Биографии отечественных кораблей
«КОМСОМОЛЕЦ УКРАИНЫ»
Первенец серии «поющих фрегатов» зачислили в списки ВМФ СССР 10 ноября 1959 года как сторожевой корабль ПВО-ПЛО (противовоздушной и противолодочной обороны) с тактическим номером СКР-25. Торжественная закладка на стапеле завода № 445 имени 61 коммунара прошла 15 сентября 1959 года, а 31 декабря 1960 года в 13.00 корпус нового сторожевика спустили на воду. Достройка велась бешеными темпами, и уже 27 декабря 1961 года над СКР-25 впервые был поднят Военно-морской флаг СССР (Если посмотреть повнимательнее на график сроков постройки «поющих фрегатов», то можно обнаружить занимательный факт: большинство кораблей вступает в строй ВМФ к концу декабря. Это четко свидетельствует о том, что корабль сдается промышленностью с недоделками и в спешке, так как необходимо «отрапортовать» об успехе и получить премии. «Комсомолец Украины» не стал исключением). А на следующий день его буквально «выпихнули» из акватории завода с приказанием перейти в Севастополь. Буксиры вывели сторожевик по Днепро-Бугскому лиману в Черное море и поставили на якорь. Первый командир корабля — капитан 3 ранга Александр Алексеевич Исаев — торопился завершить предпраздничный переход, поскольку на борту находилось около 500 человек вместо 230 положенных по штату (помимо членов экипажа здесь были заводские рабочие, специалисты). Механическая установка оставалась еще «сырой», и ее главный конструктор С.Колосов предлагал отложить выход. Обнаружились недоработки в главном реверсивном редукторе, ненадежными оказались газотурбогенераторы и автоматика. Но 31 декабря 1961 года в 12.45 турбины были запущены и СКР-25 впервые начал движение своим ходом. Переход в условиях зимней ночи прошел благополучно. Утром 1 января корабль вошел в Северную бухту Севастополя. Начались сдаточные испытания и доводка, изучение экипажем новой техники на практике. Лишь 23 ноября 1964 года корабль был официально включен в состав Краснознаменного Черноморского флота. В честь 40-летия шефства ВЛКСМ над флотом СКР-25 был переименован в «Комсомолец Украины», а комсомол города Винницы взял над ним шефство.
Летом 1964 года, формально еще до включения в состав КЧФ, «Комсомолец Украины» вместе с однотипным «Сообразительным» впервые вышел на боевую службу в Средиземное море. В составе отряда кораблей под флагом адмирала С.Е. Чурсина (на крейсере «Михаил Кутузов») «Комсомолец Украины» посетил югославские порты Сплит и Дубровник (18 — 25 июня 1964 года). Осенью того же года корабль доставил в болгарский порт Бургас для совместных учений группу лиц высшего командного состава Вооруженных Сил СССР во главе с маршалом А.А.Гречко и Главкомом ВМФ С.Г.Горшковым.
Весной 1965 года командиром «Комсомольца Украины» стал Лорий Трофимович Кузьмин.
На «Комсомольце Украины» обкатывался командный состав для других строящихся кораблей серии, в том числе и для «ленинградского» СКР «Огневой». За первое место по ракетной стрельбе корабль был награжден 19 февраля 1966 года переходящим Призом ВМФ СССР и грамотой Главкома ВМФ СССР, а 25 марта того же года — грамотой командующего КЧФ за высокие показатели в социалистическом соревновании в честь XXIII съезда КПСС.
С 19 мая 1966 года «поющие фрегаты» переклассифицируют из сторожевых в большие противолодочные корабли. В этом же году «Комсомолец Украины» вновь выходит на боевую службу в Средиземное море. В период 5 по 30 июня 1967 года выполняет боевые задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта (в период арабо-израильского конфликта). Одновременно в этой акции принимали участие четыре ВПК проекта 61: «Комсомолец Украины», «Сообразительный», «Проворный» и «Отважный», вошедшие в состав 5-й эскадры ВМФ СССР. Корабли базировались на порты Александрия и Порт-Саид. Весной 1970 года «Комсомолец Украины» участвует в маневрах «Океан» (апрель—май) и посещает с официальным визитом Алжир (8—13 мая). Следующие походы продолжаются с 20 декабря 1970 года по 7 мая 1971 года, с 5 мая по 20 декабря 1972 года и с 9 марта по 26 июля 1973 года.
Во время взрыва и пожара на ВПК «Отважный» моряки «Комсомольца Украины» оказывают помощь горящему собрату, а позже участвуют в «следственном эксперименте» — моделировании катастрофы совместно с ВПК «Решительный».
Очередь для капитального ремонта и модернизации вооружения дошла до «Комсомольца Украины» лишь 23 мая 1977 года. До 7 августа 1979 года корабль прошел доковый и капитальный ремонт в Николаеве и Севастополе с заменой ракет В-600 на В-601, установкой новой системы орошения погребов и сигнализации «Карат-М».
Отремонтированный корабль вновь выходит на боевую службу в Средиземное море только в 1981 году. Позже участвует в учениях «Щит-82», в маневрах «Гранит-85», посещает с визитами Грецию (18 — 22 ноября 1986 г., порт Пирей), Тунис (17 — 21 ноября 1987 г.) и Турцию (28 июня — 2 июля 1989 г., Стамбул).
Корабль входит в состав прославленной 30-й дивизии надводных кораблей КЧФ (70-я бригада), а с 1990 года числится в составе 150-й бригады надводных кораблей. Почти за тридцать лет службы «Комсомолец Украины» практически не имел аварий, за исключением повреждения левого винта при навале на веху 1 марта 1982 года и пожара в первом машинном отделении 12 декабря 1980 года с гибелью одного человека. Пожар возник примерно в 5 часов утра и продолжался 9 часов 20 минут, пока не был потушен гражданскими пожарными Севастополя.
