов на ствол |
600 |
500 |
500 |
Масса снаряда, кг |
5,9 |
0,38 |
0,36 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
980 |
900 |
950 |
Дальность стрельбы, км: |
|
|
|
по вертикали |
11,0 |
5,0 |
3,5 |
по горизонту |
9,06 |
8,1 |
4,5 — 5,0 |
Боевой расчет, чел. |
9 |
3 |
2 |
Вес установки, кг |
26000 |
1000 |
1905 |
Бронирование башни, мм |
5 |
8 |
4 |
В экспортной модификации проекта вместо артустановок АК-630 разместили более старые, но хорошо зарекомендовавшие себя двухорудийные автоматизированные артустановки АК-230. Эта самая массовая артустановка советского ВМФ отличается надежностью и точностью стрельбы. Так, вероятность поражения торпедного катера на дистанции до 20 кбт составляет 99% при расходе до 200 снарядов. Точность стрельбы артустановки полностью зависит от точности регулировки системы управления огнем - РЛС МР-104 «Рысь». Артустановка создана под руководством главного конструктора А.С.Харыкина и принята на вооружение в 1962 году.
Автоматическое сопровождение воздушной цели (при скорости до 300 м/с) обеспечивается на дистанции до 140 кбт с 80-процентной вероятностью ее поражения одной очередью. Применяются три вида снарядов, имеющих до 0,039 кг взрывчатого вещества и время самоликвидации 12 — 18 с.
На экспортной модификации проекта «поющих фрегатов» была демонтирована кормовая артустановка АК-726 вместе со станцией управления «Турель». Предполагалась замена носовой артустановки АК-726 на новейшую 100-мм автоматизированную одноствольную артустановку АК-100, но по ряду причин такой замены не произошло.
Торпедное вооружение
На крыше надстройки, в диаметральной плоскости позади грот-мачты располагался один пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-61. При модернизации в Николаеве, на заводе имени 61 коммунара, для четырех кораблей использовали торпедные аппараты ПТА-53-1123/2. Их демонтировали в начале 70-х годов с противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград» (проект 1123) и решили установить на «Сдержанном», «Смелом», «Стройном» и «Смышленом».
Тактико - технические характеристики торпед
|
53-57 |
53-65К |
СЭТ-53 |
СЭТ-65 |
Дальность хода, м |
18000 |
19000 |
7500 |
15000 |
Глубина поражения, м |
2—14 |
2—12 |
20 — 200 |
20 — 200 |
Скорость хода, узл. |
45 |
45 |
29 |
40 |
Вес торпеды, кг |
2000 |
2200 |
1480 |
1850 |
Вес взрывчатого вещества, кг Тип двигателя |
305 турбина парогазовая |
307,6 турбина парогазовая |
100 электродвигатель |
250 электродвигатель |
Управление стрельбой торпедами велось с РКП корабля при помощи ПУТС (приборов управления торпедной стрельбой) «Тифон-61» или «Тифон-6Ш». В 1973 году ЦКБ «Полюс» (МОП) разработало первую цифровую ПУТС «Ладога» для новых торпед 53-65К и СЭТ-65, которые также имелись на вооружении кораблей проекта 61.
Стандартная комплектация торпедного боезапаса в начале 90-х годов для «поющего фрегата» состояла из двух дальноходных противокорабельных торпед 53-65К (изделие 243) и трех противолодочных самонаводящихся электрических торпед СЭТ-65 (изделие 260). Все торпеды являются автономно-самонаводящимися и снабжены ударным и неконтактным взрывателями. Они хранились только в трубах торпедного аппарата; допускалось хранение двух учебных торпед на палубе у торпедного аппарата (район 144-го шп.).
Для экспортных кораблей поставлялись противокорабельные торпеды 53-65КЭ.
Реактивное противолодочное вооружение
На ВПК проекта 61 размещены реактивные бомбометные установки систем «Смерч-2» и «Смерч-3». Оба комплекса, разработанные Московским институтом торпедной техники (главный конструктор В.А.Масталыгин), предназначаются для уничтожения подводных лодок и торпед противника.
«Смерчи» приняты на вооружение в 1961 году и являются первыми отечественными бомбометами с механическим заряжанием. Система управления, единая для обоих комплексов (ПУСБ «Буря» с приставкой «Зуммер»), может одновременно управлять огнем всех четырех РБУ, а время реакции не превышает двух минут.
