Биографии отечественных кораблей

 

«КОМСОМОЛЕЦ УКРАИНЫ»

 

Первенец серии «поющих фрегатов» зачислили в списки ВМФ СССР 10 нояб­ря 1959 года как сторожевой корабль ПВО-ПЛО (противовоздушной и противо­лодочной обороны) с тактическим номе­ром СКР-25. Торжественная закладка на стапеле завода № 445 имени 61 комму­нара прошла 15 сентября 1959 года, а 31 декабря 1960 года в 13.00 корпус но­вого сторожевика спустили на воду. До­стройка велась бешеными темпами, и уже 27 декабря 1961 года над СКР-25 впервые был поднят Военно-морской флаг СССР (Если посмотреть повнимательнее на график сро­ков постройки «поющих фрегатов», то можно об­наружить занимательный факт: большинство ко­раблей вступает в строй ВМФ к концу декабря. Это четко свидетельствует о том, что корабль сда­ется промышленностью с недоделками и в спеш­ке, так как необходимо «отрапортовать» об успе­хе и получить премии. «Комсомолец Украины» не стал исключением). А на следующий день его буквально «выпихнули» из акватории за­вода с приказанием перейти в Севасто­поль. Буксиры вывели сторожевик по Днепро-Бугскому лиману в Черное море и поставили на якорь. Первый командир корабля — капитан 3 ранга Александр Алексеевич Исаев — торопился завер­шить предпраздничный переход, поскольку на борту находилось около 500 человек вместо 230 положенных по шта­ту (помимо членов экипажа здесь были заводские рабочие, специалисты). Меха­ническая установка оставалась еще «сы­рой», и ее главный конструктор С.Коло­сов предлагал отложить выход. Обнару­жились недоработки в главном реверсив­ном редукторе, ненадежными оказались газотурбогенераторы и автоматика. Но 31 декабря 1961 года в 12.45 турбины были запущены и СКР-25 впервые начал движение своим ходом. Переход в усло­виях зимней ночи прошел благополучно. Утром 1 января корабль вошел в Север­ную бухту Севастополя. Начались сдаточ­ные испытания и доводка, изучение эки­пажем новой техники на практике. Лишь 23 ноября 1964 года корабль был офи­циально включен в состав Краснознамен­ного Черноморского флота. В честь 40-летия шефства ВЛКСМ над флотом СКР-25 был переименован в «Комсомолец Украины», а комсомол города Винницы взял над ним шефство.

Летом 1964 года, формально еще до включения в состав КЧФ, «Комсомолец Украины» вместе с однотипным «Сооб­разительным» впервые вышел на боевую службу в Средиземное море. В составе отряда кораблей под флагом адмирала С.Е. Чурсина (на крейсере «Михаил Ку­тузов») «Комсомолец Украины» посетил югославские порты Сплит и Дубровник (18 — 25 июня 1964 года). Осенью того же года корабль доставил в болгарский порт Бургас для совместных учений груп­пу лиц высшего командного состава Во­оруженных Сил СССР во главе с марша­лом А.А.Гречко и Главкомом ВМФ С.Г.Горшковым.

Весной 1965 года командиром «Ком­сомольца Украины» стал Лорий Трофи­мович Кузьмин.

На «Комсомольце Украины» обкаты­вался командный состав для других стро­ящихся кораблей серии, в том числе и для «ленинградского» СКР «Огневой». За первое место по ракетной стрельбе ко­рабль был награжден 19 февраля 1966 года переходящим Призом ВМФ СССР и грамотой Главкома ВМФ СССР, а 25 мар­та того же года — грамотой командующе­го КЧФ за высокие показатели в социа­листическом соревновании в честь XXIII съезда КПСС.

С 19 мая 1966 года «поющие фрега­ты» переклассифицируют из сторожевых в большие противолодочные корабли. В этом же году «Комсомолец Украины» вновь выходит на боевую службу в Сре­диземное море. В период 5 по 30 июня 1967 года выполняет боевые задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта (в период арабо-израильского конфликта). Одновременно в этой акции принимали участие четыре ВПК проекта 61: «Комсомолец Украины», «Сообрази­тельный», «Проворный» и «Отважный», вошедшие в состав 5-й эскадры ВМФ СССР. Корабли базировались на порты Александрия и Порт-Саид. Весной 1970 года «Комсомолец Украины» участвует в маневрах «Океан» (апрель—май) и по­сещает с официальным визитом Алжир (8—13 мая). Следующие походы продол­жаются с 20 декабря 1970 года по 7 мая 1971 года, с 5 мая по 20 декабря 1972 года и с 9 марта по 26 июля 1973 года.

Во время взрыва и пожара на ВПК «От­важный» моряки «Комсомольца Украины» оказывают помощь горящему собрату, а позже участвуют в «следственном экспе­рименте» — моделировании катастрофы совместно с ВПК «Решительный».

Очередь для капитального ремонта и модернизации вооружения дошла до «Комсомольца Украины» лишь 23 мая 1977 года. До 7 августа 1979 года ко­рабль прошел доковый и капитальный ремонт в Николаеве и Севастополе с за­меной ракет В-600 на В-601, установкой новой системы орошения погребов и сигнализации «Карат-М».

Отремонтированный корабль вновь выходит на боевую службу в Средизем­ное море только в 1981 году. Позже учас­твует в учениях «Щит-82», в маневрах «Гранит-85», посещает с визитами Гре­цию (18 — 22 ноября 1986 г., порт Пирей), Тунис (17 — 21 ноября 1987 г.) и Турцию (28 июня — 2 июля 1989 г., Стамбул).

Корабль входит в состав прославлен­ной 30-й дивизии надводных кораблей КЧФ (70-я бригада), а с 1990 года числится в составе 150-й бригады надвод­ных кораблей. Почти за тридцать лет службы «Комсомолец Украины» практи­чески не имел аварий, за исключением повреждения левого винта при навале на веху 1 марта 1982 года и пожара в пер­вом машинном отделении 12 декабря 1980 года с гибелью одного человека. Пожар возник примерно в 5 часов утра и продолжался 9 часов 20 минут, пока не был потушен гражданскими пожарными Севастополя.