После распада СССР и разделения территории России и Украины вопрос очередного капитального ремонта для ВПК отпал сам по себе. Затянувшийся раздел имущества и кораблей Черноморского флота ускорил списание «Комсомольца Украины». Приказом командующего КЧФ от 24 июня 1991 года его исключили из состава флота, разоружили и передали в отдел фондового имущества (ОФИ КЧФ) для демонтажа и реализации. Спуск флага состоялся 9 ноября 1992 года в присутствии ветеранов корабля. Экипаж официально расформировали 31 декабря 1992 года, затем корабль отбуксировали на отстой от 12-го причала в Троицкую бухту. Здесь, кстати, уже дожидались своей участи списанные «на гвозди» ВПК «Проворный» (проект 61МЭ) и противолодочный крейсер «Ленинград» (проект 1123). Первым на разделку в Инкерман отправили 18 февраля 1993 года ВПК «Проворный». Любопытно, что в следующем году у двух оставшихся списанных кораблей произошла замена бортовых номеров: теперь они соответствовали заводским строительным номерам. На борту «Комсомольца Украины» появились цифры 1701. На разборку в Инкерман объект 1701 поступил лишь 3 мая 1995 года, и через три недели от уникального корабля — первенца серии и шедевра отечественного кораблестроения — остались лишь куски надстроек. Сохранить «поющий фрегат» в качестве памятника не удалось.
«СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ»
Второй корабль серии унаследовал имя и гвардейский флаг от одноименного эскадренного миноносца Черноморского флота, прославившегося в годы Великой Отечественной войны. «Сообразительный» официально был включен в состав КЧФ 23 ноября 1963 года. Вместе с «Комсомольцем Украины» и крейсером «Михаил Кутузов» (18 — 25 июня 1964 г.) он посещает югославский порт Сплит. С 1 по 31 июня 1967 года выполняет боевые задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а при возвращении на Черное море наносит визит в Варну (12— 15 августа 1967 г.). На следующий год корабль посещает югославские порты Котор и Зеленика (29 января — 4 февраля 1968 г.). Весь 1968 год (с 1 января по 31 декабря) корабль провел в Средиземном море, оказывая помощь египетским ВМС в отражении израильской агрессии. В 1969-м «Сообразительный» вместе с ракетным крейсером «Грозный» и большим ракетным кораблем «Бедовый» посетил столицу Кубы. В 9 часов утра 20 июня 1969 года, следуя в кильватер флагманскому «Грозному» (командир отряда контр-адмирал С.С. Соколан), «Сообразительный» вошел в Гавану. С визитами на кораблях побывали высшие должностные лица страны: премьер-министр Фидель Кастро, президент Освальдо Дортикос, министр ВС Рауль Кастро, командующий ВМС Альдо Санта-Мария. Исключительно теплый прием советских моряков продолжался до 27 июня, пока корабли не покинули Кубу. Небезынтересно отметить, что «Грозный» и «Сообразительный» (бортовой № 524) в это время несли светлую окраску — цвета «слоновая кость», поскольку их планировалось демонстрировать на Всемирной выставке в Монреале как образцы достижений советского кораблестроения. По ряду причин этот поход не состоялся. Зато оба суперсовременных корабля приняли участие в съемках популярного в свое время кинофильма «Нейтральные воды», где «Сообразительный» «сыграл роль» американского фрегата.
В мае 1974 года корабль посещает Тунис.
В период с 1 октября 1976 года по 28 ноября 1978 года ВПК проходит на Севастопольском морском заводе капитальный ремонт и модернизацию. А вскоре его переводят к новому месту службы — на Северный флот. В состав КСФ «Сообразительный» официально зачислен 6 августа 1982 года. Он вошел в состав 10-й бригады противолодочных кораблей, а позже — с 1987 года — в состав 120-й бригады ракетных кораблей. Во время очередной боевой службы «Сообразительный» посетил ирландский порт Корк (26- 30 сентября 1985 г.). С 1 октября 1988 года устаревший корабль вывели на консервацию и поставили на отстой в Североморске (бортовой № 632). С мая 1990 года на борту БПК появился номер 611, но 3 июля 1992 года его окончательно исключили из состава ВМФ. К 23 октября экипаж «Сообразительного» расформировали, а в середине 1994 года корпус «поющего фрегата» отбуксировали в Индию для разделки на металл.
«ПРОВОРНЫЙ»
До 1 октября 1964 года корабль именовался СКР-37. Он был включен в состав КЧФ. «Проворный» трижды выполнял боевые задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта (с 1 по 31 июня 1967 г. и с 1 января по 31 декабря 1968 г.) и Сирии (с 5 по 24 октября 1973 г.). В период со 2 по 7 июля 1973 года он в составе отряда советских кораблей (ракетный крейсер «Грозный» и ВПК «Красный Кавказ») посетил французский порт Марсель. Руководил походом контр-адмирал Е.И. Волобуев. Заход в Марсель был ответом на посещение французскими кораблями Ленинграда. Советские моряки побывали в Тулоне, Ницце, Париже. После возвращения в Севастополь ВПК перевели в Николаев на капитальный ремонт, и 22 марта 1974 года «Проворный» ошвартовался у причальной стенки завода имени 61 коммунара. Ремонтные работы сопровождались переоборудованием корабля по проекту 61Э (экспериментальный). Собственно разработка проекта модернизации велась в период с 22 августа 1973 по 27 августа 1974 года, и «Проворный» просто «подвернулся под руку», находясь на капитальном ремонте. К 16 апреля 1975 года основные работы были закончены, но швартовые испытания на корабле начались только 2 декабря 1977 года, а государственные испытания нового зенитного ракетного комплекса М-22 «Ураган» — с 12 июня 1978 года. «Проворный» к этому времени уже находился в Севастополе (с 5 ноября 1976 года).
При списании корабля автору удалось найти на нем ряд интересных материалов с информацией за описываемый период. Приведем краткие выписки из документов, оставленных экипажем на корабле.
«ЗРК М-22 «Ураган» - изделие 3М90 - готово к испытаниям 12 июня 1978 года (главный конструктор Геннадий Никитович Волгин). Испытывались ракеты 9М38, 9М38-В1А, 9М38-УДР. Зарядное устройство ЗИ-90 (заводской номер 01) списано на слом 31 июля 1990 года. Чертежи пусковой установки 3С-90 (заводской номер 70/1) разработаны 3 октября 1973 года, а предварительные испытания проведены 12—13 декабря 1975 года. Установка ЗС-90 введена в эксплуатацию с декабря 1975 года, и на ней проведено всего 137 ракетных пусков. ПУ 3С-90 с системой хранения, подачи и заряжания (барабан на 24 ракеты) списана с «Проворного» 31 июля 1990 года и передана в ОФИ КЧФ 31 октября 1990 года (36 т металла). По проекту планировалась установка трех комплексов «Ураган» (2 ПУ в носу и 1 ПУ в корме), но разместили лишь кормовую ПУ. Время открывания крышек: расчетное — 2 мин, фактически - 3 мин 30 с, а закрытия крышек — 1 мин и 1 мин 30 с (соответственно). Режим наведения по вертикали: расчетно — 70град/с, фактически — 25 град/с. Режим наведения по горизонтали: расчетно—110 град/с, фактически — 40 град/с. На корабле размещены комплексы: целеуказания (ЗР-90), 34-90, ЗК-90, навигационные приборы АВИКО, ВИКО (по 3 штуки), приставка «Пальма» (24.12.1977 г.), аппаратура «Звездочка-М-61» и МПП-315.
