Общая оценка проекта

 

Рассматривая корабли проекта 61, можно отметить две принципиальные особенности, отличающие их от всех ра­нее построенных кораблей ВМФ СССР. Первая и самая важная — применение в качестве главной энергетической уста­новки всережимных газовых турбин, а также перспективная схема их компонов­ки. Именно благодаря этому «поющие фрегаты» навсегда останутся этапными кораблями в мировом военном корабле­строении. Другая особенность — приме­нение специально созданных зенитных ракетных комплексов для целей проти­вовоздушной самообороны.

Стоит также упомянуть гармоничность всех тактико-технических элементов ко­рабля, его неплохие мореходные качес­тва, возможность быстрой агрегатной замены главных двигателей, наличие взлетно-посадочной площадки для про­тиволодочного вертолета, большую на­сыщенность оружием и боезапасом, ра­диоэлектронным вооружением.

На этом перечень положительных ха­рактеристик корабля проекта 61 в основ­ном исчерпывается. Конструкторы, огра­ниченные строгими рамками требований руководства флота, создали неплохой корабль нового типа, но при этом им не удалось избежать и ряда недостатков. Дальность плавания оказалась неболь­шой, а зенитно-ракетное вооружение имело достаточно низкие характеристики для 60-х годов, не обеспечивая отра­жение групповых налетов авиации. Эф­фективность противолодочного оружия была снижена из-за наличия малоэффек­тивных гидроакустических станций. Воз­можность базирования корабельного вертолета при штормовых условиях из-за отсутствия вертолетного ангара так­же представлялась спорной. Кроме того, моряки нередко давали негативную оцен­ку 61-му проекту из-за повышенной шумности и отвратительных бытовых усло­вий для экипажа.

На корабле такого ранга впервые были применены и пожароопасные алюминиево-магниевые сплавы, погреба боеза­паса размещались впервые выше ватер­линии и могли быть лишь частично за­топлены через систему орошения. Взрыво- и пожароопасные помещения вплот­ную соседствовали друг с другом, а про­тивопожарная и противовзрывная защи­та отличалась примитивным исполнени­ем. Для аварийного выхода личного со­става не имелось достаточно широких иллюминаторов, да и размещение основ­ных и запасных пунктов командования и управления было, если можно так выра­зиться, вынужденно нерациональным.

Впервые отечественный корабль рас­считывался на динамическое воздейст­вие атомного взрыва и обладал доста­точно высокой остойчивостью, гермети­зацией корпуса и противохимической вентиляцией. Но в реальных условиях современного боя он неминуемо погиб бы в считанные минуты из-за отсутствия какой бы то ни было конструктивной за­щиты. По прогнозам в случае начала Третьей мировой войны время «боевой жизни» для корабля такого класса не превысило бы 5 — 7 минут!

По тактико-техническим характеристи­кам ВПК проекта 61 не уступал своим за­рубежным аналогам, а кое в чем и пре­восходил их. Однако предназначение американских эсминцев и фрегатов было вполне определенным: им предстояло обеспечивать противолодочную и проти­вовоздушную охрану ударных авианосных соединений. Но тут возникает вопрос: для чего же построены наши «поющие фре­гаты»? Они вооружены лишь оружием са­мообороны от воздушного и подводного противника и представляли собой, по сути, неплохие эскортные корабли для трансатлантических конвоев. Но в эпоху «холодной войны» таковые конвои никак не вписывались в советскую военную док­трину, а для охраны каботажного плава­ния корабль был излишне дорог и вели­коват. Ударного оружия корабли «чисто­го» проекта 61 не имели, и на Западе их недаром называли «беззубыми» или «без­оружными красавцами».

 

Сравнительные тактико-технические элементы кораблей проекта 61 и их зарубежных аналогов

 

Проект 61

«Чарлз Ф. Адамс»

«Брук»

«Амацукадзе»

«Дюпти Туар»

«Импавидо»

Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

 

стандартное

3505

3370

2643

3050

2750

3201

полное

4460

4570

3426

4000

3750

3941

Главные размерения, м: длина

144,0

133,8

126,3

131,0

129,0

130,9

ширина

15,8

14,35

13,4

13,4

12,7

13,6

осадка

4,57

6,1

7,3

4,2

5,4

4,5

Дальность плавания, миль

 

 

 

 

 

 

(со скоростью хода, уз.) Скорость хода полная, уз.

3500/20

35,5

4500/20

34,0

5400/20

27,0

4000/20 33,0

5000/18 34,0

4500/18 34,0

Мощность ГЭУ, л.с.

72000

70000

35000

60000

63000

70000

Экипаж, человек

266

353

241

290

347

344

Вооружение

2x2 ЗРК

1x1 или

1x1 ЗРК

1x1 ЗРК

1x1 ЗРК

1x1 ЗРК

 

«Волна»

1x2 ЗРК

«Тартар»

«Тартар»

«Тартар»

«Тартар»

 

(32 ракеты)

Тартар»

(16 ракет)

(36 ракет)

(40 ракет)

(36 ракет)

 

 

(36 — 38 ракет)

 

 

 

 

 

2x2 — 76 мм

2x1 — 127 мм

1x1 — 127 мм

2x2 — 76 мм

3x2 — 57 мм

1x2 — 127 мм

 

1x5 — 533мм

2x3 — 324 мм

2x3 — 324 мм

2x3 — 305 мм

2x3 — 550 мм

4x1 —76 мм

 

ТАПЛО

ТАПЛО

ТАПЛО

ТАПЛО

ТАПЛО

2x3 — 324 мм

 

2x12 -РБУ

1x8 ПЛУР

1x8 ПЛУР

2 бомбомета

1 — 375 мм

ТАПЛО

 

2x6 — РБУ

«Асрок»

«Асрок»

«Хеджехог»

Бомбомет

 

 

 

 

2x1 — 533 мм ТТ

 

«Бофорс»

 

Год постройки

1962—1973

1962—1964

1966—1968

1965

1956—1957

1963—1964

Количество единиц в серии

20

23+6 экспорт

6

1

4

2