После распада СССР и разделения территории России и Украины вопрос оче­редного капитального ремонта для ВПК отпал сам по себе. Затянувшийся раздел имущества и кораблей Черноморского флота ускорил списание «Комсомольца Украины». Приказом командующего КЧФ от 24 июня 1991 года его исключили из состава флота, разоружили и передали в отдел фондового имущества (ОФИ КЧФ) для демонтажа и реализации. Спуск флага состоялся 9 ноября 1992 года в присут­ствии ветеранов корабля. Экипаж офици­ально расформировали 31 декабря 1992 года, затем корабль отбуксировали на отстой от 12-го причала в Троицкую бух­ту. Здесь, кстати, уже дожидались своей участи списанные «на гвозди» ВПК «Про­ворный» (проект 61МЭ) и противолодоч­ный крейсер «Ленинград» (проект 1123). Первым на разделку в Инкерман отправили 18 февраля 1993 года ВПК «Провор­ный». Любопытно, что в следующем году у двух оставшихся списанных кораблей произошла замена бортовых номеров: те­перь они соответствовали заводским строительным номерам. На борту «Ком­сомольца Украины» появились цифры 1701. На разборку в Инкерман объект 1701 поступил лишь 3 мая 1995 года, и через три недели от уникального кораб­ля — первенца серии и шедевра отечес­твенного кораблестроения — остались лишь куски надстроек. Сохранить «поющий фрегат» в качестве памятника не удалось.

 

«СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ»

 

Второй корабль серии унаследовал имя и гвардейский флаг от одноименно­го эскадренного миноносца Черноморско­го флота, прославившегося в годы Вели­кой Отечественной войны. «Сообрази­тельный» официально был включен в со­став КЧФ 23 ноября 1963 года. Вместе с «Комсомольцем Украины» и крейсером «Михаил Кутузов» (18 — 25 июня 1964 г.) он посещает югославский порт Сплит. С 1 по 31 июня 1967 года выполняет бое­вые задачи по оказанию помощи воору­женным силам Египта, а при возвраще­нии на Черное море наносит визит в Вар­ну (12— 15 августа 1967 г.). На следующий год корабль посещает югославские порты Котор и Зеленика (29 января — 4 февраля 1968 г.). Весь 1968 год (с 1 ян­варя по 31 декабря) корабль провел в Средиземном море, оказывая помощь египетским ВМС в отражении израиль­ской агрессии. В 1969-м «Сообразитель­ный» вместе с ракетным крейсером «Грозный» и большим ракетным кораб­лем «Бедовый» посетил столицу Кубы. В 9 часов утра 20 июня 1969 года, следуя в кильватер флагманскому «Грозному» (ко­мандир отряда контр-адмирал С.С. Соколан), «Сообразительный» вошел в Гава­ну. С визитами на кораблях побывали высшие должностные лица страны: пре­мьер-министр Фидель Кастро, президент Освальдо Дортикос, министр ВС Рауль Кастро, командующий ВМС Альдо Санта-Мария. Исключительно теплый прием со­ветских моряков продолжался до 27 июня, пока корабли не покинули Кубу. Небе­зынтересно отметить, что «Грозный» и «Сообразительный» (бортовой № 524) в это время несли светлую окраску — цве­та «слоновая кость», поскольку их плани­ровалось демонстрировать на Всемирной выставке в Монреале как образцы дости­жений советского кораблестроения. По ряду причин этот поход не состоялся. Зато оба суперсовременных корабля приняли участие в съемках популярного в свое время кинофильма «Нейтральные воды», где «Сообразительный» «сыграл роль» американского фрегата.

В мае 1974 года корабль посещает Тунис.

В период с 1 октября 1976 года по 28 ноября 1978 года ВПК проходит на Се­вастопольском морском заводе капитальный ремонт и модернизацию. А вско­ре его переводят к новому месту служ­бы — на Северный флот. В состав КСФ «Сообразительный» официально зачис­лен 6 августа 1982 года. Он вошел в со­став 10-й бригады противолодочных ко­раблей, а позже — с 1987 года — в состав 120-й бригады ракетных кораблей. Во время очередной боевой службы «Сооб­разительный» посетил ирландский порт Корк (26- 30 сентября 1985 г.). С 1 ок­тября 1988 года устаревший корабль вывели на консервацию и поставили на отстой в Североморске (бортовой № 632). С мая 1990 года на борту БПК появился номер 611, но 3 июля 1992 года его окончательно исключили из состава ВМФ. К 23 октября экипаж «Сообрази­тельного» расформировали, а в середи­не 1994 года корпус «поющего фрегата» отбуксировали в Индию для разделки на металл.

 

«ПРОВОРНЫЙ»

 

До 1 октября 1964 года корабль имено­вался СКР-37. Он был включен в состав КЧФ. «Проворный» трижды выполнял бое­вые задачи по оказанию помощи вооружен­ным силам Египта (с 1 по 31 июня 1967 г. и с 1 января по 31 декабря 1968 г.) и Сирии (с 5 по 24 октября 1973 г.). В период со 2 по 7 июля 1973 года он в составе отряда советских кораблей (ракетный крейсер «Грозный» и ВПК «Красный Кавказ») по­сетил французский порт Марсель. Руко­водил походом контр-адмирал Е.И. Волобуев. Заход в Марсель был ответом на посещение французскими кораблями Ле­нинграда. Советские моряки побывали в Тулоне, Ницце, Париже. После возвра­щения в Севастополь ВПК перевели в Ни­колаев на капитальный ремонт, и 22 мар­та 1974 года «Проворный» ошвартовался у причальной стенки завода имени 61 ком­мунара. Ремонтные работы сопровожда­лись переоборудованием корабля по про­екту 61Э (экспериментальный). Собствен­но разработка проекта модернизации ве­лась в период с 22 августа 1973 по 27 ав­густа 1974 года, и «Проворный» просто «подвернулся под руку», находясь на ка­питальном ремонте. К 16 апреля 1975 года основные работы были закончены, но швартовые испытания на корабле начались только 2 декабря 1977 года, а государ­ственные испытания нового зенитного ра­кетного комплекса М-22 «Ураган» — с 12 июня 1978 года. «Проворный» к этому вре­мени уже находился в Севастополе (с 5 ноября 1976 года).

При списании корабля автору удалось найти на нем ряд интересных материалов с информацией за описываемый период. Приведем краткие выписки из документов, оставленных экипажем на корабле.

«ЗРК М-22 «Ураган» - изделие 3М90 - готово к испытаниям 12 июня 1978 года (главный конструктор Геннадий Никитович Волгин). Испытывались ракеты 9М38, 9М38-В1А, 9М38-УДР. Зарядное устрой­ство ЗИ-90 (заводской номер 01) списано на слом 31 июля 1990 года. Чертежи пус­ковой установки 3С-90 (заводской номер 70/1) разработаны 3 октября 1973 года, а предварительные испытания проведены 12—13 декабря 1975 года. Установка ЗС-90 введена в эксплуатацию с декабря 1975 года, и на ней проведено всего 137 ракет­ных пусков. ПУ 3С-90 с системой хранения, подачи и заряжания (барабан на 24 ракеты) списана с «Проворного» 31 июля 1990 года и передана в ОФИ КЧФ 31 ок­тября 1990 года (36 т металла). По проек­ту планировалась установка трех комплек­сов «Ураган» (2 ПУ в носу и 1 ПУ в корме), но разместили лишь кормовую ПУ. Время открывания крышек: расчетное — 2 мин, фактически - 3 мин 30 с, а закрытия кры­шек — 1 мин и 1 мин 30 с (соответствен­но). Режим наведения по вертикали: расчетно — 70град/с, фактически — 25 град/с. Режим наведения по горизонта­ли: расчетно—110 град/с, фактически — 40 град/с. На корабле размещены ком­плексы: целеуказания (ЗР-90), 34-90, ЗК-90, навигационные приборы АВИКО, ВИКО (по 3 штуки), приставка «Пальма» (24.12.1977 г.), аппаратура «Звездочка-М-61» и МПП-315.