Система АСПОИ (автоматическая система поиска и отображения информации) стыкуется с ЗР-90, РЛС «Фрегат-М» (МР-700) и «Пульт-61-КЭ». Изделие «Кремний» подключается к РЛС «Фрегат-М». В помещении 12 размещен цифровой вычислительный комплекс «Орех-202». Корабль комплектуется изделиями МПЦ-301, «Парус», двумя РЛС МР-105 («Турель»), гирокомпасом «Курс-5», лагом МГЛ-50, двумя РЛС «Волга» для наблюдения за надводными и низколетящими целями; запросчиком «Никель-КМ», РЛС МР-310 («Ангара-А»), РЛС «Дон», системой «Огонь-50М», ГАС МГ-311, МГ-312, МГ-26, МГ-409, системой С-15, МПП-301, «Планшет» и другими»...
В 1981 году «Проворный» совершил поход на Северный флот, а с 1982-го входил в состав 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей КЧФ (бортовой № 724, командир — капитан 3 ранга А. Потворов). С 1 марта 1987 по 21 марта 1988 года на «Проворном» начат капитальный ремонт. Затем работы приостановили, так как ВПК уже выслужил свой почти 25-летний срок. При 70% готовности «Проворный» исключили из состава ВМФ 21 августа 1990 года. Корабль стоял в Севастополе (бортовой № 713) и числился в составе 150-й бригады надводных кораблей КЧФ.
Последними командирами корабля были капитаны 3 ранга А. Формозов (с 1 января 1987 г.), В. Мелентьев (с 1989 г.) и В. Михайлов, при котором и расформировали 31 декабря 1990 года экипаж «Проворного». Окрашенный железным суриком корпус ВПК оттащили на отстой к Троицкому причалу Севастополя. Там надстройки «Проворного» изрядно помял списанный в 1991 году противолодочный крейсер «Ленинград», навалившийся на ВПК при его буксировке. К месту своего последнего успокоения «Проворный» отправился 18 февраля 1993 года и в течение трех недель был полностью разрезан на металлолом в Инкермане предприятием «Вторчермет».
«ОТВАЖНЫЙ»
Корабль был включен в состав КЧФ 25 января 1966 года и за свою короткую жизнь успел совершить семь походов на боевую службу. С 5 по 30 июня 1967 года «Отважный» выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и посетил Порт-Саид (10— 14 июля 1967 г.). В 1968— 1969 годах он прошел текущий ремонт на заводе имени 61 коммунара в Николаеве с модернизацией ракетного вооружения. С 1969 года командиром корабля был назначен капитан 3 ранга Иван Петрович Винник.
В 1970 году «Отважный» объявлен отличным кораблем КЧФ, участвовал в маневрах «Океан», выходил в Атлантику и к берегам Кубы. В 1972—1973 годах он прошел очередной восьмимесячный ремонт с докованием в Севастополе и был введен в кампанию 11 мая 1973 года, а в первую линию — с 14 августа того же года. В составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала Л.Я. Васюкова (флагманский крейсер «Адмирал Ушаков») «Отважный» посетил с официальным дружественным визитом итальянские порты Таранто (15 — 18 октября) и Мессина (19 — 22 октября). Последняя боевая служба на Средиземном море для «Отважного» продолжалась с 10 ноября 1973 года по 6 марта 1974 года. Корабль входил в состав 70-й бригады противолодочных кораблей под бортовым номером 530. С момента постройки на ВПК проведено 33 пуска зенитных ракет, в том числе 8 ракет в 1965 году и 7 ракет в 1973 году. День ВМФ СССР-28 июля 1974 года — «Отважный» с двумя сторожевиками проекта 35А встретил в Николаеве, на реке Южный Буг перед Варваровским мостом. С 4 по 7 августа 1974 года он участвовал в очередных флотских учениях, а с 27 августа ему предстояло стать флагманским кораблем управления на втором этапе учений. «Отважный» должен был обеспечить стрельбу малых ракетных кораблей и участвовать в противолодочных учениях с торпедной стрельбой. 29 августа ВПК под командованием капитана 2 ранга И.П. Винника вышел в море, успешно отстрелялся торпедами, а на рассвете 30 августа встал на рейде бухты Стрелецкая для приема на борт начштаба КЧФ контр-адмирала В.Х. Саакяна и группы старших офицеров. Кораблю в этот день предстояло обеспечивать зенитную стрельбу с МРК на полигоне боевой подготовки № 36 (р-н мыса Херсонес). В 9.55 «Отважный» прибыл в район испытаний, по кораблю объявили учебно-боевую тревогу.