Каждая РБУ имеет собственную систему заряжания и представляет собой стационарную, наводящуюся в двух плоскостях установку с двенадцатью или шестью радиально расположенными стволами. Погреб с глубинными бомбами находится в подпалубном помещении. Специальным подъемником бомбы подаются на заряжающее устройство, а пакет стволов, опущенный на угол 90°, последовательно разворачивается по курсовому углу и после заряжания автоматически возвращается в режим наведения. Две установки РБУ-6000 располагаются побортно на нижнем мостике в районе 75-го шп., а две РБУ-1000 — на палубе надстройки (побортно) в районе 159,5-го шп. Для РБУ-6000 имелся единый погреб № 5, рассчитанный на хранение в вертикальном положении на стеллажах 192 реактивных бомб РГБ-60 (по восемь залпов на установку). Для РБУ-1000 —погреба № 6 и № 7, на 24 бомбы РГБ-10 каждый, по четыре залпа на установку.
Оба типа реактивных бомбометных установок имеют предельные углы вертикального наведения от — 90° до +65°, а в горизонтальной плоскости — от 0° до ±180°. Скорость наведения в автоматическом режиме — 30 град/с, в ручном — 4 град/с. Установки применяются при волнении моря до 8 баллов. При взрыве одной бомбы взрываются все остальные РГБ в радиусе 50 м (взрыватель УДВ-60), а акустический неконтактный взрыватель ВБ-2 имеет радиус реагирования до 6 м. Бомба РГБ-10 обладает увеличенным до 100 м радиусом подрыва.
На модернизированных кораблях проекта устанавливались усовершенствованные приборы управления бомбовой стрельбой «Буря-61М», пусковые установки РБУ-1000 демонтировались.
Мертвая зона у обоих типов РБУ составляет около 7 кбт, целеуказание выдается корабельными гидроакустическими станциями и передается в систему ПУСБ для наведения установок.
ТТХ реактивных бомбометных установок
|
«Смерч-2» |
«Смерч-3» |
Индекс пусковой установки |
РБУ-6000 |
РБУ-1000 |
Индекс реактивной глубинной бомбы |
РГБ-60 |
РГБ-10 |
Общая масса пусковой установки, кг |
3100 |
2900 |
Число стволов |
12 |
6 |
Дальность стрельбы, м |
5800 |
1000 |
Скорострельность в залпе, выстр./с |
2,4 |
2,0 |
Габариты, мм: |
|
|
длина |
2000 |
2165 |
ширина |
2250 |
2000 |
высота |
1700 |
2030 |
Масса РГБ, кг |
119,5 |
196 |
Калибр РГБ, мм |
212 |
300 |
Длина РГБ, мм |
1830 |
1700 |
Скорость полета РГБ, м/с |
400 |
350 |
Скорость погружения в воде, м/с |
11,6 |
11,8 |
Глубина поражения, м |
450 |
450 |
Марка взрывателя |
УДВ-60 ВБ-2 |
УДВ-60 |
Авиационное вооружение
Корабль проекта 61 был оборудован специальной взлетно-посадочной площадкой (ВПП) на верхней палубе в кормовой оконечности. Между ВПП и кормовой артустановкой размещался стартово-командный пост вертолета (СКПВ),
имевший связь с ходовым мостиком, ГКП, керосинохранилищем и агрегатной вертолета. На юте находился и погреб № 10 с боеприпасом для вертолета. Погрузка и выгрузка бомб проводились вручную с помощью переносной поворотной балки, а непосредственная подача бомб на вертолет обеспечивалась вертолетной лебедкой. Запас авиатоплива хранился в двух цистернах общей емкостью 5800 л. Топливо из цистерн подавалось в баки вертолета по специальным шлангам и трубопроводам. Давление в системе обеспечивалось азотом, хранившимся в шести баллонах общей емкостью 240 л. Аварийного сброса топлива за борт не предусматривалось. На модернизированных кораблях ВПП приподнималась над верхней палубой, а в образовавшемся пространстве размещалась буксируемая гидроакустическая станция МГ-335 «Платина». Серьезным недостатком для серийных кораблей считалось отсутствие вертолетного ангара.
ВПК проекта 61 мог принять на ВПП один противолодочный вертолет Ка-25ПЛ, выпуск которых по разработке ОКБ Н.И. Камова был налажен на Ухтомском авиазаводе в 1962 году.