Система АСПОИ (автоматическая сис­тема поиска и отображения информации) стыкуется с ЗР-90, РЛС «Фрегат-М» (МР-700) и «Пульт-61-КЭ». Изделие «Крем­ний» подключается к РЛС «Фрегат-М». В помещении 12 размещен цифровой вы­числительный комплекс «Орех-202». Ко­рабль комплектуется изделиями МПЦ-301, «Парус», двумя РЛС МР-105 («Ту­рель»), гирокомпасом «Курс-5», лагом МГЛ-50, двумя РЛС «Волга» для наблю­дения за надводными и низколетящими целями; запросчиком «Никель-КМ», РЛС МР-310 («Ангара-А»), РЛС «Дон», систе­мой «Огонь-50М», ГАС МГ-311, МГ-312, МГ-26, МГ-409, системой С-15, МПП-301, «Планшет» и другими»...

В 1981 году «Проворный» совершил поход на Северный флот, а с 1982-го входил в состав 70-й бригады 30-й ди­визии противолодочных кораблей КЧФ (бортовой № 724, командир — капитан 3 ранга А. Потворов). С 1 марта 1987 по 21 марта 1988 года на «Проворном» на­чат капитальный ремонт. Затем работы приостановили, так как ВПК уже выслу­жил свой почти 25-летний срок. При 70% готовности «Проворный» исключили из состава ВМФ 21 августа 1990 года. Ко­рабль стоял в Севастополе (бортовой № 713) и числился в составе 150-й бри­гады надводных кораблей КЧФ.

Последними командирами корабля были капитаны 3 ранга А. Формозов (с 1 января 1987 г.), В. Мелентьев (с 1989 г.) и В. Михайлов, при котором и расфор­мировали 31 декабря 1990 года экипаж «Проворного». Окрашенный железным суриком корпус ВПК оттащили на отстой к Троицкому причалу Севастополя. Там надстройки «Проворного» изрядно помял списанный в 1991 году противолодочный крейсер «Ленинград», навалившийся на ВПК при его буксировке. К месту своего последнего успокоения «Проворный» отправился 18 февраля 1993 года и в течение трех недель был полностью раз­резан на металлолом в Инкермане пред­приятием «Вторчермет».

 

«ОТВАЖНЫЙ»

 

Корабль был включен в состав КЧФ 25 января 1966 года и за свою короткую жизнь успел совершить семь походов на боевую службу. С 5 по 30 июня 1967 года «Отважный» выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и посетил Порт-Саид (10— 14 июля 1967 г.). В 1968— 1969 годах он прошел текущий ремонт на заводе име­ни 61 коммунара в Николаеве с модер­низацией ракетного вооружения. С 1969 года командиром корабля был назначен капитан 3 ранга Иван Петрович Винник.

В 1970 году «Отважный» объявлен отлич­ным кораблем КЧФ, участвовал в манев­рах «Океан», выходил в Атлантику и к берегам Кубы. В 1972—1973 годах он прошел очередной восьмимесячный ре­монт с докованием в Севастополе и был введен в кампанию 11 мая 1973 года, а в первую линию — с 14 августа того же года. В составе отряда кораблей под ко­мандованием контр-адмирала Л.Я. Васюкова (флагманский крейсер «Адмирал Ушаков») «Отважный» посетил с офици­альным дружественным визитом италь­янские порты Таранто (15 — 18 октября) и Мессина (19 — 22 октября). Последняя боевая служба на Средиземном море для «Отважного» продолжалась с 10 ноября 1973 года по 6 марта 1974 года. Корабль входил в состав 70-й бригады противо­лодочных кораблей под бортовым номе­ром 530. С момента постройки на ВПК проведено 33 пуска зенитных ракет, в том числе 8 ракет в 1965 году и 7 ракет в 1973  году. День ВМФ СССР-28 июля 1974 года — «Отважный» с двумя сторо­жевиками проекта 35А встретил в Нико­лаеве, на реке Южный Буг перед Варваровским мостом. С 4 по 7 августа 1974 года он участвовал в очередных флотс­ких учениях, а с 27 августа ему предсто­яло стать флагманским кораблем управ­ления на втором этапе учений. «Отваж­ный» должен был обеспечить стрельбу малых ракетных кораблей и участвовать в противолодочных учениях с торпедной стрельбой. 29 августа ВПК под командо­ванием капитана 2 ранга И.П. Винника вышел в море, успешно отстрелялся тор­педами, а на рассвете 30 августа встал на рейде бухты Стрелецкая для приема на борт начштаба КЧФ контр-адмирала В.Х. Саакяна и группы старших офице­ров. Кораблю в этот день предстояло обеспечивать зенитную стрельбу с МРК на полигоне боевой подготовки № 36 (р-н мыса Херсонес). В 9.55 «Отважный» прибыл в район испытаний, по кораблю объявили учебно-боевую тревогу.