В 10.00 — члены экипажа, находящиеся вблизи кормового ракетного погреба, услышали шипение, треск, хлопок. Через минуту произошло самопроизвольное срабатывание маршевого двигателя одной из ракет в кормовом погребе. Еще через 25 — 30 с сработал стартовый двигатель второй ракеты, затем— других... Раздались три последовательных взрыва ракет кормовой батареи. Крыша кормовой надстройки вместе со стартовой установкой была сорвана и заброшена на кормовые дымовые трубы. Оказались разрушены главные поперечные переборки на 191 — 215-м шпангоутах, в корпусе корабля образовались трещины и разрывы, погибло 24 члена экипажа. Водой затопило три отсека (№ 10— 12, от 164 до 233-го шп.) и помещение холодильной машины № 3 (9-й отсек). Уже через 8 минут после взрыва корабль имел крен на правый борт до 12° с дифферентом на корму 1,5 м. К 10.20 усилился и начал распространяться пожар в корме от воспламенения вытекающего топлива (пожар до 164-го шп.). Во избежание детонации с горящего ВПК отстрелили за борт пять боевых торпед. Подошедший к «Отважному» БРК «Сознательный» (проект 56А) высадил в 10.56 аварийно-спасательную группу (АСГ) из десяти человек и начал буксировку горящего корабля к берегу. В 11. 45 АСГ из 11 человек высадилась на «Отважный» и с РКБ «Бедовый». Из-за заклиненного руля буксировка шла медленно, а в 11.43 «Сознательный» перепутал команды и прекратил буксировку, обрубив концы. В течение часа буксировка «Отважного» не возобновлялась. Пришедший на помощь «Комсомолец Украины» пытался сбить пламя в районе погреба № 10 водяными струями (с 12.19до 12.45), но вынужден был отойти в сторону. С 12.45 буксировку «Отважного» начал «Бедовый» (до 15.41) со скоростью 2 — 3 узла и в сторону открытого моря. Тушить пожар на «Отважном» пытались ПДС-123 и буксир СБ-15. Но крен на правый борт уже превысил к этому времени 16°, а пожар вытеснил боровшийся за живучесть корабля экипаж в носовую часть. В 14.00 с борта «Отважного» сняли раненых и пострадавших, а еще через 10 минут начали подачу пены в кормовую машину. В 14.45 от нагрева взорвался боезапас глубинных бомб в погребе № 10, а пожар распространился на кубрики № 5 и 6. Взрывом разрушило переборки на 233 — 251-м шпангоутах и затопило отсеки № 13, 14. Корабль принял уже 2200 т воды, почти 40% длины корпуса было затоплено. Взорвалось керосинохранилище. Крен «Отважного» увеличился до 27°, и спасти его уже было невозможно (дифферент на корму составил 6,5 м, а верхняя палуба вошла в воду до барбета кормовой артбашни). С 15.03 до 15.24 личный состав покидал обреченный корабль. Крен на правый борт возрос до 32°. От потери продольной остойчивости «Отважный» поднялся в воде вертикально, задрав нос, и ушел кормой вниз, не опрокидываясь. Полностью он затонул в 15.57 на глубине 125 м. Впоследствии с затонувшего корабля демонтировали оборудование, а корпус подорвали на грунте.
«СТРОЙНЫЙ»
Еще при строительстве корабль был укомплектован экипажем с Северного флота, а после окончания испытаний и приемки включен 30 декабря 1966 года в состав КСФ. Затем ВПК вышел на боевую службу в Средиземное море и Атлантику, с базированием на Североморск. При очередной службе «Стройный» нанес официальный визит в столицу Исландии — Рейкьявик (25 — 28 октября 1969 года). Частое пребывание в штормовых условиях заставило уже 28 мая 1971 года поставить корабль на капитальный ремонт, который проходил в Николаеве и завершился 19 февраля 1972 года. Затем — опять дальние походы, нелегкая боевая служба. С 6 ноября 1980 года по 14 июля 1981-го — модернизация по проекту 61 МП на завод имени 61 коммунара. Корабль вернулся на Север осенью 1981 года, а на очередной капитальный ремонт встал к заводской стенке в Мурманске лишь 19 января 1990 года. Увы, ремонт изношенного корабля оказался нерентабельным. 12 апреля 1990 года его исключают из состава ВМФ, а 31 января 1991-го экипаж расформировывают. В 1994 году корпус «Стройного» был продан для разборки на металлолом в Индию.
«КРАСНЫЙ КАВКАЗ»
Корпус «Красного Кавказа» заложили 18 июля 1964 года, а спуск на воду состоялся 15 июня 1966-го. Гвардейский флаг, унаследованный от одноименного гвардейского крейсера, был поднят 22 октября 1967 года, а в состав КЧФ корабль официально включили 13 октября 1967 года (По корабельным документам даты биографии этого ВПК несколько отличаются от приведенных С.С.Бережным в «Морской коллекции» № 1 за 1995 г. - Прим. авт.).
В 1967 и 1968 годах «Красный Кавказ» выполнял боевые задачи в Средиземном море по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1969 году получил приз командующего КЧФ за ракетную стрельбу. В следующем году — снова приз за минную постановку, а в 1970-м он удостаивается звания «Отличный корабль».
В период со 2 по 7 июля 1973 года «Красный Кавказ» посетил французский порт Марсель. Корабль входил в состав отряда советских кораблей под флагом контр-адмирала Е.И.Волобуева (РКР «Грозный» и ВПК «Проворный»). В этом же году «Красный Кавказ» оказывал помощь вооруженным силам Сирии (5 — 24 октября 1973 г.). Через год гвардейский корабль вновь посещает Сирию (визит в Латакию 20 — 25 ноября 1974 г.) и по итогам года становится лучшим на КЧФ по штурманской подготовке. В 1967 году ВПК объявлен лучшим на флоте по живучести. В период с 10 марта 1981 по 19 июля 1984 года «Красный Кавказ» проходит капитальный ремонт и модернизацию вооружения в Николаеве и Севастополе. По итогам 1984 года он объявляется лучшим по ракетной стрельбе на КЧФ. С 10 по 14 августа 1984 года ВПК посетил с визитом Варну (Болгария), а во время следующей боевой службы с 12 по 16 августа 1985 года — нанес визит в Тунис. В 1985 году «Красный Кавказ» объявлен лучшим надводным кораблем Средиземноморской эскадры. 1986 год памятен для ВПК очередной боевой службой в Атлантике, визитом на Кубу (20 - 24 октября 1986 г.) и вручением вымпела министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». В 1987 году— вновь Средиземное море и визит в Тунис (17 — 21 ноября). Корабль входит в состав 30-й дивизии КЧФ и в 1989 году объявлен лучшим по морской подготовке среди надводных кораблей 2 ранга.
Распад СССР оказался губительным для заслуженного корабля. Хроническое безденежье поставило гвардейца с бортовым номером 820 на отстой к причалу Минной стенки Севастополя. Средств на ремонт «Красного Кавказа» не нашлось, хотя требовалась относительно небольшая сумма на возвращение его в строй. 1 мая 1998 года он был выведен из боевого состава ЧФ. Последний командир «Красного Кавказа» капитан 2 ранга О.А.Котляров 10 мая торжественно спустил гвардейский Андреевский флаг, который на следующий день был поднят на ракетном крейсере «Москва» (бывшей «Славе») его новым командиром — капитаном 1 ранга В.Куликовым.