Вертолет Ка-25ПЛ имел два соосных вращающихся в противоположные стороны винта. Складывающиеся лопасти винтов обеспечивали летательному аппарату минимальные габариты. Фюзеляж вертолета — цельнометаллический, из дюраля марки Д16Т с толщиной обшивки 0,8 мм. Остекление — из оргстекла толщиной 3 мм. Шасси — четырехстоечное, с базой 3,02 м. Запас топлива — 1105 кг керосина и возможность установки двух дополнительных подвесных топливных баков по 200 л. Общая масса боевой нагрузки — 1100 кг. Основное оружие вертолета — электрическая самонаводящаяся противолодочная торпеда АТ-1 (позже — АТ-1М) калибра 450 мм, длиной 3,93 м и общей массой 550 кг (масса взрывчатого вещества — 70 кг). Приводнившаяся торпеда выполняет акустический поиск подводной цели, изводясь на источник шумов и срабатывая от неконтактного взрывателя при подходе к цели на 5 — 6 м. Она способна повторить поиск потерянной цели, и если в течение 10 минут цель остается необнаруженной, то торпеда самоликвидируется. Торпеда поражает подводные цели на глубинах до 200 м при скорости хода до 25 узлов.
На вооружении вертолета имелись также глубинные бомбы разных типов: ПЛАБ-250-120 (калибр — 250 мм, масса — 120 кг; применялись до глубин 300 м и снабжались ударным и гидроакустическим неконтактным взрывателями); ПЛАБ-50-64 и ПЛАБ-МК (применялись в кассетах по 5 и 25 штук соответственно). К началу 80-х годов вертолеты могли применять также корректируемые глубинные бомбы КАБ-250-ПЛ, управляемую по проводам торпеду «Стриж» (шифр Т-67) и ракетоторпеду АПР-2.
На передних боковых внешних держателях вертолета подвешивались по две ориентирно-маркерные авиабомбы: дневные (ОМАБ-25-12Д) или ночные (ОМАБ-25-8В), имевшие длину 870 мм и диаметр 140 мм. В хвостовой части вертолета размещался аэрофотоаппарат А-39. Вертолет снабжался надувной лодкой МЛАС-1-ОБ, парашютами С-4Б. Поисково-прицельная система «Байкал» обеспечивала выполнение всего спектра боевых задач вертолета и включала в себя: радиолокационную станцию «Ини-циатива-2К», радиогидроакустическую систему «Баку», опускаемую гидроакустическую станцию «Ока» (ВГС-2), радиоприемную систему РПМ-С с буями «По-плавок-1А» и прицельно-вычислительное устройство ПВУ-В-1 «Жасмин». Радиогидроакустические буи ненаправленного действия применялись двух типов: большие «Ива» и малые «Чинара», в кассетах по 18 штук.
Вертолет Ка-25ПЛ — первый отечественный, по-настоящему боевой противолодочный вертолет. При всех своих недостатках он служит на флоте более 35 лет.
Тактике – технические характеристики противолодочного вертолета Ка-25ПЛ
Длина, м:
без несущего винта.....................9,70
с несущим винтом......................15,74
со сложенными
лопастями винта........................11,60
Ширина корпуса, м.......................3,80
Высота при стоянке
на палубе, м................................5,35
Диаметр несущего винта, м.........15,74
Газотурбинные двигатели
марки ГТД-ЗФ...............................2
Общая мощность, л.с................... 1800
Скорость, км/ч:
максимальная..............................220
крейсерская.................................. 185
Дальность полета, км:
практическая...............................350
с подвесным баком.....................520
Потолок динамический, м...........3500
Радиотехническое вооружение
Корабли проекта 61 имели достаточно совершенные для своего времени радиолокационные станции (РЛС) обнаружения воздушных и надводных целей, освещения воздушной обстановки и выдачи целеуказаний.
На первых кораблях серии устанавливались две двухкоординатные РЛС МР-300 «Ангара» на обеих мачтах. Начиная с восьмого корабля серии на фок-мачте разместили усовершенствованный трехкоординатный вариант «Ангары» МР-310, а на грот-мачте - РЛС МР-500 «Кливер». Цифровой индекс РЛС обычно означает предельную дальность обнаружения воздушных целей. Все РЛС работают в дециметровом диапазоне (25 — 50 см) на четырех фиксированных частотах. Мощность РЛС в пределах 1,5—2 МВт с мертвой зоной обнаружения около 5 кбт. Дальность обнаружения корабля класса эсминец составляла у «Ангары-А» 22 мили, дальность обнаружения подводной лодки — 9,5 мили и самолета на 10-километровой высоте — 270 км. РЛС «Кливер» способна была обнаружить аналогичный самолет на расстоянии не менее 300 км.