В 10.00 — члены экипажа, находящи­еся вблизи кормового ракетного погре­ба, услышали шипение, треск, хлопок. Через минуту произошло самопроизволь­ное срабатывание маршевого двигателя одной из ракет в кормовом погребе. Еще через 25 — 30 с сработал стартовый дви­гатель второй ракеты, затем— других... Раздались три последовательных взры­ва ракет кормовой батареи. Крыша кор­мовой надстройки вместе со стартовой установкой была сорвана и заброшена на кормовые дымовые трубы. Оказались разрушены главные поперечные пере­борки на 191 — 215-м шпангоутах, в кор­пусе корабля образовались трещины и разрывы, погибло 24 члена экипажа. Во­дой затопило три отсека (№ 10— 12, от 164 до 233-го шп.) и помещение холо­дильной машины № 3 (9-й отсек). Уже через 8 минут после взрыва корабль имел крен на правый борт до 12° с диф­ферентом на корму 1,5 м. К 10.20 уси­лился и начал распространяться пожар в корме от воспламенения вытекающего топлива (пожар до 164-го шп.). Во избе­жание детонации с горящего ВПК отстре­лили за борт пять боевых торпед. Подо­шедший к «Отважному» БРК «Сознатель­ный» (проект 56А) высадил в 10.56 ава­рийно-спасательную группу (АСГ) из де­сяти человек и начал буксировку горя­щего корабля к берегу. В 11. 45 АСГ из 11 человек высадилась на «Отважный» и с РКБ «Бедовый». Из-за заклиненного руля буксировка шла медленно, а в 11.43 «Сознательный» перепутал команды и прекратил буксировку, обрубив концы. В течение часа буксировка «Отважного» не возобновлялась. Пришедший на помощь «Комсомолец Украины» пытался сбить пламя в районе погреба № 10 водяными струями (с 12.19до 12.45), но вынужден был отойти в сторону. С 12.45 буксиров­ку «Отважного» начал «Бедовый» (до 15.41) со скоростью 2 — 3 узла и в сто­рону открытого моря. Тушить пожар на «Отважном» пытались ПДС-123 и буксир СБ-15. Но крен на правый борт уже пре­высил к этому времени 16°, а пожар вы­теснил боровшийся за живучесть кораб­ля экипаж в носовую часть. В 14.00 с борта «Отважного» сняли раненых и по­страдавших, а еще через 10 минут нача­ли подачу пены в кормовую машину. В 14.45 от нагрева взорвался боезапас глу­бинных бомб в погребе № 10, а пожар распространился на кубрики № 5 и 6. Взрывом разрушило переборки на 233 — 251-м шпангоутах и затопило отсеки № 13, 14. Корабль принял уже 2200 т воды, почти 40% длины корпуса было затопле­но. Взорвалось керосинохранилище. Крен «Отважного» увеличился до 27°, и спасти его уже было невозможно (диф­ферент на корму составил 6,5 м, а верх­няя палуба вошла в воду до барбета кор­мовой артбашни). С 15.03 до 15.24 лич­ный состав покидал обреченный корабль. Крен на правый борт возрос до 32°. От потери продольной остойчивости «От­важный» поднялся в воде вертикально, задрав нос, и ушел кормой вниз, не оп­рокидываясь. Полностью он затонул в 15.57 на глубине 125 м. Впоследствии с затонувшего корабля демонтировали оборудование, а корпус подорвали на грунте.

 

«СТРОЙНЫЙ»

 

Еще при строительстве корабль был укомплектован экипажем с Северного флота, а после окончания испытаний и приемки включен 30 декабря 1966 года в состав КСФ. Затем ВПК вышел на бое­вую службу в Средиземное море и Ат­лантику, с базированием на Североморск. При очередной службе «Строй­ный» нанес официальный визит в столи­цу Исландии — Рейкьявик (25 — 28 октяб­ря 1969 года). Частое пребывание в штормовых условиях заставило уже 28 мая 1971 года поставить корабль на ка­питальный ремонт, который проходил в Николаеве и завершился 19 февраля 1972 года. Затем — опять дальние похо­ды, нелегкая боевая служба. С 6 ноября 1980 года по 14 июля 1981-го — модер­низация по проекту 61 МП на завод име­ни 61 коммунара. Корабль вернулся на Север осенью 1981 года, а на очеред­ной капитальный ремонт встал к завод­ской стенке в Мурманске лишь 19 янва­ря 1990 года. Увы, ремонт изношенного корабля оказался нерентабельным. 12 апреля 1990 года его исключают из состава ВМФ, а 31 января 1991-го эки­паж расформировывают. В 1994 году корпус «Стройного» был продан для раз­борки на металлолом в Индию.

 

«КРАСНЫЙ КАВКАЗ»

 

Корпус «Красного Кавказа» заложили 18 июля 1964 года, а спуск на воду со­стоялся 15 июня 1966-го. Гвардейский флаг, унаследованный от одноименного гвардейского крейсера, был поднят 22 октября 1967 года, а в состав КЧФ ко­рабль официально включили 13 октября 1967 года (По корабельным документам даты биографии этого ВПК несколько отличаются от приведенных С.С.Бережным в «Морской коллекции» № 1 за 1995 г. - Прим. авт.).

В 1967 и 1968 годах «Красный Кав­каз» выполнял боевые задачи в Средиземном море по оказанию помощи во­оруженным силам Египта. В 1969 году получил приз командующего КЧФ за ра­кетную стрельбу. В следующем году — снова приз за минную постановку, а в 1970-м он удостаивается звания «Отлич­ный корабль».

В период со 2 по 7 июля 1973 года «Красный Кавказ» посетил французский порт Марсель. Корабль входил в состав отряда советских кораблей под флагом контр-адмирала Е.И.Волобуева (РКР «Грозный» и ВПК «Проворный»). В этом же году «Красный Кавказ» оказывал по­мощь вооруженным силам Сирии (5 — 24 октября 1973 г.). Через год гвардейский корабль вновь посещает Сирию (визит в Латакию 20 — 25 ноября 1974 г.) и по ито­гам года становится лучшим на КЧФ по штурманской подготовке. В 1967 году ВПК объявлен лучшим на флоте по живучес­ти. В период с 10 марта 1981 по 19 июля 1984 года «Красный Кавказ» проходит ка­питальный ремонт и модернизацию во­оружения в Николаеве и Севастополе. По итогам 1984 года он объявляется лучшим по ракетной стрельбе на КЧФ. С 10 по 14 августа 1984 года ВПК посетил с визитом Варну (Болгария), а во время следующей боевой службы с 12 по 16 августа 1985 года — нанес визит в Тунис. В 1985 году «Красный Кавказ» объявлен лучшим над­водным кораблем Средиземноморской эскадры. 1986 год памятен для ВПК оче­редной боевой службой в Атлантике, ви­зитом на Кубу (20 - 24 октября 1986 г.) и вручением вымпела министра обороны СССР «За мужество и воинскую до­блесть». В 1987 году— вновь Средизем­ное море и визит в Тунис (17 — 21 нояб­ря). Корабль входит в состав 30-й диви­зии КЧФ и в 1989 году объявлен лучшим по морской подготовке среди надводных кораблей 2 ранга.

Распад СССР оказался губительным для заслуженного корабля. Хроническое безденежье поставило гвардейца с бор­товым номером 820 на отстой к причалу Минной стенки Севастополя. Средств на ремонт «Красного Кавказа» не нашлось, хотя требовалась относительно неболь­шая сумма на возвращение его в строй. 1 мая 1998 года он был выведен из бое­вого состава ЧФ. Последний командир «Красного Кавказа» капитан 2 ранга О.А.Котляров 10 мая торжественно спус­тил гвардейский Андреевский флаг, ко­торый на следующий день был поднят на ракетном крейсере «Москва» (бывшей «Славе») его новым командиром — капи­таном 1 ранга В.Куликовым.