«РЕШИТЕЛЬНЫЙ»
Корабль был включен в состав КЧФ 11 января 1968 года. С 1 по 31 июня того же года выполнял боевую задачу в Средиземном море по оказанию помощи вооруженным силам Египта. С 1 апреля по 31 декабря 1968 года «Решительный» вновь несет боевую вахту у побережья этой страны. При возвращении с третьей боевой службы корабль посещает с визитом болгарский порт Варна (9— 12 августа 1969 г.). В 1971 году «Решительный» снова выходит в Средиземное море и при возвращении наносит визит в сирийский порт Латакия (14 — 18 декабря). С 6 по 9 октября 1978 года «Решительный» находится с официальным визитом в итальянском порту Мессина и принимает участие в мероприятиях, посвященных памяти жертв землетрясения 1908 года. При возвращении в Севастополь он наносит визит в Стамбул (16 — 20 ноября 1978 г.). Потом корабль несколько лет базируется на Поти, и на его борту обучаются экипажи для строящихся индийских «поющих фрегатов». По возвращении в Севастополь «Решительный» входит в состав 30-й дивизии. Корпус и механизмы корабля находятся в хорошем состоянии, и его готовят для консервации в связи с отсутствием средств на модернизацию. С 1 ноября 1989 года «Решительный» выведен из боевого состава КЧФ, законсервирован и поставлен на отстой к причалу Троицкой балки Севастополя. Он официально включен в состав 63-й бригады кораблей резерва и до 1997 года сохраняется в хорошем состоянии. Но затем следуют исключение его из состава ВМФ, разоружение, разграбление и продажа через частные коммерческие структуры на металлолом в Индию. По ряду причин и таможенных трудностей корабль, ожидая буксировки в Индию, вплоть до лета 1998 года отстаивался в Килен-бухте Севастополя.
«СМЫШЛЕНЫЙ»
После постройки ВПК «Смышленый» был включен 21 октября 1968 года в состав КСФ. Он участвовал в маневрах «Океан» весной 1970 года, а в период с 31 октября по 9 ноября 1971 года нанес дружественный визит в кубинский порт Гавана. В 1975 году ВПК возвращается в Николаев для капитального ремонта и модернизации по проекту 61 МП, работы завершаются в 1977 году. При переходе на Север корабль несет боевую службу в Средиземном море. С 10 по 14 мая 1978 года он наносит визит во французский порт Бордо. «Смышленый» входит в состав 120-й бригады ракетных кораблей, несет боевую службу в Атлантике. В период с 25 по 30 мая 1987 года он наносит деловой визит в порт Сан-Томе (республика Сан-Томе и Принсипи). С мая 1990 года кораблю присвоен бортовой номер 644, а 22 февраля 1993 года он официально исключается из состава ВМФ РФ, и 30 июня 1993 года его экипаж окончательно расформировывается. Далее следует продажа корпуса корабля на металлолом в Индию.
«СТРОГИЙ»
Сразу после постройки в Николаеве ВПК «Строгий» был включен 8 января 1969 года в состав КТОФ. При переходе на Дальний Восток маршрут корабля пролегал вокруг Африки, через Индийский океан. За время перехода «Строгий» нанес визит в сомалийские порты Бербера, Могадишо и Кисмаю (5 —7 декабря 1969 г.). Корабль часто несет боевую службу в Индийском океане: в период с 4 по 8 февраля 1972 года он посетил эфиопский порт Массауа, со 2 по 7 июня 1978 года — порт Виктория на Сейшелах, а при возвращении во Владивосток с боевой службы — вьетнамский порт Хайфон (5—10 ноября 1978 г.). Дважды «Строгий» проходил средний ремонт во Владивостоке и вновь выходил на боевую службу.
Последним иностранным портом посещения стал для него Мозамбикский порт Мапуту (22 - 26 июня 1985 года), куда ВПК зашел, возвращаясь на Дальний Восток из Севастополя, где прошел краткий неотложный ремонт. С 1 ноября 1990 года «Строгий» был выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен на отстой во Владивостоке, а 30 июня 1993 года — окончательно исключен из состава ВМФ и разоружен. Расформирование экипажа корабля началось 11 февраля 1994 года. Корпус «Строгого» был продан на слом в Индию. Но при буксировке корабль затонул во время шторма в 1995 году у Сингапура.
«СМЕТЛИВЫЙ»
ВПК «Сметливый» впервые поднял Военно-морской флаг 16 июля 1969 года, а в состав КЧФ был зачислен 21 октября 1969 года. Корабль совершает дальние походы, несет боевую службу в Средиземном море и с 6 по 12 марта 1973 года посещает с официальным визитом сирийский порт Латакия. Перед возвращением с боевой службы корабль заходит в югославский город Сплит (26 сентября — 1 октября 1973 года). В следующем году ВПК «Сметливый» посещает болгарский порт Варна (9— 13 августа 1974 года), а 30 августа того же года принимает участие в оказании помощи горящему ВПК «Отважный». В 1976 - 1977 годах на корабле модернизируется зенитное ракетное вооружение и устанавливается система орошения погребов «Карат-М». И вновь- походы на боевую службу, визит в Тунис (26 июня— 1 июля 1980 года). Необходимость проведения капитального ремонта и модернизации «Сметливого» (для этих целей выделили 49 млн рублей в ценах 1987 г.) привела корабль 19 февраля 1987 года к причальной стенке Севморзавода. После окончания ремонта его предполагалось перевести на Северный флот. Ко времени распада СССР объем проведенных работ не превышал 70%, и Севморзавод поставил своеобразный рекорд, продержав корабль в ремонте более восьми лет. Суть модернизации «Сметливого» состояла в установке нового комплекса обнаружения подводных лодок МНК-300 (для чего сняли кормовую артустановку) и размещении на месте бомбометов РБУ-1000 пусковых установок перспективных противокорабельных ракет «Уран». При нормальной работе на это требовалось 12—14 месяцев, но Севморзавод умудрился и через восемь лет выпустить российский корабль с недоделками и в небоеспособном виде. На ходовых испытаниях вдруг застучал валопровод — выяснилось, что не проведена его центровка, так как эти работы не были оговорены предварительно. В итоге — даже на весеннем сборе-походе кораблей Черноморского флота в 1998 году «Сметливый» нельзя было полноценно использовать. Сторожевик отправили к берегам Кавказа в качестве ретранслятора связи, так как единственным пригодным видом оружия оставалась носовая артбашня 76-мм орудий. Но экипаж «Сметливого» прилагает все силы к введению своего корабля в строй в качестве полноценной боевой единицы. Вместе со «Сдержанным» он остается одним из двух последних «живых» кораблей в семье «поющих фрегатов».