При модернизации ВПК «Проворный» на нем разместили РЛС МР-700 «Фрегат». Мощность импульса этой РЛС составляла 300 кВт (31 луч на 2 участка), станция работала на двух каналах — 12 и 15 см. Дальность обнаружения надводной цели составляла 50 км, а воздушной цели — не менее 290 км. Мертвая зона у «Фрегата» не превышала 800 м, время приведения РЛС в боевую готовность — не более 6 мин, а время непрерывной работы — 24 ч.
Корабли комплектовались также системой опознавания «Свой — чужой» — 4 станции запроса «Никель-КМ» и 2 станции ответа «Хром КМ», системой управления вооружением корабля «Пульт-61 М», системой совместного использования оружия «Блокировка-61М», системой групповых атак «Дозор-1», системой выдачи текущих координат МПЦ-315. Все корабли имели систему внутренней связи «Каштан». На модернизированных кораблях дополнительно устанавливались системы постановки пассивных помех. Ее пусковая установка КЛ-101 представляла собой пакет с 16 направляющими трубами калибра 82 мм и имела только вертикальное наведение. Боезапас на четыре установки составлял 128 турбореактивных снарядов. Дальность стрельбы - 3500 м. На всех модернизированных кораблях, кроме «Славного», размещалась система постановки активных помех «Старт», выполняющая одновременно и функции радиотехнической разведки.
В качестве навигационных средств использовались две радиолокационные станции «Волга» (с дальностью до 50 миль), гирокомпас «Курс-3», магнитный компас УКМ-М-3, эхолот НЭЛ-5, лаг МГЛ-50М, автопрокладчик АП-4м, радиопеленгатор АРП-50р, ГАГ «Парус» и комплект аппаратуры РСВТ-1с, система сбора и обработки информации «Планшет-61» и система обеспечения совместного плавания «Огонь-50-1».
Для обеспечения надежной радиосвязи применялись средневолновый радиопередатчик Р-653 и четыре коротковолновых передатчика Р-652 и Р-654; средневолновый радиоприемник Р-677 и 11 коротковолновых радиоприемников (7Р-765К, 4Р-678Н); а также 9 приемопередатчиков разных типов. Для взаимного обмена информацией между кораблями тактической группы на кораблях проекта 61 применялась механическая вычислительная система МВУ-200 «Море-У» производства НПО «Агат». Корабли первых серий оснащались навигационной РЛС «Дон» и станцией РЭБ «Залив».
В качестве гидроакустического вооружения на первых кораблях серии использовались две гидроакустические станции (ГАС): МГ-311 «Вычегда» и МГ-312 «Титан», антенны которых были размещены в выдвижном подкильном обтекателе. Станции обладали достаточной помехоустойчивостью (из-за использования высоких частот) и применялись даже на больших скоростях хода корабля. С их помощью подводная лодка обнаруживалась на дальности до 8 км (режим эхопеленгования) и до 18 км —в режиме щумопеленгования. Эти станции успешно обнаруживали мины и торпеды на дистанциях до 2 — 3 км. Перепады гидрологических условий мало влияли на дальность обнаружения целей.
На модернизированных кораблях проектов 61М, 61МП и 61МЭ разместили новый гидроакустический комплекс МГК-335 «Платина», принятый на вооружение в 1975 году (главный конструктор Л.Д.Климовицкий). В этом комплексе второго поколения использовались несколько антенн различного размещения, в том числе и буксируемая ГАС. «Платина» имела дальность обнаружения в режиме эхопеленгования 25 — 30 км, а в режиме щумопеленгования — 4 — 6 км. Мертвая зона составляла 1,5 — 2,0 км, а дальность обнаружения торпеды — 3,0 км. Буксируемая ГАС размерами 1x1 м имела сектор обзора ±130°. Накопление сигнала шло по 5 частотам, средняя ошибка в определении координат подводной цели не превышала 2° по пеленгуй 1 ,5% по дальности. Комплекс выполнял также задачи звукоподводной связи. На первых кораблях серии для звукоподводной связи и опознавания применялась ГАС МГ-26 «Хоста», принятая на вооружение в 1960 году (главный конструктор Н.Б.Кусков). Кроме того, устанавливалась станция приема сигналов от радиобуев МГ-409П.
На кораблях проекта 61 и большинстве модернизированных единиц устанавливались также неакустические средства обнаружения подводных лодок — принятые на вооружение в 1963 — 1964 годах одноканальные станции МИ-110Р и МИ-110К. Станция обнаружения радиационного следа подводной лодки МИ-1 ЮР оказалась сложной в обслуживании и дорогой в производстве (в схемах использовалось золото), а станция обнаружения теплового следа подводной лодки МИ-110К получилась достаточно удачной и в модернизированном виде используется и поныне.