 

«РЕШИТЕЛЬНЫЙ»

 

Корабль был включен в состав КЧФ 11 января 1968 года. С 1 по 31 июня того же года выполнял боевую задачу в Сре­диземном море по оказанию помощи вооруженным силам Египта. С 1 апреля по 31 декабря 1968 года «Решительный» вновь несет боевую вахту у побережья этой страны. При возвращении с третьей боевой службы корабль посещает с ви­зитом болгарский порт Варна (9— 12 августа 1969 г.). В 1971 году «Решитель­ный» снова выходит в Средиземное море и при возвращении наносит визит в си­рийский порт Латакия (14 — 18 декабря). С 6 по 9 октября 1978 года «Решитель­ный» находится с официальным визитом в итальянском порту Мессина и прини­мает участие в мероприятиях, посвящен­ных памяти жертв землетрясения 1908 года. При возвращении в Севастополь он наносит визит в Стамбул (16 — 20 нояб­ря 1978 г.). Потом корабль несколько лет базируется на Поти, и на его борту обу­чаются экипажи для строящихся индий­ских «поющих фрегатов». По возвраще­нии в Севастополь «Решительный» вхо­дит в состав 30-й дивизии. Корпус и ме­ханизмы корабля находятся в хорошем состоянии, и его готовят для консерва­ции в связи с отсутствием средств на мо­дернизацию. С 1 ноября 1989 года «Ре­шительный» выведен из боевого соста­ва КЧФ, законсервирован и поставлен на отстой к причалу Троицкой балки Севас­тополя. Он официально включен в состав 63-й бригады кораблей резерва и до 1997 года сохраняется в хорошем состо­янии. Но затем следуют исключение его из состава ВМФ, разоружение, разграб­ление и продажа через частные коммер­ческие структуры на металлолом в Ин­дию. По ряду причин и таможенных труд­ностей корабль, ожидая буксировки в Индию, вплоть до лета 1998 года отста­ивался в Килен-бухте Севастополя.

 

«СМЫШЛЕНЫЙ»

 

После постройки ВПК «Смышленый» был включен 21 октября 1968 года в состав КСФ. Он участвовал в маневрах «Оке­ан» весной 1970 года, а в период с 31 ок­тября по 9 ноября 1971 года нанес дру­жественный визит в кубинский порт Гава­на. В 1975 году ВПК возвращается в Ни­колаев для капитального ремонта и модер­низации по проекту 61 МП, работы завер­шаются в 1977 году. При переходе на Се­вер корабль несет боевую службу в Сре­диземном море. С 10 по 14 мая 1978 года он наносит визит во французский порт Бордо. «Смышленый» входит в состав 120-й бригады ракетных кораблей, несет боевую службу в Атлантике. В период с 25 по 30 мая 1987 года он наносит деловой визит в порт Сан-Томе (республика Сан-Томе и Принсипи). С мая 1990 года ко­раблю присвоен бортовой номер 644, а 22 февраля 1993 года он официально исклю­чается из состава ВМФ РФ, и 30 июня 1993 года его экипаж окончательно расформи­ровывается. Далее следует продажа кор­пуса корабля на металлолом в Индию.

 

«СТРОГИЙ»

 

Сразу после постройки в Николаеве ВПК «Строгий» был включен 8 января 1969 года в состав КТОФ. При перехо­де на Дальний Восток маршрут кораб­ля пролегал вокруг Африки, через Ин­дийский океан. За время перехода «Строгий» нанес визит в сомалийские порты Бербера, Могадишо и Кисмаю (5 —7 декабря 1969 г.). Корабль часто несет боевую службу в Индийском оке­ане: в период с 4 по 8 февраля 1972 года он посетил эфиопский порт Массауа, со 2 по 7 июня 1978 года — порт Виктория на Сейшелах, а при возвра­щении во Владивосток с боевой служ­бы — вьетнамский порт Хайфон (5—10 ноября 1978 г.). Дважды «Строгий» про­ходил средний ремонт во Владивосто­ке и вновь выходил на боевую службу.

Последним иностранным портом посе­щения стал для него Мозамбикский порт Мапуту (22 - 26 июня 1985 года), куда ВПК зашел, возвращаясь на Дальний Восток из Севастополя, где прошел краткий неотложный ремонт. С 1 нояб­ря 1990 года «Строгий» был выведен из боевого состава ВМФ, законсерви­рован и поставлен на отстой во Влади­востоке, а 30 июня 1993 года — окон­чательно исключен из состава ВМФ и разоружен. Расформирование экипажа корабля началось 11 февраля 1994 года. Корпус «Строгого» был продан на слом в Индию. Но при буксировке ко­рабль затонул во время шторма в 1995 году у Сингапура.

 

«СМЕТЛИВЫЙ»

 

ВПК «Сметливый» впервые поднял Военно-морской флаг 16 июля 1969 года, а в состав КЧФ был зачислен 21 октября 1969 года. Корабль совершает дальние походы, несет боевую службу в Средиземном море и с 6 по 12 марта 1973 года посещает с официальным визитом сирийский порт Латакия. Пе­ред возвращением с боевой службы корабль заходит в югославский город Сплит (26 сентября — 1 октября 1973 года). В следующем году ВПК «Смет­ливый» посещает болгарский порт Вар­на (9— 13 августа 1974 года), а 30 ав­густа того же года принимает участие в оказании помощи горящему ВПК «От­важный». В 1976 - 1977 годах на кораб­ле модернизируется зенитное ракетное вооружение и устанавливается систе­ма орошения погребов «Карат-М». И вновь- походы на боевую службу, ви­зит в Тунис (26 июня— 1 июля 1980 года). Необходимость проведения ка­питального ремонта и модернизации «Сметливого» (для этих целей выдели­ли 49 млн рублей в ценах 1987 г.) при­вела корабль 19 февраля 1987 года к причальной стенке Севморзавода. Пос­ле окончания ремонта его предполага­лось перевести на Северный флот. Ко времени распада СССР объем прове­денных работ не превышал 70%, и Севморзавод поставил своеобразный ре­корд, продержав корабль в ремонте более восьми лет. Суть модернизации «Сметливого» состояла в установке но­вого комплекса обнаружения подвод­ных лодок МНК-300 (для чего сняли кор­мовую артустановку) и размещении на месте бомбометов РБУ-1000 пусковых установок перспективных противокорабельных ракет «Уран». При нормальной работе на это требовалось 12—14 ме­сяцев, но Севморзавод умудрился и через восемь лет выпустить россий­ский корабль с недоделками и в небое­способном виде. На ходовых испытани­ях вдруг застучал валопровод — выяс­нилось, что не проведена его центров­ка, так как эти работы не были огово­рены предварительно. В итоге — даже на весеннем сборе-походе кораблей Черноморского флота в 1998 году «Сметливый» нельзя было полноценно использовать. Сторожевик отправили к берегам Кавказа в качестве ретрансля­тора связи, так как единственным при­годным видом оружия оставалась но­совая артбашня 76-мм орудий. Но эки­паж «Сметливого» прилагает все силы к введению своего корабля в строй в качестве полноценной боевой единицы. Вместе со «Сдержанным» он остается одним из двух последних «живых» ко­раблей в семье «поющих фрегатов».

