Корпус

 

Необходимость снизить водоизме­щение «шнелльботов» вынудило гер­манских конструкторов всерьез занять­ся экспериментами с судостроитель­ными материалами. В результате было установлено, что древесина — опти­мальный материал для быстроходных катеров водоизмещением до 100 т. В отличие от стального корпуса повреж­дения деревянного при одинаковом воздействии имели гораздо меньшие размеры и легче устранялись. В то же время нагрузки, неизбежно возникающие в корпусе быстроходного катера водоизмещением более 50 т, требова­ли металлического набора. Эти обсто­ятельства и определили конструкцию корпуса. Киль катера изготавливался из толстого дубового бруса с допол­нительным усилением на участке с 10-го по 58-й шпангоут. Продольные свя­зи (также деревянные, из так называ­емой орегонской сосны; сечение бру­са 80x45 мм и 120x45 мм) с помощью болтов соединялись со шпангоутами. Последние выполнялись из сплава алюминия с магнием и устанавлива­лись с интервалом в 575 мм. Семь 3-мм стальных переборок делили корпус на отсеки. Передняя (таранная) переборка дополнительно усиливалась оцинкован­ной жестью.

Стальными были и фундаменты ди­зелей. Рубка — из легкого сплава тол­щиной 2,5 мм. Начиная с катера S-68 (вступил в строй в июле 1942 года), вместо обычной рубки «шнелльботы» стали получать рубки конической фор­мы с углами наклона боковых листов 30-40°. На S-100 (май 1943 года) руб­ка и рулевой пост впервые получили защиту из листов 10—12-мм броневой «вотановской» стали. Обшивка катеров была двухслойной: внутренний слой — из 10-мм (позднее 12-мм) древесины белого кедра или лиственницы; внеш­ний—толщиной 21 мм — из красного дерева. Межслойное пространство прокладывалось марлей. Увеличение к концу войны веса корпуса и стальной защиты заставило германских кон­структоров, начиная с катера S-205 (август 1944 года), ввести дополни­тельный, третий слой обшивки.

Семь основных отсеков катера ис­пользовались следующим образом: 1-й отсек — каюта на шесть человек, умы­вальник и гальюн; 2-й — радиопост, ка­юта командира, две топливные цистер­ны по 3000 л; 3-й — два дизеля; 4-й — третий основной и два вспомогатель­ных дизеля, а также динамо-машины; 5-й — две топливные цистерны по 3150 л и одна на 1490 л; 6-й — пост ручного управления рулем, кубрик на 14 чело­век, склад боеприпасов к стрелково-артиллерийскому вооружению; 7-й — две топливные цистерны по 2000 л, ру­левое устройство. 0-й отсек перед та­ранной переборкой имел малые раз­меры и не использовался.