«СМЕЛЫЙ»
«Смелый» официально зачислили в состав КЧФ 9 января 1970 года. Один раз он успел побывать на боевой службе в Средиземном море. Затем было принято решение модернизировать его по проекту 61 МП. И в период с 11 декабря 1972 по 30 декабря 1974 года корабль прошел модернизацию в Николаеве на заводе имени 61 коммунара. (В «Морской коллекции» № 1 за 1995 г. неверно указаны даты модернизации и ее место. — Авт.) После этого «Смелый» вновь выходит в Средиземное море и с 17 по 22 сентября 1976 года наносит визит в итальянский порт Мессина. 8-13 апреля 1978 года «Смелый» посещает Алжир, а 13—18 апреля 1979 года — югославский порт Риека. В 1981 году «Смелый» покинул Севастополь и после окончания очередной боевой службы перешел на Балтику. В Риге с 17 декабря 1982 года по 30 января 1985-го он прошел капитальный ремонт и был зачислен в состав дважды Краснознаменного Балтийского флота. Здесь судьба «поющего фрегата» круто изменилась.
В это время из состава польских ВМС был исключен ракетный эсминец «Варшава» (бывший советский «Справедливый» проекта 56АЕ), и перед руководством польских ВМС встал вопрос о замене флагманского корабля на новую единицу. Полякам предложили «Смелый». Осенью 1987 года корабль прибыл в Польшу для полуторамесячного ознакомления с кораблем будущего экипажа. И 19 января 1988-го ВПК был официально передан в аренду ВМС Польши. Крестной матерью нового польского эсминца «Варшава» стала пани Кристина Антос, жительница Варшавы. Корабль стал базироваться на порт Гдыня в составе 3-й флотилии кораблей имени командора Болеслава Романовского. «Варшава» — «Смелый» достойно представлял свою новую родину во время визитов в Лондон (9 — 12 мая 1989 г.), в Стокгольм, Варнемюнде, Росток (1989 г.), в Киль (1992 г.). Корабль имеет бортовой номер 271, к настоящему времени на нем заменена часть радиоэлектронной аппаратуры — в частности, вместо навигационной РЛС «Волга» установлена польская РЛС, антенна РЛС «Ангара-А» снята с фок-мачты для предполагаемой замены на НУР-27 польского производства.
Ракетный эсминец «Варшава» остается третьим «поющим фрегатом» бывшего советского флота, еще сохраняющимся в боевом строю, не считая пяти индийских кораблей специальной постройки.
«КРАСНЫЙ КРЫМ»
Этому кораблю судьба также подарила право нести звание гвардейского. 30 июня 1970 года на нем впервые взметнулся гвардейский флаг одноименного крейсера. В состав КЧФ «Красный Крым» включили 20 октября 1970 года. Не многим известно, что его корпус в подводной части в экспериментальных целях был покрыт «резинкой»—анти-гидролокационным покрытием. 15 — 19 мая 1971 года и 1 — 29 февраля 1972-го экипаж ВПК оказывал помощь вооруженным силам Египта в отражении израильской агрессии. 3 — 7 июля 1975 года «Красный Крым» вместе с крейсером «Жданов» нанесли визит во французский порт Тулон. Отрядом командовал контр-адмирал В.И.Акимов. Гвардейский ВПК посетил также порты Сплит (14— 19 октября 1976 г.) и Констанцу (5 — 9 августа 1977 г.). С 6 октября 1978 по 28 августа 1983 года «Красный Крым» прошел капитальный ремонт и модернизацию вооружения на Севастопольском морском заводе. За столь долгий срок «ремонта» можно было построить новый корабль, но Севморзавод всегда «славился» на флоте долгой и некачественной работой.
Тем не менее, на корабле все-таки удалось завершить ремонт, и он снова появился в Средиземном море на боевой службе. С 12 по 16 августа 1985 года нанес визит в Тунис, а в период с 11 по 14 июня 1990 года посетил итальянский порт Таранто. После распада СССР выходы на боевую службу практически прекратились, и «Красный Крым» отстаивался в севастопольской бухте. С 1 июня 1992 года ВПК переклассифицируют в СКР, и он числится в составе 30-й дивизии надводных кораблей с бортовым номером 814. На стоящий у Минной стенки «поющий фрегат» какое-то время организуются экскурсии, но денег на ремонт по-прежнему не выделяют. Прекрасно сохранившийся корабль исключают из состава флота 24 июня 1993 года. С 11 февраля 1994 года расформировывается экипаж гвардейца, с корабля демонтируют вооружение и оборудование, а последний командир «Красного Крыма» — капитан 2 ранга А.Ю. Ломов спускает с него флаг. Вскоре СКР продают на слом в Индию. 3 апреля 1996 года в 16.00 обреченный фрегат был выведен из бухты буксиром «Гепард». Одновременно туда же отправилась и плавбаза субмарин «Виктор Котельников», также списанная на слом, несмотря на хорошее состояние корпуса и механизмов.
«СПОСОБНЫЙ»
Корабль после завершения строительства был включен 27 октября 1971 года в состав КТОФ и перешел своим ходом на Дальний Восток вокруг мыса Доброй Надежды. Боевая служба «Способного» протекала у берегов Японии, в Тихом и Индийском океанах. Корабль нанес визит 20 — 24 декабря 1973 года в Порт-Луи на о.Маврикий, а в период с 25 по 30 августа 1976 года совершил официальный визит в канадский порт Ванкувер. На тихоокеанском театре обычно находилось только три «поющих фрегата», и корабли этого типа эксплуатировались с повышенной нагрузкой. К середине 80-х годов «Способному» потребовался капитальный ремонт, для чего корабль возвратили на Севморзавод 30 июля 1987 года. Здесь было решено в экспериментальных целях разместить в кормовой части корпуса новейший гидроакустический комплекс четвертого поколения с буксируемыми антеннами на разных уровнях воды. Проект перестройки предусматривал демонтаж кормовой артиллерийской башни и размещение гидроакустического комплекса в специальном помещении на месте кормовой ВПП с двумя бортовыми спонсонами для буксируемых антенн. Ремонт и модернизация корабля к моменту распада СССР были завершены более чем на 70%, но дальнейшее финансирование работ сразу же прекратилось. На ВПК претендовала независимая Украина, и была попытка подъема на нем украинского флага 3 июля 1992 года. «Спорный» корабль решили исключить из состава ВМФ РФ для демонтажа и реализации через ОФИ КЧФ, но 29 октября 1992 года его корпус официально перечислили в состав Черноморского флота (из состава КТОФ). Датой официального списания корабля принято считать 6 января 1993 года (приказ № 192 ГК ВМФ РФ). Затем командование КЧФ решило передать «Способный» в собственность предприятию «Севморзавод имени С.Орджоникидзе» для уплаты долгов флота. Заводские буксиры перевели обреченный корабль 28 апреля 1993 года от стенки Северного дока в Южную бухту, где и начался демонтаж вооружения и оборудования. К 20 ноября 1993 года разоружение корабля закончилось, и он перешел в собственность Севморзавода.