 

«СМЕЛЫЙ»

 

«Смелый» официально зачислили в состав КЧФ 9 января 1970 года. Один раз он успел побывать на боевой служ­бе в Средиземном море. Затем было принято решение модернизировать его по проекту 61 МП. И в период с 11 де­кабря 1972 по 30 декабря 1974 года корабль прошел модернизацию в Ни­колаеве на заводе имени 61 коммуна­ра. (В «Морской коллекции» № 1 за 1995 г. неверно указаны даты модер­низации и ее место. — Авт.) После это­го «Смелый» вновь выходит в Среди­земное море и с 17 по 22 сентября 1976 года наносит визит в итальянский порт Мессина. 8-13 апреля 1978 года «Смелый» посещает Алжир, а 13—18 апреля 1979 года — югославский порт Риека. В 1981 году «Смелый» покинул Севастополь и после окончания очередной боевой службы перешел на Балти­ку. В Риге с 17 декабря 1982 года по 30 января 1985-го он прошел капитальный ремонт и был зачислен в состав дваж­ды Краснознаменного Балтийского флота. Здесь судьба «поющего фрега­та» круто изменилась.

В это время из состава польских ВМС был исключен ракетный эсминец «Варшава» (бывший советский «Спра­ведливый» проекта 56АЕ), и перед ру­ководством польских ВМС встал вопрос о замене флагманского корабля на но­вую единицу. Полякам предложили «Смелый». Осенью 1987 года корабль прибыл в Польшу для полуторамесяч­ного ознакомления с кораблем будуще­го экипажа. И 19 января 1988-го ВПК был официально передан в аренду ВМС Польши. Крестной матерью нового польского эсминца «Варшава» стала пани Кристина Антос, жительница Вар­шавы. Корабль стал базироваться на порт Гдыня в составе 3-й флотилии ко­раблей имени командора Болеслава Романовского. «Варшава» — «Смелый» достойно представлял свою новую ро­дину во время визитов в Лондон (9 — 12 мая 1989 г.), в Стокгольм, Варнемюнде, Росток (1989 г.), в Киль (1992 г.). Корабль имеет бортовой номер 271, к настоящему времени на нем замене­на часть радиоэлектронной аппарату­ры — в частности, вместо навигацион­ной РЛС «Волга» установлена польская РЛС, антенна РЛС «Ангара-А» снята с фок-мачты для предполагаемой заме­ны на НУР-27 польского производства.

Ракетный эсминец «Варшава» оста­ется третьим «поющим фрегатом» быв­шего советского флота, еще сохраняю­щимся в боевом строю, не считая пяти индийских кораблей специальной по­стройки.

 

«КРАСНЫЙ КРЫМ»

 

Этому кораблю судьба также подари­ла право нести звание гвардейского. 30 июня 1970 года на нем впервые взмет­нулся гвардейский флаг одноименного крейсера. В состав КЧФ «Красный Крым» включили 20 октября 1970 года. Не многим известно, что его корпус в подводной части в экспериментальных целях был покрыт «резинкой»—анти-гидролокационным покрытием. 15 — 19 мая 1971 года и 1 — 29 февраля 1972-го экипаж ВПК оказывал помощь воору­женным силам Египта в отражении из­раильской агрессии. 3 — 7 июля 1975 года «Красный Крым» вместе с крей­сером «Жданов» нанесли визит во французский порт Тулон. Отрядом ко­мандовал контр-адмирал В.И.Акимов. Гвардейский ВПК посетил также порты Сплит (14— 19 октября 1976 г.) и Кон­станцу (5 — 9 августа 1977 г.). С 6 ок­тября 1978 по 28 августа 1983 года «Красный Крым» прошел капитальный ремонт и модернизацию вооружения на Севастопольском морском заводе. За столь долгий срок «ремонта» можно было построить новый корабль, но Севморзавод всегда «славился» на флоте долгой и некачественной работой.

Тем не менее, на корабле все-таки удалось завершить ремонт, и он снова появился в Средиземном море на боевой службе. С 12 по 16 августа 1985 года нанес визит в Тунис, а в период с 11 по 14 июня 1990 года посетил итальянский порт Таранто. После распада СССР вы­ходы на боевую службу практически пре­кратились, и «Красный Крым» отстаивал­ся в севастопольской бухте. С 1 июня 1992 года ВПК переклассифицируют в СКР, и он числится в составе 30-й диви­зии надводных кораблей с бортовым но­мером 814. На стоящий у Минной стенки «поющий фрегат» какое-то время орга­низуются экскурсии, но денег на ремонт по-прежнему не выделяют. Прекрасно сохранившийся корабль исключают из состава флота 24 июня 1993 года. С 11 февраля 1994 года расформировывает­ся экипаж гвардейца, с корабля демон­тируют вооружение и оборудование, а последний командир «Красного Кры­ма» — капитан 2 ранга А.Ю. Ломов спус­кает с него флаг. Вскоре СКР продают на слом в Индию. 3 апреля 1996 года в 16.00 обреченный фрегат был выведен из бухты буксиром «Гепард». Одновре­менно туда же отправилась и плавбаза субмарин «Виктор Котельников», также списанная на слом, несмотря на хоро­шее состояние корпуса и механизмов.

 

«СПОСОБНЫЙ»

 

Корабль после завершения строи­тельства был включен 27 октября 1971 года в состав КТОФ и перешел своим ходом на Дальний Восток вокруг мыса Доброй Надежды. Боевая служба «Спо­собного» протекала у берегов Японии, в Тихом и Индийском океанах. Корабль нанес визит 20 — 24 декабря 1973 года в Порт-Луи на о.Маврикий, а в период с 25 по 30 августа 1976 года совершил официальный визит в канадский порт Ванкувер. На тихоокеанском театре обычно находилось только три «поющих фрегата», и корабли этого типа эксплу­атировались с повышенной нагрузкой. К середине 80-х годов «Способному» потребовался капитальный ремонт, для чего корабль возвратили на Севморзавод 30 июля 1987 года. Здесь было ре­шено в экспериментальных целях раз­местить в кормовой части корпуса но­вейший гидроакустический комплекс четвертого поколения с буксируемыми антеннами на разных уровнях воды. Про­ект перестройки предусматривал демон­таж кормовой артиллерийской башни и размещение гидроакустического ком­плекса в специальном помещении на месте кормовой ВПП с двумя бортовы­ми спонсонами для буксируемых антенн. Ремонт и модернизация корабля к мо­менту распада СССР были завершены более чем на 70%, но дальнейшее фи­нансирование работ сразу же прекратилось. На ВПК претендовала независи­мая Украина, и была попытка подъема на нем украинского флага 3 июля 1992 года. «Спорный» корабль решили исклю­чить из состава ВМФ РФ для демонта­жа и реализации через ОФИ КЧФ, но 29 октября 1992 года его корпус официаль­но перечислили в состав Черноморско­го флота (из состава КТОФ). Датой офи­циального списания корабля принято считать 6 января 1993 года (приказ № 192 ГК ВМФ РФ). Затем командова­ние КЧФ решило передать «Способный» в собственность предприятию «Севморзавод имени С.Орджоникидзе» для упла­ты долгов флота. Заводские буксиры перевели обреченный корабль 28 апре­ля 1993 года от стенки Северного дока в Южную бухту, где и начался демонтаж вооружения и оборудования. К 20 нояб­ря 1993 года разоружение корабля за­кончилось, и он перешел в собствен­ность Севморзавода.

Затем последовала продажа «Спо­собного» для разборки на металл в Ин­дию. 2 апреля 1995 года он был уведен из Севастополя.

 

«СКОРЫЙ»

 

Самый молодой из семьи «поющих фрегатов» — ВПК «Скорый» — был включен в состав КЧФ 31 октября 1972 года. Летом следующего года корабль вышел в Средиземное море. В период с 26 сентября по 1 октября 1973 года отряд советских кораблей под флагом адмирала В.С.Сысоева посетил с визи­том югославский порт Сплит. В состав отряда, кроме ВПК «Николаев» и «Сметливый», входил и «Скорый». По завершении визита корабль находился с 5 по 24 октября 1973 года в зоне боевых действий, оказывая помощь во­оруженным силам Сирии и Египта. С 23 июля по 22 сентября 1974 года — по­мощь ВС Египта.

Вместе с противолодочным крейсе­ром «Ленинград» корабль участвует в разминировании Суэцкого залива (4 ав­густа — 14 октября 1974 г.), обеспечи­вая безопасность боевого траления. При возвращении на Черное море на­носит официальные визиты в порт Порт-Луи на о.Маврикий (14— 19 октября 1974 г.) и в порт Дакар республики Се­негал (19 — 23 ноября 1974 г.).

В 1975 году «Скорый» снова выхо­дит в Средиземное море и с 12 по 17 мая 1975 года наносит официальный визит в порт Сплит. В период с 20 по 25 октября 1978 года «Скорый» посе­щает греческий порт Пирей. Затем по­следовал капитальный ремонт (30 июля 1982 г.-16 сентября 1985 г.), и вновь — выходы на боевую службу.

Распад СССР быстро положил конец карьере и этого «поющего фрегата». Последовали несколько мелких аварий и пожар в кормовом котельном отделе­нии (21 августа 1992 г., в 22.00), длив­шийся около полутора часов.

В 1995 году по недосмотру личного состава «запороли» турбины, и корабль возвратился с моря на буксире у «Сдер­жанного». Больше «Скорый» в море уже не выходил. В августе 1995 года с него сняли боезапас, и до 1997 года он ожи­дал решения своей участи у 12-го при­чала в Севастополе. Вначале предпо­лагалось отремонтировать «Скорый» за счет механизмов законсервированного «Решительного», но проще и выгоднее оказалось списать на слом оба кораб­ля. Началось тихое разграбление «Ско­рого», завершившееся затоплением пяти отсеков корабля в ночь на 19 но­ября 1997 года. Причиной аварии ока­залось элементарное воровство: мат­росы свинтили и продали коммерсан­там медную забортную аппаратуру, и сторожевик принял более 800 т воды, осев носом по цифры бортового номе­ра. Лишь усилия спасательного букси­ра «Шахтер» позволили откачать воду и удержать «Скорый» на плаву. 22 ноября 1997 года на нем был спешно спу­щен Военно-морской флаг, и началось разоружение корабля. Этот процесс шел медленно, и когда внезапно поступил приказ на буксировку «Скорого» в Инкерман для разделки, то корабль при­шлось вести почти с полным комплек­том вооружения. К 14 часам 27 мая 1998 года сторожевик прибыл к причалу судоразделочной базы, а через три не­дели от очередного «поющего фрега­та» остались лишь воспоминания.

 

«СДЕРЖАННЫЙ»

 

Этот большой противолодочный ко­рабль, заложенный 10 марта 1971 года в Николаеве, достраивался по .модер­низированному варианту проекта 61М. Военно-морской флаг СССР был под­нят над «Сдержанным» 22 сентября 1973 года, в состав КЧФ его офици­ально включили 7 февраля 1974 года. Буквально через полгода «Сдержан­ный» участвует в оказании помощи гиб­нущему ВПК «Отважный», вернувшись перед этим с первой боевой службы в Средиземном море. Первым его ко­мандиром стал Юрий Владимирович Роман, ныне капитан 1 ранга в отстав­ке. Во время очередной боевой службы «Сдержанный» посетил с официаль­ным визитом 12—17 мая 1976 года ливийский порт Триполи. За успешное выполнение задач боевой службы в 1977 году «Сдержанному» присвоено звание «Отличный корабль». В числе наград корабля — вымпел министра обороны СССР «За мужество и доб­лесть», полученный за обеспечение разминирования Суэцкого канала (1974 г.). В 1985 году «Сдержанный» объяв­лен лучшим по ракетной подготовке и награжден призом и грамотой Главкома ВМФ СССР.

С 31 октября 1985 по 12 октября 1987 года корабль прошел капитальный ремонт и последующее докование в Николаеве и Севастополе. После ре­монта «Сдержанный» входит в состав 150-й бригады надводных кораблей КЧФ (бортовой номер 702), а после ее расформирования в октябре 1990 года — в состав 30-й дивизии КЧФ. С января 1992 года корабль был пере­классифицирован в СКР и получил бор­товой номер 804. В 1994 и 1995 годах «Сдержанный» успешно выполнял за­дачи миротворческой миссии у бере­гов Абхазии. Еще в начале 1994 года его планировали списать на слом из-за отсутствия денег на средний ремонт и докование. Помогли шефы из Южного административного округа Москвы, выделившие более 700 млн рублей, а также шефы из города Россошь Воронежской области. Отремонтированный «Сдержанный» достойно представлял  Черноморский флот России на парадах и сборах-походах кораблей  ЧФ в 1996—1998 годах. Экипаж корабля в эти годы возглавлял капитан 2 ранга В.Дидикин. Моряки «Сдержанного» поддерживают постоянную боеготов­ность своего корабля и надеются встретить на нем XXI век.