Затем последовала продажа «Способного» для разборки на металл в Индию. 2 апреля 1995 года он был уведен из Севастополя.
«СКОРЫЙ»
Самый молодой из семьи «поющих фрегатов» — ВПК «Скорый» — был включен в состав КЧФ 31 октября 1972 года. Летом следующего года корабль вышел в Средиземное море. В период с 26 сентября по 1 октября 1973 года отряд советских кораблей под флагом адмирала В.С.Сысоева посетил с визитом югославский порт Сплит. В состав отряда, кроме ВПК «Николаев» и «Сметливый», входил и «Скорый». По завершении визита корабль находился с 5 по 24 октября 1973 года в зоне боевых действий, оказывая помощь вооруженным силам Сирии и Египта. С 23 июля по 22 сентября 1974 года — помощь ВС Египта.
Вместе с противолодочным крейсером «Ленинград» корабль участвует в разминировании Суэцкого залива (4 августа — 14 октября 1974 г.), обеспечивая безопасность боевого траления. При возвращении на Черное море наносит официальные визиты в порт Порт-Луи на о.Маврикий (14— 19 октября 1974 г.) и в порт Дакар республики Сенегал (19 — 23 ноября 1974 г.).
В 1975 году «Скорый» снова выходит в Средиземное море и с 12 по 17 мая 1975 года наносит официальный визит в порт Сплит. В период с 20 по 25 октября 1978 года «Скорый» посещает греческий порт Пирей. Затем последовал капитальный ремонт (30 июля 1982 г.-16 сентября 1985 г.), и вновь — выходы на боевую службу.
Распад СССР быстро положил конец карьере и этого «поющего фрегата». Последовали несколько мелких аварий и пожар в кормовом котельном отделении (21 августа 1992 г., в 22.00), длившийся около полутора часов.
В 1995 году по недосмотру личного состава «запороли» турбины, и корабль возвратился с моря на буксире у «Сдержанного». Больше «Скорый» в море уже не выходил. В августе 1995 года с него сняли боезапас, и до 1997 года он ожидал решения своей участи у 12-го причала в Севастополе. Вначале предполагалось отремонтировать «Скорый» за счет механизмов законсервированного «Решительного», но проще и выгоднее оказалось списать на слом оба корабля. Началось тихое разграбление «Скорого», завершившееся затоплением пяти отсеков корабля в ночь на 19 ноября 1997 года. Причиной аварии оказалось элементарное воровство: матросы свинтили и продали коммерсантам медную забортную аппаратуру, и сторожевик принял более 800 т воды, осев носом по цифры бортового номера. Лишь усилия спасательного буксира «Шахтер» позволили откачать воду и удержать «Скорый» на плаву. 22 ноября 1997 года на нем был спешно спущен Военно-морской флаг, и началось разоружение корабля. Этот процесс шел медленно, и когда внезапно поступил приказ на буксировку «Скорого» в Инкерман для разделки, то корабль пришлось вести почти с полным комплектом вооружения. К 14 часам 27 мая 1998 года сторожевик прибыл к причалу судоразделочной базы, а через три недели от очередного «поющего фрегата» остались лишь воспоминания.
«СДЕРЖАННЫЙ»
Этот большой противолодочный корабль, заложенный 10 марта 1971 года в Николаеве, достраивался по .модернизированному варианту проекта 61М. Военно-морской флаг СССР был поднят над «Сдержанным» 22 сентября 1973 года, в состав КЧФ его официально включили 7 февраля 1974 года. Буквально через полгода «Сдержанный» участвует в оказании помощи гибнущему ВПК «Отважный», вернувшись перед этим с первой боевой службы в Средиземном море. Первым его командиром стал Юрий Владимирович Роман, ныне капитан 1 ранга в отставке. Во время очередной боевой службы «Сдержанный» посетил с официальным визитом 12—17 мая 1976 года ливийский порт Триполи. За успешное выполнение задач боевой службы в 1977 году «Сдержанному» присвоено звание «Отличный корабль». В числе наград корабля — вымпел министра обороны СССР «За мужество и доблесть», полученный за обеспечение разминирования Суэцкого канала (1974 г.). В 1985 году «Сдержанный» объявлен лучшим по ракетной подготовке и награжден призом и грамотой Главкома ВМФ СССР.
С 31 октября 1985 по 12 октября 1987 года корабль прошел капитальный ремонт и последующее докование в Николаеве и Севастополе. После ремонта «Сдержанный» входит в состав 150-й бригады надводных кораблей КЧФ (бортовой номер 702), а после ее расформирования в октябре 1990 года — в состав 30-й дивизии КЧФ. С января 1992 года корабль был переклассифицирован в СКР и получил бортовой номер 804. В 1994 и 1995 годах «Сдержанный» успешно выполнял задачи миротворческой миссии у берегов Абхазии. Еще в начале 1994 года его планировали списать на слом из-за отсутствия денег на средний ремонт и докование. Помогли шефы из Южного административного округа Москвы, выделившие более 700 млн рублей, а также шефы из города Россошь Воронежской области. Отремонтированный «Сдержанный» достойно представлял Черноморский флот России на парадах и сборах-походах кораблей ЧФ в 1996—1998 годах. Экипаж корабля в эти годы возглавлял капитан 2 ранга В.Дидикин. Моряки «Сдержанного» поддерживают постоянную боеготовность своего корабля и надеются встретить на нем XXI век.