 

«ОГНЕВОЙ»

 

«Огневой» — головной корабль ле­нинградской постройки (завод имени А.А.Жданова, Северная верфь) был включен в состав КБФ 21 января 1965 года. Он много плавал по Балтике и выходил на боевую службу в Атланти­ку. В период с 5 февраля по 12 октября 1971 года был модернизирован по про­екту 61 МП и перешел на Северный флот. «Огневой» остался единственным модернизированным кораблем с двухкоординатными РЛС МР-310 на обеих мачтах. Затем он вернулся на Балтику и в период с 1 февраля 1980 по 3 де­кабря 1982 года прошел капитальный ремонт на Кронштадтском морском за­воде. После ремонта «Огневой» прибыл в Североморск и вошел в состав 120-й бригады ракетных кораблей КСФ. Во время очередных боевых служб нанес визиты в нигерийский порт Лагос (31 октября — 4 ноября 1975 г.) и во Фри­таун (Сьерра-Леоне, февраль 1985 г). Окончательно изношенный и устаревший корабль 25 апреля 1989 года был исключен из состава ВМФ СССР и ра­зоружен. К 1 октября 1989 года на «Ог­невом» расформировали экипаж, а осенью 1990 года его продали для раз­борки в Турцию.

 

«ОБРАЗЦОВЫЙ»

 

«Образцовый» был официально включен в состав ДКБФ 2 ноября 1965 года и почти тридцать лет являлся «ви­зитной карточкой» Балтийского флота. В 1967 году он посетил польский порт Гдыня (21 — 26 июня), а с 3 по 9 октяб­ря 1969 года — порты Росток и Варнемюнде (ГДР). Корабль участвовал в маневрах «Океан» весной 1970 года, нанес официальный визит во француз­ский порт Шербур, а с 29 июня по 10 июля 1970 года выполнял боевые за­дачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В январе 1971 года «Об­разцовый» посещает Сейшельские ост­рова, порт Фритаун. Затем следует капитальный ремонт в Кронштадте, ко­торый продолжается с 8 сентября 1972 по 15 марта 1973 года. БПК участвует в учениях на Балтике, посещает Финлян­дию (порт Хельсинки, 24 — 29 июня 1974 г.), ГДР (Росток, 5 — 9 октября 1974 г.) и наносит официальный визит в Великобританию (Портсмут, 28 мая — 1 июня 1976 г.). С 13 апреля 1977 по 10 ноября 1979 года корабль ремонти­руется в Лиепае, а по выходе из ремонта посещает с визитом Польшу (порт Гдыня, 27-30 июня 1980 г.). Затем следует служба на Балтике. С 25 авгус­та 1988 года БПК вновь становится на капитальный ремонт в Лиепае. Выйти из него «Образцовому» уже не удалось, так как после распада СССР и отделе­ния Прибалтики финансирование работ прекратилось. БПК (бортовой номер 435) был исключен 30 июня 1993 года из состава ВМФ. Его незавершивший­ся ремонт обошелся казне в 26 млрд рублей (цены 1993 г.). 1 февраля 1994 года был расформирован экипаж. Кор­пус разоруженного корабля продали в 1995 году на слом.

 

«ОДАРЕННЫЙ»

 

Сразу после постройки БПК «Ода­ренный» перешел на Северный флот и 11 января 1966 года был включен в со­став КСФ. Затем корабль вошел в со­став экспедиции особого назначения и во время летне-осенней навигации 1966 года совершил переход из Коль­ского залива во Владивосток по Север­ному морскому пути. С 8 октября 1966 года БПК официально перечислили в состав КТОФ, и он стал первым тихо­океанским «поющим фрегатом». Боевая служба корабля протекала у побережья Японии, в Тихом и Индийском океанах.

«Одаренный» посетил с визитами ирак­ский порт Басра (18 — 23 ноября 1976 г.), иранский порт Бендер-Аббас (1 — 5 декабря 1976 г.), Мозамбикский порт Мапуту (20 - 24 января 1977 г.), Порт-Луи на острове Маврикий (10 — 14 мар­та 1977 г.). В 1980 году он посетил Ин­дию (порт Кочин, 16 — 19 октября). Ко­рабль не прошел ни одного капиталь­ного ремонта, 4 июля 1987 года был за­консервирован и поставлен на отстой во Владивостоке. В боевой состав фло­та его больше не вводили, а 19 апреля 1990 года исключили из состава ВМФ и разоружили. После расформирования экипажа 31 августа 1990 года корабль вскоре продали на слом в Индию.

 

«СЛАВНЫЙ»

 

«Славный» был включен в состав ДКБФ 17 октября 1966 года и с этого времени становится почти постоянным представителем флота на морских па­радах в Ленинграде. Корабль совершает плавания по Балтике, посещает за­рубежные порты. С 28 по 29 октября 1967 и с 3 по 9 октября 1969 года «Славный» заходил в порт Росток (ГДР), ас 17 по 22 августа 1971 года — в сто­лицу Дании Копенгаген. На следующий год «Славный» несет боевую службу в Средиземном море и с 14 июня по 29 июля 1972 года находится в зоне бое­вых действий, оказывая помощь воору­женным силам Сирии и Египта. С 6 де­кабря 1973 по 4 декабря 1975 года ко­рабль модернизируется в Ленинграде по проекту 61 МП. Далее — очередные походы и визит на Кубу, в Гавану (11 — 15 октября 1985 г.). В Польшу корабль наносит визиты с 18 по 23 июля 1987 года (Гдыня) и с 19 по 24 июля 1988 года (Щецин). Кораблю требуется ре­монт, но 15 декабря 1989 года его вы­водят из боевого состава ДКБФ на кон­сервацию. С 19 февраля 1991 года «Славный» (под бортовым номером 449) выводится из консервации для ремонта, однако отсутствие средств вы­нуждает командование флота через че­тыре месяца списать его на слом. С 24 июня 1991 года «Славный» исключает­ся из состава ВМФ, разоружается и подвергается разграблению. После расформирования экипажа 31 декабря 1991 года корабль попросту затонул у причала в Балтийске. Через несколько лет его корпус был поднят и продан за, рубеж для разделки.

 

«СТЕРЕГУЩИЙ»

 

Пятый и последний «поющий фрегат» ленинградской постройки был сразу же включен в состав КТОФ (7 января 1967 года) и совершил благополучный пере­ход на Дальний Восток. Затем после­довали официальные заходы в индийс­кие порты Мадрас (17 — 24 марта 1968 г.) и Бомбей (3 — 6 апреля 1968 г.), со­малийский порт Могадишо (17 — 24 ап­реля 1968 г.), иракские порты Умм-Каср и Басра (11 — 19 мая 1968 г.), пакис­танский порт Карачи (25 мая — 2 июня 1968 г.), иранский порт Бендер-Аббас (5 — 9 июня 1968 г.), южно-йеменский порт Аден (июнь 1968 г.) и порт Колом­бо (6 — 11 июля 1968 г.). Затем — еще несколько боевых служб в Индийском океане, и с 31 декабря 1978 года «Сте­регущий» выводится из боевого соста­ва флота, проходит консервацию и ста­вится на отстой на долгих пятнадцать лет. 30 июня 1993 года его исключают из боевого состава ВМФ и разоружа­ют. 11 февраля 1994 года расформи­ровывается экипаж, а затем корпус «Стерегущего» продается на разделку в Индию.