«ОГНЕВОЙ»
«Огневой» — головной корабль ленинградской постройки (завод имени А.А.Жданова, Северная верфь) был включен в состав КБФ 21 января 1965 года. Он много плавал по Балтике и выходил на боевую службу в Атлантику. В период с 5 февраля по 12 октября 1971 года был модернизирован по проекту 61 МП и перешел на Северный флот. «Огневой» остался единственным модернизированным кораблем с двухкоординатными РЛС МР-310 на обеих мачтах. Затем он вернулся на Балтику и в период с 1 февраля 1980 по 3 декабря 1982 года прошел капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. После ремонта «Огневой» прибыл в Североморск и вошел в состав 120-й бригады ракетных кораблей КСФ. Во время очередных боевых служб нанес визиты в нигерийский порт Лагос (31 октября — 4 ноября 1975 г.) и во Фритаун (Сьерра-Леоне, февраль 1985 г). Окончательно изношенный и устаревший корабль 25 апреля 1989 года был исключен из состава ВМФ СССР и разоружен. К 1 октября 1989 года на «Огневом» расформировали экипаж, а осенью 1990 года его продали для разборки в Турцию.
«ОБРАЗЦОВЫЙ»
«Образцовый» был официально включен в состав ДКБФ 2 ноября 1965 года и почти тридцать лет являлся «визитной карточкой» Балтийского флота. В 1967 году он посетил польский порт Гдыня (21 — 26 июня), а с 3 по 9 октября 1969 года — порты Росток и Варнемюнде (ГДР). Корабль участвовал в маневрах «Океан» весной 1970 года, нанес официальный визит во французский порт Шербур, а с 29 июня по 10 июля 1970 года выполнял боевые задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В январе 1971 года «Образцовый» посещает Сейшельские острова, порт Фритаун. Затем следует капитальный ремонт в Кронштадте, который продолжается с 8 сентября 1972 по 15 марта 1973 года. БПК участвует в учениях на Балтике, посещает Финляндию (порт Хельсинки, 24 — 29 июня 1974 г.), ГДР (Росток, 5 — 9 октября 1974 г.) и наносит официальный визит в Великобританию (Портсмут, 28 мая — 1 июня 1976 г.). С 13 апреля 1977 по 10 ноября 1979 года корабль ремонтируется в Лиепае, а по выходе из ремонта посещает с визитом Польшу (порт Гдыня, 27-30 июня 1980 г.). Затем следует служба на Балтике. С 25 августа 1988 года БПК вновь становится на капитальный ремонт в Лиепае. Выйти из него «Образцовому» уже не удалось, так как после распада СССР и отделения Прибалтики финансирование работ прекратилось. БПК (бортовой номер 435) был исключен 30 июня 1993 года из состава ВМФ. Его незавершившийся ремонт обошелся казне в 26 млрд рублей (цены 1993 г.). 1 февраля 1994 года был расформирован экипаж. Корпус разоруженного корабля продали в 1995 году на слом.
«ОДАРЕННЫЙ»
Сразу после постройки БПК «Одаренный» перешел на Северный флот и 11 января 1966 года был включен в состав КСФ. Затем корабль вошел в состав экспедиции особого назначения и во время летне-осенней навигации 1966 года совершил переход из Кольского залива во Владивосток по Северному морскому пути. С 8 октября 1966 года БПК официально перечислили в состав КТОФ, и он стал первым тихоокеанским «поющим фрегатом». Боевая служба корабля протекала у побережья Японии, в Тихом и Индийском океанах.
«Одаренный» посетил с визитами иракский порт Басра (18 — 23 ноября 1976 г.), иранский порт Бендер-Аббас (1 — 5 декабря 1976 г.), Мозамбикский порт Мапуту (20 - 24 января 1977 г.), Порт-Луи на острове Маврикий (10 — 14 марта 1977 г.). В 1980 году он посетил Индию (порт Кочин, 16 — 19 октября). Корабль не прошел ни одного капитального ремонта, 4 июля 1987 года был законсервирован и поставлен на отстой во Владивостоке. В боевой состав флота его больше не вводили, а 19 апреля 1990 года исключили из состава ВМФ и разоружили. После расформирования экипажа 31 августа 1990 года корабль вскоре продали на слом в Индию.
«СЛАВНЫЙ»
«Славный» был включен в состав ДКБФ 17 октября 1966 года и с этого времени становится почти постоянным представителем флота на морских парадах в Ленинграде. Корабль совершает плавания по Балтике, посещает зарубежные порты. С 28 по 29 октября 1967 и с 3 по 9 октября 1969 года «Славный» заходил в порт Росток (ГДР), ас 17 по 22 августа 1971 года — в столицу Дании Копенгаген. На следующий год «Славный» несет боевую службу в Средиземном море и с 14 июня по 29 июля 1972 года находится в зоне боевых действий, оказывая помощь вооруженным силам Сирии и Египта. С 6 декабря 1973 по 4 декабря 1975 года корабль модернизируется в Ленинграде по проекту 61 МП. Далее — очередные походы и визит на Кубу, в Гавану (11 — 15 октября 1985 г.). В Польшу корабль наносит визиты с 18 по 23 июля 1987 года (Гдыня) и с 19 по 24 июля 1988 года (Щецин). Кораблю требуется ремонт, но 15 декабря 1989 года его выводят из боевого состава ДКБФ на консервацию. С 19 февраля 1991 года «Славный» (под бортовым номером 449) выводится из консервации для ремонта, однако отсутствие средств вынуждает командование флота через четыре месяца списать его на слом. С 24 июня 1991 года «Славный» исключается из состава ВМФ, разоружается и подвергается разграблению. После расформирования экипажа 31 декабря 1991 года корабль попросту затонул у причала в Балтийске. Через несколько лет его корпус был поднят и продан за, рубеж для разделки.
«СТЕРЕГУЩИЙ»
Пятый и последний «поющий фрегат» ленинградской постройки был сразу же включен в состав КТОФ (7 января 1967 года) и совершил благополучный переход на Дальний Восток. Затем последовали официальные заходы в индийские порты Мадрас (17 — 24 марта 1968 г.) и Бомбей (3 — 6 апреля 1968 г.), сомалийский порт Могадишо (17 — 24 апреля 1968 г.), иракские порты Умм-Каср и Басра (11 — 19 мая 1968 г.), пакистанский порт Карачи (25 мая — 2 июня 1968 г.), иранский порт Бендер-Аббас (5 — 9 июня 1968 г.), южно-йеменский порт Аден (июнь 1968 г.) и порт Коломбо (6 — 11 июля 1968 г.). Затем — еще несколько боевых служб в Индийском океане, и с 31 декабря 1978 года «Стерегущий» выводится из боевого состава флота, проходит консервацию и ставится на отстой на долгих пятнадцать лет. 30 июня 1993 года его исключают из боевого состава ВМФ и разоружают. 11 февраля 1994 года расформировывается экипаж, а затем корпус «Стерегущего» продается на разделку в Индию.